Рабочая программа и КТП по географии (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа РБ

Ассоциированная школа ЮНЕСКО



ЭКСПЕРТИЗА ПРОВЕДЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры (МО) председатель НМС

естественных наук директор гимназии

Руководитель кафедры (МО) ______________ И.П.Киекбаева

______________ (Э.А. Файзуллина) Приказ № _____ от _________ 20___ г.

протокол № ____ от __________ 20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

9 класс

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Архипова Н.А., учитель географии

высшей категории МБОУ гимназия № 39

Ленинского района городского округа город Уфа РБ.




УФА - 2015 год

Пояснительная записка


Программа составлена для муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан 9 А, Б, В, Г, Д классов.

Программа разработана на основе ФГОС второго поколения по географии для основной общеобразовательной школы, примерной программы основного общего образования по географии «География. 9 класс», авторской программы Домогацких Е.М. «География» для 6 - 9 классов, программы для 9 класса общеобразовательных школ Республики Башкортостан «География Башкортостана».

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

- сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.

Контроль должен выявить:

- знают ли учащиеся фактический материал,

-умеют ли применять свои знания в различных ситуациях,

-могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения.

Такая организация контроля дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

Текущий контроль осуществляется в форме тестирования по темам: «Население России», «Административное деление России», «Хозяйство России», «ТЭК», «Транспортный комплекс России», «География Белгородской области», «Политико-географическое положение России», итоговый тест за курс 9 класса.

При изучении географии 9 класса использую следующие формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой, парный, фронтальный.

Система оценки достижений учащихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательство в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Инструментарий для оценивания результатов:

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.



  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

  • Основные технологии обучения: технология уровневой дифференциации, игровая, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения.

  • Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный.

  • Основные формы работы: эвристическая беседа, игра, самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, практическая работа, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Формы контроля знаний:

  1. проверочная работа;

  2. тест;

  3. фронтальный опрос;

  4. индивидуальные разноуровневые задания;

  5. практические работы;

  6. сообщения;

  7. результаты проектной и исследовательской деятельности;

  8. оценка и самооценка учащимися своих работ;

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане 2015-2016 учебного года на изучение курса «География России» отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 9 классах, практических работ - 14. Данная программа предполагает изучение в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Изменения в программе:

В соответствии со стандартом основного общего образования по географии в 9 классе рекомендовано включить в программу курса изучение краеведческого материала.

«География Республики Башкортостан» изучается целым блоком, состоящим из 14 уроков (с № 54 по № 67 уроки).

Требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты:

Личностные результаты обучения географии

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты обучения географии:

  • познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • гуманистическиеи демократические ценностные ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Предметными результатами обучения географии:

Выпускник научится:

- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

- крупнейшие городские агломерации нашей страны;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

-географию народов, населяющих нашу страну.

Выпускник получит возможность научиться:

- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

в т.ч. практических работ

Введение. Экономическая и социальная география

1

-

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

33

10

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ

13

2

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

5

1

Раздел 4. География республики Башкортостан

14

1

Всего

68

14



Содержание программы

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс - главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.


Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (8 часов)

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV-XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран и крупных субъектов РФ.

Тема 2. Население России (7 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы.

2. Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

3. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Тема 3. Хозяйство России (18 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы.

4. Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства

5. Группировка отраслей по различным показателям.

6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

7. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

8. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

10. Определение по картам главных районов животноводства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (13 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.

Калининградская область - самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение и контроль знаний по теме : «Экономические районы России»

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы.

11. Сравнение ГП Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

12. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири.


Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия - основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина - крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство - основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия - хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан - страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы - база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа.

13. Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона.

Раздел 4. ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(14 часов)

Особенности географического положения РБ. Башкортостан на карте России. Территория Башкортостана: площадь, границы, соседние республики и области, географические координаты крайних точек. Оценка физико-, экономико- и политико-географического положения: положение по отношению к крупным природным регионам, экономическим районам, транспортной сети. Рейтинг Башкортостана в Приволжском федеральном округе и Уральском экономическом районе.

