Конспект урока географии 9 класс Золотое кольцо России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока географии 9 класс Золотое кольцо РоссииКонспект урока географии 9 класс Золотое кольцо РоссииТехнологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Семенченко Марина Владимировна

  2. Класс: 9

  3. Предмет: география

  4. № урока по расписанию: 2

  5. Тема урока: Города Центральной России. Виртуальная экскурсия «Золотое кольцо»

  6. Место урока в изучаемой теме: четвертый урок по теме «Центральная Россия»

  7. Цели:

Область знаний - в ходе усвоения знаний, на уроке обучающиеся смогут называть населенные пункты, входящие в состав «Золотого кольца России».

Область умений - в ходе овладения умениями, на уроке обучающиеся смогут описать историю возникновения, исторические и культурные памятники городов «Золотого кольца России», а также оценить преимущества столичного положения города Москва.

Воспитательные - в ходе работы, на уроке обучающиеся смогут задуматься о том, какую роль играет историческое и культурное наследие нашей страны в духовном становлении личности, гражданина России.

9. Технология: проблемно-диалоговая

10. Оборудование:

Проектор, компьютер, компьютерная презентация, инструктивные карточки, географическая библиотека, оформление (приложение 6), 2 ноутбука (с выходом в Интернет).

11. Источники дополнительной информации: приложение 5.

12. Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организация начала занятия

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, их настроя на работу.

Цель для обучающихся: проверяют свою готовность к уроку

Время: 1 мин.

Приветствует обучающихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность класса и оборудования к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2

Актуализация имеющихся знаний. Постановка проблемы.

Цель: выявление уровня овладения имеющимися знаниями

Цель для обучающихся: продемонстрируют уровень овладения знаниями об истории формирования и этапах заселения Центральной России

Форма работы: фронтальный устный опрос.

Цель: подведение детей к формулировке темы и задач урока.

Цель для обучающихся: сформулируют тему и задачи урока.

Методы и приемы работы: фронтальная беседа, демонстрация, создание эмоционально-нравственной и проблемной ситуации.

Время: 8 мин.

Для того, чтобы вспомнить материал прошлых уроков с обучающимися проводится блиц-опрос. Правильные ответы оцениваются по пятибалльной системе и заносятся в путевой лист обучающегося (приложение 4).

- Почему Центральную Россию называют ядром формирования русского народа?

- Что такое урбанизация?

- Объясните, почему Центральную Россию считают наиболее урбанизированным регионом страны?

- Как вы думаете, есть ли на территории Центральной России города-миллионеры?

- Какие этапы можно выделить в формировании сети городов Центральной России?

Создает эмоциональный настрой на формулировку темы урока.

Демонстрация видеоролика «Золотое кольцо России».

Эпиграф к видео ролику:

«Смотрит вдаль с берегов отвесных
Куполов золотой рассвет,
Белых храмов - застав небесных
Вечных истин забытый свет!
Над волнами лугов цветущих,
Среди сосен могучих крон,
Над березовой стройной гущей
Слышен меди призывный звон!»
(Г.Васильев)

- Что объединяет представленные в видеоролике фотографии?

- Какой вывод можно сделать, что мы сегодня на уроке будем изучать?

Давайте подумаем:

- Почему города «Золотого кольца» являются культурным и архитектурным наследием нашей страны? В чем преимущества и недостатки столичного положения города Москва?

- Что уже вы знаете по нашей проблеме?

- Что нам необходимо узнать?

Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Стимулирование учебной активности обучающихся происходит в ходе применения метода создания эмоционально-нравственной ситуации или ситуаций занимательности - введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Используется для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей.



Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.















Учащиеся формулируют тему урока.

Рассуждения обучающихся:

Учащиеся делают предположения.

3

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Цель: усвоение обучающимися знаний добытых в ходе активного самостоятельного поиска.

Цель для обучающихся: узнать, какие населенные пункты входят в состав «Золотого кольца России», их историческое и культурное значение.

Время: 8 мин.

Методы и приемы работы: проблемно-поисковый (работа с дополнительными источниками информации).

Форма работы: групповая.

Проблемно-поисковые задания обучаемые могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний.

Групповая работа повышает учебную и познавательную мотивацию учеников; снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В конце групповой работы совместно выставляются отметки за вклад в работу группы.

Групповая работа

Класс делится на 2 группы, каждой группе дается задание - инструкционная карта (приложение 2). Оценивание работы каждого члена группы проводится руководителем группы по пятибалльной системе.

Проблема общая для обеих групп:

- Почему именно эти города входят в состав «Золотого кольца»? В чем историческое и культурное значение населенных пунктов, входящих в состав «Золотого кольца России»?

Учитель предлагает индивидуальные задания

Подборка населенных пунктов, входящих в состав «Золотого кольца», для первой группы: Кострома, Улич, Ростов Великий, Владимир, Дивеево, Муром, Рязань, Плес, Семенов, Городец, Александров, Ярославль.

