Урок по географии для 8 класса Озера и болота

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Тематический план

По учебнику Географии, 8 класс, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2012 г.

Раздел: Моря и внутренние воды

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Опорные знания, умения и межпредметные связи

Методы обучения

Средства обучения

Практические работы

1.

Моря России

1

Комбинированный

Вспомнить моря, омывающие Россию

Словесный рассказ, наглядный и иллюстративный

Учебник, атлас

Работа с картой

2.

Характеристики реки

1

Комбинированный

Вспомнить определение понятий «исток», «устье»

Словесный рассказ, наглядный и иллюстративный

Учебник, атлас

Работа с картой

3.

Реки России

1

Комбинированный

Вспомнить реки-рекордсмены

Словесный, наглядный

Видеофильм

Выполнить задания в конце параграфа устно

4.

Озера и болота

1

Комбинированный

Вспомнить определение понятия «озеро», виды озер

Словесный, наглядный

Видеофильм

Мини-тест

5.

Природные льды

1

Комбинированный

Вспомнить определение понятия «многолетняя мерзлота»

Словесный,

наглядный, беседа

Учебник

Выполнить задания в конце параграфа

6.

Великое оледенение

1

Комбинированный

Подумать, на каких материках больше всего проявлялись последствия оледенения

Словесный, беседа

Учебник

Выполнить задания в конце параграфа устно

7.

Гидросфера и человек

1

Комбинированный

Подумать, какую роль играет вода в жизни человека

Словесный, беседа

Учебник

Тест



Тема: Озера и болота

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями, касающимися данной темы, сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях происхождения озерных котловин, опираясь на работу с картой и презентацией.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: Комбинированный

Основные понятия: озеро, болото

Оборудование: атласы, физическая карта России.

План-сетка


Этапы урока

Время

Основные вопросы содержание

Методы обучения

Средства обучения

1.

Организационный момент

3 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Словесный

Доска, мел, классный журнал, ручка

2.

Проверка домашнего задания

3мин.

Параграф 18, задания в конце параграфа устно

Словесный, беседа, наглядный

Карта, учебник

3.

Актуализация опорных знаний учащихся

5 мин.

Вспомнить определение понятия «озеро», чем отличаются сточные озера от бессточных, охарактеризовать пресные, солоноватые, соленые озера

Словесный

Учебник

4.

Изучение нового материала

20 мин.

Рассмотреть виды озер по происхождению на территории России, дать определение понятию «болото», познакомиться с верховыми и низинными болотами

Словесный, беседа, наглядный

Учебник, презентация

5.

Физкультминутка

5 мин.

Упражнение для кистей рук "Змейка", упражнение для пальцев "Пальчики"

Упражнения


6.

Закрепление

7 мин.

Задания после параграфа

Беседа

Учебник

7.

Домашнее задание

3 мин.

Параграф 19 прочитать, работа с контурной карто

Словесный

Доска, мел

8.

Подведение итогов урока

2 мин.

Выставление оценок

Словесный

Классный журнал, ручка



Ход работы:

1. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Проверка домашнего задания

Параграф 18, задания в конце параграфа устно

3. Актуализация опорных знаний учащихся

Вспомнить определение понятия «озеро», чем отличаются сточные озера от бессточных, охарактеризовать пресные, солоноватые, соленые озера

4. Изучение нового материала

Записываем тему нашего урока: «Озёра и болота»

Озера характеризуются разнообразным гидрологическим режимом, отличаются по размерам и происхождению.

По происхождению озера бывают:

1.Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро - Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем.)

2.Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. ( Самое глубокое озеро - Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина - 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.)

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником.

(Онежское; Ладожское)

4. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

5. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. (Большое количество таких озер встречается на реке Лене)

6. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Они маленькие, на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе).

Запишем всё в виде таблицы, примеры озер вы запишите самостоятельно.

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Заполнение таблицы, просмотр слайдов с фотографиями озер.

На территории России находится более 2 млн. озер. Озера распределены по территории России неравномерно. Давайте вместе посмотрим на карту. Что вы заметили? Где расположено наибольшее количество озер? Распространение озер зависит от геологического строения, климата. В местах с избыточным увлажнением, как правило, огромное количество озер. Покажите на карте такие места в нашей стране. Как вы уже заметили на севере России большое количество озер, к югу количество озер убывает. Одновременно возрастает количество солей, растворенных в водах озер.

Существуют не только естественные озера, но и искусственные. Они называются водохранилищами. Скажите, для чего создаются водохранилища, какую роль они играют в жизни людей и какие негативные последствия несут. (беседа с ребятами)

Теперь давайте вспомним, что же вы знаете о болотах. (Отвечают учащиеся) Постарайтесь самостоятельно дать определение понятию «болото».

Болото-это избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью. Болота в России занимают около 1 млн. км2. Давайте подумаем, где распространены болота на территории России и чем это обусловлено. (Беседа с ребятами)

Болота бывают низинные и верховые.

1. Низинные болота-здесь избыточное увлажнение возникает в следствие близкого расположения подземных вод к поверхности земли. Эти болота проходимы. Давайте посмотрим на рис. 82

2. Верховые болота-имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. Ходить по такому болоту крайне опасно, т.к. слой торфа недостаточно прочный. Давайте посмотрим на рис. 83

Наиболее заболоченные районы России: север Европейской части, Западно-Сибирская равнина.

Как вы думаете из каких болот добывают торф, который можно использовать в качество топлива? Торф для таких целей добывается из низинных болот. Подумайте и скажите, где используется торф? Как вы думаете, где используют торф из верховых болот? (Беседа с ребятами)

5. Физкультминутка

6. Закрепление

Вопросы в конце параграфа

7. Домашнее задание

Прочитать параграф 19, отметить на контурной карте озера: Каспийской, Байкал, Ладожское, Онежское, Кроноцкое, Курильское, Эльтон, Баскунчак, Ханка, Кулундинское, Белое, Чудское, Ильмень

8. Подведение итогов урока

Выставление и обоснование оценок за урок.


© 2010-2022