Рабочая программа по географии Иркутской области

Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе Программы курса «География Иркутской области» и информационных материалов. – Иркутск, 2011.   Курс "География Иркутской области" введен в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается "Физическая география Иркутской области" (17 часов), в 9 классе "Экономическая география  Иркутской области" (17 часов).  Данный курс является заключительным блоком изучения  географии России.
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе Программы курса «География Иркутской области» и информационных материалов. - Иркутск, 2011.

Курс "География Иркутской области" введен в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается "Физическая география Иркутской области" (17 часов), в 9 классе "Экономическая география Иркутской области" (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.

Цель курса "География Иркутской области" - дать учащимся комплек­те представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В.М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2010 г.) и «Рабочей тетрадью" (2010 г.).

В программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифферен­цированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии.

И рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследоватеьских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использованием Интернет технологий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ИРКУТСКОЙ ОВЛАСТИ

Введение (1 час)

Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических зна­ний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литерату­ра, материалы средств массовой информации. Положение своего насе­ленного пункта на карте области.

Практические (1) и творческие задания (2,3 по выбору)

  1. Знакомство с источниками географической информации и комплектом учебных пособий по географии Иркутской oбласти.

  2. Подбор научно-художественных произведений и своём крае (стихи, песни, книги, открытки, рисунки) - оформление выставки "Край родной навек любимый".

  3. Сообщение (реферат) о географических явлениях, процессах, событиях в области, происходящих в последнее столетие по материалам областных (районных) газет, радио, телевидения.

Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час)

Иркутская область на картах мира, Евразии. России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные (природные) и административные границы. Величина территории.

Практическое задание:

Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населенный пункт.

Тема 2: История исследования территории области (2 часа)

  1. в. - век землепроходцев и основание острогов. П. Пянда, В. Бугор, К.Иванов, Я. Похабов, Е. Хабаров и др.

  2. в. - начало научных исследований территории области (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги.)

ХIХ в.- учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф. Миддендорф, П.А. Кропоткин, И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, В.А. Обручев.

XX в.- Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных ученых - М.М. Кожов, В.А. Кротов, Г.И. Галазий, В.Б Сочава, В.В. Воробьев.

Практические (1,2) и творческое (3) задания:

  1. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и да ты их основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные.

  2. Экскурсия в краеведческий музей.

  3. Доклады, рефераты, стенды об ученых-исследователях Иркутской области.

Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые (2 часа)

Основные структуры земной коры - платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размеще­ния. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального ис­пользования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, воз­никающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.

Практические (1,2) и творческие (3,4) задания:

1. Изучить по картам (атлас, с. 13-21) геологическое строение, текто­
нические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на
карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золота, соли, слюды,
подписать названия месторождений.

2. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей
местности.

3. Экскурсия на обнажение (шахту, рудник).

4. Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды моей местности.

Тема 4: Рельеф (1 часа)

Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.

Практические и творческие задания:

1. Изучить по физической карте (атлас, с. 18) формы рельефа области.
нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности.

2. Составить описание рельефа своей местности, показать его влия-
ние на хозяйственную деятельность человека - размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п.

3. Какие предприятия и учреждения по разработке и добыче минерального сырья имеются в вашей местности? Как решаются проблемы рекультивации земель и загрязнения окружающей среды.

Тема 5: Климат (2 часа)

Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления (суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.

Практическое (1) и творческие (2,3,4) задания:

  1. Проанализировать климатическую карту (атлас, с. 22-23) (распределение температур и осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды температуры и осадков, роза ветров). Континентальность климата.

  2. Климат своей местности.

  3. Местные приметы погоды, изменения самочувствия людей при резких переменах погоды.

  4. Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции, сообщениям радио).

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (3 часа)

Разнообразие и богатство вод области.

Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски.

Озера и водохранилища.

Байкал - уникальный водоём планеты.

Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды свое местности. Многолетняя мерзлота.

Практические и творческие задания:

  1. Знакомство с картой поверхностных вод (атлас, с, 24-25). Работа диаграммами и текстом карт.

  2. Круглый стол "Байкал - колодец планеты".

  3. Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале

  4. Описание водоема своей местности. Качество питьевой воды.

  5. Дискуссия - "Ангарские ГЭС и водохранилища", их "плюсы" и "минусы

  6. Проблема качественной питьевой воды в области, меры по охране вод

7. Многолетняя мерзлота, ее влияние на природу и хозяйственное
освоение территории.

