- Преподавателю
- География
- Статья: Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы
Статья: Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батлукова Л.А. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема:" Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся
Через различные формы учебной и внеклассной
Е.А. Жихарева, Л.А. Батлукова; МКОУ СОШ №12, г. Лиски.
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI
века должна разрабатываться с учетом идеи гуманизации и экологизации.
В последние годы в Российской школе, как и 70 лет назад, в 1920-е гг, поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.
Главная роль в формировании, экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит:"Скажи мне - я не забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму".
Одним из основных направлений работы в нашей школе стала эколого - краеведческая работа. Руководит и организовывает эту работу в школе учителя географии, химии и биологии. Но успех работы зависит от взаимосотрудничества всех педагогов школы и даже родителей.
Основная цель работы- формирование у учащихся понимания своего органического единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания.
Реализация идей и задач экологического образования в нашей школе осуществляется как на уроках географии, так и во внеклассных и внешкольных мероприятиях с использованием различных образовательных технологий, методов, средств. Это дает возможность учителю показать причинно - следственные связи в системе << природа - человек - производство>>, ввести учеников в мир социальной экологии, показать возможность применения экологических знаний на практике.
Одним из приемов формирования экологической культуры на уроках является использование поэтических образов, которые оказывают благоприятное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.
Задания к стихотворениям помогают школьникам самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.
Три клада у природы есть:
Вода, Земля и воздух -
И три ее основы
Какая бы ни грянула беда -
Все возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем,
Что <<если>> значит ?
О, человек!
Природа-мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, но голубых озер…
Цени доверие ее, Природы!
Ни обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм мраморные своды.
С. Викулов
На своих уроках используем перспективно- опережающее обучение. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по краеведению для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививаем интерес к предметам. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий экологического характера.
На основе элементов этой технологии проводятся уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикуем в 7- 9 классах.
Литература
Г .К. Семенова «Современные образовательные технологии», -М. Народное образование, 1998г.
С.Н. Воробьев и др. «География Воронежской области» - Воронеж :ВГПУ, 2007г.