Из опыта проведения интегрированных уроков географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированные уроки географии. Интегрированные уроки географии.

Соловьева Татьяна Анатольевна

Проблема выбора темы для бинарных уроков особенно актуальна для открытых уроков.Этот материал из опыта работы учителя с 18 летним стажем будут интересны прежде всего начинающим учителям.

В связи с новыми стандартами образования комплексный подход, межпредметные связи становятся очень актуальными и именно они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия.

География - уникальный предмет и наука, являясь с одной стороны- частью естествознания (физическая география), а с другой стороны частью общественного блока наук (экономическая география). Именно поэтому она великолепно интегрируется со всеми школьными предметами.

Приведу некоторые примеры из своего почти 18 летнего опыта работы.

Начну с главного предмета -математики. Многие учителя прекрасно используют тему «План и карта» в 5-6 классах для проведения бинарных уроков, отработки и закрепления понятий «масштаб», «азимут», «горизонтали», «координаты», «определение расстояний в градусах и километрах». В курсе 7 класса к повторению координат, определению расстояний на уроках -путешествиях добавляем навыки определения высот, глубин, амплитуды колебаний температур.

В 8-9 классе с математикой можно совместить тему «население» и порешать целый блок задач на определение естественного прироста по разным статистическим данным. В теме «хозяйство» можно совершенствовать навыки счета для определения доли отраслей в хозяйстве, долю регионов в производстве отдельных видов товаров, рассчитать миграционный прирост или убыль населения. В 10-11 классе интегрированные с математикой уроки особенно актуальны в теме «Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность стран». Очень много заданий, которые можно для закрепления ввести в урок содержаться в части С заданий для ЕГЭ.

Кроме математики, очень интересны уроки, которые проводят совместно географ и учитель русского языка и литературы. Правописание собственных имен, географических обьектов, задания на сверстывание информации длинного текста в таблицу, составление опорного конспекта с использованием слов - «маячков»: где, следствием этого, взаимно влияют друг на друга и др. Составление устного рассказа по шаблону с многочисленными пропусками, составление синквейна по теме и многое другое - огромнейший потенциал для творчества.

Литературная география позволяет создать образ регионов России и мира по произведениям советских и зарубежных писателей. Эта тема практически неисчерпаема. Образы стран, городов России и мира в литературе, города, связанные с жизнью великих писателей, родина литературных персонажей. Анализ произведений выдающихся путешественников, геологов и географов: А.Никитина , Ж.И. Кусто, В.Обручева, многих других, не только воспитывают вкус и любовь к чтению, но и дают богатую научную информацию.Такие уроки очень нравятся и детям, и учителям. Также эссе и мини-сочинения «Мое путешествие по…» вполне заменят традиционную проверочную работу.

Уроки исторической географии самые выигрышные, потому что тема открытий и исследований есть в 6-8 классах в программах 2 предметов. Интересен урок «История и география средних веков», «Имена из прошлого на современной карте» и др.

Темы 9-11 класса перекликаются и с обществознанием, например, экономика, экономические системы, безработица, трудовые ресурсы и могут стать основой бинарных уроков. В 10-11 класс общими темами может быть раздел «Политическая карта». Типологии стран, как менялась карта в разные исторические периоды, непризнанные государства и др. темы прекрасно дополняются и повторяются на интегрированных уроках.

Одной из самых близких наук в естествознании для географии является биология. Начиная с первых тем в 5-6 классе -биосфера, природные зоны, далее -8 класс- история развития жизни на Земле(геохронологическая таблица). В 8-9 классах -сельское хозяйство России, природа регионов.

В 10-11 классе тема «География мировых природных ресурсов»(биологические, лесные ресурсы, ресурсы Мирового океана).Очень выигрышная тема «Мировое сельское хозяйство», «зеленая революция», глобальные экологические проблемы человечества. Вообще, экология -особая тема, которая должна так или иначе звучать на каждом уроке географии.

Физическая география в 5-7 классах базируется на основных законах природы, описанных физиками. Прекрасными получаются интегрированные уроки по теме «Движения земной коры», «Вулканы, гейзеры», «Землетрясения», «Волны в океане. Цунами», «Теория литосферных плит». В 8 классе по теме «Климат. Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны». В 9 классе на уроках географии раньше, чем на физике проходят тему «Энергетика России», где кратко обьясняется и принцип работы каждого типа электростанций, и эта тема очень гармонична на интегрированном уроке.

