ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ

ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ

«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

«...день, проведённый ребёнком посреди

рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье»...

К. Д. Ушинский

Каждый учебный предмет школьной программы является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. География здесь занимает достойное место и заслуженно пользуется у многих учащихся популярностью. Конечно, мы понимаем, что отношение к предмету формирует учитель. Качество его преподавания, применяемые им технологии, методы и приёмы во многом определяют интерес учащихся к «любимой географии». В наше время - динамичное, технологичное, такой методологический набор у учителя должен быть очень широк. Наряду с использованием новых форм обучения и воспитания, нельзя забывать и о традиционных. И если надо - умело их модернизировать, приспосабливая к новым условиям и требованиям. Одним традиционных видов учебно-воспитательной работы является экскурсия

Сегодня, когда, учащиеся проводят много времени в стенах школы, за компьютером, они буквально завалены потоком информации. Практически любой ландшафт или объект они могут увидеть используя информационно-коммуникативные технологии. Но экскурсии, которые проводится на основе непосредственного восприятия изучаемого объекта и сопровождаются выходом за пределы школы, позволяют учащимся восполнить такой дефицит общения. Ведь сколько не смотри на экране на лес или слушай пение птиц из колонок, реальная действительность имеет неоспоримые преимущества.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения.

Учебная экскурсия - сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с учащимися в природе или на производстве, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Можно выделить 3 основных этапа учебной экскурсии:

  1. Подготовка учителя и учащихся к проведению учебной экскурсии.

  2. Непосредственное проведение экскурсии.

  3. Подведение итогов, систематизация, оформление и последующее
    использование материалов и информации, собранные во время экскурсии, в учебном процессе.

Подготовка учителя и учащихся к проведению учебной экскурсии включает:

1. Формулировку цели и задач экскурсии.

При этом исходим прежде всего из требований школьной программы по географии, имеющихся в микрорайоне школы доступных природных объектов и предприятия для изучения во время экскурсии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии (при изучении какой темы), так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможности сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей, определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, определение содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке.

Используя различные картографические материалы и литературные источники по географии, краеведению и туризму, составляется схематический план местности и описание природных условий района экскурсии, выбирает маршрут и места остановки. При подготовке экскурсии на предприятие маршрут намечается таким образом, чтобы можно было провести вводную и заключительную беседу и познакомить учащихся с основными цехами или отделами в технологический последовательности. Главный принцип отбора материала для экскурсии на производственное предприятие - показ в первую очередь особенностей производства, которые позволяют вскрыть причины размещения предприятия в данном месте, его специализацию, а также на конкретном материале познакомить школьников с основными формами организации производства.

При проведении экскурсии помимо требуемых школьной программой по географии, могут быть решены и другие задачи. Поэтому предусматриваются дополнительные остановки у объектов, предусматривающих особый интерес в познавательном отношении или для профессиональной ориентации, природоохранного, патриотического и эстетического воспитания. Это - различные объекты природы (родник, уникальные растения, исторические деревья и др.), а также организация встреч о ветеранами, специалистами сельского хозяйства, лесного хозяйства, известными людьми своего края, обелиски и т.п. При этом учитывается что подобные остановки требуют дополнительных затрат времени, увеличивается общая продолжительность экскурсии.

Знакомясь с маршрутом на местности и предварительно побывав на предприятии, уточняются географическое положение остановок, содержание объяснения и задания учащимся, форму и объем записей и рисунков, которые должны будут делать учащиеся. Если проведение экскурсии предполагает участие экскурсовода или другого приглашенного специалиста, то учитель должен заранее объяснить ему цели и задачи экскурсии, какой объем информации от них ожидают, на что необходимо уделить внимание.

3. Составление индивидуальных и бригадных заданий для учащихся, отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии и непосредственная подготовка учащихся к экскурсии.

К любой учебной экскурсии учащиеся готовятся теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка состоит в ознакомлении с особенностями природы или экономики района экскурсии, в повторении или изучении общих понятий, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях или на производстве. Учащиеся должны осознать, для чего проводится экскурсия и уяснить связь изучаемого материала и предстоящей экскурсии.

Практическая подготовка заключается в обучении школьников некоторым приемам учебной работы, без овладения которыми не могут быть выполнены основные задания учителя во время экскурсии.

Теоретическая и практическая подготовка осуществляется на уроках и практических работах, предшествующих проведению учебное экскурсии.

