- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для 6 класса
Рабочая программа по географии для 6 класса
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сенечкина С.В. |
Дата | 18.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МО РФ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника училища
по учебной работе Еремина И.А.
____________________________
« _____» ____________ 201___
СОГЛАСОВАНО
Преподаватель-руководитель ОД
________________Черномаз В.В.
« _____»_____________201___
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета МсСВУ
__________________
протокол № _____от_______,
приказ №___ от _______201__г.
« _____»_____________201___
РАССМОТРЕНО
на заседании отдельной дисциплины
___________________________________________
Рабочая программа
по географии
в классе 6 на 2014/15 учебный год
Преподаватель Сенечкина С.В.
Количество часов: всего 35часов, в неделю 1 ч.
Учебник География. Землеведение. 6 класс: учебник/ В. П. Дронов. Л. Е.Савельева. - М.: Дрофа, 2011.
2014 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии, программы основного общего образования по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
- авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.
Курс «География. Землеведение. 6 класс» - первая ступень в географическом образовании. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном
и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение. 6 класс». Москва: «Дрофа», 2011год и составлена на основании авторской рабочей программы по географии для 6классов (линия учебников издательства «Дрофа»)
авт.-сост. Н.В. Болотникова -М.: Планета 2011. В рабочей программе предусмотрено проведение 10 практических работ,
из них оценочных -7.
Перечень практических работ
№ п/п
Тема
1
Практическая работа № 1 Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
2
Практическая работа №2 «Составление плана местности способом глазомерной съемки»
3
Практическая работа №3 «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки»
4
Практическая работа №4 «Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых, природных памятников литосферы»
5
Практическая работа №5 «Определение по карте сейсмических районов земного шара»
6
Практическая работа № 6 «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт»
7
Практическая работа № 7 «Обобщение данных о температуре
воздуха в дневнике наблюдений за погодой».
8
Практическая работа № 8 «Решение практических задач на определение влажности, изменений температуры и давления воздуха с высотой»
9
Практическая работа № 9 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры»
10
Практическая работа №10 «Определение состава (строения) почвы»
Итого - 10
Место курса географии в базисном учебном плане.
На изучение географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения и деятельностного подхода.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Структура курса
№ п/п
Раздел
Количество
часов
1
Введение.
1
2
Земля во Вселенной.
3
3
Географические модели Земли.
5
4
Земная кора.
7
5
Атмосфера и климаты Земли
5
6
Гидросфера.
5
7
Биосфера.
5
8
Географическая оболочка.
3
9
Резерв времени
1
Всего:
35
Планируемые результаты.
Содержание учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать :
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
уметь :
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-учета фенологических изменений в природе; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями а результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решение практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достижение метапредметных результатов обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Достижение личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование патриотизма.
Таким образом, курс «География. Землеведение. 6класс»:
- реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- организованно, в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода создает мотивацию для изучения предмета;
- способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала и личности учеников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и др.). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.
Раздел I Земля во Вселенной (3 ч)
Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.
Земля - часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля - уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет - наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку - биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.
Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.
Практическая работа № 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел II Географические модели Земли (5 ч)
Глобус - уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.
Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки - самые точные изображения земной поверхности.
Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?
Практические работы :
№ 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
№3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
№4. Различие аэрофотоснимков, планов и карт.
Раздел III Земная кора (7 ч)
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы. Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.
Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты.
Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.
Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.
Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.
Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.
Человек и земная кора. Взаимное влияние.
Практические работы :
№ 5. Определение горных пород и описание их свойств.
№6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Раздел IV Атмосфера (5 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена.
Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.
Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.
Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.
Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.
Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.
Климат. Изображение климата на картах.
Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Практические работы :
№7. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
№8. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.
№9. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел V Гидросфера (5 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.
Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.
Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами. Приливы и отливы.
Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.
Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки.
Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.
Раздел VI Биосфера (5 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера - оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.
Человек и биосфера. Человек - часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практическая работа № 10. Определение состава (строения) почвы.
Раздел VII Географическая оболочка (3 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.
Резерв времени -1ч
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 6 классе содержит, кроме учебника, рабочие программы, методическое пособие, рабочие тетради.
Методическая поддержка комплекса осуществляется на сайте издательства drofa.ru.
УМК «География. Землеведение. 6 классы»
1. География. Землеведение. 6 кл.: учебник/ В. П. Дронов. Л. Е.Савельева. - М.: Дрофа, 2011.
2. Рабочие программы. География. 5-9 классы: сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа, 2014.
3.Рабочие программы по географии. 6-7 классы (линия учебников издательства «Дрофа») авт.-сост. Н.В. Болотникова.-М.: Планета 2011.
4. География: Контрольно - измерительные материалы. 6 класс. Сост. Е.А. Жижина. -М.:ВАКО, 2014.
5. География: Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 классы» В. П. Дронов. Л. Е.Савельева. - М.: Дрофа, 2014.-112 с.
6.Атлас. География. 6 класс . - М.: Дрофа, 2014г.
7.Контурные карты. География. 6 класс . - М.: Дрофа, 2014г.
8. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику на drofa.ru.