Рабочая программа по географии (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании Федерального Закона об образовании в РФ, государственных образовательных стандартов второго поколения, основной Образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Симоновка Калининского района Саратовской области» на 2015-2016 учебный год , примерной программы основного общего образования и рабочей программы предметной линии учебников « Полярная звезда» 5-9 классов / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2011.

Цели и задачи учебного предмета :

Главная цель курса географии России заключается в изучении компонентов природы, рассматривая следующие аспекты: главные особенности, факторы формирования, закономерности распространения по территории страны, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека, основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию.

Задачи курса

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

7-9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

7-9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

7-9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике

Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснование:

Содержание полностью соответствует программе примерной программы основного общего образования и рабочей программе предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011.

Минимум содержания образования по разделам:

Введение (1 ч) Мы и наша страна на карте мира

Тема 1:Россия в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы - Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран.

Тема 2:Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава и урбанизации (в ходе изучения темы).

Тема 3: Природа (20 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум. 1.Ннесение на к/к основных форм рельефа страны. 2. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум. Описание климата одного из районов территории России.
Россия - морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов - Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).

Почва - особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум. 1. Обозначение на к/ к главных типов почв. 2. Описание почв своей местности.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны ()

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия - лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи - главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Тема 5: Хозяйство (24 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение - ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт - «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия - страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

Тема 6: Наше наследие (1 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России - наш нравственный долг».

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа №1: «Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России».

Практическая работа №2: «Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран».

Практическая работа №3: «Решение задач по определению поясного времени регионов России».

Практическая работа №4: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава, и урбанизации (в ходе изучения темы)».

Практическая работа №5: «Нанесение на к/к основных форм рельефа страны».

Практическая работа №6: «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми».

Практическая работа №7: «Составление описания климата одного из районов территории России».

Практическая работа №8: «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек».

Практическая работа №9: «Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности».

Практическая работа №10: «Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон».

Практическая работа №11: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности». Практическая работа №12: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа.»

Практическая работа №13: «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов».

Практическая работа №14: «Определение основных районов факторов размещения отраслей машиностроения России».

Практическая работа №15: «Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности». Практическая работа №16: «Нанесение на к/к размещения посевов зерновых и технических культур».

Практическая работа № 17: «Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России».

Используемый учебно - методический комплект: 1 Учебник: География. 8 класс: учебн. для общеобразовательных организаций .А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, М., Просвещение, 2014, - 255 с. («Полярная звезда»)

. Информационно - методическое обеспечение:

1 Атлас. География России. Природа и население. 8 класс.

  1. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  2. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

  3. Интерактивные карты.

  4. Электронное учебное пособие. Физическая география России.

  5. Книга .Города России

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в неделю 2 часа

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по учебному предмету « География»

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

1) знать/понимать:

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

  • положение России на карте часовых поясов;

  • административно-территориальное деление России;

  • историю формирования и заселения территории России;

  • вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

  • численность, плотность и воспроизводство населения России;

  • особенности естественного движения населения; основные направления миграций;

  • состав трудовых ресурсов;

  • национальный и религиозный состав населения России;

  • особенности размещения населения; типы поселений;

  • связь рельефа с тектоническим строением;

  • закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

  • факторы, определяющие особенности климата России;

  • основные климатические пояса и типы климата России;

  • влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

  • меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

  • особенности морей, омывающих берега России;

  • ресурсы морей и их использование человеком;

  • крупнейшие речные системы и озера страны;
    границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
    основные типы почв, их размещение по территории страны;
    особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
    состав и структуру хозяйства России;
    основные факторы размещения отраслей хозяйства;
    важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
    главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
    главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
    изменения в экономике России и своей области;
    природные зоны России;
    особенности природно-хозяйственных зон;
    влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
    пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
    что такое территориальная организация общества;
    что такое Всемирное наследие;
    объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
    что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

  • 2) уметь:


  • характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
    определять поясное время;
    определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
    использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
    устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
    пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
    анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы; устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
    анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
    анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

  • составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

  • объяснять структуру экспорта и импорта в России;

  • устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
    отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

  • 3) оценивать:
    географическое положение России, своей области (республики, края);
    природно-ресурсный потенциал страны;
    климатические ресурсы России;
    водные ресурсы России и своей местности;
    влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
    тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
    современные проблемы России.

Календарно- тематическое планирование

Аббревиатура:

к/к - контурные карты п/р - практическая работа ГП - географическое положение ПК - природный комплекс

ГО - географическая оболочка п.з - природные зоны, Пр- практическая работа.

