Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А. И. Алексеева линии Полярная звезда

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


«Школа № 78»



Рассмотрено на заседании ШМО учителей ____________________

_______________________Ф.И.О.

№ протокола ___________

«___»__________________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Фомичева Е.П.

«___»_________________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_______________Игнатьева О. В.

«___»________________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

География

Учебный год

2015/2016

Класс

8

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2

Учитель: Козлова Светлана Александровна

Принято на педагогическом совете № 1 от 26 августа 2015г.

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по географии для средней общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

  2. Программа по географии для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г № 03-1263);

  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 78, утвержденного _______________________

  4. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением:

- программа: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина, Программа курса география для 6 - 9, 10 - 11 классов общеобразовательной средней школы;

- учебник: А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, География. Россия. 8 класс: Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 2010.

Распределение учебного времени в течение учебного года


Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

тесты

практические работы

I четверть

9

2

18

0

0

14

II четверть

7

2

14

1

0

13

III четверть

10

2

20

1

2

8

IV четверть

8

2

16

1

1

5

Итого в год

34

2

68

3

3

40


Примерная учебная программа
по географии для 8 классов

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Курс «География России» изучается 68 часов, по 2 в неделю. Он состоит из 6 тем:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Россия в мире

5

2

Россияне

10

3

Природа

22

4

Хозяйство

17

5

Природно-хозяйственные зоны

8

6

Наше наследие

6

7

Резерв

2

Всего:

68


Требования к подготовке учащихся в области географии

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать / понимать:

- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

- административно-территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;

- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

- факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

- особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

- основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

- состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;

- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

- что такое территориальная организация общества;

- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

2) Уметь:
- характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

- определять поясное время;

- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

3) оценивать:

географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

Методы и формы решения поставленных задач

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективногоспособа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ ), проведение интегрированных уроков.

Например:

Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».

Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».

Связь с экологией проявляется при изучении раздела « Человек и природа».

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Контроль знаний - это компонент, который необходим для управления качеством образовательного процесса, направленный на усиление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов. Главной задачей оценки качества служит изучение состояния школьного географического образования с позиции усвоения учениками предметных знаний и умений, развития их познавательной самостоятельности. Проверка ориентирована на выявление успешности преподавания географии и внесение соответствующих корректив в учебный процесс. Центр внимание переносится на усвоение теоретических вопросов: общих понятий, причинно-следственных связей, закономерностей. Наряду с отдельными компонентами знаний, такими как понятия, связи, факты, проверяется усвоение знаний, выраженных в форме характеристик отдельных элементов природы, отраслей народного хозяйства, физико-географических и экономико-географических характеристик изучаемых территорий. Важным критерием оценки успешности обучения географии служат мировоззренческие идеи - выводы и идеологические обобщения частных предметных знаний.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами.
В систему оценки качества знаний по географии входят:
- обычные вопросы и задания, сформулированные в традиционной форме и требующих от учащихся свободного ответа, позволяющие судить не только о знаниях учащихся, но и их способности самостоятельно строить ответ, рассуждать на заданную тему.
- тесты, представляющие собой серию кратко и точно сформулированных вопросов и заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы.

Тесты составлены таким образом, что школьники, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или односложными ответами. При выставлении оценки за тесты используется следующая шкала:
от 50 - 66 % общей суммы баллов - «3»
от 67 - 84% «4»
от 85% и выше «5».
- задания, связанные с географической картой (анализ, сопоставление, поиск информации и т.п.),
- задания, связанные с анализом различных форм представления информации или, наоборот, представлением информации в определенной форме (таблицы, схемы, диаграммы и т.д.)
- географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры или географических понятий).

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

«Природа России»

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

2

«Хозяйство»

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

3

Итоговый контроль

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

Практические работы по географии в 8 классе


  1. Практическая работа №1. Обозначение на контурной границ России

  2. Практическая работа №2. Определение разницы во времени по карте часовых поясов

  3. Прак­тиче­ская ра­бота № 3 Ориентирование по физической карте России.

  4. Практическая работа № 4 Сравнение способов районирования (природного и экономического).

  5. Практическая работа №5. Подготовка доклада о русском путешественнике

  6. Практическая работа №6. Анализ графика рождаемости и смертности в России.

  7. Практическая работа №7. Построение графика численности населения своего района (области).

  8. Практическая работа №8. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.

  9. Практическая работа №9. Выявление рейтинга профессий и спроса на рабочую силу

  10. Практическая работа №10. Анализ карты народов России

  11. Прак­тическая работа №11. Описание рельефа России по плану

  12. Прак­тическая работа №12. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

  13. Прак­тическая работа №13. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

  14. Практическая работа №14. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации и др.

  15. Практическая работа №15. Анализ прогноза погоды.

  16. Практическая работа №16. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  17. Прак­тиче­ская работа №17. Анализ агроклиматических условий регионов.

  18. Практическая работа №18. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

  19. Практическая работа №19. Описание одного из российских морей по типовому плану.

  20. Практическая работа№20. Обозначение на контурной карте крупных рек России.

  21. Практическая работа № 21. Определение падения и уклона одной из российской рек (по выбору).

  22. Практическая работа №22. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.

  23. Практическая работа №23. Разработка маршрута речной кругосветки по водным путям России.

  24. Практическая работа №24. Анализ земельных и почвенных ресурсов.

  25. Практическая работа №25. Ознакомление с образцами почв.

  26. Практическая работа № 26. Выделение циклов в экономике.

  27. Практическая работа № 27. Схема и виды предприятий.

  28. Практическая работа №28. Составление схемы: "Структура ТЭК"

  29. Практическая работа №29. Установление основных факторов размещения металлургического комбината

  30. Практическая работа № 30. Составление характеристики машиностроительного предприятия г. Н. Новгорода

  31. Практическая работа № 31. Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов.

  32. Практическая работа № 32. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

  33. Практическая работа № 33. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

  34. Практическая работа № 34. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

  35. Практическая работа № 35. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России».

  36. Практическая работа № 36. Сопоставление карты природных зон, графика «Смены природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения.

  37. Практическая работа № 37. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору).