Еще одна наука из комплекса естествознания, которая хорошо интегрируется с географией -это химия. В 5-6 классе в теме «Литосфера.Горные породы и минералы» можно дать знания о составе и особенностях некоторых горных пород , доступно обьяснить их происхождение и распространение(гранит, полевой шпат, кварц, слюда, мрамор, известняк, мел). В 7-8 классе в теме «Полезные ископаемые» можно сделать урок с рассказом о происхождении нефти, угля, бокситов, горючих сланцев, алмазов и показом того, как можно их использовать. В 8-9 классе в теме «Химическая промышленность» можно рассказать об особенностях отрасли, ее значении, о новейших разработках химиков, о географии отрасти. Также в темах «Химико-лесной комлекс» можно затронуть экологические проблемы целлюлозно-бумажной промышленности. В 10 классе есть тема «Обрабатывающая промышленность мира. Химическая промышленность», где также можно на интегрированном уроке показать важной этой отрасли в современной экономике, ее проблемы и перспективы.

Относительно новый предмет ОБЖ практически дублирует многие темы курса географии. Я бы сказала, что ОБЖ-это практическая география (до 8 класса). Начиная с темы 5-6 классов «Ориентирование.Автономное существование человека в природе», где можно на улице провести урок-игру или урок -путешествие с картой,повторив географическую тему «План и карта.Масштаб», «Ориентирование, Азимут». В 7 классе хорошие уроки на закрепление знаний по географии можно провести по темам «Вулканы», «Землетрясения». В 8 классе можно повторить реки на бинарном уроке «Гидродинамические аварии»; закрепить номенклатуру по горным хребтам в теме «Обвалы, оползни, сели». В 9 классе в теме «Техногенные аварии» уместно повторить географию, например тему «Атомная энергетика».

Важнейший предмет в современной школе-информатика. Интегрированный с информатикой урок географии можно провести по любой теме как в виде игры-квеста с картами, географическими пазлами, так и работу со статистикой, тесты, вопросы в формате ЕГЭ, ОГЭ.

Иностранный язык идеально подходит для интегрированных с географией уроках в страноведческих курсах 7, 11 класса. Такие темы , как «Великобритания» , «Англоязычная Америка. США. Канада» можно сделать практически полностью на английском языке, этакое погружение в предмет. Прекрасно, если учитель географии тоже владеет иностранным языком, тогда его рейтинг в глазах учеников значительно вырастет. «Письмо другу», «Переведи задания на карте», расскажи о пройденном на английском языке - вариантов заданий для бинарных уроков можно придумать много.

Даже уроки технологии подразумевают интеграцию с географией в темах «Кулинария», «Конструирование». «Блюда северных народов», «На празднике у жителей юга России», «Особенности Средиземноморской кухни », «Вкусная география»- кроме повторения географических особенностей регионов, дети становятся сопричастными с некоторыми культурными особенностями народов, учатся кулинарномк мастерству. Тема «Конструирование одежды» также немыслима без небольшого знакомства с культурой регионов, особенностями климата. Тогда дети лучше поймут, почему в одежде северных народов много кожи и меха, в чем особенности головных уборов жителей Средней Азии, Закавказья.

На своих уроках я практически всегда использую музыкальное или изобразительное сопровождение, интеграцию. «Ода к радости» Л.Бетховена предшествует теме «Страны Европы» в 11 классе,при изучении стран мы вначале знакомимся с их гимнами. Чтобы лучше представить образ района в 9 классе я также подбираю музыкальную тему. Поволжье - русская народная песня о Волге, Урал - музыка из «Полета Валькирий» Р.Вагнера. При изучении Западной Сибири мы слушаем песню Юлиана «Ямал» и т.д.

Фотографии, репродукции картин постоянно использую на уроках. Как прекрасно можно связать тему освоения Сибири с произведением искусства, например с картиной В.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», тему «Рельеф Европы» с виртуальной экскурсией по картине «Переход Суворова через Альпы» и др.

И,наконец, физическая культура тоже может послужить цели изучения географии. От национальных игр народов мира с кратким рассказом о странах-родоначальницах, до физминуток, которые я провожу в 5-6 классах. Поклон по- японски сначала на 45 градусов(продавец в магазине), потом на 80 (подчиненный -руководителю), болгарское да(как наше отрицание головой и наоборот), африканское приветствие на Замбези - хлопают в ладоши и делают реверанс и т.д.

В заключении хочется подчеркнуть, что за интегрированными уроками будущее. 2 учителя могут лучше и быстрее контролировать работу всех учащихся, такие уроки интереснее готовить и немного легче проводить, даже «трудные» учащиеся на таких уроках стараются лучше работать. На 6-7 уроках в сложных классах дисциплина и работоспособность учащихся остаются хорошими.

Литература:



© 2010-2022