Тема 7: Почвы (1 час)

Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги, "островных" лесостепей и степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы области и их охрана. Почвы своей местности.

Практическое (1)и творческое (2) задания:

  1. Знакомство с почвенной картой (атлас, с. 27).

  2. Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, дачном участке, в поле.

Тема 8: Растительность (1 час)

Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. "Островные" лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. При­чины появления "островной" растительности.

Вертикальная поясность.

Растительные ресурсы области, их охрана и использование. "Красная книга" Иркутской области.

Практическое (1) и творческие (2.3,4) задания:

I Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной растительности, темнохвоиных и светлохвоиных лесов, растительности равнинных территорий.

2. Составить описание растительности своей местности.

3. Использование даров природы местным населением (описания, рассказы, выставки).

4. Сочинение, обсуждение на темы: а) "Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги"; б) "В лесу жить - голода не видать".

Тема 9: Животный мир (1 час)

Разнообразие животного мира области. Видовой состав.

Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны живот­ных. "Красная книга" Иркутской области.

Практическое (1) и творческие (2,3) задания:

1. Знакомство с зоогеографической картой (атлас, с. 28). Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей.

2. Животный мир своей (местности (можно водоема).

3. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии.

Тема 10: Природно-территориальные комплексы и охрана природы (1час)

Природно-территориальные комплексы тайги, "островных" лесостепеи и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов. Охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. Памятник мирового наследия - оз.Байкал.

Практическое (1) и творческие (2,3,4,5) задания:

1. Знакомство с картами физико-географического районирования (атлас. с. 29) и экологических условий (атлас, с. 30-32), с видами загрязнений.

2. Описать один из типов охраняемых территорий - заповедник, национальный парк, заказник.

3. Охрана оз.Байкал - всеобщая забота (стенды, рефераты, сообщения).

4. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населения.

5. Составить характеристику ПТК своей местности - лес, луг, болото, склон горы, водораздел.

Тема 11: Природа «малой родины» (2 часа)

Название административного района, центра, своего населённого пункта

Топонимическое значение этих названий.

Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека.

Практическое (1)и творческие (2,3) задания:

1. Составить план (схему) своего населенного пункта. Обозначить на плане основные ПТК.

2. На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта.

3. Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края.

Обобщающее повторение (1 час)



Учебно- тематический план по курсу

"Физическая география Иркутской области"

8 класс 17 часов

Тема

К- во часов

Практические

проверочные

работы

1

Введение. Что изучает физическая география Иркутской области

1

2

Географическое положение, территория и границы

1

ПР№1

3-4

История освоения и исследования территории

2

5

Геологическое строение и полезные ископаемые

1

6-7

Рельеф

1

ПР№2

8-9

Климат

2

КР№1

10

Воды и водные ресурсы

2

11

Почвы

1

12

Растительность

1

ПР№3

13

Животный мир

1

14

ПТК и охрана природы

1

15

Природа "малой родины"

1

ПР№4

16-17

Обобщающее повторение

2

КР№2

Итого

Практических работ

Контрольных работ

17

4

2


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема 1: Экономико-географическое положение (2 часа)

Площадь территории области. Сравнение ее с размерами субъ­ектов РФ и зарубежных стран.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влия­ние ЭГП на развитие экономики.

Административно-территориальное устройство области.

Социокультурный практикум -1

  1. Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.

  2. Обозначение на контурной карте границ области и ее администра­тивных районов.

  3. Сравнение административных районов по площади их территории и
    географическому положению (выявление главных особенностей ЭГП: юж­
    ные, северные, прижелезнодорожные, в т.ч. прибамовские, приленские,
    приангарские и др.)

Тема 2: История освоения территории области (2 часа)

Исторические периоды освоения территории:

I - до начала XVII в. - кочевание местных племен бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов);

II - XVII-середина XVIII вв. - хозяйственное освоение русскими терри­тории Прибайкалья;

  1. - середина XVIII-начало XIX вв. - развитие хозяйства под воздействием Сибирского (Московского) тракта;

  2. - 1840-1900 гг. - отмена крепостного права, золотодобыча и ее воз­действие на экономику Иркутской губернии;

  3. - 1900-1917 гг. - строительство транссибирской железнодорожной магистрали, перестройка хозяйства области под ее влиянием;

  4. - советский - формирование области в современных границах, коллективизация, индустриализация экономики и связанные с этим осо­бенности ее развития;

VII - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, разгосударствле­
ние собственности, создание новых форм организации производства.

