• Преподавателю
  • География
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии, как средство активно - познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Полозова Ольга Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ № 2,

г. Вилючинск.


Использование информационных технологий в образовании открывают широкие возможности его модернизации. Эти технологии стимулируют и побуждают каждого ученика к активной деятельности в учебном процессе, способствуют успешному изучению данного предмета и позволяют разнообразить виды деятельности учащихся на уроках географии. Именно такие уроки привлекают учащихся, пробуждают у них интерес к предмету и активизируют познавательную активность. При этом уроки географии становятся увлекательными, познавательными, наглядными.

В ряде публикаций последних лет отмечается, что использование информационных технологий открывает широкие возможности для модернизации образования Российской Федерации. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Применяя ИКТ на уроках географии, я поняла, что именно в них заложены огромные возможности повышения эффективности и результативности учебного процесса. С приобретением интерактивной доски в школе, появилась возможность соединить в себе лёгкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

  • на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы - контролёры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы;

  • на контрольном уроке, используя персональный компьютер, можно тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объём пройденного материала.

Самой удобной формой учебных программ является - комбинированная. Включаю в программу дифференцированные упражнения, задания в игровой форме, что облегчает восприятие учащимися учебного материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.

В ходе разработки компьютерного урока выделяю следующие этапы:

1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность.

2. Определение методов решения задач (картина, графика, эксперимент).

3. Составление сценария работы с компьютером.

4. Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определёнными правилами выполнения).

5. Кодирование и испытание программ (запись на формальном, простейшем языке, а затем трансляция, т. е. перевод языка машины).

6. Получение результатов решений и внедрение программ.

Диалог ученика с машиной осуществляется с помощью вывода на экран дисплея формулировок заданий, сообщений о способе их решений и, непосредственно, само выполнение задания и его оценка. Я думаю, что степень объективности компьютерного контроля высока. Для разнообразия процесса контроля при правильных ответах учащихся на экране высвечиваются слова: «Молодец!», «Умница!», при неправильных ответах: «Неудача», «Очень жаль, но вы неправы». В оценке деятельности ученика используется и музыкальное оформление. Возможен и такой вариант: не смог справиться со всей серией заданий. В этом случае в программном обеспечении предусмотрено появление сообщений на экране дисплея, которые информируют учащегося о темах, повторение которых необходимо для более успешного ответа на вопросы задания. Кроме того, появление диалогового окна «Найди и исправь свою ошибку» и анализ результатов работы с учеником показывает мне, была ли ошибка случайной, или же это пробел в знаниях. Таким образом, машина помогает мне провести индивидуальный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную и справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

Эффективно проходят в компьютерном классе уроки по теме «План местности». На экране дисплея ученики читают описание местности, затем, где это возможно, вместо слов рисуют топографические знаки, раскрашивая их в разные цвета, что особенно нравится шестиклассникам. Из предложенных топографических знаков сочиняют рассказ.

В ходе изучения темы «Атмосфера» учащиеся могут выполнить на компьютере следующие задания: на экране дисплея ученики видят таблицу с данными температуры воздуха, по которым они строят график изменения температуры воздуха за определённый период.

В курсе географии материков и океанов также по данным таблиц учащиеся вычисляют среднесуточную и среднемесячную температуры воздуха, читают климатические карты отдельных материков и государств. Целесообразно проводить контроль знаний и умений по отдельным материкам с помощью программ - контролёров. Существующие программные контрольные упражнения, как правило, не рассчитаны на выполнение их в течение урока. Обычно с ними можно справиться за 12 - 15 минут. Поэтому класс разбивается на три группы: 1 - слабо подготовленные учащиеся; 2 - учащиеся со средним уровнем подготовки; 3 - учащиеся с высоким уровнем подготовки. Учащиеся 3 группы сразу же приступают к выполнению контрольных упражнений, после чего им предлагаю творческое задание поискового характера. С учащимися 1 и 2 группы веду подготовительную работу. После выполнения контрольных упражнений 3 группой учащиеся 2 группы переходят на их место к компьютеру, а я продолжаю выполнение тренировочных упражнений с 1 группой. Учащиеся 1 группы приступают к выполнению контрольных упражнений в последнюю очередь. В это время 2 группа работает на индивидуальными заданиями, предложенными мною. В конце урока собираю данные о выполнении работы, выведенные на экран дисплея, выставляю оценки.

В конце учебного года детям нравится игра «Найти их Родину», в которой изображения растений и животных перемещаются с помощью курсора на «Родной материк».

На уроках географии я использую не только готовые программные материалы, но и мною созданные презентации, насыщенные иллюстрациями, которые помогают учащимся лучше запомнить изучаемый материал, повышают познавательный интерес к обучению и позволяют активизировать внимание учащихся на уроке.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 80% опрошенных учеников высказали следующее мнение: «Работать легко, быстро и сразу видишь ошибки и результаты». Ученики со слабым уровнем подготовки отвечают так: «Можно не стесняться своих ошибок, как это бывает при выходе к доске».

Информационные технологии - это величайшее достижение современной науки. И я считаю, что эти технологии обладают способностью пробудить все те качества, которые необходимы для того, чтобы ученик был успешным.

Литература

  1. Филатова Н.Б. Компьютер. Ж. «География в школе», №2 2001.

  2. Жуков Е.М. Компьютер безопасности. Просвещение, 2005.

  3. Селина Е.В. Компьютерный синдром. Изд. «Дрофа», М. 2006.

  4. Анохин С.Ю. Стоит ли бояться Интернета. «Здоровье детей». 2001.

  5. Ле - Ван Т.И. Школа и массмедиа. Изд. «Экзамен», М. , 2006.

© 2010-2022