Проект экологического маршрута «Лозьва – голубая вода»

На современном этапе развития человеческого общества остро стоит проблема экологического образования населения. Возникла необходимость в такой системе экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от п...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект экологического маршрута «Лозьва - голубая вода».


Содержание


1. Пояснительная записка.

2. Основные характеристики экологического маршрута.

3. Отличительные особенности данного экологического маршрута.

4. Маршрут экологического маршрута.

5. Экологическая характеристика маршрута.

6. Оформление маршрута

7. Станции экологического маршрута «Лозьва - голубая вода»

8. Описание станций экологической тропы. Экскурсионные объекты (станции).

9. Формы и методы работы с детьми на экологической тропе


  1. Пояснительная записка

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов.

На современном этапе развития человеческого общества остро стоит проблема экологического образования населения. Возникла необходимость в такой системе экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

Одним из элементов такого экологического просвещения может стать экологическая тропа или экологический маршрут.

Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа - маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Проект экологического маршрута «Лозьва - голубая вода» имеет большое значение для изучения части экологической системы реки Лозьва, видоизмененной хозяйственной деятельностью человека. Проект является составной частью научно-исследовательской площадки «Манси-маа - земля манси», организованной для школьников и учащихся средне-специальных и высших заведений Автономной некоммерческой организацией «Логос», инструкторами Детского экологического движения «Зеленый дозор» и экспедиционного отряда «Глобус».

Он знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах бывшей территории колонии-поселения. В советский период здесь велась интенсивная заготовка леса, на современном этапе данный участок реки является связующим путем между поселениями манси Ушмой и Трескольем, а также достаточно оживленным водным туристическим маршрутом. Несмотря на удаленность от крупных населенных пунктов территория испытывает большую антропогенную нагрузку благодаря не продуманной и не контролируемой деятельности туристов. Разработанный маршрут, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Таким образом, организация экологического маршрута способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы связанных с вопросами охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.


  1. Основные характеристики экологического маршрута

Вид маршрута: познавательно-туристический.

Местонахождение: Свердловская область, г. Ивдель, участок реки Лозьва между поселениями Тресколье и Ушма.

Год закладки: 2010, ноябрь.

Состояние маршрута: удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 3,5-4 км.

Режим пользования: конец мая - сентябрь, в перспективе - круглогодично.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута правый берег реки Лозьва (переправа) к п. Тресколье. Далее вниз по течению реки: пещеры Китовая пасть, Пиковая дама (вдоль левого берега реки), бобровые плотины, Ушминские скалы, базовый лагерь.

Назначение: учебно-познавательные учебные экскурсии, исследования.

Цель: Создать условия для непрерывного экологического образования детей и подростков, развивать экологическую культуру личности и общества через формирование практического опыта природопользования.

Задачи.

Образовательные:

  1. «Природоведческий ликбез» - расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы.

  2. Обучение экскурсантов умению анализировать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать на тропе, уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду

  3. Воспитание экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Воспитательные:

  1. Прививать детям любовь к природе, желание ее беречь.

  2. Развивать у будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу.

  3. Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека.

  4. Развивать экологическую сознательность.

  5. Разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающие:

  1. Привитие навыков и любви к активному отдыху учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

  2. Формирование личной ответственности у учащихся за сохранность природных объектов;

  3. Развитие познавательного интереса учащихся, желания участвовать в экологических олимпиадах и конкурсах, заниматься научно-исследовательской деятельностью.

  4. Формирование туристических навыков.

  5. Формирование коммуникативных навыков.

На маршрут могут выходить разновозрастные группы учащихся. Возрастная категория участников - от 9 лет и старше: младшими школьниками (3-5 классы) тропа используется для, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (6-8 классы) - для закрепления и расширения знаний, полученных на уроках ботаники, зоологии, экологии, географии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) - для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений. Все участники маршрута знакомятся с основами туризма, правилами выживания в тайге, основами безопасного поведения человека в дикой природе. Одновременно формируются коммуникативные навыки, прививаются элементу труда и самообслуживания.

В воспитательных целях и соблюдения техники безопасности целесообразно в начале маршрута, на берегу реки разъяснять детям правила поведения на маршруте. Правила поведения на водном транспорте, при входе в пещеру, подъеме на высоту. Инструктор, осуществляющий движение по маршруту, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на этапах прохождения маршрута.

Разработчики тропы: магистрант 2 курса географо-биологического факультета, инструктор Движения «Зелёный дозор» С.В. Шифельбейн, магистр образования, директор АНО «Логос» Е.Т. Карпушева.

