- Преподавателю
- География
- Статья: Современное образование. Поиск новых педагогических технологий, их использование в курсе географии
Статья: Современное образование. Поиск новых педагогических технологий, их использование в курсе географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батлукова Л.А. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современное образование. Поиск новых педагогических технологий, их использование в курсе географии
Л.А.Батлукова, Е.А.Жихарева, МКОУ СОШ №12, Г. Лиски
Необходимостью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. Новый век требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, но и обучение умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему образованию. Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпуск современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе , должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться к изменяющимся ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
- критически мыслить, уметь видеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
-грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде.
Таким образом, мы считаем, что главное направление развитие системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика. В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса.
Одно из ключевых употребляемых понятий - модель обучения. Понятие «модель обучения» мы предлагаем в инструментальном значении, как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса.
Модель обучения состоит из верхнего яруса - это методы и формы обучения и нижнего яруса - педагогической техники, то есть средств и приемов, с помощью которых будут реализованы дидактические метода и формы.
Базовым основанием для разграничения моделей является характер учебной деятельности. Мы выделили два типа таких ориентиров:
а) следование заданным эталонам, что соответствует традиционным дидактическим целям обучения. Классическим примером такой модели обучения является традиционный урок.
б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта.
В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени, характер взаимодействия учителя и учащихся, характеристика ожидаемых результатов обучения. Такими моделями образования являются: проектная деятельность, адаптивная модель обучения , эвристическая модель обучения и другие, в основании которых лежит принцип активного познания.
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям , которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.
Несмотря на различение школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты.
Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на сообщения нового материала. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована на сообщение знаний и способов действия, которые передаются учащимся в готовом виде. В качестве итога такой деятельности могут служить пересказы учащимися материала, ответы на стандартные вопросы по учебнику, нанесение на контурные карты географических объектов по заданным спискам.
Нетрадиционным подходом к образованию является построение обучения в контексте непрерывного образования. Курс на создании для учащегося возможности занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе.
Инновационные модели учения преимущественно направлены на развитие индивидуальных способностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.
В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта»а как индивида, наделенного неповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывае6тся следующий смысл:
- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
- заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше;
- создавать на уроках ситуацию успеха.
Существуют и другие направления развития учебно-воспитательного процесса: информатизация образования, дистанционное обучение, интерактивное обучение и т.д.
Однако приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности.
Литература
-
Горбенюк О.С., Горбенюк Т,Б, Теория обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений. -М.: Издательсво ВЛАОСПРЕСС, 2003 - 384
-
Болотникова Н,В, География. Интегрированные уроки. 6-10 класс. - Волгоград: Учитель, 2004
-
Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Ас трель», 2004.