- Преподавателю
- География
- Планирование География 6 класс
Планирование География 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Холина Ж.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»
Директор Седакова Е.Н..
Приказ №_______
«______»__________20__г.
МБОУ Пальцовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Класс: 6
Учитель: Холина Ж.А.
Год составления: 2015 г.
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС 6 КЛАСС ( 70 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России, обязательного минимума содержания образования, на основании программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений; Е.М.Домогацких ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2008. Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение образовательного стандарта отводиться 34 часа, 1 час перенесён в региональный компонент, а так же 17 часов регионального компонента. Данные 52 часа используются для углубленного изучения курса физической географии и проведения практических работ: 2 часа - на углубленное изучение темы 1 «Земля как планета», 3 часа - тема 2 «Способы изображения земной поверхности», 3 часа - тема 3 «Литосфера», 3 часа - тема 4 «Атмосфера», 3 часа - тема 5 «Гидросфера», 1 час - тема 6 «Биосфера», 4 часа - тема 7 «Почва и геосфера». Часы были добавлены для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения на местности практических работ, а так же внесены дополнительно 18 часов по изучению модуля «Географии родного края», которые распределены по темам: «Земля как планета» - 1 час, 3 часа - тема 4 «Атмосфера», 2 часа - тема 5 «Гидросфера», 2 часа - тема 6 «Биосфера», 6 часов - тема «Почва и геосфера».
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных при мерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела - «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Второй раздел - «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба. Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии при родных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах. Последний раздел - «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны:
1. Знать - форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб
карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
- различные виды карт;
- горных пород и минералов;
- типов погоды;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
З. Уметь определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану
местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
Описывать географические объекты. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор Седакова Е.Н.. зам. Директора по УВР на заседании МО
_____________________ ___________________ протокол №_______
«_____»_________2015г. «_____»__________2015г. «_____»___________2015г
Календарно-тематическое планирование
по географии
Класс: 6
Учитель: Холина Ж.А.
Всего 70 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений; Е.М.Домогацких ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2008
Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География - М.: «Русское слово» 2008
Рабочая тетрадь Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. - М.: «Русское слово»2012
Количество часов:
- практическая работа - 18
№
Содержание программы
Кол-во
часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата проведения урока
Домашнее
задание
Примечание
По программе
Фактически
Введение
2
1
География как наука. Предмет географии
Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека.
1
п.1 р.т. с. 6 № 4,6
2
Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности.
Открытия морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
1
п.2, стр.19
работа с картой
р.т. с. 8 № 4,5
Тема 1. Земля как планета
5+2+1
3
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на землю и жизнь людей.
1
п.3, рис. 19 стр.22
4
Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца и полярные круги.
1
п.4 р.т. с. 13 № 3,5
5
Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги.
1
п.4, словарь, р.т. с. 14 № 6
6
Градусная сеть, система географических координат
1
п.5, Р.т. стр.15 № 2, 6
7
Физико - географическое положение Брянской области
1
П.1
8
Распределение света и тепла на поверхности Земли
1
п.6, словарь, р.т. с. 18 № 6
9
Тепловые пояса. Тропики и полярные
круги
1
п.7, стр.51 работа с картой
10
Практическая работа 1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»
1
Р. т. стр. 21 № 5, 6 принести измеритель, линейку
Тема 2. Способы изображения земной поверхности
4+3
11
Способы изображения на местности.
1
п.8 стр.58 вопросы № 1-4(сложные)
12
Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут.
Практическая работа 2 «Определение направлений и расстояний по карте»
1
Стр. 58 тест
Р.т. с. 27 № 4
13
Способы определения расстояний на местности, их изображение.
1
Работа в тетради
14
Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы
1
п.9, составить рассказ из 5 предложений, заменив слова условными знаками
15
Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.
Практическая работа 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту»
1
п.10. стр.68 работа с картой
Закончить работу
Р.т. с. 30 № 6
16
Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала глубин и высот. Географические координаты.
Практическая работа 4 «Определение географических координат»
1
п.11, словарь, стр. 75 вопрос № 4, транспортир
17
Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практическая работа 5 «Составление простейшего плана местности»
1
Р.т. стр. 12 задание 3 закончить работу, п. 9-11 повторить
Тема 3. Литосфера
6+3+3
18
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Практическая работа 6 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей»
1
п.12 сообщения о горных породах и минералах
Р.т. с.31-32 № 1-6
19
Особенности геологического строения Брянской области
1
П.2
20
Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.
