Конспект урока по теме «Север в романе Вениамина Александровича Каверина «Два капитана»

  Конспект урока географии , внеклассного занятия "Клуб знаменитых капитанов" по теме «Освоение Арктики» Тема урока: «Север в романе Вениамина Александровича Каверина «Два капитана». Цель урока: Показать значение Северного морского пути для экономики России. Познакомить с фактической основой романа. Показать мужество и героизм русских полярников в освоении Арктики. Вызвать желание глубже знать историю своего края. Оборудование: физическая карта России, д/ф «Моря России», портреты руководителей экспедиции.   Полярные широты … Если посмотреть на карту и прочитать названия островов, проливов и морей, то предстанут славные имена людей из длинной истории открытий и освоения отдельных точек Земли (ледниковый купол Брусилова на земле Франца-Иосифа, берег Русанова, пролив Русанова, полуостров Русанова на Новой земле, мыс Русанова на земле Франца-Иосифа, ледник Русанова на Северной Земле, берег Седова, остров Седо...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Клуб знаменитых капитанов

«Освоение Арктики»

Тема урока: «Север в романе Вениамина Александровича Каверина «Два капитана».

Цель:

  1. Показать значение Северного морского пути для экономики России.

  2. Познакомить с фактической основой романа.

  3. Показать мужество и героизм русских полярников в освоении Арктики.

  4. Вызвать желание глубже знать историю своего края.

Оборудование: физическая карта России, д/ф «Моря России», портреты руководителей экспедиции.

Чтец 1: Арктика. Это слово стало символом мужества и отваги первооткрывателей, осваивающих суровый полюс Земли.

Чтец 2: Сейчас говорят про Арктику: «теплая Арктика», имея ввиду ее обжитые районы, где люди добывают руду и газ, лес и рыбу.

Чтец 1: Говорят «близкая Арктика», видя, как караваны судов уверенно идут по Северному морскому пути и как в любое время года на любой ее участок прилетают самолеты полярной авиации.

Чтец 2: Арктика - это огромная область планеты, размером 26,4 млн. км2. Она включает в себя моря, острова, континенты.

Чтец 1: Все белое в Арктике - белый снег, белый клык, белые айсберги, белые сны. Это колоссальные пространства одного цвета, от изобилия которого начинаешь страдать. Слишком много льда и снега, много света в полярный день, пурги и морозов.

Чтец 2: Поколения за поколением продвигались русские люди на восток, медленно обживая северную кромку материка Евразии, совершенно безлюдные острова и архипелаги (Колгуев, Войгач, Новую Землю) и совсем уже немыслимо далекий Шпицберген (Грумант, как исстари называли его архангельские поморы).

Медленно, но все же осуществлялись замыслы Михаила Васильевича Ломоносова, писавшего: «Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава».

Учитель: Полярные широты … Если посмотреть на карту и прочитать названия островов, проливов и морей, то предстанут славные имена людей из длинной истории открытий и освоения отдельных точек Земли (ледниковый купол Брусилова на земле Франца-Иосифа, берег Русанова, пролив Русанова, полуостров Русанова на Новой земле, мыс Русанова на земле Франца-Иосифа, ледник Русанова на Северной Земле, берег Седова, остров Седова в Баренцевом море, залив Седова на Новой земле, ледник Седова на земле Франца-Иосифа).

Эти острова, ледники, проливы - свидетельства уважения, признания заслуг лейтенанта Георгия Львовича Брусилова, мореплавателя Владимира Александровича Русанова, старшего лейтенанта Георгия Яковлевича Седова, - прототипов Ивана Львовича Татаринова. И еще одна «составляющая» - уже известный нам английский капитан Роберт Скотт.

В уста Ивана Львовича писатель вложил строки из ответов и прощальных писем Роберта Скотта. А слова клятвы Сани Григорьева «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - начертаны на могильном кресте Роберта Скотта в Антарктиде.

М.В. Ломоносов: «В 1912 году в Ледовый океан почти одновременно отправились несколько русских морских экспедиций.

Экспедиция под командованием лейтенанта Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Святая Анна», названной в честь жены капитана Анны Николаевны Брусиловой. Шхуна приобретена в Великобритании как наиболее надежное зверобойное судно».

Георгий Львович Брусилов: «Я намерен был пройти на своей «Святой Анне» из Петербурга вокруг Скандинавии и дальше по всему Северному морскому пути, ведя по дороге добычу морского зверя, что по моему замыслу окупило бы расходы на экспедицию и даже принесло бы немалую прибыль.

10 августа шхуна «Святая Анна» вышла в море, держа курс на Мурман. После непродолжительной стоянки в порту 10 сентября 1912 года шхуна «Святая Анна» покинула Екатеринбургскую гавань, взяв курс на пролив Югорский Шар. Сделав короткую остановку в проливе 17 сентября, мы вышли в Карское море.

