Урок по географии 9 класс Население Северного Кавказа

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Население Северного Кавказа

Цель урока - формирование у учащихся ценностного отношения к населению Северного Кавказа на основе анализа информационных текстов.

Задачи:

  • Организовать аналитическую работу с информацией об особенностях населения Северного Кавказа.

  • Предоставить возможности для проявления позиций учащихся в коллективной деятельности.

  • Организовать деятельность учащихся по выявлению ключевых проблем на Северном Кавказе и путей их решения.

Тип урока - изучение нового материала

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма

методы обучения: используются продуктивные методы - частично-поисковый, проектный;

приемы: «Ассоциация», «Колесо фактов», «Корреспонденты и респонденты», «Незаконченное предложение»

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: совместно - распределенная деятельность

Планируемый результат:

  • Учащиеся умеют анализировать и структурировать информацию, использовать полученную информацию при составлении текстов (информационная компетентность);

  • Учащиеся умеют работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения (коммуникативная компетентность);

  • Учащиеся определяют ключевые проблемы и предлагают пути их решения (компетентность решения проблем);

  • Учащиеся обладают знаниями об особенностях населения Северного Кавказа;

  • У учащихся сформировано позитивное отношение к населению Северного Кавказа.

Оборудование: презентация, тексты, схемы «колесо фактов», небольшие листы для опроса, листочки для рефлексии.



Ход урока.

Приветствие учащихся .

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необыкновенный урок. И я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке.

Ребята, скажите пожалуйста, какой район Р.Ф. мы с Вами изучаем?

А какие темы мы уже изучили? ( ФГП, природа). А какая тема следует дальше?

Население Европейского юга - Северного Кавказа (запись темы в тетрадь)



  1. Стадия вызова. Прием «Ассоциация»:

(Слайд 1)Тема нашего урока - «Население Северного Кавказа». Какие ассоциации у вас связаны с населением Северного Кавказа?

(учитель на доске фиксирует - джигиты, казаки, терроризм, межнациональные конфликты, ислам и т.д.)

Посмотрите, здесь есть как положительные, так и отрицательные черты населения. Какие из них являются положительными? Какие - отрицательными? (учитель ставит знаки «+» или «-« рядом с ассоциациями).

Как вы считаете, население С. Кавказа - это демографическая надежда России или источник опасности и напряженности?

Учащиеся высказывают свое мнение

Чтобы компетентно ответить на этот вопрос, вы должны обладать достаточным количеством информации.

Сегодня на уроке вы узнаете особенности населения Северного Кавказа и на основе новых знаний выясните, население С. Кавказа - это демографическая надежда России или источник опасности и напряженности.

А для чего нам, живущим на Дальнем Востоке знать о населении С.К.? Для чего каждому из вас нужны эти знания?

Учащиеся высказывают свою точку зрения

2. Стадия осмысления содержания.

Где можно найти информацию об особенностях населения Северного Кавказа?

Учащиеся высказывают свое мнение

Предлагаю вам поработать в группах. Распределите роли: лидер - организует работу группы, докладчик - выступает от группы, 2 секретаря - ведут записи. А я беру на себя роль хранителя времени.

Учащиеся распределяют роли.

На основе предложенного текста подберите аргументы для каждого из утверждений: население С. Кавказа - это демографическая надежда России или источник опасности и представьте их в виде схемы «Колесо фактов». (Приложения 1 и 2)

Время работы 6 минут.

Работа в группах.

Затем каждая группа зачитывает по одному аргументу за каждую точку зрения, затем по второму кругу и т.д. и так все аргументы. Записываем на доске. (Получился образец, с которым сравниваем и оцениваем свой вариант)

Что вы сейчас сделали, заполнив эти схемы?

(предполагаемые ответы - проанализировали информацию, прочитали текст и узнали новое о населении С. Кавказа и т.д.)

Да, вы выяснили особенности населения С. Кавказа, проанализировали и структурировали информацию. К какому утверждению мы подобрали больше аргументов? Какой вывод можно сделать?

Учащиеся высказывают свое мнение

(сейчас население СК воспринимается как источник опасности, но у него много положительных качеств, которые должны стать основой для положительной динамики, но для этого надо решить наиболее острые проблемы.)

Посмотрите на схему «Население С. Кавказа - источник опасности». Какие проблемы, на ваш взгляд, являются ключевыми?

Учащиеся выявляют ключевые проблемы

Сейчас я предлагаю вам поработать корреспондентами. Рассчитаемся на 1-3, запишем вопросы (Как решить проблему ….?). За 3 минуты опросите присутствующих в классе, сами тоже являетесь корреспондентами.

Работа корреспондентов.