Основные этапы освоения территории. Первые географические сведения о территории и хозяйстве Южного Урала (современного Башкортостана). Наиболее известные исследователи и их заслуги.

Природные ресурсы и их использование. Определение природных ресурсов и их влияние на хозяйственную специализацию территорий.

Население. Демографические и социально-экономические факторы, влияющие на рождаемость. Естественное и механическое движение населения. Региональные различия. Половозрастная структура населения, национальный состав. Территориальные системы городского расселения. Сельское расселение. Плотность населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Современное хозяйство. Изменение отраслевой структуры и развитие отраслей экономики в условиях рынка.

Промышленность. Выявление структуры и значения отраслей промышленности РБ: ТЭК, ХК, ЛПК, МК, МСК, СК. Определение закономерностей в размещении отраслей промышленности.

Сельское хозяйство. Структура АПК Башкортостана. Факторы и закономерности территориальной организации сельского хозяйства. Экономическая оценка земель. География растениеводства и животноводства. Типы сельскохозяйственных районов Республики Башкортостан. Крупные сельскохозяйственные предприятия РБ. Проблемы развития сельскохозяйственного производства РБ.

Транспорт. Транспортная система Республики Башкортостан как фактор развития внутреннего экономического пространства и выхода на мировые рынки. Транспортная система РБ: структура, основные показатели, динамика развития. Функции и роль отдельных видов транспорта. Проблемы развития транспортной системы.

Внутренние различия республики и Уфы. Экономические подрайоны: Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северо-восточный, Уральский: территория, состав, географическое положение, экономическая оценка природных условий и природных ресурсов, промышленные узлы.

Достопримечательности. Топонимика.

Охрана природы. Экологическая ситуация в республике. Воздействие на окружающую среду промышленных комплексов. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа.

14. Анализ взаимодействия природы и человека на примере республики.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Ресурсное обеспечение программы

  1. Учебник:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

  2. Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана. Учебник для 9 класса. - Уфа: Китап, 2000.


  1. Используемый УМК:

Для учителя:

  1. Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 - 10 классов. М.: Русское слово.

  2. Поурочные методические разработки к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. 9 класс»/С.В. Банников. - М.: Русское слово.

  3. Сиротин В.И. География. Тесты для итогового контроля 8 - 9 классов/В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: «ВАКО», 2005.

  5. Антушева О.В. География. 9 класс: поурочные планы и др. Часть II/ авт.-сост. О.В. Антушева. - Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Тимербаева З.Ш., Салимова М.Т., Япаров И.М. Программа для 9 класса общеобразовательных школ Республики Башкортостан. География Башкортостана. Уфа: БИРО, 2009.

  7. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по географии Республики Башкортостан. Уфа: НИМЦ, 2007.

  8. Тимербаева З.Ш., Салимова М.Т. География Башкортостана: Учебно-справочное пособие для учителя. - Уфа: БИРО, 2007.

  9. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» - М.: Дрофа.2013 г. и др.

  10. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс

Для учащихся:

  1. География. 9 кл.: атлас.

  2. География. 9 кл.: контурные карты.

  3. Интернет-ресурсы.

  4. Статистические материалы.


  1. ИКТ:

1) Диск. География. 6-10 класс. Набор мультимедиа-компонентов. «1С», 2005.

2) Диск. Энциклопедия. География. 7-11 класс. «Руссобит Паблишинг», 2003.

3) Сайты , Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

  • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) school-collection.edu.ru/

  • сетевые ресурсы (Гугл):

  • карты Google maps.google.ru/?hl=ru

  • Google планета Земля earth.google.com/

  • блог ГЕОграфиня geografinya.blogspot.com

  • ресурс сетевых сообществ Открытый класс openclass.ru/

  • сервис You Tube (видеоролики для уроков)

  • среда wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

  • представительство Сети творческих учителей it-n.ru/.