В середине сентября наше судно было затерто льдами после западного побережья полуострова Ямал, а с конца октября 1912 года ледяное поле, в которое вмерзла «Святая Анна», оторвало от берегового припая и понесло к Северу.

М.В. Ломоносов: «В составе экспедиции оказалась женщина - Ерминия Александровна Жданко, дочь русского генерала. Она добилась согласия отца на это путешествие, так как по натуре была смелой и решительной. Ей шел тогда 22-й год».

Ерминия Данко: «Я собралась в путешествие в качестве обыкновенной пассажирки, периодически писала письма родным, где описала все происходившее «на суше и на море».

М.В. Ломоносов: «А происходило там всякое. На борт шхуны по понятным причинам не явились несколько человек. В их числе судовой врач. Кроме того, еще во время стоянки в Норвегии со «Святой Анны» неожиданно сбежал судовой механик».

Ерминия Жданко: «Я горестно описывала отсутствие так нужных на судне людей. Оказывается доктору «не позволила мамочка» ехать, а попросту он струсил. Между тем, когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя допустить, чтобы ничего не вышло… Незадолго до экспедиции я кончила курсы сестер милосердия и, оценив критическую обстановку, решительно настроилась заменить место судового медика».

И дописала: «Во Владивостоке будем в сентябре или ноябре будущего года… Пока прощайте, мои милые. Ведь я не виновата, что родилась с такими мальчишескими наклонностями и беспокойным характером».

М.В. Ломоносов: «Предстояла по меньшей мере одна зимовка в полярных льдах. Она обрекла себя на жизнь среди 23-х мужчин, в большинстве - не ее круга.

«Святая Анна» не пришла во Владивосток ни в 1913, ни в последующие годы. Она вообще не пришла никуда, а бесследно исчезла во льдах Арктики. Два года ледового плена и в апреле 1914 года, когда судно находилось за 830 с.ш., одиннадцать членов ее экипажа во главе со штурманом Валентином Ивановичем Альбановым покинули ее, надеясь добраться до ближайшего берега. Только двоих, Альбанова и Конрада, обнаружили случайно участники другой русской экспедиции под командованием Георгия Седова.

На большую землю доставлены судовые документы «Святой Анны», а через несколько лет опубликован дневник Альбанова, где он поведал о всем, что пережили они за 2 года.

Исчезли письма, которые отправлены родным со шхуны «Святая Анна». Ни мать, ни знаменитый генерал Брусилов, герой брусиловского прорыва 1916 года, дядя Георгия Львовича, ни другие родственники никакой корреспонденции не получали».

Учитель: И когда в романе «Два капитана», в письме капитана Татаринова мы читаем: «Среди одного только поля и стоит наша «Святая Мария», по самый планшир засыпанная снегом. Временами гирлянды инея срываются с такелажа и с тихим шуршанием срываются вниз», - перед нами дневник Альбанова, только вместо «Святой Марии» следует читать «Святая Анна».

А приказ, отданный капитаном Татариновым штурману Ивану Климову - это подлинное распоряжение лейтенанта Брусилова, врученное штурману Альбанову перед его уходом с судна.

Обратимся еще к одному прообразу капитана Татаринова, к Владимиру Александровичу Русанову, его экспедиции на парусно-моторном судне «Геркулес», также вышедшем в Ледовый океан в 1912 году.

И здесь - множество совпадений, начиная с созвучия фамилий Татаринов-Русанов. В романе говорится о Северной Земле как месте последнего пристанища Ивана Львовича.

Исследователи считали, что это люди с «Геркулеса», прижатого к этим берегам неумолимыми льдами.

В книге Каверина упоминается латунный багор с надписью «Шхуна «Святая Мария».

А это 2 багра с «Геркулеса», найденные на одном из побережий Таймыра.

Но самое существенное: в светлом притягательном образе Татаринова запечатлены черты Русанова, человека самобытного, глубокого и разностороннего дарования, обаятельного, удивительного. Таков был Русанов. Таким же видится нам И. Татаринов.

М.В. Ломоносов: «Об экспедиции на «Геркулесе», о бесследном исчезновении этого крошечного суденышка, о безызвестной гибели всех одиннадцати членов его экипажа во главе с Русановым и капитаном Александром Степановичем Кучиным написано много книг.

Куда и зачем отправился в 1912 году Русанов?

Капитан А.С. Кучин: «Проведя успешные исследования на Шпицбергене, где были открыты для России несколько угольных месторождений, Русанов взял курс на восток, намереваясь пройти весь Северный путь до Берингова пролива.

Нетрадиционным путем вдоль побережья, а так называемым северным вариантом, в обход Новой Земли и всех прочих островов Ледовитого океана».