В зависимости от целей, поставленных перед группой, маршрут может использоваться дополнительно может использоваться инструкторами:

  • для разъяснения принципов ориентирования на местности;

  • оказания первой медицинской помощи в условиях похода,

  • для наглядного усвоения основ картографии,

  • для мастер классов на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов.

Кроме того, данный маршрут может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

Так же, маршрут, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.


  1. Отличительные особенности данного маршрута

На наш взгляд уникальность данного маршрута в том, что он может действовать круглогодично. Летом прохождение маршрута обеспечивается водными средствами (лодки, катамараны), зимой прохождение маршрута обеспечивает наличие снегоходов или лыж (в зависимости от физической подготовки участников). Доставка группы к основной базе производится на транспорте (машины УРАЛ, ЗИЛ, УАЗ).

Доставка к началу маршрута происходит двумя путями:

  • летом - транспорт или пешком;

  • зимой - транспорт или лыжи.

Еще одна из особенностей маршрута - работа в группе проводников манси, именно местные жители, как ни кто другой могут показать особенности данного места.

Маршрут многофункционален, т.к. участникам предоставляется возможность не только получить экологические знания, но развиваются туристические, коммуникативные навыки, наряду с путешествием на суше происходит путешествие по воде, даются элементы спелеологии и др.

Разработка включает в себя не только карту маршрута, отдельные характеристики каждых объектов, список станций, созданы примерные тексты экскурсий для разных возрастных групп, объекты, показанные на маршруте тоже могут меняться в зависимости от времени года и потребностей участников. Так изучая культуру манси можно остановиться около катпоса -знака охотничьей доблести ( нанесла его на дерево в 1991 году Ирина Дроздова, жительница Ушмы), рассказать легенды манси, связанные с пещерами их жителями и происхождением. Изучая растительный или животный мир территории, внимание участников группы обращается на сохранившиеся на данной территории редкие растения (горицвет, остролодочник ивдельский и др.). При работе с каждой учитываются интересы и потребности в получении информации участниками группы, а так же квалификация и специализация инструкторов.

Примерные тексты экскурсий составляются с учетом потребностей и навыков разных возрастных групп учащихся:

  • младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края;

  • средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии;

  • старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.


  1. Маршрут учебной экологической тропы

Маршрут учебной экологической тропы «Лозьва - голубая вода», проходит по руслу реки Лозьва. На большей протяженности маршрута сохранились остатки деятельности лесозаготовки, которая проводилась на протяжении долгих лет поселенцами, проживающими в колонии-поселении (отбойник вдоль берега реки, топляк, старые избушки), что тоже помогает вести занятия по экологии с участниками группы, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков и занятий в дополнительном образовании в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 3,5 - 4 км, часть маршрута (движение на водном транспорте) проходит без физических затрат экскурсантов, что позволяет преодолевать маршрут и младшим школьникам. Для узко тематических исследований связанных с культурой манси, изучение карстовых процессов, отдельных групп животных или растений нет необходимости проходить весь маршрут целиком - достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет от 4 до 5 часов; такие экскурсии возможны лишь с инструкторами, педагогом и проводником (с целью безопасного прохождения маршрута). В остальных случаях можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.


  1. Экологическая характеристика тропы

Экологическая тропа «Лозьва - голубая вода» проходит по руслу реки Лозьва, группа в течение 4-5часов сплавляется на водном транспорте вниз по течению, совершая остановки на основных станциях маршрута. Берега реки обрывистые, поросли кустарником, много перекатов. Окрестности реки содержат ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. В лесу произрастающего вдоль берега распространены хвойные виды деревьев характерных для зоны тайги.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди хвойных деревьев преобладает ель, встречается лиственница и сосна. Часть берега покрыта зарослями ивы и черемухи. Среди кустарника преобладает шиповник, малина, смородина, травянистые растения в основном представлены виды влажных лугов, имеются и лесные и болотные виды, дендрофлора представлена местными видами.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить. На тропе мы можем встретить зайца, белку, бурундука, бобра, лося, следы пребывания медведя. Среди птиц утка, филин, сова, глухари, куропатки.

Большой интерес представляют деятельность бобров на суше и на воде. Здесь мы можем встретить не пеньки сваленных бобрами деревьев с характерными остатками зубов, но и плотины и хатки этих животных, расположенных в реке. Если сильно повезет, но и услышать удары бобра хвостом по воде или плывущее животное. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.

Удаленность территории от населенных пунктов (примерно 100 км) имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится относительная сохранность, нетронутость экосистем данной территории человеком, ко вторым - не контролируемая, часто наносящая вред экосистемам деятельность туристов. Но даже этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать детям, что означает бережное отношение к природе.