1
п.13, р.т. с. 34 № 6
21
Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.
1
п.14 р.т. с. 36 №5,6
22
Полезные ископаемые Брянской области
1
П.3
23
Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. землетрясения и вулканизм.
1
п.15, р.т. с. 38 № 4,5
24
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте.
Практическая работа 7 «Составление схемы различий гор и равнин по высоте»
1
П.17 Р.т. с. 44 № 3,4
25
Рельеф Брянской области
1
П.4
26
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.
1
п.16, словарь
р.т. с.41 № 5
27
Рельеф дна мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.
1
п.17, Р.т. с.45 № 6
28
Природные памятники литосферы
1
Доклады
29
Практическая работа 8 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»
1
Закончить работу
Тема 4. Атмосфера
8+3+3
30
Атмосфера: ее состав, строение и значение.
Нагревание земной поверхности и воздуха
1
п.18 Р.т. стр.46 № 4
31
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом
1
п.19 Р.т. стр.49 №5
р.т. с. 48 № 4
32
Атмосферное давление.
1
п.20 Р.т. с.50 № 4
33
Ветер и причины его возникновения. Бриз
1
п.21 Р.т. с. 50 № 1-4
34
Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки
1
п.22 Р.т. с.57 №5
35
Практическая работа 9 « Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов»
1
Закончить работу
36
Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
1
п.23, р.т. с.59 № 5
37
Климат и климатообразующие факторы
1
п.24 стр.158 вопрос №4 (сложные)
38
Особенности климата Брянской области
1
П.5
39
Зависимость климата от географической широты и высоты над уровнем моря
1
Р.т. с. 62 № 5
40
Сезоны года Брянской области
1
П.6
41
Практическая работа 10 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды»
1
Закончить работу
42
Адаптация человека к климатическим условиям
1
доклады
43
Особенности погоды Брянской области
1
П.7
Тема 5. Гидросфера
4+3+2
44
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Практическая работа 11 «Описание путешествия «капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды»
1
П.25, Р.т. с. 65 № 6
45
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы.
Практическая работа 12 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»
1
П.26, Р.т. с. 67 № 4
46
Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Практическая работа 13 «Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей»
1
п.26,р.т. с. 68 № 6
47
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования
П. 28 Р.т. стр. 71 № 3
48
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.
Озера проточные и бессточные. Болота
Практическая работа 14 «Описание по карте географического положения одной из крупных рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком »
1
п.27 Р.т. с. 69 № 3
Р.т. стр. 70 № 5
49
Реки Брянской области
1
П.8
50
Озёра и искусственные водоёмы Брянской области
1
П.9
51
Болота и подземные льды
1
П.10
52
Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные) .
1
П.28 Р.т. с.71 № 3
Тема 6. Биосфера
2+1+2
53
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Практическая работа 15 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
1
П. 29 р.т. с. 74 № 4
54
Растительный мир Брянской области
1
П.12
55
Животный мир Брянской области
1
П.13
56
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах
1
п.29
57
Взаимное влияние живых организмов и неживой природы
Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
1
П. 30, р.т. с. 76 № 3
Тема 7. Почва и геосфера
3+4+6
58
Почва как особое природное образование.
1
П.31 р.т. с. 79 № 4
59
Почвы Брянской области
1
П.11
60
Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов
1
П.31
61
Практическая работа 16 «Изучение строения почвы на местности»
1
Закончить работу
62
Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области
1
П.14
63
Понятие о географической оболочке
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
1
п.32 р.т. с.83 № 6
64
Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
1
П.32
65
Охраняемые природные территории и объекты Брянской области
1
П.15
66
Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара.
Практическая работа 17 «Описание природных зон Земли по географическим картам»
1
п.33, р.т. с. 84 № 4
67
Современная экологическая обстановка в Брянской области
1
п.16
68
Современная экологическая обстановка в Брянской области
1
П.16
69
Географическая оболочка как окружающая человека среда, её изменения под воздействием деятельности человека
Практическая работа 18 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности»
1
Р.т. стр.85 № 6
70
Население и города Брянской области
1
П.17
Итого 70 часов