  38. Практическая работа № 38. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

  39. Практическая работа № 39. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.

  40. Практическая работа № 40. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Оценочные проверочные работы


  1. Практическая работа №1. Обозначение на контурной границ России

  2. Прак­тиче­ская ра­бота № 3 Ориентирование по физической карте России.

  3. Практическая работа №5. Подготовка доклада о русском путешественнике

  4. Прак­тическая работа №12. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

  5. Практическая работа №18. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

  6. Практическая работа №19. Описание одного из российских морей по типовому плану.

  7. Практическая работа№20. Обозначение на контурной карте крупных рек России.

  8. Практическая работа №22. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.

  9. Практическая работа №23. Разработка маршрута речной кругосветки по водным путям России.

  10. Практическая работа № 30. Составление характеристики машиностроительного предприятия г. Н. Новгорода

  11. Практическая работа № 31. Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов.

  12. Практическая работа № 33. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

  13. Практическая работа № 40. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.







Учебно-методический комплекс


Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Программа курса географии для 6 - 9, 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательной средней школы. А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина.

8

География. Россия: Учебник для 8 класса.

«Просвещение» 2010.

Базовый уровень

География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей. «Просвещение»

2009

Атлас «География России» с комплектом контурных карт. 8 - 9 класс. М.: Картография. - 2015

Электронные образовательные ресурсы


№ п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Ресурсы сети Интернет

1

Методическая служба

сайт

prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/

2

Национальное географическое общество

сайт

rusngo.ru/news/index.shtml/

3

Географический портал

rgo.ru/

4

Российский общеобразовательные портал

school.edu.ru/

5

Головной информационный центр учебного книгоиздания. Электронный каталог учебных изданий

сайт

ndce.ru/

6

Информационная поддержка единого государственного экзамена.

сайт

ege.ru/

7

Медиатека компании "Кирилл и Мефодий"

сайт

mediateka.km.ru/

8

Сайт "100 дорог"

сайт

100dorog.ru/

9

Виртуальное методическое объединение учителей географии (ВМОУГ)

сайт

schools.techno.ru/

10

Каталог географических ресурсов

сайт

georo.ru/


Содержание курса


№ п/п

№ урока

Тема

Кол-во часов

Основная цель

Содержание обучения

Глава 1. Россия в мире - 5 часа

1

1

Мы и наша страна на карте мира.

1

  • Определить положение России на карте мира;

  • Выяснить уникальность географического положения России.

  • Определить место России среди других государств мира.

Россия на карте мира. Уникальность географического положения Россия. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

2

2

Наша страна на карте часовых поясов.

1

• Определить положение России на карте часовых поясов.

• Сформировать умение определять разницу во времени по карте часовых поясов.
• Формировать умение работать с учебником.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

3

3

Как ориентироваться по карте России

1

• Формировать умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком.
• Сформировать понятия «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

4

4

Формирование территории России.

1

• Осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать с текстом и картами учебника.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы - Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

5

5

Обобщение и повторение по теме

1

Обобщить и повторить знания полученные при изучении темы.

Россия на карте мира. Россия на карте часовых поясов. Ориентирование по карте России. Формирование территории России.

Глава 2. Россияне. - 10 часов.

6

1

Воспроизводство населения.

1

• Раскрыть сущность понятия «воспроизводство населения».
• Выявить особенности воспроизводства населения в России.
• Познакомить учащихся с воспроизводством населения в различные исторические периоды.
• Объяснить особенности перехода районов России от традиционного к современному типу воспроизводства.

Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

7

2

Численность населения.

1

• Определить численность населения России.
• Раскрыть особенности демографических кризисов.
• Выяснить, с чем связаны демографические потери населения в XX в.
• Научиться строить и анализировать графики.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

8

3

Миграции населения.

1

• Выявить особенности миграций в России.
• Раскрыть, как изменилось направление миграций в конце XX в.
• Сформировать представление о том, как миграции изменяют состав населения.
• Сформулировать проблемы, связанные с миграциями в России.

Миграции. Виды миграций. Влияние миграций на изменение численности населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

9

4

Наш демографический портрет

1

• Объяснить, что такое демографическая ситуация.

• Проанализировать возрастную структуру населения.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

10

5

Россияне на рынке труда.

1

• Раскрыть особенности понятия «трудовые ресурсы».
• Вскрыть причины и следствия безработицы.
• Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день.
• Сформировать представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. География безработицы. Зависимость безработицы от структуры хозяйства. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

11

6

Мозайка народов

1

• Раскрыть значение понятия «этнос», особенности этнической структуры населения регионов России.
• Раскрыть значение русского языка для народов России.
• Выявить особенности географии религий в России.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура населения регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

12

7

Размещение населения.

1

• Раскрыть особенности размещения населения России.
• Раскрыть роль роста крупных городов в размещении населения.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль роста крупных городов в размещении населения.

13

8

Расселение и урбанизация.

1

• Раскрыть особенности основных типов поселений.
• Сформировать представление об урбанизации.

• Выявить взаимосвязи между процессом урбанизации и состоянием окружающей среды.

Расселение. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Урбанизация. Влияние урбанизации на окружающую среду.

14

9

Города и сельские поселения

1

• Установить основные типы городов России.
• Раскрыть функции сельской местности.
• Развивать умение работать с текстом учебника.

Города и их типы. Сельские поселения. Функции сельских поселений.

15

10

Обобщение и повторение по теме


Обобщить и повторить знания полученные при изучении темы.

Население России. Численность населения. Миграции населения. Рынок труда. Этнос. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.

Глава 3. Природа России - 22 часов

16

1

Геологическая история

1

  • Познакомить учащихся с историей развития земной коры.

  • Раскрыть особенности геологической карты.

  • Познакомить учащихся с геохронологической таблицей.

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая таблица. Эра. Эпохи складчатости. Геологическая карта.

17

2

Рельеф: тектоническая основа

1

  • Раскрыть понятия «платформа» и «геосинклиналь».

  • Установить особенности рельефа России.

  • Формировать умение давать характеристику рельефа по карте.