  • газета «География» geo. 1 september.ru/

  • Географическое общество России rgo.org.ru/'

  • Национальное географическое общество rusngo.ru/project/index.shtml

  • Интернет урок interneturok.ru/ru

  • nayrok.ru/geografia/

Приложение 1


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры (МО) заместитель директора директор МБОУ Гимназия № 39

от _________г. протокол № 1 по УВР

руководитель кафедры (МО) Бикмаева М.В. Киекбаева И.П.

Файзуллина Э.А. Ф.И.О. ________ ______ г. приказ № от г.

________________

Календарно-тематическое планирование по предмету «География России»

на 2015/2016 учебный год

Класс 9 . Учитель Архипова Наталья Анатольевна.

Количество работ обобщающего контроля - 6, практических работ 14

№ урока

Дата занятия

Наименование

разделов/тем

Кол.

час

Элементы

содержания/

виды деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Информационное сопровождение,

домашнее задание

предметные

метапредмет.

личностные


Введение (1 час)

1

1.09

Экономическая и социальная география



1

Лекция с элементами беседы: предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс

Умение объяснять: специфику предмета изучения экономической и социальной географии; отличия природного и хозяйственных комплексов.

Умение определять: отличия природного и хозяйственных комплексов

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

презентация, §1

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов)

2

4.09

Формирование территории России

1

Выявление и оформление в таблице формирование территории России: исторические города и время их образования, направления роста территории России в 14-19 веках, изменение территории России в 20 веке, СССР и его распад, СНГ

Умение объяснять: специфику поэтапного формирования территории России; особенности проведения государственной границы; достоинства и недостатки географического положения России; структуру АТУ; принципы экономико-географического районирования; особенности отраслевого состава народного хозяйства.

Умение определять: особенности ГП России; особенности границ России; специфические черты видов субъектов Федерации; виды субъектов Федерации; отличительные черты видов отраслей хозяйства; положение экономических регионов, районов, зон России

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов; работать с текстом: создавать логические цепочки, таблицы, схемы; создавать объяснительные тексты; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;


Учебник, дополнительная литература

§ 2, заполнить таблицу

3

8.09

Экономико-географическое положение России

1

Определение факторов ЭГП России и его ПГП; выявление плюсов и минусов ГП страны

Карта атласа, сообщение

§ 3, ответить на вопросы

4

11.09

Административно-территориальное устройство России

1

Определение АТД России и его эволюцию. Выделение субъектов РФ и умение показать их на карте.

Практическая работа 1 Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран и крупных субъектов РФ.

Карта атласа «Административно-территориальное устройство России»

§ 4, закончить работу на контурной карте

5

15.09

Экономическое районирование территории России

1

Объяснение понятий географическое (территориальное) разделение труда, отрасль специализации. Определение границ экономических зон, экономических районов.

Учебник, карта атласа

§ 5

6

18.09

Природные условия России

1

Выявление природных условий и их прямое и косвенное влияние; объяснение адаптации человека к природным условиям

сообщения

§ 6

7

22.09

Природные ресурсы России

1

Определение природных ресурсов и их влияние на хозяйственную специализацию территорий

сообщения

§ 7

8

25.09

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

1

Выявление взаимодействий природы и населения, влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. Определение экологических проблем и зон экологического бедствия на карте.

Раздаточный материал, вопросы

§ 8

9

29.09

Обобщение и контроль знаний

1

Проверка знаний

тестирование

Население России (7 часов)

10

2.10

Численность населения

1

Определение места России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдение динамики численности населения России и выявление факторов, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения станы. Сравнительные особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определение и сравнение показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнение показателей воспроизводства России с другими странами мира по статистическим данным. Прогнозирование темпов роста населения России и ее отдельных территорий по статистическим данным. Практическая работа 2 Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

Умение объяснять: особенности динамики численности и воспроизводства населения; направления и типы миграции; особенности состава населения; специфику распространения религий; размещение населения; особенности сельского и городского населения; специфические черты рынка труда.