Тема урока

Кол -во час ов

Элементы содержания

Дата

проведе

ния

Формы контроля

Использование

ТСО,

наглядности

Подготовка к экзаменам

УУД

Коррек

ция

1

Мы и наша страна на карте мира

1

Определение места России на карте мира, в Европе и Азии.

Вводная беседа

Политическая карта

Задание ОГЭ

Познавательныеопределение места России на карте мира, в Европе и Азии.

Коммуникативные:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Личностные:представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;


2

Географическое положение России.

1

Характеризовать географическое положение страны, анализ карт, уметь сравнивать положение страны с другими странами

Пр-«Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России».

«Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран».

Физическая и политическая карты России

Определение

сухопутных

границ

России

Познавательные

:характеризовать географическое положение страны, анализ карт, уметь сравнивать положение страны с другими странами

Личностные

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

3

Наша страна на карте часовых поясов.

1

Определение количества часовых поясовРоссии

Пр- «Решение задач по определению поясного времени регионов России».

Физическая карта России

Задание ОГЭ

Регулятивные:свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий

Личностныеосознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4

Как ориентироваться по карте России

1

Знать крупные природные объекты России, на какие районы и субъекты делится.

ТК

Физическая карта России

:Познавательныезнать крупные природные объекты России, на какие районы и субъекты делится.

5

Формирование территории России

1

Знать как формировалась, заселялась и осваивалась территория России, уметь анализировать и обобщать

ФО

Электронное учебное пособие. Физическая география

Познавательныезнать, как формировалась, заселялась и осваивалась территория России, уметь анализировать и обобщать

6

Наше национальное богатство и наследие.

Население России, причины изменения численности России

ФО

Электронное учебное пособие. Физическая география

Коммуникативные:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Личностныепредставление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

7

Численность населения.

1

Знать численность населения, что такое «демографический кризис», естественное движение населения, уметь анализировать графики, статистические материалы.

Пр-: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава и урбанизации

Таблица

Задание ОГЭ

Познавательныезнать численность населения, что такое «демографический кризис», естественное движение населения, уметь анализировать графики, статистические материалы.

Личностные

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

8

Воспроизводство населения.

1

Знать, как менялось воспроизводство, типы воспроизводства, уметь работать со статистическим материалом

Конспект по теме урока

Учебник, таблица

Познавательные:знать, как менялось воспроизводство, типы воспроизводства, уметь работать со статистическим материалом.

9

Наш «демографический портрет»

1

Знать о демографической ситуации, уметь анализировать

Ср- анализ половозрастных пирамид

Таблица

Познавательныезнать, как менялось воспроизводство, типы воспроизводства, уметь работать со статистическим материалом.

Коммуникативные уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностныеосознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

10

Учимся с «Полярной звездой»

i

Уметь сравнивать половозрастные пирамиды разных регионов России, делать выводы.

тесты

Рабочая тетрадь» Мой тренажер»

Познавательныеуметь сравнивать половозрастные пирамиды разных регионов России, делать выводы.

Коммуникативные:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Личностныеосознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

11

Мозаика народов.

1

Знать, что такое «этнос», какие народы самые многочисленные, уметь работать с различными источниками информации.

Тк

Учебник.

Познавательные

знать, что такое «этнос», какие народы самые многочисленные, уметь работать с различными источниками информации.

12

Размещение населения..

1

Размещение населения..

Фронтальный устный опрос

Учебник

Определение

суммарной и солнечной

радиации для

определенной и

территории

Познавательные

:знать факторы, влияющие на размещение населения, зоны сплошного и очагового заселения, роль крупных городов, уметь анализировать карты, текст учебника.

13

Города и сельские поселения. Урбанизация.

1

Знать типы поселений, что такое «урбанизация», «агломерация», функции и людность городов, функции сельской местности, уметь определять отличия города от села.

Фронтальная письменная работа

Учебник

Рабочая тетрадь

« Мой тренажер»

Влияние антициклона на погоду. Задание ГИА №11.12

Познавательные

:знать типы поселений, что такое «урбанизация», «агломерация», функции и людность городов, функции сельской местности, уметь определять отличия города от села.

14

Миграции населения.

1

Знать, что такое миграции, основные виды, направления, уметь объяснить значение миграций.

Устный опрос

Презентация по теме урока

определение

годовой

амплитуды

Познавательныезнать, что такое миграции, основные виды, направления, уметь объяснить значение миграций.

Личностные

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

15

Россияне на рынке труда.

1

Знать, что такое экономически активное население, состав трудовых ресурсов России, уметь использовать различные источники информации

Ср- составить таблицу по теме урока

Статистический материал. Интернет

Познавательные

:знать, что такое экономически активное население, состав трудовых ресурсов России, уметь использовать различные источники информации

16

Урок-обобщение темы «Россияне».

