- Преподавателю
- География
- Конспект урока по георафии в 5 классе Вулканизм
Конспект урока по георафии в 5 классе Вулканизм
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фоменко Е.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ф. И. О. Фоменко Елена Васильевна
Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Павловской
Должность: учитель
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Вулканизм»
Базовый учебник: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 классы. М.: Дрофа, 2012.
Цель: сформировать представление о вулканах и гейзерах. Познакомить с профессиями связанными с изучением земной коры.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Вулкан», «Гейзер», из каких частей состоит вулкан, на какие типы делятся вулканы, как происходит извержение вулкана, какую опасность они представляют для человека.
Развивающие: развивать умения работать с различными источниками географической информации, развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира, моделировать правила поведения в опасных ситуациях, развивать память и мышление учащихся.
Воспитательные: формирование общей культуры поведения учащихся, самостоятельности, интереса к учебной деятельности, формирование профессиональных интересов.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к изучению географии, формирование личностных представлений о целостности природы Земли,
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность; умение самостоятельно определять цели урока; умение планировать пути достижения целей; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, высказывать суждения.
Предметные: познакомиться с тем, что такое вулканы, как выглядят извержения вулканов, какие бывают типы вулканов, чем они опасны для человека; понять, чем лава отличается от магмы; получить знания о непрерывности развития земной коры; определить территории распространения гейзеров.
Универсальные учебные действия:
Личностные - формирование системы ориентации школьников по формуле «я и природа», подведение итога урока;
Познавательные - познание окружающего мира, систематизация, обобщение и использование полученной информации;
Коммуникативные - работа в группах, умение вести диалог, умение слушать, делать совместные выводы;
Регулятивные - постановка цели урока, планирование своей работы, самоконтроль.
Тип урока: урок-игра.
Форма работы учащихся: групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: физическая карта мира, настенная контурная карта мира, мультимедийный проектор, презентация к уроку, атласы, карточки-задания, изображение вулкана на ватмане, дихромат аммония для опыта «вулкан на столе», предметный столик для опыта.
Структура и ход урока.
1.Организация на урок
Учитель: Проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся. Настраивает на рабочий лад. Разбивает класс на группы.
Ученики: Приветствуют учителя. Рассаживаются по группам.(К)
2.Актуализация знаний
Учитель: 1. Задает вопросы позволяющие повторить материал пошлого урока:
- Какую оболочку Земли мы изучаем?
- Что такое «Литосфера»?
- Что можно сказать о толщине земной коры?
- Можно ли считать, что земная кора подвижна?
- Что такое землетрясение?
- Возьмите в руки схему землетрясения, подпишите очаг и эпицентр (приложение №1)
- Используя рисунок учебника №78, стр. 97, расскажите, где происходят землетрясения.
- Что служит единицей измерения силы землетрясения?
2. Подводит учащихся к формулированию темы нового урока; цели нового урока.
- Вы сегодня хорошо отвечали. А хотите, я расскажу вам сказку за это?
Когда-то давным-давно жил на свете пастух. Однажды он пас своих овец и зашел далеко от своего дома. Там он увидел девушку и полюбил ее. Но отец девушки не хотел отдавать ее замуж за пастуха, поэтому сказал ему: «Я отдам за тебя свою дочь замуж, но только тогда, когда ты сделаешь такую юрту, которую будет видно из-за гор». Стал думать пастух из чего же ему построить юрту и решил строить из камня. И построил. А чтобы ее лучше било видно он зажег в юрте костер. Костер разгорелся так сильно, что искры от него полетели из отверстия вверху юрты. Отец девушки был удивлен находчивостью пастуха, и отдал дочь за него замуж.
Вопрос.
- На какое природное явление была похожа юрта?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цель нашего урока.
Ученики: Отвечают на вопросы, раскрывают полученные знания, выполняют задания (П).
Выдвигают версии (Р).
- На вулкан.
Формулируют тему урока (Р).
- Вулканизм
Формулируют цель урока (Р).
Записывают в тетрадь (П).
3.Изучение нового материала
Учитель: Организует работу в группах.
- Сегодня на уроке мы поиграем. Игра будет заключатся в соревновании между командами.
