План-урока Воды суши. Реки. (5 класс)

Урок по данной теме соответствует федеральному государственному общеобразовательному стандарту основного общего образования. Составлен по типу технологической карты. Урок состоит из смысловых блоков. Автор учебника Летягин А.А. География.Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  -М.: Вентана-Граф. 2012год. Урок составлен по параграфу 17, с использованием рабочей тетради страница 50-51, географического атласа входящего в состав комплекта и контурной карты. Испо...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лифер С.А. МБОУ СОШ с УИОП № 80 г.Хабаровск

План - конспект урока по теме «Воды суши. Реки.»

Тип учебного занятия по дидактической цели - комбинированный урок

Оборудование: учебник §17, рабочая тетрадь стр.50-51, картосхема «Принадлежность рек России к бассейнам океанов» рис.62, контурные карты и магниты, персональный компьютер , CD-диски, мультимедийный проектор, Интернет -сайты.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

компонент урока

Творческий

компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

Речка, реченька, река

Широка и глубока.

Ты течёшь между полей,

Городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой,

Разливаешься весной,

В осень листья-корабли

Тихо плавают все дни.

Ты для рыбы-дом родной.

Для животных-водопой.

Звёздам-зеркало большое.

По ночам они не спят.

До утра в тебя глядят.

- О чём это стихотворение?

«В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся» (река)

«Течёт, течёт - не вытечет;

Бежит, бежит - не выбежит». (река)

Вы уже поняли, что тема урока …

Отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока.


Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

Просмотрите видеофрагмент video.yandex.ru/users/doskado21/view/4/?cauthor=doskado21&cid=1 об уникальности пресной воды на планете. Задаются вопросы:

- Какую оболочку Земли мы изучаем?

- В каких трёх состояниях находится вода в природе?

- Докажите, что гидросфера единая оболочка?

- Назовите составные части гидросферы?

- Какова доля вод Мирового океана?

- Какова доля пресных вод?

- Назовите объекты гидросферы, содержащие пресные воды?

- А какой крупный пресный водный объект находится на территории нашего края?

После просмотра отвечают на поставленные вопросы

Делятся своими познаниями. - Вспоминают и дают ответы на вопросы

Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы

Учащиеся пытаются сформулировать цель урока

Проявляют интерес к изучаемой теме

Высказывают свои

предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо

добыть на уроке

Научится различать пресные водные объекты и объяснять причины их образования

Формулирование задач урока

Так с каким географическим объектом изучаемой нами оболочки Земли, мы сегодня с вами должны познакомиться?

  1. Изучим разнообразие вод суши.

  2. Познакомимся со строение, характером и режимом реки.

  3. Ответим на вопрос, какую роль играют реки в жизни человека?

- А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Формулируют задачи урока

Возможные ответы школьников:

Какую оболочку Земли мы изучаем?

- В каких трёх состояниях находится вода в природе?

- Докажите, что гидросфера единая оболочка?

- Назовите составные части гидросферы?

- Какова доля вод Мирового океана?

Формулируют 1 задачу: Изучить разнообразие вод суши.

Формулируют 2 задачу: Познакомить со строение, характером и режимом реки, воспитывать любовь к природе и своему краю, бережному отношению к воде.

Формулируют 3 задачу: совершить воображаемое путешествие по рекам Хабаровского края, России и мира.



2.Процессуально - содержательный этап урока

Изучение нового материала

  1. 1.Разнообразие вод суши




  1. 2.Реки.







  1. 3.Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.













4.Охрана рек.

Наша планета богата водными ресурсами.

- Какие воды суши Вам известны?

Заполните схему в дневник «Географа-исследователя» стр.50 з.1. «Разнообразие вод суши»

План-урока Воды суши. Реки. (5 класс)


- Где сосредоточены основные запасы пресных вод?

Просмотр видеофрагмента youtube.com/watch?v=SKwGepFS9-k Амур русская река.

- Какие название рек вы знаете? (описание реки)

Послушайте, как поэты описывают реки.

«Щедрая, широкая, раздольная

Волга величавая течет»

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад» -

- В чём вы видите разницу?

Разные чувства вызывали реки у поэтов и художников, мы попробовали в прозе сказать, что такое река, так давайте попробуем дать научное определение реки. Сравните определение, данное вами с определением данное в учебнике на стр. 96 п.2. и запишите его в дневник «Географа-исследователя» стр.50 з.2

- Так, что такое река?План-урока Воды суши. Реки. (5 класс)

Видеофрагмент. Строение реки (youtube.com/watch?v=on01QqylY1Q)

- Из каких частей состоит река? (исток, устье, приток, водораздел, речная система, бассейн реки)

- Как вы думаете, от куда река может брать своё начало? (горы, родник, озеро, болото…..)