Объединитесь в группы по вопросам и обработайте полученные результаты по плану (слайд № 2):

  1. Сколько человек опросили;

  2. Наиболее распространенные мнения;

  3. Особое, эксклюзивное мнение.

Выступают группы с результатами опроса.

Итак, вы посчитали ключевыми такие проблемы, как …. Основные пути их решения - это экономические, политические меры во внутренней и внешней политике, а также изменение самосознания самих жителей.

Посмотрите на схему с положительными чертами жителей Кавказа. На уроке вы получили много новой информации, где вы можете ее использовать?

Учащиеся высказывают свое мнение

Я предлагаю вам использовать ее для составления текста - комментария к предложенному видеоряду( слайды №№ 3-11).

  • Подготовка текста - 3 минуты.

  • Озвучивание слайдов.

Сейчас сравните ваши тексты с оригиналом и оцените, какая группа была ближе по содержанию

(слайд № 3): Кавказ это страна, содержащая большое количество народов, которые имеют множество прекрасных и интересных традиций, особенно свадебных, семейных, кулинарных

(слайд № 4): Кавказский народ славится своими традициями, которые имеют вековую историю. Много чего менялось и упрощалось, но нерушимым осталось правило, что кавказец женится раз и навсегда. Он должен беречь семью, заботиться о ней, и никогда не допускать мыслей о том, что можно бросить любимую женщину ради другой. Так было, есть и будет.

(слайд № 5): Кавказец - это человек, который постоянно стремиться быть лучшим. И понятие «лучший» здесь не заключается только в силе. Человек, достигший успеха, будет первым во всем - и в охоте, и в военных действиях, и в соблюдении национальных традиций.

(слайд № 6): На Кавказе считается, что любое оружие наделено своей душой. Огромное внимание в этом регионе уделяют боевому кинжалу. Люди наделяют его магическим действием, необычной силой. И как только кинжал достают из рукоятки, эта сила увеличивается. В этих краях считается, что дух кинжала всегда будет верен своему хозяину.

(слайд № 7): Кровная месть на Кавказе - это очень жестокая расправа. Удар, нанесенный обидчику, часто может поставить точку в конфликте, или же продлить этот конфликт на многие годы. Закон кровной мести не описанный ни единым адекватным законом. Но, несмотря на это, кровная месть существует, и более того, она является больше чем законом, она является укоренившей традицией. Но кроме кровной мести, на Кавказе существует и такое понятие, как примирение кровников.

(слайд № 8): На Кавказе чтят старейшин.

(слайд № 9):В Дагестане род объединял несколько поколений родственников. То есть в род входили родители, их сыновья со своими семьями, внуки. Обычно в род входит шестьдесят человек, бывали и такие роды, в которых было более ста человек.

(слайд № 10): Много лет назад на свадьбах устраивали состязания между танцорами.

(слайд № 11):Одним из самых древних обычаев на Кавказе является похищение невесты. Воровали невест в тех случаях, когда она или ее родители были против брака с так называемым похитителем. Занимались подобными кражами и парни с плохой репутацией.

(слайд № 12): Традиции Кавказа очень разнообразны, как разнообразны культуры народов, живущих здесь. Но есть общее, что объединяет Кавказ. Это гостеприимство и застолье. Наверно, нет на свете более гостеприимного края, чем Кавказ.

Какая группа была ближе к оригиналу?

Молодцы!

Давайте вернемся к ассоциациям. Все ли написанное на доске относится к особенностям населения Северного Кавказа?

3. Стадия рефлексии. Прием «Незаконченное предложение» (Слайд 13)

Закончите предложения

  • На мой взгляд, население Северного Кавказа …….

  • Самым интересным для меня на уроке было …..

  • Сегодня на уроке мне удалось …….

Читаем по желанию.

(Слайд 14 )Спасибо за работу на уроке!

Приложение 1

Население Северного Кавказа

Кавказ - один из немногих регионов на нашей планете, этнический состав населения которого чрезвычайно пёстр и разнообразен. При относительно небольшой площади (около 440 тыс. км 2) на территории Кавказа проживают представители более 100 различных народов, говорящих на различных языках и их диалектах, имеющих различную материальную и духовную культуру. Ещё в средневековых арабских источниках, упоминавших о Кавказе, говорилось: «Кавказ - гора языков».

Наиболее многочисленные коренные национальности Северного Кавказа образуют ныне самостоятельные республики: Адыгею, Дагестан, Ингушскую и Чеченскую. Однако, политико-административное деление не учитывает интересы всех народов, поскольку одни народы получили свое национально - территориальное образование (адыги, осетины), другие народы получили статус республики на 2 народа (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария), а третьи народы не получили национально-государственного образования (лакцы, лезгины, табасараны и др.). Это является одной из причин нестабильного положения на Северном Кавказе.

