Развитие познавательной деятельности на уроках географии

В условиях модернизации образования, при реализации ФГОС второго поколения  главным направлением развития современной средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.           Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей.              Все способности человека разви...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Регулирование познавательной деятельностью учащихся на уроках географии.

В условиях модернизации образования, при реализации ФГОС второго поколения главным направлением развития современной средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.

Работая по проблеме "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках географии", я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными и всё это достигалось учениками, преимущественно - самостоятельно.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках . Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, приемам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

Приемы развития познавательной активности.

  • Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятии, и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.

  • Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) знаний.

  • Приемы активизации познавательной деятельности на этапах воспроизведения полученных знаний: (слайд 3)

Прием новизны.

Предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Например, при изучении темы «Природные зоны Австралии» рассказываю о том, что в Австралии произрастают удивительной формы «Бутылочные деревья». В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как деревья растут в самых сухих областях. Второй резервуар находится в средней части дерева и содержит сладковатый питательный сок. А из коры этого дерева аборигены получают волокно. (слайд 4)

Прием семантизации.

В основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

  • Название этой страны на латинском звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина)

  • «Анды» на языке инков означают медь, медные горы.

  • На каком континенте находится государство, название которого означает «страна честных людей»? (В Африке государство Буркина-Фасо)

  • Название, какой европейской страны происходит от славянского слова «поле», т.е. ровное, гладкое место? (Польша) (слайд 5)

Прием значимости.

Создается установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи:

Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)

Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?

Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной? ( слайд 6)

Прием создания проблемной ситуации.

Позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?

Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова. (слайд 7,8)

Прием прогнозирования.

Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы)

Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера. ( слайд 9)

Прием узнавания.

Предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.

Задание 1:

Определить какой климатической зоне соответствует диаграмма, и охарактеризовать ее.(слайд 10)

Задание 2:

Учащиеся по описанию определяют географический объект.

Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр - одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район») (слайд 11).

Прием моделирования.

Прием позволяет развить самостоятельность учащихся при решении географических ситуации

Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где - самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные? (слайд 12,13)

Прием нахождения причинно-следственных связей.

Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.

Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.5

Австралию почти по середине пересекает южный тропик. 1

В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.3

Австралия - достаточно жаркий и самый сухой материк.2

Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.4 (слайд 14)

Прием «Почта».

Учащимся предлагается классифицировать географические объекты по конвертам.(слайд 15).

Прием «Найди ошибку».

Дается текст по теме, нужно найти ошибки.

Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг - самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах - осадочные, а на выходах кристаллических пород - магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток (слайд 16,17).

Прием схематизации.

(слайд 18).

Прием «Создай карту».

Карта - второй язык географии. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты. (слайд 19)

Прием «Ребусы».

Учащиеся 6-7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус - головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. (слайд 20)

Прием «Исследования».

Исследовательский метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений и конструированию новых процессов. …….Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, но и защищать ее.

Познавательную деятельность учащихся хорошо развивать через использование «Логических схем». Опыт работы показывает, что обучение с применением логических схем развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.(слайд 21)

Прием «Использование ИКТ».

Введение элементов компьютерных технологий позволяет мне значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, формирует его познавательную активность, творческий потенциал.

ИКТ позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность- это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся, особенно с непоседливыми детьми.

Работа с ИКТ показывает, что обучение с применением логических схем развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности.(слайд 22,23,24)

Вывод.

Активизация познавательной деятельности ученика выше названными приёмами не только трудна, но и практически невозможна без развития его познавательного интереса .Поэтому ,в процессе обучения учителю необходимо управлять познавательной деятельностью ученика, систематически развивать и укреплять познавательный интерес .



© 2010-2022