Географическое положение РБ и Гафурийского района. (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Географическое положение РБ и Гафурийского района.


Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цели для обучающихся:

1.Углубление знаний обучающихся о Географии Башкортостана.

2.Совершенствование умений работы с различными источниками получения информации (книгой, атласом, картами, дополнительной литературой).

3.Развивать познавательный интерес к предмету.

Цели учителя:

  • Создать условия для закрепления знаний обучающихся о ГП РБ.

  • Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование умений пользоваться картой.

  • Учить применять полученные знания и сведения в нестандартной жизненной ситуации.

(Отрывок из стихотворения народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима).

Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - Великая Россия -
Так зелена, так высока!

- О чем говорится в этом стихотворение?

+ Правильно, о Башкортостане.

- С чем сравнивает поэт Башкирию? Правильно. Тема нашего урока «Географическое положение Башкортостана Гафурийского района». Откроем тетради и запишем тему урока. Слайд 1. Тема и цели урока.

+А вот писатель Р.Г.Хакимов писал, что на карте РБ более всего напоминает сердце. Действительно, наш край, словно сердце, мерно бьется в сплетении магистралей дорог и трубопроводов.

И сегодня мы с вами начнем изучать региональный компонент. И так как мы с вами живем в Башкирии, то следующие 8 уроков у нас посвящены РБ и Гафурийскому району.

2. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала


Цель для обучающихся: Определение теоретического минимума, необходимого для решения задач, вспомнить весь изученный теоретический материал (экономические районы РФ, знание географической номенклатуры по изученной теме); познакомить с главными чертами географического положения Республики Башкортостан.

Цель учителя: проверить степень усвоения теоретического материала обучающимися.

Форма организации деятельности: Фронтальный опрос.

1. Вступительное слово учителя.

- Что такое экономические районы?

+ Экономические районы - это исторически сложившиеся территории, которые различаются величиной, условиями и особенностями формирования, специализацией и т.д.

- На сколько районов разделена РФ?

+ 11

- К какому экономическому району относится РБ?

+ к Уральскому.

- Покажите на карте РФ территорию Республики Башкортостан.

Слайд 2. Образование Башкирской АССР

Дата образования Башкирской АССР - 23 марта 1919 г. Переименование в Республику Башкортостан - 1990 г. Столица - г. Уфа (1021,5 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1586 г. Расстояние от Москвы до Уфы 1519 км.

2. Характеристика географического положения РБ.

Слайд 3. План характеристики географического положения объекта.

1) положение по отношению к экватору:

Республика Башкортостан расположена в Северном полушарии.
2) положение на материке, части света:

Он соединяет воедино две части света - Европу и Азию. Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья.
3) площадь:

Площадь Республики Башкортостан составляет 143,6 тыс. кв. км (0,8 процента общей площади Российской Федерации).

4) положение к крупным физико-географическим объектам;

Башкортостан расположен в пределах Русской равнины. Охватывает Южный Урал. Протянулся узкой полосой вдоль восточных границ республики к востоку от Уральских гор.

5) границы Республики Башкортостан:

РБ граничит: на западе Республика Татарстан, на севере Пермский край и Свердловская область, на востоке Челябинская область, на юге и юго-востоке Оренбургская область, реки Урал, Кама, Белая, Дема.
6) координаты крайних точек;

Северная-56° 31' с.ш. 54° 31' в.д. к северо-западу от деревни Байсарово Янаульского района.

Южная-51° 34' с.ш.; 57° 12' в.д. к юго-востоку от деревни Кужанак Зианчуринского района.

Западная-55° 07' с.ш.;53° 08' в.д. к юго-западу от деревни Ивановка Баклинского района.

Восточная-54° 52' с.ш.; 60° 00' в.д. к северо-востоку от станции Устиново Учалинского района.

7) протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток;

Наибольшая протяженность:

- с севера на юг по меридиану 57° 20' в.д. - 540 км.
- с запада на восток по параллели 54° 15' с.ш. - 420 км.
- максимальная протяженность по азимуту 152° 00' - 590 км.