Высокая степень конфликтности в кавказских регионах обусловлена не только многонациональным составом населения, но и противопоставлением двух мировых религий, ислама и христианства. По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам - суннитам. В последнее время наблюдается распространение радикальных течений ислама (ваххабизм). Православие исповедует основная масса осетин, а также проживающие здесь русские и украинцы.





























Население Северного Кавказа

По численности населения Северный Кавказ занимает третье место в России, уступая только Центральному и Уральскому экономическим районам. Здесь на территории, занимающей не многим более 2% площади Российской Федерации, проживает более 11% ее населения. В большинстве республик высокая рождаемость, в Ингушетии и Дагестане самый высокий естественный прирост среди регионов России - 12%. Среди жителей гор часто встречаются долгожители. Рост происходит как за счет естественного, так и за счет механического прироста. Северный Кавказ всегда был регионом миграционной прибыли населения, т.к. здесь благоприятные условия для жизни людей - теплый климат, плодородные почвы, теплое море. В районе высокая доля беженцев и вынужденных переселенцев, что является одной из причин безработицы в регионах Северного Кавказа. В настоящий момент Чечня и Дагестан лидируют по уровню безработицы в России.

Переселенцы обосновываются не только в городах, но и в сельской местности. В отличие от других районов России численность сельского населения не только не снижается, но даже растет, хотя незначительно. В целом в районе преобладает городское население (54%). Но если в Ростовской области горожане составляют 71% населения, в Северной Осетии - 69%, то Дагестане лишь 44%.

Средняя плотность населения района - около 49, 8 чел. на км, что более чем в 5 раз выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно: наибольшая его плотность в предгорных районах и на Кубани, менее заселены Ставрополье и Дагестан.





























Население Северного Кавказа

Основными элементами традиционной мужской одежды народов Северного Кавказа являются черкеска с газырями на груди, которые раньше служили в качестве ёмкостей для патронов, бурка, папаха - высокая шапка из овечьей шерсти, различного рода сапоги, обязательный кинжал за поясом. Традиционными занятиями жителей Кавказа были пашенное земледелие, садоводство, виноградарство и отгонное скотоводство. Традиционные промыслы и ремёсла - прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевное, кузнечное, оружейное и ювелирное дело. Среди жителей до сих пор сильны такие национальные традиции, как гостеприимство, уважение старших, взаимовыручка. Даже в наше время сохранилась такая традиция, как многоженство, которое некоторые политики предлагают узаконить на территории республик Северного Кавказа.


Чечня, Ингушетия и Дагестан - самая бедная часть не только российского Кавказа, но и России в целом, что является мощным дестабилизирующим фактором, несущим угрозу целостности России. И все же в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области обстановка пока остается относительно стабильной. Причиной тому является доминирование в составе населения русских и украинцев, часть которых считает себя отдельным народом - казаками.

Русское население на Кавказе играет ключевую роль в социально-экономической и общественно-политической сферах. Именно русские влияют на формирование общероссийских культурных ценностей и на поддержание общероссийского самосознания и патриотизма. В результате процессов миграционного оттока численность русского населения республик Северного Кавказа за 1989 - 2002 гг. уменьшилась на 403 тыс. человек, или почти на 30%.







Население Северного Кавказа

На территории Северного Кавказа русские поселения начали появляться в 17-18 столетиях. Это были казачьи станицы по берегам Кубани, Терека, Кумы, появившиеся здесь с целью охраны южных рубежей Российского государства. Расширение территории Российского государства на юг проходило зачастую насильственными методами. Русская экспансия выразилась в полувековой Кавказской войне, в результате которой были покорены Чечня, Дагестан и Северо-Западный (адыгский) Кавказ. Впоследствии царская администрация, а вслед за ней советская власть жёстко подавляли каждую попытку восстания горских народов Кавказа.

Отголоском тех далёких событий 19-го века служит сегодняшняя проблема Чечни. Кроме того, одной из важнейших причин чеченских событий можно считать сталинскую национальную политику, последствиями которой явились откровенный геноцид целой группы народов, их насильственное выселение за пределы исторической родины. Конфликты (в первую очередь - обе военные кампании в Чечне) и социальная напряженность на Кавказе оказывают сильное дестабилизирующее влияние на весь юг России, поскольку питают мощный поток мигрантов, что обостряло и обостряет ситуацию в соседних регионах.

Тем не менее, главная особенность ситуации на Кавказе состоит в том, что большинство населения кавказских республик занимает умеренно пророссийские позиции. Несмотря на многочисленные претензии к Центру, оно не мыслит судьбу своих территорий вне состава России, вне единого политического, правового и культурного пространства. А пример Чечни не вызывает большого стремления к подражанию.





Приложение 2

Колесо фактов



Урок по географии 9 класс Население Северного Кавказа



© 2010-2022