  • Формировать умение работать с тектонической картой.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформа. Геосинклиналь. Щит. Плита. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

18

3

Рельеф: скульптура поверхности

1

• Раскрыть, от чего зависит рельеф поверхности.
• Познакомить учащихся с изменением горных пород в процессе выветривания.
• Определить, какие внешние процессы и как влияют на рельеф.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Виды выветривания. Деятельность ветра, текучих вод, ледника. Мерзлотный рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

19

4

Как осваивают Россияне свой участок поверхности

1

• Выявить состав полезных ископаемых России и особенности их размещения.
• Установить основные месторождения полезных ископаемых России.
• Изучить стихийные природные явления на территории России.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные природные явления на территории России.

20

5

Солнечная радиация

1

• Сформировать понятия «солнечная радиация», «радиационный баланс».

• Изучить виды солнечной радиации.

• Сформировать представление об изменении солнечной радиации по сезонам года.

Солнечная радиация. Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Поглощенная и отраженная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

21

6

Атмосферная циркуляция

1

• Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России.
• Сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Циклон. Антициклон.

22

7

Зима и лето в нашей солнечной стране

1

• Выяснить, как влияет на климат нашей страны ее географическое положение.
• Объяснить особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране.
• Познакомить с синоптической картой.
• Формировать умение описывать климат.

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

23

8

Изучаем карту климатических поясов России

1

• Познакомить учащихся с основными климатическими поясами и областями России.
• Формировать умение работать с климатической картой.

• Формировать умение анализировать климатические диаграммы.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Карта климатических поясов и областей России. Климатическая диаграмма. Климат своего региона.

24

9

Климат своего края

1

  • Познакомить учащихся с климатическими условиями своего края.

  • Развивать умение работать с картами.

Тип климата Нижегородской области. Сезонные особенности климата Нижегородской области.

25

10

Как мы живем и работаем в нашем климате

1

  • Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

  • Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость».

  • Развивать умение работать с картами.

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

26

11

Наши моря

1

  • Познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.

  • Формировать умение давать характеристику морей.

Особенности российских морей. Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов.

27

12

Наши моря

1

  • Продолжить знакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.

  • Оценить природные ресурсы российских морей.

  • Раскрыть экологические проблемы морей России.

Ресурсы морей и их использование человеком. Экологические проблемы морей.

28

13

Наши реки

1

  • Выявить особенности рек России.

  • Углубить знания учащихся о российских реках.

  • Раскрыть понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».

Питание и режим Реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

29

14

Наши реки: реки своего края

1

• Выявить особенности рек своего края.

• Углубить знания учащихся о реках своего края.

Крупнейшие реки Нижегородской области (Волга, Ока, Пьяна, Сережа, Аратка, Ветлуга, Керженец), их особенности и проблемы.

30

15

Где спрятана вода

1

• Раскрыть особенности озер, болот, подземных вод, ледников.
• Раскрыть проблемы внутренних вод России.
• Формировать умение работать с картами, таблицами.

Озера. Крупнейшие озера России. Типы озер. Болота. Верховые и низинные болота. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Охрана водных ресурсов.

31

16

Озера своего края

1

Раскрыть особенности озер своего края.

Раскрыть проблемы озер своей местности.

Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами.

Крупнейшие озера Нижегородской области (Светлояр, Пырское, Нестияр) и г. Нижнего Новгорода (Мещерское озеро, Лунское), их особенности и проблемы.

32

17

Водные дороги и перекрестки

1

• Раскрыть связь человека с реками.
• Выявить значение рек в жизни общества.
• Раскрыть значение водных путей в развитии страны.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

33

18

Учимся с полярной звездой решать проблему преобразования рек

1

• Научить учащихся решать реальные проблемы, связанные с преобразованием рек.

• Формировать умение обсуждать проблемы, включаться в диалог.

Географическая исследовательская практика (решаем проблему: преобразование рек).

34

19

Почва - особое природное тело

1

• Углубить знания учащихся о почве.

• Установить отличие почвы от горной породы.
• Познакомить учащихся со строением почвенного профиля.
• Определить особенности механического состава и структуры почвы.

Отличие почвы от горной породы. Строение почвы (почвенный профиль). Почвенный горизонт. Механический состав и структура почвы.

35

20

Почва - основа сельского хозяйства

1

• Выявить факторы почвообразования.
• Установить главные типы почв России.
• Сформировать понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы».
• Раскрыть значение охраны почв.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Охрана почв.

36

21

Повторение и обобщение по теме «Природа России»

1

  • обобщение и систематизация знаний по теме.

  • продолжить формирование умений и навыков работы с картой, навыков работы в коллективе, развитие.

  • продолжить формирование познавательного интереса.

История развития земной коры. Особенности рельефа России. Скульптура поверхности. Полезные ископаемые России. Климат, климатические пояса и типы климата России. Моря России. Реки и озера России. Почвы.

37

22

Контрольная работа по теме «Природа России».

1

  • Проверить основные знания об особенностях географического положения, специфику природных условий и ресурсов крупных регионов РФ.

  • Проверить сформированность основных умений по составлению характеристики природных условий и ресурсов регионов России на основе анализа карт разного содержания.

Тестирование на тему «Природа России».

Глава 4. Хозяйство - 17 часов

38

1

Развитие хозяйства

1

• Сформировать понятия «хозяйство» («экономика»), «отрасль хозяйства», «территориальное разделение труда».
• Выяснить, какие этапы проходит хозяйство в своем развитии.
• Развивать умение анализировать текст учебника.

Хозяйство (экономика). Отрасль хозяйства. Этапы развития хозяйства. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда.

39

2

Особенности экономики России

1

• Установить вклад Н. Д. Кондратьева в создание теории технологических укладов.

• Выявить особенности «циклов Кондратьева».

• Выявить особенности экономики России.
• Познакомить учащихся с основными типами предприятий России.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Типы предприятий.

40

3

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

1

• Раскрыть особенности и значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы.
• Выявить особенности размещения угольной промышленности.

Состав, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Топливно-энергетический баланс. Особенности топливной промышленности. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны.

