Рабочая программа учебного предмета география, 5 класс (ФГОС)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА Костромы

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей биологии, химии, географии____________

от «4» сентября 2015г.

Руководитель: ________


СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по УВР

________/И.И. Кишалова / «_____» «__________ » 2010 г

«10» сентября 2015г



УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы:

________ /Н.В. Шабалкина/

«14 сентября 2015 г







Рабочая программа учебного предмета

география, 5 класс (ФГОС)

основного общего образования









г. Кострома

2015



Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Примерная программа по географии 5-9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа». 2014г

  • Приказ МО РФ от 11. 02. 2015 №01-10 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Авторская программа по географии (базовый уровень) 5 класс, автор Н.П. Петрушина, М., «ВАКО», 2014

  • Авторская программа по географии (базовый уровень) 5 класс, автор Н.В.Болотникова

М., «Планета», 2014

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в соответствии с ФГОС ООО

  • Учебный план МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №7» для учащихся 5 классов, обучающихся по ФГОС на 2015\2016 учебный год.

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Основные цели курса:

  • формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

  • знакомство с географической картой;

  • пробуждение интереса к естественным наукам;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи курса:


  • Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы

Общая характеристика учебного предмета

География - единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественно - научные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, о закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

«География. Начальный курс. 5 класс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы. В 5 классе продолжают формироваться различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое 4 чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего важные межпредметные связи не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №7» на изучение географии в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю из Федерального компонента, что составляет 35 часов в год, 35 учебных недель.

Практических работ - 5, контрольных работ - 5.

В 5-В классе 1 учащийся обучается интегрированно в общеобразовательном классе по адаптированной программе основного (общего) образования в объеме 100% учебной нагрузки.

Степень подготовленности в школу была слабой. Ребенок имеет недостаточный уровень знаний. Основные цвета, геометрические формы, величину знает, соотносит слово с предметом; не испытывает трудности при узнавании объекта; не возникают трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом воспринимает, перечисляет изображенное). Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; плохо приспособлена к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. При воспроизведении материала часто забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, не всегда улавливает главную мысль содержания. Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Работоспособность средняя. Ребенок рассеян на занятиях. В речи имеются дефекты произношения, недостаточен уровень лексического запаса, девочка часто неверно ставит ударения в словах. Учебная мотивация сформирована слабо: во время урока на слова учителя реагирует, но быстро отвлекается, нужен постоянный контроль со стороны учителя.

Ребёнок посещает занятия школьного логопеда систематически, пропускает редко.

В учебной деятельности есть много пробелов. На уроках допускает орфографические, грамматические ошибки, даже при списывании текста. По математике плохо владеет таблицей умножения. Техника чтения по литературному чтению низкая, часто допускает ошибки в произношении слов.

С большим удовольствием занимается на уроках технологии и изобразительного искусства. С удовольствием помогает одноклассникам и учителю в школьных делах.

В 5-Г классе 2 учащихся обучаются интегрированно в общеобразовательном классе по адаптированной программе основного (общего) образования в объеме 100% учебной нагрузки.

  1. Степень подготовленности в школу была слабой. В первом классе ученица оставалась на второй год. Ребенок имеет недостаточный уровень знаний.

Основные цвета, геометрические формы, величину знает, соотносит слово с предметом; не испытывает трудности при узнавании объекта; не возникают трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом воспринимает, перечисляет изображенное).

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; плохо приспособлен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

При воспроизведении материала часто забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, не всегда улавливает главную мысль содержания. Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Работоспособность средняя.

Ребенок рассеян на занятиях. В речи имеются дефекты произношения, недостаточен уровень лексического запаса, девочка часто неверно ставит ударения в словах. Учебная мотивация сформирована слабо: во время урока на слова учителя реагирует, но быстро отвлекается, нужен постоянный контроль со стороны учителя.

Девочка посещает занятия школьного логопеда систематически, пропускает редко.

В учебной деятельности есть много пробелов. На уроках русского языка допускает орфографические, грамматические ошибки, даже при списывании текста. По математике плохо владеет таблицей умножения. Техника чтения по литературному чтению низкая, часто допускает ошибки в произношении слов.

С большим удовольствием занимается на уроках технологии и изобразительного искусства. С удовольствием помогает одноклассникам и учителю в школьных делах.

Живёт в полной, благополучной семье. Отношения с родителями доверительные.

2.Степень подготовленности в школу была слабой. В первом классе ученик оставался на второй год. Ребенок имел недостаточный уровень знаний.

. Основные цвета, геометрические формы, величину знает, соотносит слово с предметом; не испытывает трудности при узнавании объекта и трудности в восприятии сюжетного изображения.

