• Преподавателю
  • География
  • Статья: Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы

Статья: Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы

21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно стратегия развития образования 21 века должна разрабатываться с учетом идеи гуманизации и экологизации. В последние годы в школе, как и 70 лет назад в 1920-е гг., поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательног...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:" Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся

Через различные формы учебной и внеклассной

Е.А. Жихарева, Л.А. Батлукова; МКОУ СОШ №12, г. Лиски.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI

века должна разрабатываться с учетом идеи гуманизации и экологизации.

В последние годы в Российской школе, как и 70 лет назад, в 1920-е гг, поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.

Главная роль в формировании, экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит:"Скажи мне - я не забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму".

Одним из основных направлений работы в нашей школе стала эколого - краеведческая работа. Руководит и организовывает эту работу в школе учителя географии, химии и биологии. Но успех работы зависит от взаимосотрудничества всех педагогов школы и даже родителей.

Основная цель работы- формирование у учащихся понимания своего органического единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания.

Реализация идей и задач экологического образования в нашей школе осуществляется как на уроках географии, так и во внеклассных и внешкольных мероприятиях с использованием различных образовательных технологий, методов, средств. Это дает возможность учителю показать причинно - следственные связи в системе << природа - человек - производство>>, ввести учеников в мир социальной экологии, показать возможность применения экологических знаний на практике.

Одним из приемов формирования экологической культуры на уроках является использование поэтических образов, которые оказывают благоприятное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Задания к стихотворениям помогают школьникам самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.

Три клада у природы есть:

Вода, Земля и воздух -

И три ее основы

Какая бы ни грянула беда -

Все возродится снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем,

Что <<если>> значит ?

О, человек!

Природа-мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, но голубых озер…

Цени доверие ее, Природы!

Ни обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм мраморные своды.

С. Викулов

На своих уроках используем перспективно- опережающее обучение. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по краеведению для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививаем интерес к предметам. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий экологического характера.

На основе элементов этой технологии проводятся уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикуем в 7- 9 классах.

Литература

Г .К. Семенова «Современные образовательные технологии», -М. Народное образование, 1998г.

С.Н. Воробьев и др. «География Воронежской области» - Воронеж :ВГПУ, 2007г.


© 2010-2022