-Каким цветом реки нанесены на карту?

- Определите по карте, куда впадают реки и почему реки текут?

Рассмотрите рис.62. стр.97. принадлежность рек к бассейнам океанов. Назовите реки России, которые принадлежат к бассейнам океанов.

-Реки бывают разными.

- Какие бывают реки по характеру течения?

От рельефа зависит не только направление течения, но и скорость течения. Попробуйте предположить, какая река, равнинная или горная, будет иметь спокойное или плавное течение, а какая бурная и быстрая. Покажите на карте примеры равнинных или горных рек.

-Какой хребет отделяет бассейны Лены и Амура?

Посмотрите рис.64-65 «Пороги и водопады» и скажите, какие отличия они имеют?

Опережающее задание учащегося о порогах и водопадах.

- Как, вы думаете, какой тип питания имеет река Амур?

- Почему реки не пересыхают?

- От чего зависит полноводность рек?

- Когда происходит наводнение и почему? (просмотр видеофрагмента СД-диска «Мой край»)

План-урока Воды суши. Реки. (5 класс)

- Составить синквейн о горной или равнинной реке используя учебник стр.99-102..

Река горная:

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

-Изменяет характер течения

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит и т.д.

Река равнинная:

«Щедрая, широкая, раздольная

Волга величавая течет»

- Имеет притоки «Все "ключи" собрав наперечет» и т.д.

Подведение итогов.

- Итак, о чём же сегодня мы узнали на уроке?

Видеофрагмент (youtube.com/watch?v=SlgWkC4TfxY) Как Зеленый патруль проводит в 2009 году широкомасштабную экспедицию "Великие реки России" . Цель экспедиции - получение достоверных данных о загрязнении российских рек.

-Как люди используют реки?

Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения

Отвечают на вопрос

Дополняют схему

Недостающими признаками











Составление схемы, части реки

Работают по карте

- рельеф земной поверхности не ровный, поэтому вода течёт от туда где выше

-горные, равнинные)



- Становой хребет

-Заслушивают опережающее сообщение одноклассника

Ответы учащихся:

- смешанное

-участвуют в мировом круговороте воды

- от количества воды которая река собирает в бассейне, т.е. от источников питания

- выпадают муссонные дожди, таяние ледников которые питают реку



Ученики в группах составляют синквей




Беседа о значении рек в природе

Интеграция знаний с уроков литературы.

Формулируют цель своей деятельности на уроке




Сравнивают своё определение с определением в тексте параграфа.

Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению








Работа с картами, рисунками










Подбор стихов, высказывание о реках

Показ картин известных художников

Интеграция знаний с уроками литературы и экологии




Составляет свое определение термину «река»












самоконтороль









Составляют свой вариант рассказа









Рефлексия деятельности

Каким методом мы пользовались для выявления зависимости между формой рельефа и её течением? Как установили зависимость?

Метод сравнения.

Установление причинно-следственных связей

3.Этап закрепления

Закрепление и первичный контроль

Сопоставить термин и определение: «РЕКИ - кровеносная система Земли»

1.Река - это… А. водоём суши несвязанный с океаном

2.Озеро - это… Б. жидкая вода в горных породах

3. Море - это … В. часть гидросферы,

отличающийся солёностью

и температурой.

4. Подземные воды - это … Г. постоянный водоток на суше

Географический диктант

Отвечают на вопросы.

Ответы: 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б.

Самоконтроль

Подведение итогов

Чему вы научились на этом уроке и что научились делать?

Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоциональная

- Прием «Заверши фразу»

На уроке я работал……»

-Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках?

ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ:

  • Мне всё понятно, я справился с заданиями ………..

  • Мне всё понятно, но не все задания выполнил ……..

  • Мне непонятно, задания сложные …………………….

Выбери вариант для оценки своей работы…………

- Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

- Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное

задание

Ответьте на вопросы после параграфа 17, вопросы после параграфа.

Проведите опыт

- Читают текст и составляют план статьи. Проводят домашний опыт и описывают явление, которое он демонстрирует.

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составить фотоколлаж «Водопады мира»

- Изучают детскую энциклопедию, географические словари и Интернет-ресурсы

- выбирают необходимый материал и составляют фотоколлажа

Формулируют свое отношение на основе описанных позиций

Подготовка и презентация сообщения


© 2010-2022