Умение определять: параметры воспроизводства населения; параметры миграционных процессов; регионы с различными показателями миграции; регионы с различными показателями миграции; параметры, характеризующие состав населения; регионы с преобладанием отдельных языков, религий; параметры, характеризующие размещение населения; районы концентрации сельского и городского населения; размещение крупных городов; перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов

Развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Выделение существенных признаков новых понятий;

Работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;

Поиск дополнительные источники информации.

Формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Работа со статистическим материалом, схемами, таблицами

§ 9, ответить на вопросы

11

6.10

Размещение населения

1

Выявление факторов, влияющие на размещение населения страны. Выявление закономерностей размещения населения по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Выявление особенностей урбанизации в России по статистическим данным.

Карта атласа «Размещение населения», таблица

§ 10

12

9.10

Миграция населения

1

Определение видов и причин внутренних миграций. Создание и обсуждение презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных исторических этапах. Определение основных направлений современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определение территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным.

Схемы, вопросы

§ 11

13

13.10

Формы расселения и урбанизация

1

Определение территорий России с самыми высокими и низкими показателями урбанизации по тематической карте. Определение видов городов России по численности населения, функциям и роли в жизни страны. Обсуждение социально-экономических и экологических проблем в крупных городах России. Определение видов населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Определение зональных типов сельских поселений. Обсуждение современных социальных проблем малых городов и сельских поселений. Определение и сравнение показателей городского и сельского населения по статистическим данным.

Презентация, карты атласа

§ 12, подготовить сообщения, работа с картой атласа

14

16.10

Этнический и религиозный состав населения

1

Определение крупнейших по численности народы России по статистическим данным. Определение особенностей размещения народов России и сравнение географии крупнейших народов с политико-администраивным делением РФ по тематическим картам. Определение основных языковых семьей и групп народов России. Определение современного религиозного состава населения по статистическим данным. Определение главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий России.

Практическая работа 3 Выявление

и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Дополнительная литература

§ 13

15

20.10

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

Определение понятия «трудовые ресурсы» и рассмотрение на графике ситуаций на рынке труда

Схемы, графики

§ 14

16

23.10

Обобщение по теме: «Население России»

1

Проверка знаний

тестирование

Хозяйство России (18 часов)

17

27.10

Национальная экономика

1

Определение понятия национальная экономика; выявление предприятий материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства. Практическая работа 4 Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства

Умение объяснять: особенности структуры хозяйства; особенности отраслей хозяйства; видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства; взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга; географию отраслей хозяйства; роль отраслей хозяйства в жизни государства.

Умение определять: параметры структуры хозяйства; факторы размещения хозяйства; районы концентрации предприятий отраслей хозяйства; показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства; основные направления движения сырья и готовой продукции.

Установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального); анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства; выделение существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.


Презентация, таблица;

§ 15

18

30.10

Факторы размещения производства

1

Выявление факторов размещения производства и оформление в таблице. Практическая работа 5 Группировка отраслей по различным показателям

Таблица, презентация

§ 16

19

6.11

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

1

Выявление структуры и значения ТЭК; размещение основных видов топливно- энергетических ресурсов, определение их энергетической ценности, характера использования; выявление экологических проблем

Презентация, карта атласа

§ 17, на контурные карты нанести районы добычи нефти и газа

20

10.11

ТЭК: угольная промышленность

1

Выявление структуры, значения и географии угольной промышленности; определение энергетической ценности, характера использования; выявление экологических проблем

Практическая работа 6 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Презентация, карта атласа


§ 18, на контурные карты нанести важнейшие угольные бассейны

21

13.11

ТЭК: электроэнергетика

1

Выявление структуры и значения электроэнергетики; размещение основных видов электростанций, определение их энергетической ценности, характера использования; выявление экологических проблем

