Проблемы обучения трудных детей

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы обучения «трудных» детей.

«Необучаемый» - этот приговор часто можно слышать на педсоветах и учительских совещаниях. В чем причины того, что ряд детей не может или не хочет осваивать школьную программу. По моему мнению, в большинстве случаев в основе лежат медицинские (неврологические проблемы). Незрелость структур мозга, очаги органического поражения, травмы, зпр: ребенок часто устает, у него проблемы с памятью, часто дисграфия и дискалькулия. Бывает и наоборот- гиперактивность, повышенная эмоциональность, дефицит внимания и даже агрессивность. Длительная, кропотливая работа, многократные повторения материала, помощь, часто медикоментозная, поддержка семьи и учителя могут улучшить обучение.

Другая группа детей -педагогически запущенные, без родительского контроля. Эти дети часто умышленно опаздывают, нарушают дисциплину на уроке, демонстративно бравируют своим незнанием изучаемого материала. С этими детьми сложнее, они требуют повышенного внимания, психологического сопровождения, по возможности, контакта и постоянного контроля семьи или опекаемыми ребенка взрослыми. Педагогические ошибки, грубость учителя, некорректные замечания в адрес ребенка, излишняя строгость могут сделать так, что ребенок теряет интерес к предмету, учебе, становится «трудным». Бывает и другая ситуация, когда из-за неадекватной оценки родителями способностей ребенка в семье начинают осуждать учителя и его авторитет в глазах ребенка падает. Ученик грубит, не слушает учителя. Вернуть уважение к учителю, поднять его авторитет потом бывает крайне сложно. Терпение, компетентность, чувство юмора, доброта - главные составляющие учительского профессионализма.

Хочу поделиться своими мыслями о проблемах обучения «трудных» детей. Замечено, что такие ребята часто хотят быть лидерами или являются ими. Поэтому групповая работа (в малых или больших группах) на уроках или во внеурочной деятельности будет особенно эффективна. Важно дать поручение именно этому ребенку, назначить его капитаном, министром или шерифом, и он очень будет стараться, чтобы его команда победила.

Неуспешных в учебе детей особенно привлекают игровые формы обучения; они крайне нуждаются в наглядности на уроке, среди них много «визуалов» и «кинестетиков», поэтому неплохо иметь на уроке демонстрационных материал, который также можно потрогать, взять в руки. «Трудных» детей необходимо стимулировать индивидуальными опережающими заданиями, привлекать к проектной и исследовательской деятельности, олимпиадному движению. Учитель может проводить уроки в разных формах: осенью, весной-экскурсии на пришкольном участке, уроки -практикумы в 5-6 классах (с компасом и планшетом), использовать возможности музейной педагогики(геологический музей, музей горного института).

Все дети, в том числе трудные, с удовольствием участвуют в предметных играх (квестах) по станциям. Интегрированные уроки всегда прекрасно запоминаются, позволяют эффективнее закрепить и углубить материал. Хорошо себя зарекомендовало проблемное обучение и активные методы обучения (технология модерации). В старших классах интересно проходят уроки в форме регламентированной дискуссии по пройденной теме. В дни предметных недель «трудным» детям можно предложить подготовить вместе с другом радиопередачу, написать заметку в школьную газету, активно развивать школьное самоуправление. В дни предметных недель «трудные» ученики с удовольствием могут придумать и провести в школе или на улице флэш-моб акцию, посвященную, например, дню моря, или провести в младших классах экологическую игру на продленке. Подводя итог, напомню замечательное высказывание : «Кто никогда не отчаивается, для того все возможно».

© 2010-2022