41

4

Нефтяная и газовая промышленность

1

• Выявить особенности размещения нефтяной и газовой промышленности России.
• Определить значение нефтяной и газовой промышленности в экономике страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли.

42

5

Электроэнергетика

1

• Выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны и для общества.

• Установить существенные признаки понятий «электроэнергетика», «энергосистема».

• Охарактеризовать различные типы электростанций.
• Выявить особенности размещения электростанций в России.
• Раскрыть проблемы электроэнергетики.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций. Энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

43

6

Металлургия

1

• Выявить значение черной и цветной металлургии в хозяйстве страны.
• Раскрыть особенности черной и цветной металлургии.
• Выявить основные типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения.
• Сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения.

Черные и цветные металлы. Типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения. Принципы размещения предприятий цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

44

7

Машиностроение

1

• Раскрыть состав и значение машиностроения.
• Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
• Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.

Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.

45

8

Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс

1

• Определить значение химической промышленности и лесопромышленного комплекса в хозяйстве страны.
• Установить особенности размещения химических производств.

• Выявить главные районы лесозаготовок.
• Раскрыть особенности размещения предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
• Выявить проблемы химической промышленности и лесопромышленного комплекса, воздействие этих отраслей на окружающую среду.

Состав химической промышленности. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Состав лесопромышленного комплекса. Лесозаготовка. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

46

9

Растениеводство

1

• Раскрыть понятия «сельское хозяйство», «сельскохозяйственные угодья».
• Определить особенности сельхозугодий в разных природных зонах.

• Раскрыть особенности зернового хозяйства.
• Сформировать представление о технических культурах и районах их возделывания.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья. Зерновые и технические культуры.

47

10

Животноводство

1

• Выявить особенности животноводства России.
• Раскрыть особенности отраслей специализации животноводства.

Животноводство. Особенности животноводства России. Основные отрасли животноводства - скотоводство, свиноводство, овцеводство.

48

11

Учимся с «Полярной звездой» решать проблему АПК России

1

• Выявить особенности АПК страны и своего района.
• Раскрыть особенности легкой и пищевой промышленности.

Географическая исследовательская практика. (Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района. Пищевая промышленность. Легкая промышленность.)

49

12

Сухопутный транспорт

1

• Определить значение транспорта в функционировании хозяйства и жизни людей.
• Выявить, какие существуют виды транспорта.
• Раскрыть понятия «грузооборот», «пассажирооборот».

• Определить долю различных видов транспорта в перевозках.

• Раскрыть особенности сухопутного транспорта.

Транспорт. Виды транспорта. Грузооборот. Пассажирооборот. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

50

13

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы

1

• Выявить особенности водного и воздушного транспорта.
• Раскрыть понятие «транспортный узел».

Речной транспорт. Морской транспорт. Авиационный транспорт. Транспортный узел. Транспортная магистраль.

51

14

Сфера услуг

1

• Выявить, что такое услуга и какие отрасли образуют сферу услуг.
• Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
• Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
• Развивать умение проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

52

15

Учимся с «Полярной звездой» решать проблему непроизводственной сферы России

1

• Выявить развитие сферы услуг в своей местности.
• Развивать умение работать с различными источниками информации.

Географическая исследовательская практика (особенности развития сферы услуг своей местности).

53

16

Повторение и обобщение по теме «Хозяйство»

1

обобщение и повторить знания по теме «Хозяйство», продолжить

формирование умений и навыков работы с картой, развитие

познавательного интереса.

Экономика и хозяйство. Цикличность развития хозяйства. ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Пищевая промышленность. Транспорт. Сфера услуг.

54

17

Контрольная работа по теме «Хозяйство»

1

  • Проверить основные знания об особенностях географического положения, специфику природных условий и ресурсов крупных регионов РФ.

  • Проверить сформированность основных умений по составлению характеристики природных условий и ресурсов регионов России на основе анализа карт разного содержания.

Тестирование по опросному листу.

Глава 5. Природно-хозяйственные хоны - 8 часов

55

1

Зональность в природе и жизни людей

1

• Сформировать понятия «природная зона», «природно-хозяйственная зона».
• Выявить особенности расположения природно-хозяйственных зон России.

Природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

56

2

Зональность в природе и жизни людей

1

  • Продолжаем формировать понятия «природная зона», «природно-хозяйственная зона».

• Раскрыть связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.
• Развивать умение читать карты.

Природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

57

3

Северные безлесные зоны

1

• Сформировать у школьников образ арктических пустынь, тундры и лесотундры.

• Раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, их экологические проблемы.
• Выявить особенности занятий населения тундры.
• Формировать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описания жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Зона арктических пустынь. Зона тундры. Зона лесотундры. Занятия населения в зоне тундры.

58

4

Лесные зоны

1

• Сформировать у школьников образы лесных зон.

• Выявить особенности таежной зоны.
• Определить занятия населения таежной зоны.
• Установить отличия зоны смешанных и широколиственных лесов от тундровой и таежной зон.

• Развивать умение давать характеристику природных зон.
• Выявить экологические проблемы лесных зон.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

59

5

Степи и лесостепи

1

• Сформировать образ лесостепи и степи.
• Выявить, чем является для России АПК степной зоны.
• Развивать умение давать характеристику природной зоны.

Лесостепи и степи. Особенности лесостепной и степной зон. Лесостепи и степи - главный сельскохозяйственный район страны.

60

6

Южные безлесные территории

1

• Выявить особенности полупустынь и пустынь.
• Установить особенности занятий жителей полупустынь.
• Развивать умение создавать образ природной зоны.
• Развивать умение характеризовать природные зоны.

Полупустыня. Пустыня. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

61

7

Субтропики.

Высокая поясность в горах

1

• Раскрыть особенности субтропиков России.
• Познакомить учащихся с особенностями жизни и хозяйства в горах.
• Выявить особенности высотной поясности в горах.
• Развивать умение давать описание (характеристику) природных зон.

Субтропики. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

62

8

Повторение и обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

обобщение и систематизация знаний по теме, продолжить

формирование умений и навыков работы с картой, навыков работы в коллективе, развитие

познавательного интереса.

Зональность в природе и жизни людей. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики.

