Конспект занятия по краеведению Моя Родина-Казахстан

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведение 7 класс

Урок №1 Дата: 3.09.15г.

Тема урока: Моя Родина - Казахстан.

Цель: ознакомить учащихся с государственным праздником, воспитать любовь к родной республике, содействовать формированию знаний о родной стране, ее истории, формированию чувства патриотизма, любви к родине, почитания.


25 октября казахский народ отмечает государственный праздник - День Республики Казахстан. Этот праздник является символом возрождения государственности и обновления. Наша страна - Республика Казахстан - это страна, в которой проживают люди более ста национальностей: казахи, русские, уйгуры, татары, молдаване и украинцы, чеченцы и башкиры. Просто невозможно перечислить большие и малые народы нашей свободной Родины.

Наша Родина - это многонациональная страна, где люди - братья, где дружба и узы братства - древнейшие в мире. Казахстан - это Родина для всех нас. Многие из вас здесь родились, живут, получают образования, работают на благо Родины.

Так что же слово РОДИНА значит для каждого из нас?


Существует легенда:

"Когда-то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбину. Прошло время, джигит стал забывать вскормившую его землю, своих родителей. Он привык к чужой стране, и, в конце концов, благодаря своему терпению мудрости и силе воли стал тамошним властителем. Пролетели годы, властитель постарел и вот однажды караван, прибывший из дальнего странствия по его родной стране, доставил оттуда небольшой пучок полыни. Запах горькой полыни, сорванной в далеком краю, навеял властителю воспоминания о давно забытой им беспечной поре детства, о тех безоблачных днях, когда мальчишкой собирал он в родной степи тюльпаны. Слезы навернулись ему на глаза, и сердце больно сжалось от переполнившей его невыносимой тоски по родине. Ничто больше не могло удержать его на чужбине: ни вожделенный для многих престол, ни слава, ни богатство. Спешно оседлав коня, всемогущий властитель отправился на землю своих отцов…".


Вот такая легенда. А дальше Ч. Айтматов продолжает: "Любить родную землю вовсе не означает оставаться на ней, не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись в самих себе, мы никогда не постигнем расцвета, всестороннего развития… Сейчас молодые люди разлетелись по всему миру: кто получить образование, кто перенять опыт, кто просто посмотреть. Предки наши говорили: "Пока ты на коне, познай мир". И это замечательно! Пока молод, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов. Но, тем не менее, где бы ты ни был, в какой точке земного шара ни оказался, родная земля остается для тебя одной единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни".

Родина - одна,

Она - родная мать.

Ее нельзя купить.

Нельзя ее продать.

В ней жить и умирать.

И снова воскресать.

О, если б это

Все могли понять!

М.Макатаев


Закон жизни, не требующий изменений и дополнений - "с момента рождения человека и до становления личностью его наставником является родная земля".

Для тех, кто забыл это, "пора бить во все колокола". Пора вновь обратится к испытанным, вышедшим ныне из моды колыбельным песням, милым сказкам, милым и добрым зверюшкам, фольклору, тихим, задушевным напевам, к более тесному общению с природой". (Г.Бельгер)

Действительно, в казахском фольклоре, в сказках, пословицах, исторических дастанах, тронных речах ханов, в мудрых словах биев, в песнях серэ, салов, любовь к родине, к отчему краю - атамакену - главная тема.

Дух предков, родной край, родной язык - святыни. Казах с раннего детства знает душераздирающую песню "Елим-ай" ("О, край родной"). И каждая молитва казаха была во имя благополучия родной земли.

В этом веками освещенная, немеркнущая истина о том, что в человеческой жизни есть понятия, ценности высокие, нравственно надежные, а именно: отчий край, память предков, история, язык.

Казахская метафора "кiндiк каны тамган жер" - "место, куда капнула кровь от твоей пуповины", - понятие священное.

"Где родился, там и пригодился" - не праздная фраза. Жер - Ана, материнская земля. Она щедро полита потом и кровью твоих предков. Она священна.

Известный поэт Дихан Абилев пишет в своих стихах:

Чистые ручьи по твоим долинам,

Как звон украшений девичьих кос.

