- Преподавателю
- География
- Активные методы обучения в географии
Активные методы обучения в географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Базилюк Н.И. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Активные методы обучения географии.
Базилюк Н. И., г. Волжский
МБОУ СОШ № 2
Аннотация: в работе рассматриваются формы и методы совершенствования процесса обучения в школе, в связи с ее дифференциацией предполагающей, прежде всего развитие интересов, потребностей и способностей учащихся.
« Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я пойму,
позволь мне сделать самому, и я научусь» Конфуций.
Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует изменения системы работы учителя с учащимися. Сегодня основная задача школы - научить ученика учиться. Дифференцированный подход в обучении предполагает, прежде всего, формирование познавательного интереса, умственной активности, творческой самостоятельности учащихся путем совершенствования форм и методов обучения.
Для активизации учебно - воспитательного процесса необходимо использование системы методов, направленной главным образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию ими самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы
обучения, способствуют внедрению в привычную практику учителей, новых форм работы, для реализации образовательных программ. Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строящиеся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, о путях разрешения той или иной проблемы, характеризующиеся высоким уровнем активности учащихся. При системном использовании активных методов роль учителя меняется. Он становится координатором, наставником, консультантом, что меняет к нему отношение учащихся.
Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того что, слышит 30% того, что видит, 50-70% при участии в групповой дискуссии и 80% при самостоятельном обнаружении и формировании проблем и лишь когда учащийся, непосредственно участвует в реальной деятельности, постановке проблемы, выработке и принятии решения, самостоятельной формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;
- повышение познавательной активности учащихся;
- формирование положительной учебной мотивации;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартного мышления;
- развитие коммуникативно - эмоциональной сферы личности учащегося
- раскрытие личностно - индивидуальных возможностей каждого учащегося
и определение условий для проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков;
Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях и достаточно эффективными считается использование игровых методов и технологии моделирования. Так при изготовлении моделей рельефных карт у учащихся среднего звена формируется образно объемное представление материка, закрепляются знания изрезанности береговой линии, абсолютных высот, номенклатуры и рельефообразующих факторов. Такой тип работы создает учебную комфортность в сотрудничестве «учитель - ученик», активизирует творческую и интеллектуальную деятельность учащегося. При изучении тем «Рельеф», «Относительная и абсолютная высота места» на изготовленную модель рельефа местности наносятся горизонтали, затем с их помощью наносится послойная окраска. Что позволяет наиболее
доступно получить представление о различии высот на поверхности и глубинах. Характерно, что при использовании данного метода учащиеся применяют также свои навыки работы с красками и лепкой приобретенные на уроках ИЗО. Таким образом, закрепляются знания о шкале высот.
Преимущества технологии моделирования:
1.Изготовление модели изменяет ситуацию на уроке, при этом активно работает весь класс, даже учащиеся с низким потенциалом;
2. Моделирование требует полной мобилизации и усиленного внимания
при этом работают все виды памяти;
3.Моделирование - один из приемов самостоятельного приобретения знаний
4.Выполнение модели позволяет проверить выполнение домашнего
задания, организовать взаимную оценку работы.
5.Синхронное моделирование определяет эвристическую функцию и служит средством познания изучаемых объектов, дает возможность решения проблемных ситуаций и способствует формированию творчества учащихся, что является основой их предметной компетентности. В среднем и старшем звене технология моделирования успешно применяется с использованием приобретенных учащимися методов и приемов на уроках информатики для создания моделей, диаграмм, графиков, таблиц при работе с интерактивной доской. При этом ученик приобретает навыки:
1.Ставить перед собой задачу и видеть пути ее решения
2.Умение осознанно выбирать необходимые знания для решения задачи
3.Анализировать полученные результаты.
При проведении подобного рода занятий предполагается три формы
работы: 1. демонстрационная, 2. фронтальная, 3. самостоятельная
Среди активных форм обучения значительное распространение получили ролевые игры. Ролевые игры как, правило, имеют свой сюжет, а их участники выполняют определенные роли (ученых, путешественников, знатоков, корреспондентов и др.) В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выступают в дискуссиях, выполняют задания практических или самостоятельных работ. Примером ролевых игр может служить урок - конференция и ее разновидности - пресс - конференция, урок - марафон, УРОК - КВН и др. Ролевые игры имеют широкие возможности для организации дискуссий, особенно по народнохозяйственным и экологическим проблемам. Не всякий материал курсов географии может быть использован основой для ролевой игры. Для их проведения требуются определенные условия, так как главным фактором в ее реализации выступает фактор массовости (необходимости участия всех учеников класса) поэтому материал должен быть сравнительно несложным или же разного уровня. В процессе ролевых игр могут быть использованными технические средства, наглядные пособия, периодическая печать. Ролевые игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью (развивая компетентность обучающегося), дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. В ролевых играх можно имитировать различные ситуации, так например, заседание комиссии ООН или Комиссии ВТО, Географического общества , заседание министерства промышленности и сельского хозяйства, охраны природы. Учащиеся могут выступать в роли корреспондентов, представителей общественности, министров. Всю эту работу можно представить в виде конференции, репортажа для газеты, проекта и творческих заданий. Если осуществлять преемственность в обучении, а также применение межпредметных и внутрикурсовых связей , то позволит реализовать на практике системный подход, а внутри самой системы обосновать место проведения ролевых игр. Но одного только признания значимости применения игрового метода обучения недостаточно для формирования активной личности, необходимо от слов переходить к их применению. Ввиду большого разнообразия
активных методов возможны разнообразные их сочетания с другими методами обучения а, следовательно, широкого диапазона их применения.
Используемая литература: 1.Евдокимов М.Ю. , Катровский А.П. «Игры, состязания на уроках географии» География в школе № 1, 2001г.
2.Кулич Т.С., Николина В.В. « Географические игры» « География в школе»
№ 1, 2001г.
3.Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. « Методы активизации
познавательной деятельности» С - Пб. Знание, 2006г.
4.Калмыкова З.И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении» «Современная педагогика» № 7, 2000г.