Социокультурный практикум - 2

Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области извест­ными писателями, поэтами, учеными.

Тема 3: Население Иркутской области (4 часа)

Динамика численности населения (переписи 1939-2010 гг.). Источники ее изменения - естественное движение и миграция.

Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателя­ми по РФ, Центральной и Южной России). Национальный состав населе­ния. Рынок труда.

Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урба­низация, ее региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.

Социокультурный практикум - 3

1. Проведите социологическое исследование:

а) Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей,
друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме.

б) Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки,
прапрабабушки; сравните с Вашей семьей, постойте график.

в) Выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской
местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье?

г) Сделайте вывод на основании анализа графиков: идет ли сокраще­
ние детности семьи. Укажите причины.

Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области (2 часа)

Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их за­пасы и различия по территории.

Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы. Особенности их размеще­ния и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы ра­ционального использования природных ресурсов.

Социокультурный практикум:

  1. Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: и) существующих; б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целе­сообразность их эксплуатации.

  2. Относятся ли к Иркутской области пророческие слова Д.И. Менделе­ева, высказанные им в начале XX в: "Откуда происходит наша бед­ность?... Это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичны­ми промыслами". Докажите это положение.

  3. Добывающая промышленность области находится в критическом состоянии из-за ряда причин: отсутствие средств на развитие данной капиталоёмкой отрасли, уменьшение спроса на сырьё и др. Как вы счи­таете целесообразно поступить в данной ситуации:

а) законсервировать месторождение для лучших времён;

б) изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добываю­
щей промышленности;

в) привлечь иностранный капитал для совместных разработок;

г) полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным
кампаниям, получив средства для решения других проблем области?

Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора.

Тема 5: Хозяйство Иркутской области (5 часов).

Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйстваа. Особенности развития в условиях становления рыночных отноше­ний. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности.

Главная отрасль народного хозяйства - промышленность. Структура промышленного производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лес­ной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической про­мышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.

Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйствен­ные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растение­водства и животноводства. Сельскохозяйственные районы их специализа­ция. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. Оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.

Транспорт. Виды транспорта, получившие развитие в области. Густо­та транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузо­оборота и пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика ви­дов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.

Социокультурный практикум:

  1. Многие называли ХХв - веком нефти. Как вы считаете, можно ли с уверенностью утверждать, что нефть и газ в ХХ1в. будут рассматривать­ся в качестве основы топливного баланса области? Ответ аргументируй­те. Какой из этих видов ресурсов может стать лидером в ХХ1в. и почему?

2.Проследите по картам атласа "Иркутск и Иркутска область" смену сельскохозяйственной специализации с севера на юг и с запада на вос­ток. Объясните, какие факторы оказывают влияние на ее зональность

сопоставление физико-географических карт и специализации сельско­го хозяйства).

3. Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в
Тайшет, Качуг, Балаганск, Ербогачен, Братск. Какой из городов имеет
наилучшую транспортную доступность и почему?

Какие проекты создания транспортных магистралей на севере облас­ти Вы могли бы предложить. Аргументируйте ответ.

4. Подготовьте доклады о Крутобайкальской железной дороге. Обос­
нуйте возможность использования ее для целей рекреации.

Тема 6: Внешние экономические связи области (1 час)

Внешние экономические связи - результат географического разделе­ния труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом об­мене - естественно-географические (богатство природно-ресурсного по­тенциала) и экономические (эффективность производства отдельных видов продукции, потребность в продукции), сдерживающий фактор -неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические свя­зи со странами СНГ и Балтии, со странами дальнего зарубежья.

Социокультурный практикум:

1. Проанализировать статистические материалы по внешней торгов­
ле области:

а) вычислить удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте за
1995 и 2009 гг. Выявить особенности его изменений.

б) Составить круговую диаграмму Товарная структура экспорта и им­
порта области". Определить самый значимый товар (по стоимости) в
экспорте и импорте.

в) С какими странами область имеет тесные внешнеэкономические связи.

2. Создать картосхему "Внешние экономические связи Иркутской области".

Тема7: Обобщение материала по области (1 час)

1. Составление структурно-логической схемы.

Цель: систематизация и обобщение учебного материала по курсу "Экономическая география Иркутской области".

2. Проведение интеллектуального марафона

Цель: выявление уровня разностороннего знания своей области, эрудиции и оригинальности географического мышления.