  1. Оформление маршрута

Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;

  • правила поведения на природе;

  • лозунги и призывы;

  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;

  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;

  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;

  • экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование маршрута следует начать с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее проводится обследование маршрут, и выявляются места для установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Экологический маршрут - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.


  1. Станции экологического маршрута «Лозьва - голубая вода»

На протяжении маршрута мы запланировали 5 основных станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 5 станций:

  1. Брод через Лозьву.

  2. Пещера «Китова пасть»

  3. Пещера «Пиковая дама»

  4. Плотины бобров

  5. Ушминские скалы

В начале прохождения маршрута рекомендовано начать беседу с вопросов техники безопасности на воде, о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью был устроен этот маршрут, познакомить с карта-схемой прохождения маршрута на щите. Каждому участнику выдается памятка - обращение к посетителям: "Как себя вести наедине с природой".

Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям маршрута тропы с такими словами:

«Мы создали экологический маршрут, для того, чтобы вы, пройдя по нему, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал желание сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологический маршрут ждёт вас!»

Кроме этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и отметить, по ходу маршрута, квадратик «эмоциональный фон» соответствующим цветом:

- красный - «я восхищаюсь»,

- зеленый - «мне приятно»,

- серый - «я равнодушен, спокоен»,

- коричневый - «мне неприятно»,

- черный - «я возмущаюсь».

Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.

Итак, вперед!


  1. Описание станций экологической тропы.

Экскурсионные объекты (станции)


Станции

Место расположения

Название объекта и основное содержание

Вид

№1

Начало маршрута

Место перехода реку Лозьва вброд, для того чтобы попасть в п. Тресколье

Брод через реку Лозьва
Знакомство с происхождением названия реки, краткая характеристика реки, влияние рек на жизнь человека, использование рек в хозяйственной деятельности человека

Проект экологического маршрута «Лозьва – голубая вода».

№2

Левый берег реки Лозьва

Пещера Китовая пасть
Краткая характеристика понятия пещера, происхождение пещер на Урале, легенда манси о происхождении пещеры, поверхностный осмотр, кальцитовые щетки

Проект экологического маршрута «Лозьва – голубая вода».

№3

Левый берег реки Лозьва

Пещера Пиковая дама

История названия, легенды манси о звере, проживающем в пещере, роль пещер в жизни человека, если позволяет вода знакомство с пещерой внутри

Проект экологического маршрута «Лозьва – голубая вода».

№4

Старые русла реки, заводи

Плотины бобров.

Краткая характеристика вида, легенды манси о бобрах

Проект экологического маршрута «Лозьва – голубая вода».

№5

Левый берег реки Лозьва

Памятник областного значения - Ушминские скалы.

Что такое памятники природы, особенности геологического строения, растительный и животный мир, охраняемые виды

Проект экологического маршрута «Лозьва – голубая вода».



  1. Завершение маршрута - экскурсии (рефлексия)

Вот и закончилась наша экскурсия. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется этот буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Что интересного ты узнал на экскурсии?

- Что тебе понравилось?

- Что поразило или удивило тебя?

- Что не понравилось?

- Что бы ты предложил организаторам экскурсии?

- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?


  1. Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Создание учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм работы с учащимися по изучению и охране природы.

Мы предлагаем лишь некоторые из них.

  1. Наблюдения

  • за растениями, животными;

  • метео - наблюдения;

  • наблюдение за водой в реке (актуально в период половодья, зимней межени ….)

2. Экологические игры

3. Викторины.

4. Эмоциональные ситуации.

5. Моделирование.

6. Экологическая мастерская.

7. Семейное экотьюторство.



Литература


  1. Афонин А.В. Экологические тропы России. - М.: ПК Литфонда России, 1993. - 36 с.

  2. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. - 203 с.: ил.

  3. Захлебный А.Н "Учебная экологическая тропа", № 3 1983, с. 54-63.

  4. Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2005. - 114 с.

  5. Комова Г.А "Экологические тропы как форма экологического образования", № 4, 2000, с. 52-58.

  6. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. - М.: Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. - 106с.

  7. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР - Дальний Восток, 1999.

  8. Льюис В., Тильден Ф. Интерпретация для посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1996.

  9. Организация работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.

  10. Просто замечательная выставка! - М.: ЭкоЦентр "Заповедники", 1999.

  11. Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. - С. 35-37.

  12. Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.

  13. Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. - М.: Эколого-просветительский центр "Заповедники" - WWF, 1997. - 128 с.

  14. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. - М.: Агропромиздат, 1989. - 159 с.

© 2010-2022