Ребенок способен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Занимается с интересом, с удовольствием отвечает на уроках. Допускает орфографические и грамматические ошибки при письме, но пишет аккуратно, старается, по математике допускает ошибки при вычислениях, таблицу умножения знает не достаточно хорошо. На уроках литературного чтения читает с удовольствием, техника чтения находится на уровне третьего класса, ударения не всегда ставит верно, но исправляется при поправке учителя, учит стихотворения наизусть. На уроках окружающего мира отвечает на вопросы, выполняет задания не всегда верно, но старается.

У мальчика наблюдаются редкие нарушения дисциплины на уроке, отвлекается сам и иногда отвлекает учащихся, но на замечания учителя реагирует, старается исправить своё поведение. Конфликты с учителями возникают редко. Находится в конфликте с одноклассниками, не однократно проводились беседы с самими мальчиками, с их родителями в присутствии классного руководителя, а так же была проведена беседа в присутствии социального педагога. На замечания учителя реагирует, старается исправить свои ошибки и нарушения поведения. Домашнее задание выполняет не всегда.

Личностные особенности: самооценка не завышенная, честолюбив, добивается справедливости при разрешении конфликтов.

На протяжении всего периода обучения посещал занятия логопеда и психолога в школе.

Ребёнок живёт в полной, благополучной семье.

Обучение детей осуществляется интегрировано, на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

В основном применяются технологии уровневой дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал и осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Используется репродуктивный уровень, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют задания по образцу.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так- же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

    • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

    • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:


    • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

    • выявлять причины и следствия простых явлений;

    • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

    • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

    • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

    • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:


    • объяснять, для чего изучают географию;

    • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

    • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

    • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

    • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    • строить простые планы местности;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

    • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

    • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

    • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

    • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

    • описывать представления древних людей о Вселенной;

    • называть и показывать планеты Солнечной системы;

    • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

    • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

    • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

    • работать с компасом;

    • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

    • называть и показывать по карте основные географические объекты;

    • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

    • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

    • объяснять особенности строения рельефа суши;

    • описывать погоду своей местности;

    • объяснять значение ключевых понятий

Содержание учебного курса


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе.

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований.

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья.

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия.

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»

Практическая работа № 2. «Важнейшие географические открытия»

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд.

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля.

Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта.

Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование.

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта.

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы.

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практические работы №5 «Сейсмоактивные зоны Земли»

Путешествие по материкам.

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле.

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли.

Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли.

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело.

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа.

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?























Календарно-тематическое планирование

Уро-

ка

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности (элементы содержания)

Планируемые результаты

Обучение детей с ОВЗ

Дата

проведения

Предметные

Метапредметные познавательные УУД );

коммуникативные

УУД(К)

регулятивные УУД )


Личностные


план

факт

1.




Вводный урок

Вводный

Знакомство с учителем, с учебником, атласом

Общие требования к изучению предмета

Научиться читать и понимать текст учебника

К: уметь самостоятельно находить нужную информацию в учебнике и атласе

П: уметь объяснять значимость учебных пособий для ученика в образовательном процессе

Р: уметь объяснить, зачем надо изучать географию

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

Вводный урок



2.


Мир, в котором мы живём.

Урок общемето-

дической направленности

Беседа с использованием различных источников информации.

Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты.

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

в освоении планеты человеком, понимать

уникальность планеты Земля

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

Мир, в котором мы живём.

3.


Науки о природе

География-наука о Земле

Урок общемето-

дической направленности

Работа с учебником и тетрадью

Формулирование определения понятий «география», «астрономия», «физика», «химия», «экология». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: уметь отображать информацию в графической форме. выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выделять сходств естественных наук. уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

Формирование коммуника-

тивной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

Науки о природе

География-наука о Земле

Работа с учебником и тетрадью

4.


Методы географи-

ческих

исследова-

ний

Урок «открытия» нового знания

Работа с учебником. Чтение и анализ карт.

Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

Методы географичес-

ких

исследований

Работа с учебником. Чтение и анализ карт.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Урок обобщающего контроля

Выполнение тестовых заданий

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуника-

тивной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Выполнение тестовых заданий

6.

Географические открытия древности и Средневековья.

Урок общемето-

дической направленности

Определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам

маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Марко Поло.

Практическая работа №1

Важнейшие открытия

древности и Средневековья.

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения.

Географические открытия древности и Средневековья.

Практическая работа №1

Важнейшие открытия

древности и Средневековья.

7

Важнейшие географические открытия.

Урок «открытия» нового знания

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Важнейшие географические открытия.

Работа с учебником, картами, тетрадью

8

Открытия русских путешественников.

