Из опыта работы Повышение воспитательного потенциала уроков географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Новоалександровск

Ставропольский край









Опыт работы

Валюховой Натальи Васильевны

Учителя географии

МОУ СОШ № 3



по теме:

«Повышение воспитательного

потенциала географии»











Актуальность

Усиление воспитывающей функции дисциплин (в том числе географии) согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое общество. Все это повышает социальный запрос на духовно - нравственную, творческую деятельность, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: без духовность, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост преступности, беспризорности, наркомании, снижении общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Сегодня недостаточное внимание уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школьных воспитательных задач. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно - нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. В современных условиях и в свете нормативных документов работа по проблеме моего опыта является актуальной и необходимой на данном этапе развития образования.

Цель

Формировать у учащихся гражданскую ответственность и правовое сознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

● углубление теоретических знаний, расширение кругозора;

● сохранение исторической преемственности поколений; развитие

национальной культуры, воспитание бережного отношения к

историческому и культурному наследию народов России;

● формирование духовно - нравственных качеств личности;

● воспитание патриотов России, граждан правового демократического

государства, уважающих права и свободу личности, проявляющих

национальную и религиозную терпимость, развитие культуры

межэтнических отношений;

● разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их

творческих способностей; создание условий для самореализации

личности; воспитание у детей и молодежи целостного мировоззрения,

современного научного миропонимания;

● формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к

семейной жизни;

● формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам

построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке

труда;

● формирование социальной и коммуникативной компетентности

школьников средствами всех учебных дисциплин.

Я уверенна, что воспитание в школе надо строить, начиная с урока - важнейшего фактора развития личности вообще и нравственного развития в частности. Моим учениками предстоит жить в 21 веке. Как будут складываться их взаимоотношения с природой и обществом? Я считаю, что современный человек должен видеть мир в целостности, т.е. рассматривать его с социальных, экономических, политических позиций.

Каждый человек неповторим. Но для того чтобы общество развивалось, необходимо придерживаться единых принципов, определяющих представление людей об окружающем мире, о своих обязанностях по отношению к природе и к людям. Необходимо указать ученику правильное направление, которое поможет ему самореализоваться.

География связывает воедино естественные и общественные науки. Это позволяет добиться формирования наиболее полного представление о жизненном пространстве людей. География включает аспекты экономические, биологические, что позволяет сориентировать учащихся на гуманистическое мировоззрение, ответственное отношение к природе, любовь к Отечеству, Ученик должен осознать себя как частицу окружающего мира. Гоголь писал: «Велика и поразительна область географии…Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!».

Согласно стандарту среднего географического образования, наука хотя и является наиболее объективной формой отражения действительности, но все же она - только одна из форм познания человеком мира. Она часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человека. Поэтому собственно научное знание может и должно быть важной, но не единственной составляющей содержание географического образования. Оно значительно шире по содержанию и по спектру своего воздействия.

Кроме научных знаний о Земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представление о ней средствами искусства и представления, сложившееся в рамках религии.

Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на географии.

Ученик должен понять, что полученные знания помогают чувствовать себя уверенным и сильным. А значит счастливым. География способствует социализации личности, формированию готовности индивида к реализации совокупности социальных ролей, освоении этих ролей.

Закладка во внутреннем мире таких ценностей чрезвычайно важна для их целостного процесса позитивной социализации. Школьникам преподносятся уже условия жизни, нормы, ценности, принадлежащие разным людям, - своего города, страны, края, а также других стран. Знакомство, изучение производится не отвлеченно, абстрактно, а с привязкой к делу, к действительности, к тому или иному отрезку времени. Это помогает устранять неясности и неопределенности в понимании обычаев, традиций, норм ценностей, чаяний различных народов. Ребята учатся с раннего возраста понимать, вставать на точку зрения, позиции других, а без этого в современном мире не будет конструктивного взаимодействия.

Сегодня очень актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому, что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине - это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Учащиеся должны понимать (а учитель должен помочь им в этом), что для человека, духовно развитого, чувство Родины многогранно и многоярусно: он ощущает себя гражданином Вселенной, сыном своего Отечества и частицей своей «малой Родины», где он родился, учился, живет и работает. Эту «малую Родину» не выбирают, ее познают постепенно в течение всей жизни - в школе, в институте, на работе. Чувство родной земли, ее облик, ее свет заполняют нам душу и живут в нас, где бы мы ни были, какую бы работу не выполняли.

Через рассказы о русских исследованиях и путешествиях учащимся можно дать возможность почувствовать величие подвигов, зажечь в них огонек романтики и жажду познаний, увлечь воображение, развить стремление больше узнать об удивительном мире природы и желание увидеть его.

Другой важный воспитательный момент состоит в том, чтобы показать ребятам, что жизнь людей науки - это не только романтика и открытия, они зачастую сопряжены с большими трудностями.

Воспитание чувства патриотизма неразрывно связанно с эстетическим воспитанием учащихся. Задачей эстетического воспитания является развитие чуткости к красоте развитие таких сторон личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно восприимчивы к красоте. Если любовь к природе и восторг над ее красотой не приходят к человеку в детстве, то они, как правило, уже не приходят никогда.

Одна из задач процесса обучения - формирование эмоционального настроя на уроке. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии необходимо вызывать положительные эмоции.

Воспитание на уроках географии может осуществляться посредствам литературных произведений, изобразительного искусства, декоративно - прикладного искусства, кино, музыка и других видов в различных сочетаниях, но в ограниченном единстве с географическим материалом. При этом важно не подменять географию искусством, а обогащать и оживлять ее.

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти совместно - свидетельство не только незнания и несоблюдения законов природы, но и духовной черствости людей, поэтому экологическое воспитание - важная составляющая в процессе. В системе обучения оно должно носить характер непрерывный и целенаправленный, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным. В школьном образовании курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном на основе краеведческого подхода. Не менее важно и то, что он также включает материал оценочного характера. Такой подход является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. Школьная география помогает учащимся осознания природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворенности жизненных духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. Экологическое содержание курса физической географии России располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Главной задачей географии теперь во всем мире оказывается уже не помощь в деле пионерского освоения новых природных богатств, как это было ранее, а всестороннее научное обеспечение огромной работы человечества по многообразному использованию природных ресурсов, преобразование природы и хозяйства в населенных районах.

География способствует решению очень важной проблемы межкультурного общения в полиэтнической образовательной среде. Она пополняет знания о разных культурах, их различии, способствует воспитанию толерантности у подрастающего поколения.

У ребёнка необходимо формировать знания, умения, потребности, необходимые для активного участия в управлении государственным производством, в совершенствовании хозяйственного механизма. И в этом большая роль отводится школьному курсу географии.

Таким образом, реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в ОУ благоприятную воспитывающею среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению. В такой работе главная цель направлена непросто на усвоение знаний и формирование умений, а на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.

© 2010-2022