• Преподавателю
  • География
  • Технологическая карта урока по ФГОС «Воды суши: реки и озёра» Домогацких Е. М. , Алексеевский Н. И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений. - М: “Русское слово”, 2014

Технологическая карта урока по ФГОС «Воды суши: реки и озёра» Домогацких Е. М. , Алексеевский Н. И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений. - М: “Русское слово”, 2014

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет

география

Класс

6

УМК

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: "Русское слово", 2014

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

«Воды суши: реки и озёра»

Цель урока

сформировать представление о реках и озёрах как части вод суши.

Задачи урока

(планируемые результаты)

1.сформировать понятия «река»,исток»,«устье»,«длина реки»,«приток»,«речной бассейн»,«речная система»,«равнинная река»,«горная река», «озеро»;
2.дать представление об основных частях реки; происхождении котловин озёр;
3.научить устанавливать причинно-следственные связи характера, направления течения реки от характера рельефа; зависимость озёр от рельефа и климата;
4.раскрыть роль рек и озёр в природе и жизни человека;
5. определить: реки и озёра на географической карте.

Методы обучения

Метод творческого осмысления

Метод практического формирования компетенций

Диалогического освоения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

атласы, раздаточный материал, интерактивная доска, презентация.



Основные этапы организации учебной деятельно-сти





Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организаци-онный этап

Актуализация знаний учащихся

Определить усвоение ранее изученного материала

- Почему воды суши называют внутренними водами?

- Какие водные объекты находятся на материках?

- В чем отличие рек, озёр и морей?

- Все ли реки, озёра одинаковы?

- От чего зависит размещение рек, озёр на материках?

Отвечают на вопросы

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Определить уровень своих знаний

2. Определение темы

Подвести учащихся к определению темы урока

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, начнем мы свое путешествие с нашего замечательного поселка и доберемся до Каспийского моря.

Вопрос: Как вы думаете, сможем ли мы с вами это сделать?

На чем?

- Дайте название вашему кораблю.

А теперь ребята посмотрите на экран

Расскажите нам, какие ассоциации возникли у вас. Что вам представилось?

Сформулируйте тему урока.

Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)А как вы думаете что нового сегодня мы узнаем?

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Загадать загадку:

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая?

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Приводить аргументы. Вступают в диалог. Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Выдвигать версию решения.



Объясняют и формулируют тему урока.

записывают тему урока в тетради, ставят цели и задачи к уроку.

3. Постановка учебных целей и задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

- Что нужно знать при изучении рек, озёр?

- Есть различия у рек, озёр или они все одинаковые?

- Могут ли реки, озёра влиять на другие природные объекты?

Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Свои достижения вы будете записывать в индивидуальном судовом журнале, которые лежат у вас на столах.

А что же такое река? ( Слайд)

Фиксируют проблему.

Высказывают цели и задачи урока

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Освоение нового материала

Обеспечение усвоения новых знаний и способов знаний

1.Перед вами ключевые слова с их помощью попробуйте самостоятельно сформулировать

определение.

Проверим, что у вас получилось…

В мире бесчисленное количество рек, которые отличаются друг от друга расположением, течением, красотой.

Давайте откроем физическую карту мира и вместе посмотрим и найдём крупные реки. Скажите, каким цветом выделены реки на картах?

Как вы думаете, от чего зависит ширина линии?

Теперь мы можем смело отправиться в путешествие по рекам. У вас на столах лежит фрагменты карт речного бассейна реки Волги и реки Дон.

Свое путешествие мы начнем с нашего поселка, Перелешино, с какой реки?

Человек рождается. Место, где человек родился, называют малой Родиной
И у реки есть место рождения. Как же оно называется?

А где берет начало река Дон?

А где еще берут начало реки?

А как называется конец реки?

Изобразите в тетради реку

Подпишите на рисунке Исток, Устье реки.

А где конец реки Дон?

В судовом журнале оцените свою работу в родном порту.

Протяжённость реки Дон от истока до устья …км. … что это за значение? Сформулируйте определение длина реки.

Какая река самая длинная в мире?

Амазонка. А долгое время, какая река считалась самой длинной.

Давайте вместе найдем длину Нил. На столах необходимый материал.

2. - Прочитайте первый абзац, составьте определение понятия озеро.

3. На какие группы можно разделить озёра? (по размерам, по глубине, по происхождению, по возрасту)

Привести примеры.

Составление определений на основе прочитанного текста.

Выделять существенную информацию.

Работа с картой.

Тонкими голубыми линиями.









Один работает у доски остальные в тетрадях.

Работа с фрагментом карты река Дон.




Слушать высказывания других







Выдвигают свои версии. Вступают в диалог.

Оценивать правильность выполнения задания.

Запись определения в тетрадь.











Оценивание работы.






5. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Работа в группах:

1 группа - работает с курвиметром

2 группа - линейка и нитка

3 группа - линейка

Полученные результаты сравниваются.