Глава 6. Наше наследие - 6 часов

63

1

Территориальная организации общества

1

• Раскрыть сущность понятия «территориальная организация общества».
• Выявить этапы развития общества.
• Развивать умение вести диалог: ученик - учитель, ученик - ученик.

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

64

2

Все связано со всем

1

• Раскрыть влияние мировых процессов на жизнь россиян.
• Сформировать понятие «социально-экономический территориальный комплекс».
• Раскрыть виды территориальных комплексов и взаимосвязи в них.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальные комплексы и их виды. Взаимосвязи в комплексе.

65

3

Что мы оставим потомкам

1

• Раскрыть понятия «наследие», «всемирное природное и культурное наследие».
• Формировать ценностное отношение учащихся к природному и культурному наследию страны.

Природное и культурное наследие России и Нижегородской области.

66

4

Повторение и обобщение по теме «Наше наследие»

1

обобщение и систематизация знаний по теме, продолжить

формирование умений и навыков работы с картой, навыков работы в коллективе, развитие

познавательного интереса.

горные хребты. Межгорные долины. Горная страна. Сели. Снежная лавина. Овраги. Барханы. Дюны.

67

5

Контрольная работа по итогам года

1

  • Проверить основные знания об особенностях географического положения, специфику природных условий и ресурсов крупных регионов РФ.

  • Проверить сформированность основных умений по составлению характеристики природных условий и ресурсов регионов России на основе анализа карт разного содержания.

Тестирование на темы изученного курса.

68

6

Повторение и обобщение


обобщение и систематизация знаний по теме, продолжить формирование умений и навыков работы с картой, навыков работы в коллективе, развитие

познавательного интереса.

Особенности географического положения, природы, населения, специализации и размещения хозяйства России. Природное и культурное наследие России.

69

Резерв - 2 часа


Календарно-тематическое планирование предмета по географии на 2013-2014 учебный год

№ урока

Дата

Тема урока

Содержание урока, ЗУН, изучаемые на уроке


Практические работы

Формы контроля

Электр-е образов-е ресурсы

план

факт

8 а

8 б

8 а

8 б

I четверть (18 часов)

1




Россия в мире - Мы и наша страна на карте мира.

Положение России на карте мира, его уникальность.

Место России среди других государств мира.

Учащиеся должны:

Знать что такое «воспроизводство населения»; особенности воспроизводства населения в России;
Познакомить учащихся с воспроизводством населения в различные исторические периоды;

Уметь объяснять особенности перехода районов России от традиционного к современному типу воспроизводства.

Практическая работа №1. Обозначение на контурной границ России

Эвристическая беседа.

Практическая работа.

Презентации

2




Наша страна на карте часовых поясов.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Учащиеся должны:

Уметь определять положение России на карте часовых поясов; определять разницу во времени по карте часовых поясов; уметь работать с учебником

Практическая работа №2. Определение разницы во времени по карте часовых поясов

Индивидуальный опрос. Решение задач.

Презентации

3




Как ориентироваться по карте России

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Учащиеся должны:

Уметь читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком;

Знать что такое - «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».

Прак­тиче­ская ра­бота № 3 Ориентирование по физической карте России.

Эвристическая беседа.

Практическая работа.

Презентации

4




Формирование территории России

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы - Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Учащиеся должны:

Уметь определять межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России.
Знать, как заселялась территория России.
Уметь оценивать вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
Умение работать с текстом и картами учебника.

Практическая работа № 4 Сравнение способов районирования (природного и экономического).

Практическая работа №5. Подготовка доклада о русском путешественнике

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

.

Презентации

5




Повторение и обобщение по теме «Россия в мире».

Россия на карте мира. Россия на карте часовых поясов. Ориентирование по карте России. Формирование территории.

Учащиеся должны:

Знать особенности географического положения России;

Уметь ориентироваться по карте России.

Фронтальный опрос.

Презентации

6




Россияне - Воспроизводство населения.

Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Учащиеся должны:

Знать что такое «воспроизводство населения»;

Знать особенности воспроизводства населения в России;

Знать какие изменения происходили в воспроизводстве населения в различные исторические периоды;
Знать особенности перехода районов России от традиционного к современному типу воспроизводства.

Практическая работа №6. Анализ графика рождаемости и смертности в России.

Индивидуальный опрос. Работа с графиками.

Презентации

7




Численность населения.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Учащиеся должны:

Уметь определять численность населения России.
Знать особенности демографических кризисов; с чем связаны демографические потери населения в XX в.
Уметь строить и анализировать графики.

Практическая работа №7. Построение графика численности населения своего района (области).

Творческая работа.

Презентации

8




Миграции населения.

Миграции. Виды миграций. Влияние миграций на изменение численности населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

Учащиеся должны:

Уметь выявлять особенности миграций в России.
Знать, как изменилось направление миграций в конце XX в.
Понимать, как миграции изменяют состав населения.
Осознавать проблемы, связанные с миграциями в России.

Эвристическая беседа.

Презентации

9




Наш демографический портрет

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Учащиеся должны:

Объяснить, что такое демографическая ситуация.
Уметь анализировать половозрастные пирамиды. Знать возрастную структуру населения.

Практическая работа №8. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.

Фронтальный опрос. Работа с графиками, таблицами.

Презентации

10




Россияне на рынке труда.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. География безработицы. Зависимость безработицы от структуры хозяйства. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Учащиеся должны:

Знать, что такое «трудовые ресурсы».
Осознавать причины и следствия безработицы.
Знать требования, предъявляемые к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день.
Знать требования общества к качеству трудовых ресурсов.

Практическая работа №9. Выявление рейтинга профессий и спроса на рабочую силу

Работа с графиками, таблицами, картами.

Презентации

11




Мозайка народов

Этнос. Этническая территория. Этническая структура населения регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Учащиеся должны:

Знать, что такое «этнос», особенности этнической структуры населения регионов России.
Осознавать значение русского языка для народов России.
Знать особенности географии религий в России.

Практическая работа №10. Анализ карты народов России

Работа с картой. Индивидуальный опрос.

Презентации

12




Размещение населения.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль роста крупных городов в размещении населения.