Презентация, карта атласа


§ 19, задание 1, с. 113, выполнить на контурных картах

22

17.11

Металлургический комплекс: черная металлургия

1

Выявление значения отрасли, видов ресурсов и их размещения по территории; определение факторов и принципов размещения. Определение главных металлургических баз, их особенностей и размещения Практическая работа 7 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

§ 20, на контурные карты нанести крупные комбинаты полного цикла

23

20.11

Металлургический комплекс: цветная металлургия

1

Презентация, карта атласа


§ 21

24

24.11

Машиностроение

1

Выявление структуры и значения машиностроительного комплекса; факторов и пунктов размещения отраслей; Определение ведущих отраслей и их размещения.

Практическая работа 8 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

Презентация, карта атласа


§ 22

25

27.11

Машиностроение, география машиностроения

1

Презентация, карта атласа


§ 23

26

1.12

Химическая промышленность

1

Выявление отраслевого состава, факторов размещения отраслей, основных баз. Определение значение отрасли, особенностей и экологических проблем.

Презентация, карта атласа


§ 24

27

4.12

Лесная промышленность

1

Выявление отраслевой структуры и значения лесной промышленности, определение местоположения лесоизбыточного района, факторов и пунктов производства лесной промышленности

Презентация, карта атласа


§ 25

28

8.12

Сельское хозяйство: растениеводство

1

Выявление отраслевого состава, основных звеньев, ресурсов, положенных в основу АПК, выявление уровня развития АПК.

Практическая работа 9 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

§ 26

29

11.12

Сельское хозяйство: животноводство

1

Выявление отраслевого состава, характера размещения отраслей в зависимости от агроклиматических ресурсов и кормовой базы. Практическая работа 10 Определение по картам главных районов животноводства

§ 27, заполнить таблицу

30

15.12

Зональная специализация сельского хозяйства

1

Определение основных отраслей сельского хозяйства для территории России

§ 28

31

18.12

Пищевая и легкая промышленность

1

Выявление отраслевого состава, основных факторов и пунктов размещения; выявление регионов, являющихся основными поставщиками сельскохозяйственной продукции.

§ 29

32

22.12

Транспорт России

2

Выявление отраслевого состава, значение, формирование понятий, характеризующий комплекс, определять виды конфигурации транспортной сети, выявление экологических проблем, связанных с развитием транспортного комплекса.

Презентация, карта атласа


§ 30

33

25.12

Нематериальная сфера хозяйства

1

Выявление отраслевого состава, значения сферы услуг в социуме и в хозяйстве. Оценка уровня развития сферы услуг и влияние её на уровень жизни и деятельности.

§ 31, составить кроссворд на тему «Отрасли хозяйства России»

34

29.12

Обобщение по теме: «Хозяйство России»

1

Проверка знаний

тестирование

Экономические районы России (13 часов)

35

15.01

Северный экономический район

1

Выявление СЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

Умение объяснять: особенности природы, населения и хозяйства регионов России; особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России; особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Умение определять: регион России по краткому описанию; специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России; особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать работу одноклассников; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы;

создавать объяснительные тексты; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;


§ 32, подготовить сообщение о Санкт-Петербурге

36

19.01

Северо-Западный экономический район

1

Выявление С-ЗЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 33

37

22.01

Калининградская область

1

Выявление Калининградской области как самой западной территории России

§ 34, подготовить сообщения о Москве

38

26.01

Центральный экономический район

1

Выявление ЦЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации Практическая работа 11 Сравнение ГП Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

§ 35

39

29.01

Центрально-Черноземный экономический район

1

Выявление Ц-ЧЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 36

40

2.02

Волго-Вятский экономический район

1

Выявление В-ВЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 37

41

5.02

Северо-Кавказский район

1

Выявление С-КЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 38

42

9.02

Поволжский район

1

Выявление ПЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 39

43

12.02

Уральский район

1

Выявление УЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 40

44

16.02

Западно-Сибирский район

1

Выявление З-СЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации Практическая работа 12 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