Контрольное тестирование № 1.

1

Обобщение темы о населении России

Проверка знаний по теме

Самостоятельная работа Определение по климатической карте благоприятных природных условий

Регулятивные:работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет)

Личностные

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями

17

История развития земной коры.

1

Знать основные формы рельефа страны, уметь объяснить его связь с тектоническим строением.

ПР

Тектоническая карта

Познавательные

:знать основные формы рельефа страны, уметь объяснить его связь с тектоническим строением.

18

Рельеф: тектоническая основа.

1

Знать какие внешние силы влияют на рельеф России, уметь анализировать карты и схемы.

Зачет

Физическая карта России

Выполнение заданий ГИА

Познавательные:

знать, какие внешние силы влияют на рельеф России, уметь анализировать карты и схемы

19

Рельеф: скульптура поверхности.

1

Знать, что такое минеральные ресурсы, их виды, уметь установить взаимосвязь со строением земной коры, стихийные явления

Пр-«Нанесение на к/к основных форм рельефа страны».

Физическая карта России

Познавательные:знать, что такое минеральные ресурсы, их виды, уметь установить взаимосвязь со строением земной коры, стихийные явления

20

Ресурсы земной коры.

1

Уметь определять зависимость между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

Фронтальный опрос

Предметные:уметь определять зависимость между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

21

Учимся с «Полярной звездой».

1

Знать рельеф своей местности, историю его формирования.

ТК тесты

Видеоматериал . Физическая география России.

Предметные:уметь определять зависимость между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

22

Рельеф своей местности: Симоновка

1

Знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы.

П\р

Характеристика реки по плану.

Предметные:

знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы.

23

Солнечная радиация

1

Знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы

Фронтальный устный опрос

учебник

Предметные:Знать, что такое солнечная радиация, ее распределение по территории страны, изменение по сезонам года, уметь анализировать карты и схемы.

24

Атмосферная циркуляция.

1

Знать какие воздушные массы влияют на климат России, что такое «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт».

Конспект

Таблица

Презентация

Задание ГИА

Предметные:

Знать, какие воздушные массы влияют на климат России, что такое «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт».

25

Зима и лето в нашей северной стране.

Знать влияние на климат географического положения, особенности зимы и лета, уметь анализировать тематические карты

Ср.- анализ тематических карт

Интерактивная карта

« Климат России»

Предметные:Знать влияние на климат географического положения, особенности зимы и лета, уметь анализировать тематические карты

26

Учимся с «Полярной звездой»

1

Уметь работать с картами, диаграммами, графиками. Знать климатические пояса и области.

Зачет

Предметные:Уметь работать с картами, диаграммами, графиками. Знать климатические пояса и области.

27

Как мы живём и работаем в нашем климате.

1

Знать, что такое агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные явления, уметь оценивать влияние его на развитие хозяйства и жизнь людей.


Пр-«Составление описания климата одного из районов территории России».

Интерактивная климатическая карта

Задание ГИА

Предметные:Знать, что такое агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные явления, уметь оценивать влияние его на развитие хозяйства и жизнь людей.

28

Урок-обобщение по темам «Рельеф» и «Климат». Контрольное тестирование № 2.

1

Обобщение материала о рельефе и климате России

Тесты

Электронное учебное пособие. Физическая география

Задание ГИА

Регулятивные:работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

Коммуникативные:

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;


29

Наши моря

1

Знать моря России, их особенности, уметь оценить их значение.

Зачет

Электронное учебное пособие. Физическая география

Предметные:Знать моря России, их особенности, уметь оценить их значение.

30


31

Наши реки


Где спрятана вода.

1

1

Знать реки, их особенности, уметь определять основные показатели реки, тип питания, значение.

Знать крупнейшие озёра, их размещение, размещение болот, уметь объяснить значение их для природы хозяйства.

Пр- «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек».

Учебник

Предметные:Знать реки, их особенности, уметь определять основные показатели реки, тип питания, значение.

Знать крупнейшие озёра, их размещение, размещение болот, уметь объяснить значение их для природы хозяйства.

32

Водные дороги и перекрёстки.

1

Знать значение рек, морских путей в жизни общества,

Индивидуальный устный опрос

Консультация по

заданиям ГИА

Познавательные

знать значение рек, морских путей в жизни общества,

33

Учимся с «Полярной звездой»: решаем проблему преобразования рек.

1

Уметь собрать информацию, выделить главное, сравнить разные мнения, выработать собственное решение

Составление прогноза изменений раст и живот мира при заданных условиях.