Учащиеся должны:

Знать особенности размещения населения России.
Осознавать роль роста крупных городов в размещении населения.

Фронтальный опрос. Работа с картой.

Презентации

13




Расселение и урбанизация.

Расселение. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Урбанизация. Влияние урбанизации на окружающую среду

Учащиеся должны:

Знать особенности основных типов поселений; что такое урбанизация.
Понимать взаимосвязи между процессом урбанизации и состоянием окружающей среды.

Эвристическая беседа.

Презентации

14




Города и сельские поселения

Города и их типы. Сельские поселения. Функции сельских поселений.

Учащиеся должны:

Знать основные типы городов России, функции сельской местности.
Уметь работать с текстом учебника.

Индивидуальный опрос.

Презентации

15



Обобщение и повторение по теме

Население России. Численность населения. Миграции населения. Рынок труда. Этнос. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.

Учащиеся должны:

Обобщить и повторить знания полученные при изучении темы.

Фронтальный опрос.

Презентации

16




Природа - Геологическая история

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая таблица. Эра. Эпохи складчатости. Геологическая карта.

Учащиеся должны:

Иметь представление о процессе обработки информации. Приводить примеры обработки информации двух видов

Уметь выполнять не­сложные вычисления при помощи приложения «Калькулятор»

Опрос

Прак­тическая работа

Презентации

17




Рельеф: тектоническая основа

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформа. Геосинклиналь. Щит. Плита. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Учащиеся должны:

Знать что такое «платформа» и «геосинклиналь».

Выявлять особенности рельефа России.

Уметь давать характеристику рельефа по карте.
Уметь работать с тектонической картой.

Прак­тическая работа №11. Описание рельефа России по плану

Работа с картами, таблицами. Работа в группах.

Презентации

18




Рельеф: скульптура поверхности

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Виды выветривания. Деятельность ветра, текучих вод, ледника. Мерзлотный рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Учащиеся должны:

Выявлять факторы влияющие на формирование рельефа поверхности.
Знать как изменяются горные породы в процессе выветривания.
Уметь выявлять внешние процессы влияющие на рельеф.

Работа с картами, таблицами. Индивидуальный опрос.

Презентации

II четверть (14 часов)

19




Как осваивают Россияне свой участок поверхности.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные природные явления на территории России.

Учащиеся должны:

Знать состав полезных ископаемых России и особенности их размещения.
Уметь устанавливать основные месторождения полезных ископаемых России.
Знать какие стихийные природные явления на территории России.

Прак­тическая работа №12. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

Прак­тическая работа №13. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Фронтальный опрос.

Практиче­ская работа.

Презентации

20




Солнечная радиация

Солнечная радиация. Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Поглощенная и отраженная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Учащиеся должны:

Знать что такое «солнечная радиация», «радиационный баланс».
Знать виды солнечной радиации.
Знать об изменении солнечной радиации по сезонам года.

Практическая работа №14. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации и др.

Фронтальный опрос.

Презентации

21




Атмосферная регуляция

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Циклон. Антициклон.

Учащиеся должны:

Осознавать роль атмосферной циркуляции в формировании климата России.

Знать определение понятий: «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».

Практическая работа №15. Анализ прогноза погоды.

Работа в группах. Работа с картами, таблицами, графиками.

Презентации

22




Зима и лето в нашей солнечной стране

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Учащиеся должны:

Понимать, как влияет на климат нашей страны ее географическое положение.
Уметь объяснять особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране.
Уметь работать с синоптической картой.
Умение описывать климат.

Практическая работа №16. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Фронтальный опрос

Презентации

23




Изучаем карту климатических поясов

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Карта климатических поясов и областей России. Климатическая диаграмма.

Учащиеся должны:

Знать основные климатические поясами и областями России.
Уметь работать с климатической картой.
Уметь анализировать климатические диаграммы.

Работа с картой. Индивидуальный опрос.

Презентации

24




Климат своего региона

Тип климата Нижегородской области. Сезонные особенности климата Нижегородской области.

Учащиеся должны:

Знать особенности климата своего края.

Уметь работать с климатической картой, анализировать диаграммы.

Работа в группах.

Презентации

25




Как мы живем и работаем в нашем климате.

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Учащиеся должны:

Понимать как влияет климат на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Знать что такое «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость».
Уметь работать с картами.

Прак­тиче­ская работа №17. Анализ агроклиматических условий регионов.

Эвристическая беседа.

Презентации

26




Наши моря

Особенности российских морей. Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов.

Учащиеся должны:

Знать особенности морей, омывающих территорию России.

Уметь показывать по карте 13 морей омывающих Россию.

Практическая работа №18. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Презентации

27




Наши моря

Ресурсы морей и их использование человеком. Экологические проблемы морей.

Учащиеся должны:

Уметь давать характеристику морей.

Уметь оценивать природные ресурсы российских морей.

Выявлять экологические проблемы морей России.

Практическая работа №19. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

Презентации

28




Наши реки

Питание и режим Реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Учащиеся должны:

Выявлять особенности рек России.
Знать что такое «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».

Практическая работа№20. Обозначение на контурной карте крупных рек России.

№ 21. Определение падения и уклона одной из российской рек (по выбору).

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Презентации

29




Наши реки: реки своего края

Крупнейшие реки Нижегородской области (Волга, Ока, Пьяна, Сережа, Аратка, Ветлуга, Керженец), их особенности и проблемы.

Учащиеся должны:

Выявлять особенности рек своего края.

Знать крупные реки своего края.

Практическая работа №22. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Презентации

30




Где спрятана вода

Озера. Крупнейшие озера России. Типы озер. Болота. Верховые и низинные болота. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Охрана водных ресурсов.

Учащиеся должны:

Уметь выявлять особенности озер, болот, подземных вод, ледников.
Выявлять проблемы внутренних вод России.
Уметь работать с картами, таблицами.

Эвристическая беседа.

Презентации

31




Озера своего края

Крупнейшие озера Нижегородской области (Светлояр, Пырское, Нестияр) и г. Нижнего Новгорода (Мещерское озеро, Лунское), их особенности и проблемы.