О, как я горжусь, что я твой сын родной,

С рождения твоею живу красотой!

Ты - родина мыслей моих и песен.

Моей путеводною стала звездой.

Пусть Родина для каждого казахстанца будет путеводной звездой.

И жить надо с чувством огромной ответственности перед завещанной нам землей, ее культурой и историей.

А сейчас мне бы хотелось провести небольшой тест - опрос и узнать, что вы знаете о прошлом нашей Родины, какие великие имена вы знаете. Итак, начнем…



ВОПРОСЫ - ТЕСТЫ

1 «Любовью наполнил творение зодчий,

На куполе солнце сияет серьгой,

И кажется, я прикасаюсь воочию

К истории Родины робкой рукой».

Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М.Айтхожина посвятила одному из историко-архитектурных памятников. Какому?


Кафедральный собор г.Алматы (XX в.)

Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави (XV в.)

Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу близ г.Аягуз (IX-Xвв.)


2. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент - кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?

Ыкылас Коркут Амре


3. Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом периоде сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца.

Кабанбай Богенбай Наурызбай

4 «… В нем мудрость и сила - начало начал,

Сплетались, сроднившись, как корни дерев, Он знал наизусть Фараби, Яссави, В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.

Любимец народа, с отвагой в крови,

Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М.Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?

Каир хан Кенесары хан Тауке хан


5. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой - Республика Казахстан. Поэт Т.Айбергенов пишет:

«Она велика:

От Алтая до Каспия,

Она широка,

Как народа душа.

Она же - Европа,

Она же и Азия,

И волны Урала,

И всплеск Иртыша».

Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов не был жителем Древнего Казахстана?

Гунны Скифы Персы

6. О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?

I в. - массагеты

III в. - персы

IV в. до н.э. - саки

7. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы - верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.

Байга

Кокпар

Охота с беркутом (искусство беркутши)

8. Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его.

Ахмед Яссави Аль-Фараби Бируни

9. В XV веке он был влиятельным сановником хана Золотой Орды. Казахский жырау, поэт-философ. В память народа он вошел как неутомимый искатель счастливой земли. Услышав однажды, что есть на свете Жер-Уюк - счастливая страна, где много плодородной земли и многоводных рек, а люди живут не ведая нужды и горя, гнета и вражды, он воскликнул: «О, если бы мой народ поселить в этой стране!» Как звали этого искателя Жер-Уюка?

Асан-Кайгы Ахан-Сере Жыренше

10«Есть имена, как солнце! Имена -

Как музыка! Как яблони в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена».

Уже в XIX веке его узнала вся казахская степь. А теперь вопрос: кто из выдающихся казахстанских певцов (народных артистов) свою первую победу на Всесоюзном конкурсе вокалистов одержал, исполнив романс М.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

Е.Серкебаев А.Днишев А.Кашаубаев

11. В прошлые века наши предки жили в Государстве кыпчаков - «Дешт-и-Кыпчак», но границы его простирались от Иртыша на Востоке до Волги на Западе, от Южной Сибири до Семиречья (Талас). Ярким памятником кыпчакского языка XIII века является «Кодекс куманикус» (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции в церкви Св.Марка. А теперь отгадайте загадку из «Кодекса куманикус»: «Чего не имеешь ни ты, ни я, ни горные цепи, ни травы, ни пламя, ни камень и даже кыпчаки?» Эту вещь часто ищут в сказках.

Живая вода Молодильные яблоки Птичье молоко

12. Созданные этим художником сотни картин, акварелей, рисунков составили своеобразную летопись Казахстана. Ему с первых шагов творчества помогали природная одаренность, талант, знание жизни и быта своего народа. Его учителем был художник Н.Хлудов, живший в Алма-Ате. Народный художник Казахстана создал «Портрет юного Абая», «Чокан Валиханов», «Абай на джайляу», «На высокогорном катке» и многие другие полотна. В 2004 году будет отмечаться его столетие. Назовите имя и фамилию выдающегося казахстанского художника.

Абильхан Кастеев Нагим-Бек Нурмухамедов Аубакир Исмаилов


© 2010-2022