Интернет- ресурсы

Познавательные

:меть собрать информацию, выделить главное, сравнить разные мнения, выработать собственное решение

34

Почва - особое природное тело. Почвообразующие факторы.

1

Знать основные типы почв, их строение, уметь определить их по карте.

Работа с картами атласа

Интерактивная карта «Почвы России»

Познавательные

знать основные типы почв, их строение, уметь определить их по карте.

35

Типы почв. Почвы своего края.

1

Знать почвы своей местности, их значение.

«Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности».

Познавательные:

знать почвы своей местности, их значение.

36

Урок-обобщение по темам «Моря» и «Внутренние воды».

Контрольная работа № 3.

1

Обобщение материала о морях и внутренних водах

Индивидуальный опрос

Карта

природных зон

Регулятивные:работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

Коммуникативные

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;


37

Cеверные безлесные зоны.

1

Знать особенности зоны тайги, уметь определять отличие смешанных и широколиственных лесов

Индивидуальный опрос, работа с картами атласа

Карта

природных зон

Тесты по ГИА

№15

Познавательные:

знать особенности зоны тайги, уметь определять отличие смешанных и широколиственных лесов.

38

Лесные зоны.

1

Знать отличительные особенности степи и лесостепи, уметь характеризовать причины их.

С.Р

Карта природных зон

Познавательные:

знать отличительные особенности степи и лесостепи, уметь характеризовать причины их.

39

Степи и лесостепи.

1

Знать отличительные особенности степи и лесостепи, уметь характеризовать причины их.

Текущий контроль

Карта

природных зон

Познавательные:

знать, что такое пустыня и полупустыня, уметь выделять отличия.

40

Южные безлесные зоны.

1

Знать ,где в России расположены субтропики, уметь определять по схемам количество поясов в горах, сравнивать горы с различным географическим положением и высотой.

Заполнение

таблицы ,работа с каргами атласа

Карта

природных зон

Познавательные

знать ,где в России расположены субтропики, уметь определять по схемам количество поясов в горах, сравнивать горы с различным географическим положением и высотой.

41

Субтропики. Высотная поясность в горах.

1

Уметь, используя различные информационные ресурсы сравнить и оценить природные зоны для жизни и деятельности человека

Заполнение таблицы ,работа с картами атласа

Электронно- наглядное пособие

« Физическая география России»

Определение природных зон по описанию

Познавательные

уметь, используя различные информационные ресурсы сравнить и оценить природные зоны для жизни и деятельности человека.


42



43

Учимся с «Полярной звездой».


Развитие хозяйства.

1



1

Знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру.

Знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру.


Пр-«Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон».

Карта

« Природные зоны России»

Коммуникативные:

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Познавательные:знать необходимые ресурсы для хозяйства, территориальную, отраслевую и функциональную структуру.

44

Особенности экономики России.

1

Особенности экономики России.

Конспект

Учебник

Познавательные:

знать, как определить уровень экономического развития, уметь объяснить исторический фактор в развитии.

45


46

Учимся с «Полярной звездой».

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.


1


1

Знать формы собственности, виды предприятий, уметь пользоваться различными источниками информации

Знать состав ТЭК, уметь характеризовать отрасли по плану

Пр-: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».


Рабочая тетрадь

« Мой тренажер»

Познавательные : знать формы собственности, виды предприятий, уметь пользоваться различными источниками информации

Знать состав ТЭК, уметь характеризовать отрасли по плану

47

Нефтяная промышленность


1

Знать особенности нефтяной промышленности, уметь по картам составлять характеристику бассейнов

Индивидуальный опрос и работа с картами атласа

Учебник, Интерактивная карта

Познавательные:

знать особенности нефтяной промышленности, уметь по картам составлять характеристику бассейнов

48

Газовая промышленность

1

Знать особенности нефтяной промышленности, уметь по картам составлять характеристику бассейнов

Фронтальный устный опрос

Интернет. Статистические данные.

Познавательные:

знать особенности газовой промышленности, меть по картам составлять характеристику бассейнов.

49

Учимся с «Полярной звездой».

1

Уметь сравнивать, работать с к/к.

Пр-: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа.»

Учебник

Познавательные:уметь сравнивать, работать с к/к.

Коммуникативные:

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

50

Электроэнергетика

1

Знать, что такое электроэнергетика, типы электростанций, уметь объяснять их размещение.

Анализ карт

Интерактивная катра по теме урока

Познавательные:

знать, что такое электроэнергетика, типы электростанций, уметь объяснять их размещение.

51

Черная металлургия

1

Знать особенности металлургического комплекса, типы предприятий, размещение, уметь анализировать карту.

