Активные методы обучения в географии

 В работе рассматриваются формы и методы совершенствования  процесса  обучения  в школе, в связи с ее дифференциацией предполагающей, прежде всего развитие интересов, потребностей  и способностей учащихся. Современный  этап  совершенствования  процесса  обучения  в  школе требует  изменения  системы  работы  учителя  с  учащимися. Сегодня основная задача  школы – научить  ученика  учиться.  Дифференцированный  подход  в обучении   предполагает,   прежде  всего,  формирование  познавательного инт...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения географии.

Базилюк Н. И., г. Волжский

МБОУ СОШ № 2

Аннотация: в работе рассматриваются формы и методы совершенствования процесса обучения в школе, в связи с ее дифференциацией предполагающей, прежде всего развитие интересов, потребностей и способностей учащихся.

« Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я пойму,

позволь мне сделать самому, и я научусь» Конфуций.

Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует изменения системы работы учителя с учащимися. Сегодня основная задача школы - научить ученика учиться. Дифференцированный подход в обучении предполагает, прежде всего, формирование познавательного интереса, умственной активности, творческой самостоятельности учащихся путем совершенствования форм и методов обучения.

Для активизации учебно - воспитательного процесса необходимо использование системы методов, направленной главным образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию ими самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы

обучения, способствуют внедрению в привычную практику учителей, новых форм работы, для реализации образовательных программ. Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строящиеся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, о путях разрешения той или иной проблемы, характеризующиеся высоким уровнем активности учащихся. При системном использовании активных методов роль учителя меняется. Он становится координатором, наставником, консультантом, что меняет к нему отношение учащихся.

Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того что, слышит 30% того, что видит, 50-70% при участии в групповой дискуссии и 80% при самостоятельном обнаружении и формировании проблем и лишь когда учащийся, непосредственно участвует в реальной деятельности, постановке проблемы, выработке и принятии решения, самостоятельной формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

- активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- повышение познавательной активности учащихся;

- формирование положительной учебной мотивации;

- стимулирование самостоятельной деятельности;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартного мышления;

- развитие коммуникативно - эмоциональной сферы личности учащегося

- раскрытие личностно - индивидуальных возможностей каждого учащегося

и определение условий для проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков;

Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях и достаточно эффективными считается использование игровых методов и технологии моделирования. Так при изготовлении моделей рельефных карт у учащихся среднего звена формируется образно объемное представление материка, закрепляются знания изрезанности береговой линии, абсолютных высот, номенклатуры и рельефообразующих факторов. Такой тип работы создает учебную комфортность в сотрудничестве «учитель - ученик», активизирует творческую и интеллектуальную деятельность учащегося. При изучении тем «Рельеф», «Относительная и абсолютная высота места» на изготовленную модель рельефа местности наносятся горизонтали, затем с их помощью наносится послойная окраска. Что позволяет наиболее

доступно получить представление о различии высот на поверхности и глубинах. Характерно, что при использовании данного метода учащиеся применяют также свои навыки работы с красками и лепкой приобретенные на уроках ИЗО. Таким образом, закрепляются знания о шкале высот.

Преимущества технологии моделирования:

1.Изготовление модели изменяет ситуацию на уроке, при этом активно работает весь класс, даже учащиеся с низким потенциалом;

2. Моделирование требует полной мобилизации и усиленного внимания

при этом работают все виды памяти;

3.Моделирование - один из приемов самостоятельного приобретения знаний

4.Выполнение модели позволяет проверить выполнение домашнего

задания, организовать взаимную оценку работы.

5.Синхронное моделирование определяет эвристическую функцию и служит средством познания изучаемых объектов, дает возможность решения проблемных ситуаций и способствует формированию творчества учащихся, что является основой их предметной компетентности. В среднем и старшем звене технология моделирования успешно применяется с использованием приобретенных учащимися методов и приемов на уроках информатики для создания моделей, диаграмм, графиков, таблиц при работе с интерактивной доской. При этом ученик приобретает навыки:

1.Ставить перед собой задачу и видеть пути ее решения

2.Умение осознанно выбирать необходимые знания для решения задачи

3.Анализировать полученные результаты.

При проведении подобного рода занятий предполагается три формы

работы: 1. демонстрационная, 2. фронтальная, 3. самостоятельная

Среди активных форм обучения значительное распространение получили ролевые игры. Ролевые игры как, правило, имеют свой сюжет, а их участники выполняют определенные роли (ученых, путешественников, знатоков, корреспондентов и др.) В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выступают в дискуссиях, выполняют задания практических или самостоятельных работ. Примером ролевых игр может служить урок - конференция и ее разновидности - пресс - конференция, урок - марафон, УРОК - КВН и др. Ролевые игры имеют широкие возможности для организации дискуссий, особенно по народнохозяйственным и экологическим проблемам. Не всякий материал курсов географии может быть использован основой для ролевой игры. Для их проведения требуются определенные условия, так как главным фактором в ее реализации выступает фактор массовости (необходимости участия всех учеников класса) поэтому материал должен быть сравнительно несложным или же разного уровня. В процессе ролевых игр могут быть использованными технические средства, наглядные пособия, периодическая печать. Ролевые игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью (развивая компетентность обучающегося), дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. В ролевых играх можно имитировать различные ситуации, так например, заседание комиссии ООН или Комиссии ВТО, Географического общества , заседание министерства промышленности и сельского хозяйства, охраны природы. Учащиеся могут выступать в роли корреспондентов, представителей общественности, министров. Всю эту работу можно представить в виде конференции, репортажа для газеты, проекта и творческих заданий. Если осуществлять преемственность в обучении, а также применение межпредметных и внутрикурсовых связей , то позволит реализовать на практике системный подход, а внутри самой системы обосновать место проведения ролевых игр. Но одного только признания значимости применения игрового метода обучения недостаточно для формирования активной личности, необходимо от слов переходить к их применению. Ввиду большого разнообразия

активных методов возможны разнообразные их сочетания с другими методами обучения а, следовательно, широкого диапазона их применения.

Используемая литература: 1.Евдокимов М.Ю. , Катровский А.П. «Игры, состязания на уроках географии» География в школе № 1, 2001г.

2.Кулич Т.С., Николина В.В. « Географические игры» « География в школе»

№ 1, 2001г.

3.Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. « Методы активизации

познавательной деятельности» С - Пб. Знание, 2006г.

4.Калмыкова З.И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении» «Современная педагогика» № 7, 2000г.


© 2010-2022