- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рядова А.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии для 9 класса ориентирована на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы на базовом уровне и составлена на основе:
-
Федерального базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (Приказ от 09.03. 2004. № 1312) с изменениями от 20.08.2008 г. (Приказ МО и Н РФ №24), с изменениями от 30 августа 2010 г. (приказ МО и Н РФ №889), с изменениями от 03.06.2011 г. (Приказ МО и Н РФ №1994), с изменениями от 01.02.12г. ( Приказ МО и Н РФ№74В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП 2004 г.) курс направлен на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, с VI класса изучается как самостоятельный учебный предмет.
-
Примерной программы по географии, составленной основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) утверждена приказом Мин образования России от 19.03.04 №1312.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических необходимых для формирования компетентности.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывает инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации новых подходов к построению учебного курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Oрганизационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
-
Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области ( Приказ от10.08.2005 №560).
Региональный базисный учебный план регламентирует изучение разделов курса «История и культура Ленинградской земли», являющегося обязательным для изучения обучающимися 8-9 классов общеобразовательных учреждений Ленинградской области.
-
Авторской программы авторской программы по географии Домогацких Е.М. для 6 - 9 классов. М.: Русское слово, 2008.
В структурном соотношении курс состоит из «Введения» и четырех разделов: «Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России», «Население России», «Хозяйство России», « Экономические районы России», «Страны ближнего зарубежья»
-
Годового календарного графика работы МОУ Лаголовская ООШ на 2015 - 2016 учебный год (приказ № _____ от _________2015г.).
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, основное содержание c примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся на данном этапе обучения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
Цели и задачи курса
Цели:
-
создать у учащихся целостное представление о своей Родине,
-
раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства,
-
познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Основные задачи курса.
-
Сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
-
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
-
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;
-
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными);
-
Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
-
сформировать целостный географический образ своей Родины;
-
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
-
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
-
сформировать необходимые географические умения и навыки;
-
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
-
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «География России. Население и хозяйство» рассчитан на 68 часов и завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся, служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Особенности курса предмета для данного класса
Рабочая программа курса «География России. Население и хозяйство» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» изучается после курса «География России» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Темы регионального курса «История и культура Ленинградской земли» включены в курс географии 9 класса и интегрированы по принципу соответствия изучаемого материала соответствующим темам регионального курса.
Внесение изменений в программу и их обоснование
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов, по разделам курса.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
В календарно - тематическое планирование включены темы курса «История и культура Ленинградской земли», входящего в региональный компонент учебного плана и включенного в программу курса географии 9 класса как интегрированная часть путем параллельного изучения однотипных тем с изучаемыми разделами программы по географии.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится не менее 245 ч из расчета( 1 ч в неделю в 6 классе) , 2 часа с VII по IX класс.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебный часа в неделю.
Общие учебные умения и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
-
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
-
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
-
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
-
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
-
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МОУ Лаголовская ООШ.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом Образовательного Учреждения в формате ГИА на основании распорядительных документов Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Формы организации учебного процесса
Формами организации образовательного процесса является урок (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, игра-путешествие, урок-практикум, уроки с использованием электронного учебника и наглядных пособий)
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:
-технология формирования учебной деятельности;
-применение идеи опор в различной форме (схемы, логические опорные конспекты)
- использование типовых планов описания описаний и характеристик
-уроки-практикумы, проблемные уроки
-технологии учебно-игровой деятельности
-технологии коммуникативно-игровой деятельности.
-ИКТ и др.
Учебно - методическое обеспечение программы
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:
География 9 класс для общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2014.