Ср- анализ катры

Интерактивная катра по теме урока

Познавательные

знать особенности металлургического комплекса, типы предприятий, размещение, уметь анализировать карту.

52

Цветная металлургия

1

Особенности цветной металлургии, размещение предприятий.

Пр- «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов».

Учебник.

ГИА Задание 8,10

Познавательные:Особенности цветной металлургии, размещение предприятий.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

Личностные

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

53

Машиностроение

1

Знать отраслевой состав, специфику развития, уметь определять основные центры.

Пр- : «Определение основных районов факторов размещения отраслей машиностроения России».

Интрактивная катра по теме урока

Познавательные:

знать отраслевой состав, специфику развития, уметь определять основные центры.

Коммуникативные:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

54

Химическая промышленность

1

Место химической промышленности в современном мире, отраслевой состав и размещение, уметь составлять схемы.

Работа с картой атласа

Интрактивная катра по теме урока

Познавательные:

Место химической промышленности в современном мире, отраслевой состав и размещение, уметь составлять схемы.

55

Лесопромышленный комплекс

1

Знать отраслевой состав, размещение, уметь проводить сравнение.

Пр- «Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности».

Интрактивная катра по теме урока

Познавательные:

место химической промышленности в современном мире, отраслевой состав и размещение, уметь составлять схемы.

56

Урок-обобщение по теме «Промышленность России». Контрольная работа №4.

1

Обобщение о промышленности России

Анализ карт .

Тесты

Электронно- наглядное пособие

« Физическая география России»

Регулятивные:работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

Коммуникативные:

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

57

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

Знать отраслевой состав с/х, его значение, уметь составлять характеристику, работать с к/к.

Ср- характеристика с/х

Задания ГИА№ 14,15

Познавательные

знать отраслевой состав с/х, его значение, уметь составлять характеристику, работать с к/к.

58

Сельское хозяйство. Животноводство.


1

Знать особенности животноводства, характеристика основных отраслей

Ср- характеристика одной из отраслей животноводства

Проект наших выпускников «Живет село- живет Россия»

Познавательные знать особенности животноводства, характеристика основных отраслей

. Коммуникативные:в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

59

Пищевая и лёгкая промышленность.

1

Пищевая и лёгкая промышленность.

Тесты

Интерактивная карта по теме урока

Познавательные:

знать отраслевой состав, значение отраслей, уметь работать по тематическим картам.

60

Учимся с «Полярной звездой» Агропромышленный комплекс.

1

Выяснить, что такое агропромышленный комплекс, какие проблемы АПК необходимо решать

Конспект

Учебник

Выяснить, что такое агропромышленный комплекс, какие проблемы АПК необходимо решать

61

Транспортная инфраструктура: железнодорожный, автомобильный транспорт.

1

Знать основные виды транспорта, задачи и значение, уметь составлять характеристику.

Индивидуальный опрос, составление таблицы

Электронно- наглядное пособие

«Физическая география России»

Познавательные:

:знать основные виды транспорта, задачи и значение, уметь составлять характеристику.

62

Транспортная инфраструктура: водный и авиационный транспорт

Уметь определять особенности разных видов транспорта

Электронно- наглядное пособие

« Физическая география России»

Познавательные:уметь определять особенности разных видов транспорта.

Регулятивные:

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

63

Социальная инфраструктура.

1

Отраслевой состав сферы услуг, значение.

Ср.

Презентация по теме урока

Познавательные:Отраслевой состав сферы услуг, значение.

64

Хозяйство Саратовской области

1

Знать особенности хозяйства, уметь дать оценку

Ср.

Карта Саратовской области

Познавательные:знать особенности хозяйства, уметь дать оценку.

65

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем сферу услуг своего района.

1

Выяснить, как развита сфера услуг нашего района.

Творческие работы: кроссворды, презентации и др.по теме урока

Познавательные:Выяснить, как развита сфера услуг нашего района

66

Информационная инфраструктура

1

. Значение информации, формирование информационного пространства, уметь пользоваться различными источниками.

п\р Характеристика населения своего населенного пункта

Учебник, Интернет

Познавательные:значение информации, формирование информационного пространства, уметь пользоваться различными источниками.

67

Итоговый урок.

Контрольная работа №5.

1

Подведение итогов работы .в 8 классе.

.Викторина Знаешь ли ты свой край.

Тесты

Коммуникативные:в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

68

Анализ контрольной работы

1

Анализ допущенных ошибок в контрольной работе


Регулятивные:свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

69-70

Географическая исследовательская практика

1

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России - наш нравственный долг».

Проект

Интернет

Регулятивные:свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Коммуникативные:

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);


41

© 2010-2022