Учащиеся должны:

Уметь раскрывать особенности озер своего края.

Знать проблемы озер своей местности.

Работа в группах.

Презентации

32




Водные дороги и перекрестки

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Учащиеся должны:

Уметь раскрывать связь человека с реками.

Понимать значение рек в жизни общества.
Понимать значение водных путей в развитии страны.

Практическая работа №23. Разработка маршрута речной кругосветки по водным путям России.

Работа в группах. Практическая работа.

Презентации

III четверть (20 часов)

33




Учимся с полярной звездой решать проблему преобразования рек

Географическая исследовательская практика (решаем проблему: преобразование рек).

Учащиеся должны:

Уметь решать реальные проблемы, связанные с преобразованием рек.
Умение обсуждать проблемы, включаться в диалог.

Творческая работа.

Презентации

34




Почва - особое природное тело

Отличие почвы от горной породы. Строение почвы (почвенный профиль). Почвенный горизонт. Механический состав и структура почвы.

Учащиеся должны:

Знать что такое «почва».
Знать отличия почвы от горной породы.
Уметь работать с почвенным профилем.
Уметь Определять особенности механического состава и структуры почвы.

Практическая работа №24. Анализ земельных и почвенных ресурсов.

Эвристическая беседа.

Презентации

35




Почва - основа сельского хозяйства

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Охрана почв.

Учащиеся должны:

Уметь устанавливать факторы почвообразования.
Знать главные типы почв России.
Знать что такое «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы».
Понимать значение охраны почв.

Практическая работа №25. Ознакомление с образцами почв.

Индивидуальный опрос.

Презентации

36




Повторение и обобщение по теме «Природа России»

Повторение изученного материала в разделе «Природа России»

Фронтальный опрос.

Презентации

37




Контрольная работа «Природа России»

Тест по теме «Природа России»

Учащиеся должны:

Уметь работать с тестовыми заданиями. Знать особенности природы и географического положения России.

Контрольная работа.

Презентации

38




Развитие хозяйства.

Хозяйство (экономика). Отрасль хозяйства. Этапы развития хозяйства. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда.

Учащиеся должны:

Знать, что такое «хозяйство» («экономика»), «отрасль хозяйства», «территориальное разделение труда», какие этапы проходит хозяйство в своем развитии.
Уметь анализировать текст учебника.

Беседа.

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами.

Презентации

39




Особенности экономики России.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Типы предприятий.

Учащиеся должны:

Осознавать вклад Н. Д. Кондратьева в создание теории технологических укладов.
Знать особенности «циклов Кондратьева».
Знать особенности экономики России.
Знать основные типы предприятий России.

Практическая работа № 26. Выделение циклов в экономике. Практическая работа № 27. Схема и виды предприятий.

Индивидуальный опрос. Работа с картами, таблицами, схемами.

Презентации

40




Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Состав, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Топливно-энергетический баланс. Особенности топливной промышленности. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны.

Учащиеся должны: Знать особенности и значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы.
Знать размещения угольной промышленности.

Практическая работа №28. Составление схемы: "Структура ТЭК"

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

41




Нефтяная и газовая промышленность.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли.

Учащиеся должны:

Уметь выявлять особенности размещения нефтяной и газовой промышленности России.
Осознавать значение нефтяной и газовой промышленности в экономике страны.

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

42




Электроэнергетика.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций. Энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Учащиеся должны:

Осознавать значение электроэнергетики для хозяйства страны и для общества.
Понимать существенные признаки понятий «электроэнергетика», «энергосистема».
Уметь охарактеризововать различные типы электростанций.
Знать особенности размещения электростанций в России.
Уметь раскрывать проблемы электроэнергетики.

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

43




Металлургия.

Черные и цветные металлы. Типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения. Принципы размещения предприятий цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Учащиеся должны:

Выявить значение черной и цветной металлургии в хозяйстве страны.
• Раскрыть особенности черной и цветной металлургии.
• Выявить основные типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения.
• Сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения.

Практическая работа №29. Установление основных факторов размещения металлургического комбината

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

44




Машиностроение.

Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.

Учащиеся должны:

Раскрыть состав и значение машиностроения.
• Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
• Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.

Практическая работа № 30. Составление характеристики машиностроительного предприятия г. Н. Новгорода

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Презентации

45




Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс.

Состав химической промышленности. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Состав лесопромышленного комплекса. Лесозаготовка. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Учащиеся должны:

Определить значение химической промышленности и лесопромышленного комплекса в хозяйстве страны.
• Установить особенности размещения химических производств.
• Выявить главные районы лесозаготовок.
• Раскрыть особенности размещения предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
• Выявить проблемы химической промышленности и лесопромышленного комплекса, воздействие этих отраслей на окружающую среду.

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

46




Растениеводство.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья. Зерновые и технические культуры.

Учащиеся должны:

Раскрыть понятия «сельское хозяйство», «сельскохозяйственные угодья».
• Определить особенности сельхозугодий в разных природных зонах.
• Раскрыть особенности зернового хозяйства.
• Сформировать представление о технических культурах и районах их возделывания.

Практическая работа № 31. Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов.

№ 32. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

Эвристическая беседа. Практическая работа.

Презентации

47




Животноводство.

Животноводство. Особенности животноводства России. Основные отрасли животноводства - скотоводство, свиноводство, овцеводство.

Учащиеся должны:

Выявить особенности животноводства России.
• Раскрыть особенности отраслей специализации животноводства.

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

48




Учимся с «Полярной звездой» решать проблему АПК России

Географическая исследовательская практика. (Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района. Пищевая промышленность. Легкая промышленность.)

Учащиеся должны:

Знать особенности АПК страны и своего района, особенности легкой и пищевой промышленности.

Творческая работа.

Презентации

49




Сухопутный транспорт

Транспорт. Виды транспорта. Грузооборот. Пассажирооборот. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Учащиеся должны:

Осознавать значение транспорта в функционировании хозяйства и жизни людей.
Знать, какие существуют виды транспорта, понятия «грузооборот», «пассажирооборот».
Уметь определять долю различных видов транспорта в перевозках.
Знать особенности сухопутного транспорта.

