Развитие творческой способности учащихся на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческой способности учащихся на уроках географии.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Многие учащиеся демонстрируют очень слабые результаты при решении задач творческого, исследовательского характера. « Выведение за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса» - писал известный педагог Хуторской А.В. Ведущей идеей представляемого мной опыта является развитие творческих способностей, которые реализуются через различные виды деятельности и умение решать продуктивные задачи в нестандартной учебной ситуации.

Для достижения этой цели использую такие методы и формы работы: развитие критического мышления, ИКТ, модульная технология, занимательные игры, разработки нетрадиционных уроков, разноуровневые задания, исследовательская деятельность, компетентно- ориентированные задания, использование опорных схем, проблемные ситуации, приближенные к жизни. Для создания проблемной ситуации на уроке учитель включает вопросы частично - поискового характера. Например: Как вы думаете? Зачем? Почему?... А не потому ли, что… и т.д.

Известно, что учебная игра - это активная самостоятельная деятельность ученика, развивающая творческие способности, а также является средством для самореализации личности. «Учиться можно только весело, чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом» писал великий философ А. Франс. Для достижения поставленных задач использую различные уроки в игровой форме: урок - игра «Счастливый случай» (например: в 6 классе по теме: «План и карта»), интеллектуальное казино ( 6класс по теме: «Литосфера»), урок - суд по охране Мирового океана, брейн - ринг по теме «Атмосфера», биолого - географический марафон, путешествие по Гидросфере, ролевая игра «Собери высказывание», звездный час, выйграй 5, лидер 21 века, уроки - экспертизы и др.

Так же в целях активизации познавательной деятельности можно использовать компьтерные презентации, составление синквейнов, составление портфолио по отдельным темам, шарад, ребусов, кроссвордов, чайнвордов, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. При изучении объемных и сложных тем по содержанию хороший результат дает использование опорных «структурно - логических» схем. Наибольший эффект дает не использование предлагаемых схем в готовом виде, а непосредственная совместная деятельность учителя и ученика по их составлению.

Игра активизирует умственную деятельность, но нельзя ими подменять серьезную исследовательскую деятельность. Можно использовать составление в группах мини - проектов или регионального проекта, но только, если идея идет от самого ученика. Благодаря внедрению различных форм и методов организации учебного процесса учащиеся стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Все это способствовало повышению уровня качества знаний по предмету.

Г.Т. Галимова, учитель географии СОШ №6 г. Павлодара

© 2010-2022