- Преподавателю
- География
- Работа с картографическим материалом
Работа с картографическим материалом
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мусина Л.С. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Работа с картографическим материалом
Карта - важный источник географических знаний
Цель: научить учащихся как правильно работать с картой, использовать карту как важный источник географических знаний.
Задачи:
1. Развивать навыки чтения, сопоставления и анализирования карты;
2. Умение извлекать необходимую информацию;
3. Производить измерения;
4. Осуществлять моделирование.
Современная программа школы как бы объединяет 6, 7 и 8 классы, где сначала изучаются разделы о планете Земля, о глобусе и карте, о географической оболочке и ее сферах, а затем уже начинается изучение крупных регионов Земли (например: Георафия материков и океанов, 7 класс или физическая география Казахстана, 8 класс)
Курс общей физической географии 6 класса рассматривает следующие темы: Земля - планета Солнечной системы, План и карта. Оболочки Земли: Литосфера, Атмосфера, Гидросфера, Биосфера. Географическая оболочка. Человечество на Земле. Курс физической георафии Казахстана 8 класс состоит из следующих тем: Независимая РК, Что изучает физическая география Казахстана, ФГП и гарницы РК, Часовые пояса Казахстана, История развития территории Казахстана. Физико-географическая характеристика Казахстана: Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Казахстана, Климат Казахстана, Внутренние воды и ресурсы Казахстана, Почвы, растительный и животный мир Казахстана, Природные зоны Казахстана. Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана.
Изучение георафии в 6 и 8 классе представлена следующей структурой (см. Таблица 1, 2)
Таблица 1
Физическая география 6 класс
Географическое познание мира
Математическая география и картография
Оболочки Земли
Географическая оболочка
Челове-
чество на Земле
Земля - планета Солнечной системы
План и карта
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Географические пояса и зоны
Население. Государства.
Расы.
Каз-н на карте мира.
Физическая карта, глобус, атлас
Карты всех содержаний и масштабов, атлас, глобус
Карта литосферных плит, водных ресурсов, климатическая карта, природных ресурсов, атлас, контурная карта
Карта географических поясов и зон. Атлас и контурные карты
Политичес-кая карта мира, атлас, контурные карты
Таблица 2
Физическая география Казахстана 8 класс
Введение
Физико-географическая характеристика Казахстана
Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана
Независимая РК.
Что изучает физическая география Каз-на. История развития и изучения территории
Каз-на
Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Каз-на.
Климат Каз-на.
Внутренние воды Каз-на.
Почвы, растения и животные Каз-на
Природные зоны Каз-на
Территориальные комплексы: горы, равнины, мелкосопочник
Природные ресурсы. Экологические проблемы.
Заповедники.
Национальные парки и заказники.
Физическая карта Казахстана, атлас, контурные карты
Физическая карта Казахстана, карта геотектоники и полезных ископаемых, климатическая карта, карта водных ресурсов, карта почв, растений и животного мира, карта природных зон, атлас, контурные карты
Физическая карта Казахстана, аталас, контурные карты
Физическая карта Казахстана, атлас, контурные карты
Из этой схемы вытекает, что курс общей географии 6 класса состоит из 5 частей:
1 часть - географическое познание мира (Земля - планета Солнечной системы);
2 часть - математическая география и картография (план и карта), в этой части учитель должен ознакомить учащихся с изображением земной поверхности, работа с глобусом, картами различных типов и масштабов;
3 часть - изучение оболочек Земли ( литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы) приобретают систематические знания о геосферах Земли;
4 часть - географические пояса и зоны;
5 часть - человечество на Земле (население, расы, государства).
Из таблицы 2 видно, что курс физической географии Казахстана состоит из 4 частей:
1 часть - введение - рассматриваются основные вопросы географии Казахстана (независимость, ФГП, часовые пояса, история исследований);
2 часть - физико-географическая характеристика Казахстана (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир, природные зоны);
3 часть - характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана (территориальные комплексы: горы, равнины, мелкосопочник);
4 часть - охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана (природные ресурсы, экологические проблемы, заповедники, национальные парки и заказники).
По всем этим направлениям учащиеся приобретают навыки работы с картами контурными картами и атласами.
При изучении географии картографические материалы являются наглядным пособием. Карты, глобус, атласы играют особую роль при изучении географии. На каждом уроке учитель должен пользоваться картой, атласами и контурной картой по теме урока. Картографическая грамотность - основа географической грамотности.
Знание карты:
-
Геодезические основы - градусная сетка, параллели, меридианы, широта, долгота, координаты;
-
Математические основы - картографические проекции, масштаб, искажения:
-
Географические основы - типы и виды условных знаков и обозначений;
-
Классификация карт - по видам проекции, масштабу, содержанию;
-
Умение работать по карте - читать, сопоставлять, анализировать, извлекать из нее необходимую информацию, производить измерения;
-
Картографическая грамотность - составление карт, планов, чертежей.
Список используемой литературы
1. Бейсенова А., Карпеков К.
Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса - Алматы/ «Атамұра», 2004
2. Бирмагамбетова А., Мамырова К.
Физическая география: учебник для 6 класса - Алматы/ «Атамұра», 2006
3. Максаковский В.П.
Преподавание географии в школе - Москва/ «ВЛАДОС», 2001
4. Методика преподавания региональной географии в школе.
Учебно пособие под ред. Никоновой М.А.- Москва/ «Астрель», 2003