Практическая работа № 33. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Практическая работа.

Презентации

50




Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы

Речной транспорт. Морской транспорт. Авиационный транспорт. Транспортный узел. Транспортная магистраль.

Учащиеся должны:

Знать особенности водного и воздушного транспорта.
Уметь раскрывать понятие «транспортный узел».

Индивидуальный опрос. Работа с таблицами, схемами, картами.

Презентации

51




Сфера услуг

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Учащиеся должны:

Уметь выявлять, что такое услуга и какие отрасли образуют сферу услуг.
Знать, что такое «территориальная организация обслуживания».
Уметь выявлять отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
Уметь проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).

Практическая работа № 34. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

Творческая работа в группах.

Презентации

52




Учимся с «Полярной звездой» решать проблему непроизводственной сферы России

Географическая исследовательская практика (особенности развития сферы услуг своей местности).

Учащиеся должны:

Уметь выявлять развитие сферы услуг в своей местности.
Уметь работать с различными источниками информации.

Работа с картой. Индивидуальный опрос.

Презентации

IV четверть (16 часов)

53




Повторение и обобщение по теме «Хозяйство»

Особенности размещения и специализации отраслей промышленности РФ.

Учащиеся должны:

обобщение и систематизация знаний по теме, продолжить

формирование умений и навыков работы с картой, развитие

познавательного интереса.

Работа с картой. Фронтальный опрос.

Презентации

54




Контрольная работа по теме «Хозяйство»

Тест по теме «Хозяйство»

Учащиеся должны:

Уметь работать с тестовыми заданиями. Знать особенности специализации хозяйства России.

Контрольная работа.

Презентации

55




Зональность в природе и жизни людей

Природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Учащиеся должны:

Знать определения понятий «природная зона», «природно-хозяйственная зона».
Знать особенности расположения природно-хозяйственных зон России.

Практическая работа № 35. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». Практическая работа № 36. Сопоставление карты природных зон, графика «Смены природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения.

Работа с картой. Фронтальный опрос.

Презентации

56




Зональность в природе и жизни людей

Природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Учащиеся должны:

Знать, что такое «природная зона», «природно-хозяйственная зона».

Осознавать связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.
Уметь читать карты.

Практическая работа № 37. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору).

Практическая работа № 38. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Работа с картой. Индивидуальный опрос.

Презентации

57




Северные безлесные зоны

Зона арктических пустынь. Зона тундры. Зона лесотундры. Занятия населения в зоне тундры.

Учащиеся должны:

Осознавать уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, их экологические проблемы.
Знать особенности занятий населения тундры.
Уметь давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описания жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Практическая работа № 39. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Презентации

58




Лесные зоны

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Учащиеся должны:

Знать, в чем особенности таежной зоны.
Знать, занятия населения таежной зоны.
Уметь устанавливать отличия зоны смешанных и широколиственных лесов от тундровой и таежной зон.
Уметь давать характеристику природных зон, выявлять экологические проблемы лесных зон.

Практическая работа № 40. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Презентации

59




Степи и лесостепи

Лесостепи и степи. Особенности лесостепной и степной зон. Лесостепи и степи - главный сельскохозяйственный район страны.

Учащиеся должны:

Уметь составлять образ лесостепи и степи.
Знать, чем является для России АПК степной зоны.
Уметь давать характеристику природной зоны.

Индивидуальный опрос. Работа с картой.

Презентации

60




Южные безлесные территории

Полупустыня. Пустыня. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Учащиеся должны:

Знать особенности полупустынь и пустынь, в чем особенности занятий жителей полупустынь.
Уметь создавать образ природной зоны, характеризовать природные зоны.

Индивидуальный опрос. Работа с картой.

Презентации

61




Субтропики.

Высокая поясность в горах

Субтропики. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Учащиеся должны:

Знать особенности субтропиков России, особенности жизни и хозяйства в горах., особенности высотной поясности в горах.
Уметь давать описание (характеристику) природных зон.

Индивидуальный опрос. Работа с картой.

Презентации

62




Повторение и обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

Природно-хозяйственные зоны России.

Учащиеся должны:

Уметь работать с картой, работать в коллективе.

Знать особенности природных и природно-хозяйственных зон России.

Фронтальный опрос.

Презентации

63




Территориальная организации общества

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

Учащиеся должны:

Знать, что такое «территориальная организация общества».
Знать этапы развития общества.
Уметь вести диалог: ученик - учитель, ученик - ученик.

Индивидуальный опрос.

Презентации

64




Все связано со всем

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальные комплексы и их виды. Взаимосвязи в комплексе.

Учащиеся должны:

Понимать, как влияют мировые процессы на жизнь россиян.
Знать, что такое «социально-экономический территориальный комплекс».

Уметь приводить примеры видов территориальных комплексов и взаимосвязи в них.

Индивидуальный опрос. Беседа.

Презентации

65




Что мы оставим потомкам

Природное и культурное наследие России и Нижегородской области.

Учащиеся должны:

Знать, что такое «наследие», «всемирное природное и культурное наследие».
Уметь ценностно относиться к природному и культурному наследию страны и своего родного края.

Фронтальный опрос.

Презентации

66




Повторение и обобщение по теме «Наше наследие»

Территориальная организация общества. Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Наследие. Всемирное наследие.

Учащиеся должны:

Знать объекты природного и культурного наследия своей страны и своего родного края. Уметь работать с картой, работать в коллективе. Уметь ценностно относиться к природному и культурному наследию страны и своего родного края.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Презентации

67




Контрольная работа по итогам года

Тестирование по опросному листу на темы изученного курса.

Учащиеся должны:

Знать особенности географического положения, природы, населения, специализации и размещения хозяйства России.

Уметь работать с картой России.

Контрольное тестирование

Презентации

68




Повторение и обобщение

Россия на карте мира. Население России. Хозяйство России. Природные и природно-хозяйственные зоны России. Наследие.

Учащиеся должны:

Знать особенности природы, географического положения, населения, специализации и размещения хозяйства России. Особенности природного и культурного наследия России.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Презентации

69

Резерв - 1 час

© 2010-2022