Урок «открытия» нового знания

Работа с учебником, картами, тетрадью

Исследовать по картам и описы-вать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев

Практическая работа № 2. «Важнейшие географические открытия»

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.

К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Открытия русских путешественников.

Работа с учебником, картами, тетрадью

9.

Открытия русских путешественников.

Урок «открытия» нового знания

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Открытия русских путешественников.

Работа с учебником, картами, тетрадью

10.

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

Урок развивающего контроля

Выполнение тестовых заданий

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

Выполнение тестовых заданий

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок общемето-

дической направленности

Работа с учебником и тетрадью

Сравнение моделей Вселенной

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Работа с учебником и тетрадью

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Урок общемето-

дической направленности

Работа с текстом учебника

Сравнение системы мира Коперника и современной модели Вселенной

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Работа с текстом учебника

13

Соседи Солнца.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника

Сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам.

Заполнение таблицы

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Соседи Солнца.

Работа с текстом учебника

Сравнение планет

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника

Сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам.

Заполнение таблицы

Научиться выделять признаки планет.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Работа с текстом учебника

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Урок «открытия» нового знания

Анализ текста учебника.

Работа с рисунками и иллюстрациями небесных тел

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять особенности различных небесных тел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Работа с рисунками и иллюстрациями

учебника

16

Мир звёзд.

Урок «открытия» нового знания

Сравнение различных групп звезд по размерам, цвету, по расстоянию от Солнца.

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Мир звёзд.

Работа с текстом учебника

17

Уникальная планета - Земля.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника и прибором для демонстрации

Описание строения и условий планеты Земля по сравнению с другими планетами Солнечной системы.

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Уникальная планета - Земля.

Работа с текстом учебника

18

Современные исследования космоса.

Урок общемето-

дической направленности

Поиск информации в дополнительной литературе, в интернете

Работа в парах,

презентации

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Современные исследования космоса.

(индивидуальное задание -сообщение)

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Урок развивающего

контроля

Выполнение тестовых заданий

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Выполнение тестовых заданий

20

Стороны горизонта

Урок «открытия» нового знания

Работа в группах

Работа с текстом учебника

Найти информацию о том, как люди ориентируются.

Научиться определять стороны горизонта.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Стороны горизонта

Работа с текстом учебника

Найти информацию о том, как люди ориентируются.

21

Ориентиро-

вание


Урок-практикум

Работа в парах

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: формулировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Ориентирова-

ние

Работа с компасом


22

План местности и географическая карта.

Урок-практикум

Работа с географической картой.

Работа в парах.

Сравнение плана местности и географической карты.

Определение на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта,

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

План местности и географическая карта.

Работа с географической картой.

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Урок развивающего

контроля

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

(карточки с заданиями)

24

Как возникла Земля.

Урок «открытия» нового знания

Работа с учебником

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Вопросы к презентаации

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Как возникла Земля.

Работа с учебником

25

Внутреннее строение Земли.

Урок общемето-

дической направленности

Анализ текста учебника и иллюстраций

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на, сравнение оболочек между собой Сравнение свойств горных пород различного происхождения (по алгоритму)

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию.

Внутреннее строение Земли.

Работа с текстом учебника и иллюстрациями

26

Землетрясения и вулканы.

Урок общемето-

дической направленности

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма.

Практическая №5

«Сейсмоактивныезоны Земли»

Моделирование вулкана

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

27

Путешествие по материкам.

Урок общемето-

дической направленности

Работа с атласом. Составление описания материков и океанов (презентации)

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Путешествие по материкам.

28

Вода на Земле.

Урок «открытия» нового знания

Работа в парах

Работа с контурными картами

Работа с терминами по дополнительным источникам.

Работа по карте Мирового океана.

Составление схемы «Воды суши»

Научиться подписывать реки на контурной карте.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Вода на Земле.

Работа с терминами по учебнику

29

Воздушная одежда Земли.

Урок «открытия» нового знания

Работа с терминами по учебнику и дополнительным источникам.

Сравнение урагана, смерча. Работа по карте Мирового океана

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера - кухня погоды».

Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности.

Воздушная одежда Земли.

Работа с терминами по учебнику

30

Живая оболочка Земли.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника и тетрадью (определение ключевых понятий урока)

Сравнение разных оболочек Земли - литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы.

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Живая оболочка Земли.

Работа с текстом учебника и тетрадью

31

Промежуточная аттестация.

Контрольная работа за курс 5 класса.

Урок развивающего

контроля

Выполнение тестовых заданий

Научиться самодиагностике и самокоррекции

К: организовывать и планировать свою самостоятельную работу

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Промежуточная аттестация.