Учебно-тематический план по курсу

«Экономическая география Иркутской области

9 класс 17 часов


Тема

К-во часов

Практические

проверочные

работы

1-2

Географическое положение. Политико-административное устройство

2

ПР№1

3-4

История освоения и заселения

2

КР№1

5-6

Природно- ресурсный потенциал

2

ПР№2

7-8

Население Иркутской области.

Демографическая ситуация

2

ПР№3

9-10

Расселение населения

2

КР№2

11-13

Народное хозяйство

Специализирующие отрасли промышленности

3

КР№3

14

География сельского хозяйства

1

ПР№4

15

География транспорта

1

16

Внешние экономические связи Иркутской области

1

КР№4

17

Обобщающий урок

1

Итого

Практических работ (ПР)

Контрольных работ (КР)

17

4

4


Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Знать: особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных ее районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов, хозяйственную их оценку и рациональное использование; экологическую ситуацию области; численность населе­ния и источники его формирования (естественное движение, миграция); особенности возрастно-половой структуры населения, особеннос­ти расселения и урбанизации; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской об­ласти; различие предприятий по формам собственности; проблемы раз­вития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьем; факторы размещения производства, внешние экономические связи области.

  2. Уметь: читать и анализировать картографические (диаграмма, графики) и статистические материалы; описывать и характеризировать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на кон­турной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ис­копаемых, внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производ­ства, устанавливать причинно-следственные связи в системе "общест­во-природа" на основе анализа разных тематических карт; прогнозиро­вать перспективы социально-экономического развития области и по­следствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжи­ровать и анализировать статистические материалы.

  3. Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полез­ных ископаемых в связи с геологическим строением территории; влия­ние природно-климатических факторов на специализацию сельскохо­зяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах облас­ти, влияние природных и социально-исторических факторов на разви­тие и размещение отраслей хозяйства.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3"ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1"ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

  3. Ответ отсутствует

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение

оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2"ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1"ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10- мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 20-30 мин.

  • Оценка «5» - 20 правильных ответов, «4» - 19-15, «3» - 10-14, «2» - менее 10 правильных ответов

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний или ответ отсутствует.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки в географических названиях на один и более баллов)



ЛИТЕРАТУРА

  1. Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология). - Иркутск: «ИД «Сарма», 2007.

  2. Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области. Рабочая тетрадь. Иркутск: «ИД «Сарма», 2010.

  3. Иркутск и Иркутская область. Атлас географический. Иркутск: ФГУП «ВостСибАГП», 2010.

  4. Савченко Н.Д. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области. Тесты и задания для тематического и итогового контроля знаний. - Иркутск: «ИД «Сарма», 2011.



8 класс Календарно-тематическое планирование курса

«Физическая география Иркутской области»

17 часов

Тема

Кол- во часов

Дата

по плану

фактически

1

Введение. Что изучает физическая география Иркутской области

1

3 нед. янв


2

Географическое положение, территория и границы

1

4 нед. янв


3-4

История освоения и исследования территории

2

5нед янв- 1нед.февр

нед. февр


5

Геологическое строение и полезные ископаемые

1

2 нед.февр


6-7

Рельеф

1

3 нед февр


8-9

Климат

2

4нед.февр-1нед.март


10

Воды и водные ресурсы

2

3 нед.март- 1нед.апр


11

Почвы

1

2 нед. апр


12

Растительность

1

3 нед. апр


13

Животный мир

1

4 нед. апр


14

ПТК и охрана природы

1

1 нед. май


15

Природа "малой родины"

1

2 нед. май

16-17

Обобщающее повторение

2

3-4 нед. май

Итого

17



Календарно-тематический план курса

«Экономическая география Иркутской области»

9 класс 17 часов

Тема

К-во часов

Дата

по плану

фактически

1-2

Географическое положение. Политико-административное устройство

2

1-2 нед. сент

3-4

История освоения и заселения

2

3-4 нед. сент

5-6

Природно- ресурсный потенциал

2

1-2 нед. окт

7-8

Население Иркутской области.

Демографическая ситуация

2

3-4 нед окт

9-10

Расселение населения

2

2-3 нед.нояб

11-13

Народное хозяйство

Специализирующие отрасли промышленности

2

4 нед. нояб-1 нед. дек

14

География сельского хозяйства

1

2 нед. дек

15

География транспорта

1

3 нед. дек

16

Внешние экономические связи Иркутской области.


ОО Обобщающий

1

4 нед. дек

17

Обобщающий урок

1

5 нед. дек

Итого

15


16


© 2010-2022