Владимир Русанов: «18 августа 1912 года я отправил на Большую землю записку: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам Новосибирским, Врангеля. Запасов на год, все здоровы. Русанов».

М.В. Ломоносов: «Геркулес» погиб, о чем говорят предметы, найденные в середине 30-х годов на островах близ Таймырского полуострова».

Учитель: Вспомним еще об одном российском прототипе капитана Татаринова, о начальнике экспедиции на «Святом великомученике Фоке» к Северному полюсу - старшем лейтенанте Георгии Яковлевиче Седове.

Георгий Николаевич Седов: «Как каверинский герой, я родился на берегу Азовского моря, вышел из низов, волей, терпением, трудолюбием проложил дорогу в «высшее общество», стал морским исследователем.

Как и Татаринова, меня недолюбливало начальство, а когда я задумал экспедицию на Северный полюс, мне отказали в поддержке, что имело самые печальные последствия. Правда, царь российский милостиво подарил мне 10 тыс. рублей, дорогое ружье и иконку.

Всего собрали 30 тыс. рублей, а требовалось же минимум 100 тыс. рублей».

М.В. Ломоносов: «Об экспедиции Седова известно практически все, нет ни загадок, ни тем более тайн. Сборы в дорогу проходили гласно, даже скорее громогласно. Седов твердо обещал водрузить русский флаг на Северном полюсе, и восторженные толпы на пристани г. Архангельска торжественно проводили «Фоку» в победный путь».

Г.Я. Седов: «Как представляли свой путь? Мы рассчитывали стартовать с Земли Франца-Иосифа. Но мы не знали, что к северу от этих островов не существует никакой Земли и упорно называли ее пунктом начала полюсного путешествия!

А путешествие планировали на полгода. По достижении полюса, мы рассчитывали либо возвратиться тем же маршрутом, либо продолжить путь «за» полюс к Гренландии или к берегам Северной Америки».

М.В. Ломоносов: «В действительности все оказалось много сложнее. В 1912 году добрались лишь до Новой Земли. Здесь зимовали. На следующий год дошли до Земли Франца-Иосифа. Здесь также зимовали. В научном отношении обе эти остановки дали немало, сам Седов работал на совесть, изучая острова.

Весной 1914 года отряд из 3-х человек вышел из бухты Тихой на север. Это был Георгий Седов и два матроса».

Г.Я. Седов: «Вплоть до самого последнего момента меня дружно уговаривали отказаться от старта, даже обратились ко мне с письмом, так как к тому времени я уже тяжело болел цингой и едва передвигал ноги. Здоровье двух матросов также было подорвано двумя зимовками, а впереди был путь в тысячу километров.

Взяли корма для собак лишь на дорогу до полюса, предполагая на обратном пути скармливать ослабевших псов их более выносливым сородичам.

Что же касается рациона людей, то он был рассчитан по крайне урезанной норме».

Владимир Юльевич Визе: «Небезынтересно сегодня поделиться моими записями тех дней: «Георгий Яковлевич все продолжает думать о полюсе. Он упрям и наивен… Нужно совершенно не знать полярную литературу, чтобы с таким снаряжением, как наше, мечтать о полюсе… Георгий Яковлевич в беседе со мной в первый раз откровенно заявил, что считает свою санную экспедицию к полюсу «безумной попыткой», но что он все-таки ни за что не откажется от нее, пока у него не кончится последний сухарь… »

Георгий Линник, матрос: «Все мольбы товарищей начальник экспедиции отверг и мы покинули бухту Тихую. В пути Седов слабел с каждым часом. У нас тоже появились признаки цинги. У Саши то и дело принималась идти горлом кровь. 5 марта 1914 года, когда мы находились на морском льду в 2-3-х км. от берега острова Рудольфа Георгий Яковлевич скончался. Мы отвезли тело старшего лейтенанта на остров и похоронили. А сами чудом вернулись на место зимовки к основному отряду».

М.В. Ломоносов: «Георгий Яковлевич был ярким, незаурядным человеком, хорошим специалистом -гидрографом, заслуживающим уважения и признательности. Но он предвидел печальный конец экспедиции, не смог вернуться».

Чтец 1:

Но где же Полюс,

Где же Полюс,

Где же?

Все те же льды,

Обрюзгшие моржи.

И веки смежив,

Хочется в одежде

Упасть,

Лицом зарыться в снежный жир.

Чтец 2:

Железным будь,

Железным будь,

Железным!

Пусть путь -

Без губ любимой, без костра,

Без трав полезных,

Компасов любезных,-

Ищи свой Полюс

И топчи свой страх.

Чтец 3:

Железным будь!

Сжав челюсти до боли,

Скользи,

Ползи,

Но верь,

Что будет Полюс!



© 2010-2022