Работа с картографическим материалом

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Работа с картографическим материалом


Карта - важный источник географических знаний

Цель: научить учащихся как правильно работать с картой, использовать карту как важный источник географических знаний.

Задачи:

1. Развивать навыки чтения, сопоставления и анализирования карты;

2. Умение извлекать необходимую информацию;

3. Производить измерения;

4. Осуществлять моделирование.

Современная программа школы как бы объединяет 6, 7 и 8 классы, где сначала изучаются разделы о планете Земля, о глобусе и карте, о географической оболочке и ее сферах, а затем уже начинается изучение крупных регионов Земли (например: Георафия материков и океанов, 7 класс или физическая география Казахстана, 8 класс)

Курс общей физической географии 6 класса рассматривает следующие темы: Земля - планета Солнечной системы, План и карта. Оболочки Земли: Литосфера, Атмосфера, Гидросфера, Биосфера. Географическая оболочка. Человечество на Земле. Курс физической георафии Казахстана 8 класс состоит из следующих тем: Независимая РК, Что изучает физическая география Казахстана, ФГП и гарницы РК, Часовые пояса Казахстана, История развития территории Казахстана. Физико-географическая характеристика Казахстана: Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Казахстана, Климат Казахстана, Внутренние воды и ресурсы Казахстана, Почвы, растительный и животный мир Казахстана, Природные зоны Казахстана. Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана.

Изучение георафии в 6 и 8 классе представлена следующей структурой (см. Таблица 1, 2)

Таблица 1

Физическая география 6 класс

Географическое познание мира

Математическая география и картография

Оболочки Земли

Географическая оболочка

Челове-

чество на Земле

Земля - планета Солнечной системы

План и карта

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

Географические пояса и зоны

Население. Государства.

Расы.

Каз-н на карте мира.

Физическая карта, глобус, атлас

Карты всех содержаний и масштабов, атлас, глобус

Карта литосферных плит, водных ресурсов, климатическая карта, природных ресурсов, атлас, контурная карта

Карта географических поясов и зон. Атлас и контурные карты

Политичес-кая карта мира, атлас, контурные карты

Таблица 2

Физическая география Казахстана 8 класс

Введение

Физико-географическая характеристика Казахстана

Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана

Независимая РК.

Что изучает физическая география Каз-на. История развития и изучения территории

Каз-на

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Каз-на.

Климат Каз-на.

Внутренние воды Каз-на.

Почвы, растения и животные Каз-на

Природные зоны Каз-на

Территориальные комплексы: горы, равнины, мелкосопочник

Природные ресурсы. Экологические проблемы.

Заповедники.

Национальные парки и заказники.

Физическая карта Казахстана, атлас, контурные карты

Физическая карта Казахстана, карта геотектоники и полезных ископаемых, климатическая карта, карта водных ресурсов, карта почв, растений и животного мира, карта природных зон, атлас, контурные карты

Физическая карта Казахстана, аталас, контурные карты

Физическая карта Казахстана, атлас, контурные карты

Из этой схемы вытекает, что курс общей географии 6 класса состоит из 5 частей:

1 часть - географическое познание мира (Земля - планета Солнечной системы);

2 часть - математическая география и картография (план и карта), в этой части учитель должен ознакомить учащихся с изображением земной поверхности, работа с глобусом, картами различных типов и масштабов;

3 часть - изучение оболочек Земли ( литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы) приобретают систематические знания о геосферах Земли;

4 часть - географические пояса и зоны;

5 часть - человечество на Земле (население, расы, государства).

Из таблицы 2 видно, что курс физической географии Казахстана состоит из 4 частей:

1 часть - введение - рассматриваются основные вопросы географии Казахстана (независимость, ФГП, часовые пояса, история исследований);

2 часть - физико-географическая характеристика Казахстана (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир, природные зоны);

3 часть - характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана (территориальные комплексы: горы, равнины, мелкосопочник);

4 часть - охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана (природные ресурсы, экологические проблемы, заповедники, национальные парки и заказники).

По всем этим направлениям учащиеся приобретают навыки работы с картами контурными картами и атласами.

При изучении географии картографические материалы являются наглядным пособием. Карты, глобус, атласы играют особую роль при изучении географии. На каждом уроке учитель должен пользоваться картой, атласами и контурной картой по теме урока. Картографическая грамотность - основа географической грамотности.

Знание карты:

  • Геодезические основы - градусная сетка, параллели, меридианы, широта, долгота, координаты;

  • Математические основы - картографические проекции, масштаб, искажения:

  • Географические основы - типы и виды условных знаков и обозначений;

  • Классификация карт - по видам проекции, масштабу, содержанию;

  • Умение работать по карте - читать, сопоставлять, анализировать, извлекать из нее необходимую информацию, производить измерения;

  • Картографическая грамотность - составление карт, планов, чертежей.



Список используемой литературы

1. Бейсенова А., Карпеков К.

Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса - Алматы/ «Атамұра», 2004

2. Бирмагамбетова А., Мамырова К.

Физическая география: учебник для 6 класса - Алматы/ «Атамұра», 2006

3. Максаковский В.П.

Преподавание географии в школе - Москва/ «ВЛАДОС», 2001

4. Методика преподавания региональной географии в школе.

Учебно пособие под ред. Никоновой М.А.- Москва/ «Астрель», 2003






© 2010-2022