Какая группа точнее определила длину реки?

Все ли части реки мы с вами нарисовали в тетрадях, как вы думаете?

Давайте проследим причины образования озерных котловин.

Работа в группах

Ответить на вопросы:

- Какие явления природы могут привести к образованию естественных углублений.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

6. Модели-рование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Дорисуйте свою схему

« Речная система».

У себя определите, и подпишите где правые притоки, где левые. Как вы определили?

Как мы назовем нашу схему?

Дайте определение, что называется речной системой.

Оцените свою работу в порту реки Дон.

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

По Дону реке мы доплыли до следующей остановки? До какой, как вы думаете?

Следующее задание на данной станции.

Посмотрите на Уральские горы, они разделяют речные системы Волги и Оби. Как называется граница, разделяющая соседние речные бассейны? Вы должны найти в учебнике.

Пользуясь картами атласа определите, почему некоторые озёра называют сточными, а другие - бессточными.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

7. Конструиро-вание нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Реки не живут сами по себе, они постоянно взаимодействуют с другими компонентами природы и зависят от них. У вас на столах картины с изображением рек. Проанализируйте эти картины и ответьте на вопрос, о каком компоненте природы идет речь и в чем отличие этих рек?

Проследите жизнь озера с его рождения до высыхания или превращения в другой природный объект

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

8. Первичное закрепление

проверка усвоения новых знаний

- Можем ли мы с вами сделать что - то, чтобы сохранить наши родные реки, озера, родники и ручьи?

- Назовите признаки общие для всех озёр

Выделяют существенные признаки

Выслушивают ответы учеников

Определяют степень успешности выполнения своей работы

9. Рефлексия

Организация деятельности учащихся по самооценке

Я предлагаю начать с нашего урока и создать свой покетмод ( карманная книга ). Заготовки у вас на столах.

В судовом журнале вы вели записи, и оценивали свою работу я вам предлагаю оценить свою работу на протяжении всего урока и поставить оценку за работу на уроке и ответить на вопросы.

1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Мне понравились задания …
5. Я научился …

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

10. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность

Оценивая с позиции социальных норм собственных поступков и поступков других людей.

Осознавать причины своего успеха или не успеха

11. Домашнее задание

Знакомство с заданием

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Пользуясь типовым, планом описать реку, озеро (на выбор)

Составлять различные виды планов

Использовать разные источники информации

Сверять свои действия с целью

Задание для 1 группы. Внимательно прочитайте стихотворение Харченко Н.М., ответьте на вопросы:
1. На каком материке расположена река2. В каком направлении течет река? 3. Определите по карте, о какой реке идет речь в стихотворении, что является истоком и устьем этой реки. 4. Почему эту реку называют «рекой жизни»? Составьте синквейн.
Рекою жизни называют
Все египтяне реку……..
Ведь она чудо всем являет
Неисследованных тайных сил.
Начало……. берет на юге
В горах, где множество озер
И ливни сильные, как вьюги
Из льдов- растаявших простор.
Ей резкий климат не мешает
Днем всегда сильная жара
Такой же ночью мороз шпарит
Длится до самого утра.
Река известная веками
Он сотворение земли
Где льются ливни месяцами
И таят в горах ледники.
Представьте, что вы оказались в роли экскурсовода, составьте рекламный лозунг с описанием реки и представьте ее.
Задание для 2 группы. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы:
1 На каком материке протекает река? 2.Где расположен исток реки? 3. Определите по карте, о какой реке идет речь, что является устьем этой реки. 5. Почему эту реку называют издавна называют возвышенными именами? Составьте синквейн.
Эта великая русская река с давних пор известна древним грекам под коротким названием Ра, что означает «Щедрая». Жившие на ее берегах финские племена называли реку «Светлая», «Блистающая», а арабы величали ее Итиль- «Река- рек». На Руси ее называли народной красавицей, матушкой- кормилицей. Словно гигантское дерево, раскинула река по великой Русской равнине свои ветви- притоки. Зародившись небольшим ручьем на Валдайской возвышенности, река на пути к морю превращается в могучую реку, самую большую во всей Европе.
Задание для 3 группы. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы:
1. О какой реке идет речь? 2. Где расположены исток, устье реки? 3. Чем объясняются рекорды реки? Составьте синквейн.
Царица рек, чудо природы, необыкновенная, удивительная…как только не называют эту реку. Самая большая и полноводная река на Земле. Река долго течет по горам и равнинам, от одного края южноамериканского материка к другому, и, достигнув наконец Атлантического океана, сбрасывает в его лоно огромную массу вод. Ее питает множество притоков. Речной бассейн реки самый большой на свете. На этой площади свободно могли бы разместиться Австралия или Соединенные Штаты Америки. Низменность по которой протекает река- страна джунглей, леса и болот- одна из величайших равнин на земном шаре. Когда в реке очень много вод, она разливается на 80-100 км. Таких разливов не знает ни одна река в мире.



© 2010-2022