§ 41

45

19.02

Восточно-Сибирский район

1

Выявление В-СЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 42

46

26.02

Дальневосточный район

1

Выявление Д-ВЭР и определение его ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 43

47

1.03

Экономические районы России

1

Проверка знаний

Страны ближнего зарубежья (5 часов)

48

4.03

Страны Балтии и Белоруссия

1

Выявление стран Европейского Запада, определение их ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

Практическая работа 13 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона

Умение объяснять: особенности природы, населения и хозяйства стран ближнего зарубежья; особенности структуры хозяйства и специализации отдельных стран; особенности социально-экономической ситуации отдельных стран; место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям; особенности России на современном этапе социально-экономического развития.

Умение определять: страны ближнего зарубежья по краткому описанию; специфику геоэкологической ситуации в отдельных странах; особенности социально-экономической ситуации отдельных странах; место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям; перспективы социально-экономического развития России

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;


§ 44

49

11.03

Украина и Молдавия

1

Выявление стран Европейского Юга, определение их ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 45

50

15.03

Страны Закавказья

1

Выявление стран Закавказья, определение их ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 46

51

18.03

Страны Центрально-Азиатского региона

1

Выявление стран Азиатского Юга, определение их ГП, ресурсов, населения и специфики хозяйственной специализации

§ 47

52

22.03

Страны ближнего зарубежья

1

Проверка знаний


53

25.03

Место России в мировой экономике

1

Выявление развития хозяйственного комплекса России и изменения ее экономического значения на международном уровне

§ 48

География Республики Башкортостан (14 часов)

54

5.04

Особенности географического положения РБ

1

Определение особенностей ГП

Умение объяснять: специфику поэтапного формирования территории РБ; особенности населения и структуры хозяйства; взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга; географию отраслей хозяйства; роль отраслей хозяйства в жизни республики.

Умение определять: особенности ГП РБ; параметры, характеризующие население; параметры структуры хозяйства; факторы размещения хозяйства; районы концентрации предприятий отраслей хозяйства; показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства; основные направления движения сырья и готовой продукции.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;


Найти информацию об этапах освоения территории

55

8.04

Основные этапы освоения территории

1

Выявление и оформление в таблице формирование территории РБ

Найти информацию о природных ресурсах

56

12.04

Природные ресурсы и их использование

1

Определение природных ресурсов и их влияние на хозяйственную специализацию территорий


57-58

15, 19.04

Население

2

Определение места РБ в России по численности населения на основе статистических данных. Наблюдение динамики численности населения РБ и выявление факторов, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения.

Выявление роли ЭГП в развитии городов. Оценка привлекательности места своего проживания


59

22.04

Современное хозяйство

1

выявление предприятий материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства. Анализ экономических карт, структуры ввоза и вывоза продукции

Составить кроссворд «Хозяйство РБ»

60

26.04

Промышленность

1

Выявление структуры и значения отраслей промышленности РБ.

Определение закономерностей в размещении отраслей промышленности


61

29.04

Сельское хозяйство

1

Выявление отраслевого состава, основных звеньев, ресурсов, положенных в основу АПК, выявление уровня развития АПК.

Составление схемы АПК РБ


62

3.05

Транспорт

1

Выявление отраслевого состава, значение, формирование понятий, характеризующий комплекс, определять виды конфигурации транспортной сети, выявление экологических проблем, связанных с развитием транспортного комплекса.

Характеристика транспортного узла

Найти информацию о городах РБ

63-64

6, 10.05

Внутренние различия республики и Уфы

2

Определение внутренних различий, используя карты, дополнительную литературу

Подготовить макет рекламного буклета о туристических объектах

65

13.05

Достопримечательности. Топонимика

1

Защита рекламных буклетов


66

17.05

Охрана природы

1

Практическая работа 14 Анализ взаимодействия природы и человека на примере республики


67

20.05

Обобщение по теме «География РБ»

1

Проверка знаний


68

24.05

Обобщающее повторение

1

Проверка знаний




© 2010-2022