- Преподавателю
- География
- Урок. Распределение температуры воздуха
Урок. Распределение температуры воздуха
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якупова М.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Урок. Распределение температуры воздуха.
-
-
Тема: Распределение температуры воздуха.
-
-
Цели:
-
Сформировать знания о закономерностях распределения температуры воздуха в Казахстане.
-
Развивать умение составлять графики температуры.
-
Воспитывать стремление к изучению родного края.
Метод обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.
Форма организации: разделение на разноуровневые группы.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: разноуровневая дифференциация, проблемное обучение.
Оборудование:
-
Физическая карта Казахстана.
-
Климатические таблицы.
-
Климатическая карта.
-
Температурные графики.
-
Стрелки с названиями постоянных ветров.
-
Кружки с цифрами атмосферного давления.
-
Красные и синие картонные кружки для построения температурного графика.
-
Схема изменения температуры при подъёме в горы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Наш класс - единая команда, единая цепь, скрепленная знаниями. Каждый ученик - звено одной цепи. Прочность цепи - это прочность ваших знаний. Но насколько прочно скреплены звенья нашей цепи, мы сейчас выясним. Нет ли среди вас слабого звена? А кто является самым сильным звеном в классе? Это мы сейчас узнаем в ходе нашей игры «Слабое звено». Я буду задавать вопросы по пройденной на прошлом уроке теме «Давление воздуха и ветры», а так же по темам, пройденным ранее, а вы будете отвечать. После игры наш класс разделится на три группы. Набравшие наибольшее количество баллов займут места на первом ряду с табличкой «Сильное звено», набравшие наименьшее количество баллов, сядут на третий ряд с табличкой «Слабое звено», остальные сядут на второй ряд с табличкой «Среднее звено». В дальнейшем каждое звено будет получать задания по своим силам. Сильное звено будет получать более сложные задания, а слабое - полегче. Но если в ходе урока кто-то из учеников сможет проявить свои знания, то он будет иметь возможность перейти на более высокий уровень.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
-
Как называется многолетний режим погоды, наблюдаемый в данной местности? (Климат)
-
Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? (Атмосферное давление)
-
Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)
-
В каких единицах измеряется атмосферное давление? (В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)
-
Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности? ( На пике Хан-Тенгри)
-
Где в Казахстане будет самое высокое давление? ( Впадина Карагие)
-
Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается? (Ось Воейкова)
-
Сколько дней в году может дуть ветер эби? (70 - 100 дней)
-
С какой скоростью может дуть курдайский ветер? (144 км/ч)
-
Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер (Из области высокого давления в область низкого давления)
-
Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением? ( Изобара)
-
Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или? (Чилик)
-
В каком направлении ветер чилик дует ночью? (С юго-востока на северо-запад)
-
Кто впервые описал ветер эби? (Ш. Уалиханов)
-
Как можно использовать постоянные ветры Казахстана? (В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)
-
Какая связь между температурой воздуха и давлением? (Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)
-
Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности? (Альбедо)
-
Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток? (3000 км)
-
Какая платформа относится к числу молодых платформ? (Туранская)
-
Когда Казахстан объявлен независимым государством? (16 декабря 1991 году)
Итак, после нашего блиц опроса, каждый участник нашей игры занял определенное место. Сейчас мы проверим ваши всесторонние знания, и те, кто сможет проявить себя, показать свои знания, умения и навыки, имеет возможность перейти на более высокий уровень
III. Всесторонняя проверка знаний.
Всем ученикам даются задания с разным уровнем сложности.
Первое задание. Показать на карте географические объекты.
-
Для слабого звена: Каспийское море, озеро Балхаш, Аральское море, река Сырдарья, река Иртыш, город Астана, город Алматы, Сарыарка.
-
Для среднего звена: горы Тянь-Шань, озеро Алаколь, Туранская низменность, Западно-Сибирская равнина, хребет Жунгарский Алатау, река Ишим, озеро Зайсан, горы Мугоджары, Тургайская ложбина, река Или.
-
Для сильного звена: плато Устюрт, впадина Карагие, пик Талгар, Заилийский Алатау, Бетпак-Дала, Общий Сырт, Жунгарские ворота, Чу-Илийские горы, город Караганда, озеро Маркаколь, пески Большие Барсуки, Калбинский хребет, река Бухтарма, река Лепсы.
Втрое задание: На карточках наклеена контурная карта Казахстана с цифрами возле географических объектов, названия которых нужно написать (рис.1-3).
Для слабого звена: на контурной карте обозначено цифрами пять легкоузнаваемых объекта.
Для среднего звена: обозначено цифрами семь объектов.
Для сильного звена: цифрами обозначено десять объектов
Третье задание: С помощью атласов определить географические координаты населенных пунктов.
Слабое звено: координаты города Астана.
Среднее звено: города Тараза.
Сильное звено: села Мойынкум.