Контрольная работа за курс 5 класса.

31

Почва - особое природное тело.

Урок «открытия» нового знания

Сравнение разных типов почв.

Работа с образцами почв (анализ, сравнение профилей почв)

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Почва - особое природное тело.

Сравнение разных типов почв.

32

Человек и природа.

Урок «открытия» нового знания

Объяснение особенностей географических оболочек на основе их сравнения.

Заполнение таблицы «Влияние человека на природу»

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Человек и природа.

Заполнение таблицы «Влияние человека на природу»

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Урок развивающего

контроля

Выполнение тестовых заданий

Научиться самодиаг-

ностике

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Выполнение тестовых заданий

34

Обобщение знаний по курсу.

Урок - практикум

Выполнение тестовых заданий.

Дискуссия. Игра.

Научиться самодиагностике и самокоррекции

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.

Обобщение знаний.

Выполнение тестовых заданий.


Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

5.

Список рекомендуемой литературы

Для учителя:


1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

2. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Дро- фа, 2012.

3. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс: Учебник для обще- образовательных учреждений с электронным приложением. М.: Дрофа, 2012.

4. Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиро- тин В.И. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012.

5. Бургасова Н.Е., Банников С.В., Кошевой В.А. География. 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2012.

6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

7. Летягин А.А. Начальный курс географии. 5 класс: Атлас с комплектом контурных карт. М.: Дрофа, 2012.

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

11. Примерная основная образовательная про- грамма образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

12. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012. 13. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/pro/pnpo

14. Рабочие программы. География. 5-9 классы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.В. Кур- чина. М.: Дрофа, 2013.

15. Савельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5-6 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

16. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: standart.edu.ru

17. Сонин Н.И., Курчина С.В. География. Начальный курс. 5 класс: Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2012.

18. Справочник учителя географии / Авт.- сост. А.Д. Ступникова и др. В.: Учитель, 2012.

19. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/press/news/8286

20. Федеральный государственный образователь- ный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

21. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

23. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № .

3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.

4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

6. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011-2012.

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru

10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: school-collection.edu.ru

11. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: fcior.edu.ru


Литература для учащихся

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 608 с.

  2. Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.

  3. Маркин В.А. География. Я познаю мир. Дет.энцикл. // М., АСТ, 2002.

  4. Энциклопедия для детей: Геология. - М.: Аванта+, 1995.

Интернет - ресурсы.

    1. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/

    2. Карты Google maps.google.ru/?hl=ru

    3. Google планета Земля earth.google.com/

    4. Блог ГЕОграфиня geografinya.blogspot.com

    5. Ресурс сетевых сообществ Открытый класс openclass.ru/

    6. Представительство Сети творческих учителей it-n.ru/.

    7. Газета «География» geo. 1 september.ru/

    8. Gismeteo.rugismeteo.ru/maps.htm

    9. Географическое общество России rgo.org.ru/'

    10. Клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

    11. Журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    12. Журнал «National geographic» wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

    13. Великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

    14. Национальное географическое общество rusngo.ru/project/index.shtml

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Рабочее место учителя

2

Системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видеовходы/выходы

Рабочее место ученика

15

Мультимедийный проектор

1

Переносной

Акустические колонки

2

В составе рабочего места преподавателя

Видеодвойка (телевизор + DVD)

1+1

В составе рабочего места преподавателя

Учебно - наглядные пособия:

  • Коллекция «Минералы и горные породы»

  • Набор настенных карт

  • Таблицы

  • Компас

  • Рулетка

  • Барометр

  • Термометры

  • Портреты путешественников

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

  12. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  13. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  14. Ответ самостоятельный;

  15. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  16. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  17. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  18. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  19. Понимание основных географических взаимосвязей;

  20. Знание карты и умение ей пользоваться;

  21. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  1. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  2. Ответ самостоятельный;

  3. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  4. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  5. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  6. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  7. Понимание основных географических взаимосвязей;

  8. Знание карты и умение ей пользоваться;

  9. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003г

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися (более 85% выполнения работы).

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.(78-85%выполнения работы).

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. (50-60% выполнения работы).

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. (менее 50 % выполнения работы).

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Темы проектов:

1) 10 самых опасных вулканов планеты

2) Картографические погрешности на современных картах.

3) Древнейшие картографические изображения.

4) Из истории географических «закрытий»

5) Почему нужно изучать географию

6) Природа - учебный географический класс

7) В поисках затонувшего корабля

8) Самое синее море

9) Вулканы на других планетах

10) Как погибла жизнь на Марсе

11) Географические «ляпы» на картах

12) «Там, где Азия сошлась с Америкой»






© 2010-2022