Вешает на доску изображение вулкана.
- Отвечая на вопросы и выполняя задания, вы будите подниматься по склону вулкана. Для команды, которая первая дойдет до вершины вулкана, у меня приготовлен сюрприз.
1. Что вам уже известно о вулканах?
2. Открываем учебник стр. 101, найти и выписать в тетрадь, что такое вулкан?
3. Стр. 99 учебника, найти ответ на вопрос, что такое извержение?
4.Работаем с карточкой №1. (см. приложение №2) Рассмотрите рис 81, стр. 100 в учебнике. Подпишите, из каких частей состоит вулкан.
5. Открываем в атласе «Физическую карту полушарий», найти и подписать в контурной карте вулканы: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка, Фудзияма, Камерун, Килиманджаро, Аконкагуа, Котопахи, Орисаба, Эребус. Почему на карте они обозначены красным и черным цветом?
6. Работаем с карточкой №2. Закончите схему (см. приложение №3). Учитель проверяет.
7. Что такое магма? Закончи схему (см. приложение №4). Учитель проверяет.
8. Рис.78, стр. 97 в учебнике. Землетрясения происходят в одних и тех же районах Земли, какую закономерность вы видите в распространении вулканов?
9. Что вы видите на рисунке 83? Определение «Гейзер» запишите в тетрадь.
Учитель предлагает рассмотреть рис.82 (К. Брюллов Последний день Помпеи). Коротко информирует учащихся об извержении вулкана Визувий 24 августа 79 г. н. э.
Говорит о необходимости изучения земной коры, о профессиях связанных с ее изучением.
Объявляет победителя.
Ученики:
Слушают учителя (П), анализируют и планируют предстоящую деятельность (Р).
Приводят примеры, аргументируют (К).
Самостоятельно выделяют необходимую информацию, записывают в тетрадь (П).
Самостоятельно выделяют необходимую информацию, записывают в тетрадь (П).
Находят достоверную информацию, подписывают (П). Излагают свое мнение, аргументируют, работают в группе (К).
Определяют проблему (Р), находят достоверную информацию (П), излагают свое мнение, доказательства, факты, корректируют свое мнение (К), вырабатывают доброжелательное отношение к членам группы (Л). Подписывают объекты на контурной карте (один человек делает это на настенной контурной карте) (П).
Изучают текст параграфа (П), излагают свое мнение, организовывают работу в группе (К)
Читают текст параграфа, находят необходимую информацию (П), Работают в группах, отстаивают свою точку зрения (К).
Выдвигают версии (Р), излагают свое мнение (К), делают выводы (П).
Рассматривают рисунок, находят информацию, записывают в тетрадь (П).
Слушают, запоминают (П), формируют собственное отношение к этому суровому природному явлению (Л).
Включаются в беседу, корректируют свое мнение (К).
Учатся адекватно оценивать ситуацию, признавать поражение, понимать эмоциональное состояние других людей (Л).
Победитель проводит опыт «Вулкан на столе» (поджигает дихромат аммония) (П).
4.Закрепление изученного материала.
Учитель: 1. Физминутка.
2. Предлагает из отдельных элементов ( конус, кратер, жерло, вулканический очаг, вулканическийвыброс) вырезанных заранее из цветной бумаги, построить вулкан, вспомнить определения частей вулкана.
Ученики: Используют полученные знания для решения данного задания (П). Продолжают работу в группах, формируют навыки общения при решении поставленных задач (К).
5.Домашнее задание.
Учитель: Д. З. §26,
творческое задание (по желанию):
на альбомном листе составить репортаж «В гостях у вулканологов».
Ученики: Записывают домашнее задание, проверяют запись друг у друга (К).
6. Рефлексия.
Учитель: Подводит итог урока.
Объявляет отметки за урок.
Оценки за урок:
1-й уровень - 5;
2-й уровень -4;
А третий уровень и ниже - не расстраивайтесь, у вас есть время, все обязательно получится!
Ученики: Оценивают свою работу и работу всего класса (Л) Контролируют свои эмоции, учатся понимать эмоциональное состояние других людей (Л).