Подборка населенных пунктов, входящих в состав «Золотого кольца», для второй группы: Суздаль, Мышкин, Переславль - Залесский, Вологда, Коломна, Боголюбово, Киндекша, Сергиев Посад, Гороховец, Мартыново, Константиново, Гороховец.

Учитель предварительно готовит географическую библиотеку по данной теме, а также обеспечивает возможность выхода в Интернет.









Выполняют задания, четко следуя инструктивным картам (приложение 2).











Учащиеся могут использовать дополнительную литературу, при необходимости сеть Интернет.

4

Выражение решения проблемы.

Цель: подведение итогов групповой работы.

Цель для обучающихся:

продемонстрировать итоги проделанной работы.

Время: 14 мин.

Методы: беседа, демонстрация, рассказ.

1. Подведение итогов проделанной работы.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Возможные вопросы для учащихся:

- Почему вы выбрали именно этот город?

- Что, на ваш взгляд, является «изюминкой» этого города?

- Помимо исторических достопримечательностей есть ли объекты, на которые следует обратить внимание?

2. Заполнение сводной таблицы (Приложение 1)

3. Выступление инициативной группы

Задание для учащихся:

- По ходу выступления заполните схему.

Столичное положение города Москва

Преимущества Недостатки

1.__________ 1._________

2.__________ 2._________

Оценивание:

  1. Оценивание обучающимися выполнения компьютерной презентации и ее представления.

  2. Взаимооценка в парах выставляется за фронтальную беседу по заполнению схемы.

4.Создание ситуации эмоциональной разгрузки.

Во второй половине урока стоит включить видеозаставку при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией.

Демонстрация видеоролика «Москва - сердце России»

Выступление групп.

Учащиеся другой группы делают необходимые записи в тетради.

Обучающиеся устно отвечают, используя свои инструктивные карты.

Учащиеся выступают с заранее подготовленной компьютерной презентацией «Москва - столица нашей Родины».

5

Применение знаний.

Цель: осознание обучающимися практического применения полученных знаний.

Цель для обучающихся:

составить маршрут путешествия по «Золотому кольцу России», аргументируя свой выбор

Время: 5 мин.

Методы: работа с картой, беседа.

1.Работа с контурной картой.

Задание: составьте маршрут своего путешествия по «Золотому кольцу», опираясь на полученные в ходе групповой работы знания.

2. Анализ нескольких работ учащихся.

3. Выскажите свое мнение.

Постановка конкретного вопроса, требующего пусть кратких, но осмысленных ответов, подбор обучающимися характерных примеров, связь изучаемого с жизнью, практикой.

- Как вы считаете, в чем роль «Золотого кольца России» в жизни современного человека?

На контурной карте, учащиеся указателями составляют маршрут путешествия, при этом аргументируют свой выбор.



Обучающиеся высказывают свое мнение на поставленный вопрос.

6

Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Цель для обучающихся:

соотнести достигнутые результаты с целями урока

Время: 3 мин.

Методы: беседа, рефлексия.

Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Ребята, давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке и сделаем краткий анализ. Для этого ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие вопросы вам показались сложными?

- Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

Заполним лист самооценки (Приложение 3)

Сдайте путевые листы для выведения итоговой отметки за работу на уроке.

Обучающиеся отвечают на вопросы.



Обучающиеся заполняют лист самооценки

7

Информация о домашнем задании.

Цель: анализ домашнего задания.

Время: 1 мин.

Знания, полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкреплять домашними заданиями. Давая домашнее задание, необходимо разъяснить учащимся, что и как нужно делать, т.е. конкретизировать задание и тем самым облегчить его выполнение

  1. П. 32

  2. Выполнить задания в конце параграфа.

  3. Подготовить сообщение о селах, входящих в состав «Золотого кольца».

Записывают задания в дневник

13. Планируемые результаты.

Личностные результаты обучения:

  • задуматься о том, какую роль играет историческое и культурное наследие нашей страны в духовном становлении личности, гражданина России;

  • осознание целостности природы, исторического и культурного русского народа;

  • осознание значимости исторических и культурных памятников городов «Золотого кольца России»;

  • эмоционально-ценностное отношение к историческим и культурным памятникам городов «Золотого кольца России».

Метапредметные результаты обучения:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • отработать навык самооценки, взаимооценки, оценки работы в группе;

  • отработать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • отработать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • отработка умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Предметные результаты обучения:

  • называть населенные пункты, входящие в состав «Золотого кольца России»;

  • описывать историю возникновения, исторические и культурные памятники городов «Золотого кольца России»;

  • оценивать преимущества и недостатки столичного положения города Москва;

  • поводить самостоятельный поиск географической информации;

  • составлять маршрут движения по карте.



© 2010-2022