Организационная подготовка учащихся предполагает разбивку детей на бригады, назначение и инструктаж бригадиров, подготовку бригадного и индивидуального снаряжения, сообщение о времени и месте сбора, форме одежды, согласование об обеспечении транспортом и т.п., а также ознакомление с требованиями к поведению на экскурсии. Пои проведении экскурсии на природу особое внимание следует обращать на соблюдение правил охраны природы, при посещении предприятия на выполнение правил и требований ТБ.

4. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

При подготовке экскурсии необходимо продумать о сборе материала и информации для последующего использования на уроках географии. Это в значительной степени зависит от того, как он собран и обработан, т.е. подготовлен к использованию в дальнейшем учебном процессе. Учитель заранее должен знать, какие возможности подставляет экскурсия для изучения различных тем школьного курса географии, в частности как могут быть использованы на уроке результаты наблюдений и практических работ, выполняемых в полевых условиях. Исходя из этого предусматривается организация практических работ и форма записей их результатов в ходе экскурсии.

Если учебная экскурсия хорошо продумана и тщательно подготовлена, то при непосредственном проведении экскурсии учитель ведет контроль за ходом экскурсии, направляет работу учащихся, экскурсоводов, чтобы наиболее полно выполнить поставленные задачи.

Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время экскурсий

Адресная и физико-географическая привязка. Местоположение объекта экскурсии наносится на карту и обозначается номером. В полевых дневниках или бланках фиксируется время и текстовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.

Геологические наблюдения производятся в основном на специализированных точках - естественных обнажениях (по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах и реже в балках), либо в антропогенных комплексах (карьерах, свежевырытых канавах и ямах). Школьники производят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике, а также фото- и видеосъемку. Примерный план геологического изучения местности со школьниками: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания и состав горных пород, условия образования, показать их влияние на формы рельефа; показать, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа; дать характеристику хозяйственного использования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее; формулирование выводов; отбор и оформление материалов отчета.

Геоморфологические наблюдения нацелены на ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и картам. В дневнике записывают общий вид тех или иных форм рельефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисовки, выразительно и полно изображающие рельеф: характер эрозионного расчленения, форма склонов, террасированность поверхности и другие особенности.

Микроклиматические наблюдения. При изучении климата собирают и отмечают в полевом дневнике или в метеорологических бланках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изменениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.

Гидрологические наблюдения во время школьных экскурсий интереснее проводить на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды. Разумеется, что водный объект нельзя «вынимать» из окружения. Поэтому его характеристику дополняют краткими сведениями о берегах и прилегающей территории, а также о прямом или косвенном антропогенном воздействии.(Приложение 1)

Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки - силосные ямы, траншеи, канавы под фундамент различных построек. В полевом дневнике или бланке учащиеся делают схематическую зарисовку почвенного профиля (желательно с натуральными мазками из всех горизонтов). Горизонты индексируют, записывают их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах) и другие показатели в следующем порядке: цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель.

Описание растительности зависит от характера сообщества. Для луговой или болотной растительности принятый размер описания ботанической площади 100 м2или 10x10 м; для леса описание производится на площади от 400 м2 (20x20 м). При описании травянистой растительности составляется список растений, в котором обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Далее записывается высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); среднюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомкнутость крон. Вносится оценка класса бонитета. После описания всех ярусов древостоя в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подросте, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах (название видов, обилие, высота, жизненность, распределение). Отмечают также общий характер, облик. Проективное покрытие для каждого из ярусов. При описании культурных посевов в дневнике и бланке дают название культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засоренности культур. Изучая растительность, школьники также знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.

Зоогеографические наблюдения. В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по маршруту, но и следы их пребывания. Например, пятна разрытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.

Маршрутные наблюдения между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку. В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед учащимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.

Для проведения экскурсий в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям: 1) быть разнообразным в физико-географическом отношении; 2) иметь доступный для изучения пересеченный рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов; 3) должен быть вполне доступен для прохождения. В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удаленное, но с минимальной затратой времени на проезд.

Список использованной литературы:


  1. Копылова О.Ю. Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии.

  2. И.В. Душина, Г.А. Понурова. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей, 1996.

  3. В.В. Николина и др. Методическое пособие по курсу «Население и хозяйство России» 9 класс. М.: «Просвещение», 1997.

  4. Методика обучения географии в общеобразовательной школе /Под редакцией Л.М. Пан М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 1996.



© 2010-2022