Четвертое задание: Прикрепить стрелки, на которых написаны названия постоянных ветров Казахстана, к настенной карте с помощью английских булавок в нужном месте и в нужном направлении.
Слабое звено: Ветер сайкан.
Среднее звено: Арыстанды-Карабасский ветер.
Сильное звено: Мугоджарский ветер.
Пятое задание. Ученик из слабого звена прикрепляет к карте Казахстана бумажные кружки, на которых написаны цифры - показания атмосферного давления. Ученик среднего звена между эти кружками должен прикрепить стрелку, указывающую, в каком направлении будет дуть ветер (рис. 4). Ученик сильного звена должен объяснить причину этого явления.
Все эти задания позволяют почти одновременно задействовать весь класс и за сравнительно небольшой период времени выявить степень знаний и подготовленности всех учеников.
После этого этапа урока следует подсчитать количество набранных баллов и перевести учеников, показавших хорошие результаты, на более высокий уровень, после чего можно приступать к
следующему этапу урока.
IV. Подготовка к объяснению новой темы.
Написать на доске тему урока: « Распределение температуры воздуха на территории Казахстана, прикрепить температурные таблицы и графики, схему температурной инверсии и поставить перед учениками проблемный вопрос: считают ли они температурный режим благоприятным для земледелия?
V. Новая тема.
-Что влияет на температурный режим Казахстана? (Положение страны в умеренных широтах, количество поглощенной и отраженной радиации; атмосферная циркуляция и рельеф)
-Какой тип климата в Казахстане? (Резко континентальный)
-В чём проявляется резкая континентальность климата? (В больших суточных и годовых амплитудах)
Работа с учебником. Рассмотрите карты январских и июльских температур воздуха в учебниках: как изменяется температура по направлению с севера на юг? В горной местности? Можно с помощью изотерм января и июля определить: будет ли среднегодовая температура выше нуля на севере Казахстана или ниже? (Ученики с помощью карты приходят к выводу, что даже на севере республики среднегодовая температура положительная)
Да, действительно, на всей равнинно-низкогорной части Казахстана среднегодовая температура положительная. На севере + 0,4ºC, а на юге +13º C. Посмотрите по карте, какая среднемесячная температура на севере страны? (- 19 ºC). На юге? (- 1,5 ºC). Найдите на карте в атласе город Атбасар Акмолинской области - в окрестностях этого города отмечен температурный минимум: -57ºC.
С юго-запада на территорию республики проникают тёплые воздушные массы. Что можно наблюдать в это время? (Оттепели)
Зимой господствует сухой континентальный арктический умеренный воздух и сибирский антициклон.
В горах действуют свои закономерности. Что происходит при подъеме в горы с температурой воздуха? (Ученики дружно говорят, что при подъеме в горы температура воздуха понижается)
Дело в том, что летом, чем выше поднимаешься в горы, тем прохладнее становится, а вот зимой все происходит наоборот. Проблемный вопрос: Почему это происходит? Внизу, в котловинах и долинах температура воздуха ниже, чем в горах на склонах. Выше 1500 метров температура снова понижается. Это явление называется температурной инверсией (запишите этот новый термин в своих географических словариках.) На доске висит «Схема изменения температуры при подъёме в горы» в районе Медео, внимательно рассмотрите её и сравните изменение в январе.
VI. Закрепление материала.
На доске вывешен трафаретный график температур, рядом - таблица со среднемесячными температурными показателями различных городов Казахстана (рис.6). В коробочке находятся красные и синие картонные кружки, которые с помощью английских булавок необходимо приколоть к трафаретному графику согласно таблице (рис. 7). Синие кружки будут обозначать минусовую температуру, а красные - плюсовую. Ученик из сильного звена должен с помощью этих кружков выстроить температурных график города, указанного в таблице. Ученик из среднего звена должен рассчитать среднегодовую температуру этого города. Ученик из слабого звена должен определить амплитуду температур. Затем выходят следующие три ученика и выполняют те же действия, только с показаниями температур другого города.
Вывод урока:
Те из учеников, которые в начале урока высказали мнение, что температурный режим в Казахстане благоприятен для земледелия, оказались правы. Несмотря на резкие колебания как по сезонам года, так и в течение суток, несмотря на возможные ранние заморозки зимой и поздние - весной, в целом температура на территории нашей республике позволяет продуктивно заниматься земледелием, на юге нашей страны - выращивать такие теплолюбивые растения, как хлопок, рис, виноград, дыни. Но благоприятен ли для бесполивного земледелия режим осадков, мы узнаем с вами на следующем уроке.
VII. Домашнее задание.
Параграф № 23. На контурную карту Казахстана нанести январские (синим цветом) и июльские (красным) изотермы. В тетради построить температурный график города Тараза и определить амплитуду.
VIII. Подведение итогов урока.
Подсчитать общее количество баллов, набранное каждым учеником в течение всего урока, занести в таблицу, выставить оценки, отметить активность учеников при работе над новой темой.