8) природных условий и ресурсов

Башкортостан характеризуется многообразием природных условий и ресурсов. Увалисто-холмистые равнины Башкирского Предуралья занимают 2/3 площади республики, горный Башкирский (Южный) Урал - более 1/4, а грядово-мелкосопочная полоса Башкирского Зауралья - более 1/10. Западная часть республики - равнинная, восточная - гористая. Климат континентальный - теплое лето, холодная снежная зима. Зимой температура воздуха от -10 до -22 градусов; летом от +15 до +25 градусов. Вегетационный период составляет 120-135 дней. Около 5 млн га территории республики покрыто лесом. Главная река - Белая (приток Камы).
Находясь на стыке Европы и Азии, в переходной полосе от Восточно-Европейской равнины к Уральским горам и от них к Западно-Сибирской равнине, Башкортостан в своей природе сочетает черты прилегающих обширных разнородных пространств.

9) оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности человека

Географическое положение Башкортостана определяет благоприятные для человека природные условия, что способствует развитию его экономики, природным условиям. Территорию нашей республики можно разделить на западный, горный Башкортостан и Башкирское Зауралье. Они хорошо выделяются на физической карте по характеру рельефа.

Слайд. Области Башкортостана

Западный Башкортостан

Горный Башкортостан

Башкирское Зауралье

Географическое положение

Расположен в пределах Русской равнины.

Охватывает Южный Урал.

Протянулась узкой полосой вдоль восточных границ республики к востоку от Уральских гор.

Природные условия

Наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности, территория республики.

Менее благоприятная для развития сельского хозяйства промышленности.

Более благоприятная по сравнению с Южным Уралом.

Население

Здесь проживает основная часть населения республики.

Освоено слабо.

Лучше освоено человеком по сравнению с Южным Уралом.

10) экономические преимущества и недостатки:

Преимущества: Башкортостан - индустриально-аграрная республика, богатая различными полезными ископаемыми, один из основных нефтедобывающих районов Российской Федерации. Республика располагает высокопродуктивным сельским хозяйством, специализирующимся на продукции зернового растениеводства, мясомолочного и шерстяного животноводства. На территории республики существует значительное число лечебно-оздоровительных комплексов, минеральных источников.
Наиболее существенный
недостаток социально-экономического развития республики Башкортостан - тяжелая экологическая ситуация и высокая вероятность техногенных аварий в ряде районов и городов в связи с перенасыщенностью экологически опасными производствами нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также прохождением через территорию республики нефте- и газопроводов.

3. Географическое положение Гафурийского района.

Район образован 20 августа 1930 года. Первоначально носил название Красноусольский, в 1940 году был переименован в Гафурийский в связи с 60-летием писателя Мажита Гафури, родившемся в деревне Зилим-Караново.

1) Географическое положение Район расположен на западных склонах Южного Урала. Площадь района составляет 3039 км², протяжённость с севера на юг - 72 км, с востока на запад - 67 км.

2) Центр района Посёлок возник на башкирских землях в 1752 году в связи с постройкой медеплавильного завода, переоборудованного в 1893 году в стекольный. Впоследствии он получил название Богоявленское, а в 1924 году - Красноусольский. С 1928 года имел статус посёлка городского типа. Решением сессии Муниципального образования Красноусольского поселкового Совета от 15 декабря 2002 года посёлок Красноусольский относится к категории сельского населенного пункта и преобразован в село Красноусольский.

3) Рельеф Большая часть территории района горная (абсолютная высота до 600-700 м.), узкая равнинная западная полоса занята долиной реки Белая

4) Земли Сельскохозяйственные угодья занимают 85,2 тыс. га (28 % общей площади района), из них

50,3 тыс. га пашни,

12,2 - сенокосов

22,7 - пастбищ.

Под лесами занято 184,1 тыс. га (60,6 % территории района)

5) Климатические условия.

Климат умеренно - континентальный, достаточно увлажненный. Средняя температура июля составляет 17, 5, а января минус 15 градусов. Годовое количество осадков превышает 600 - 650 мм. Поверхностные воды представлены притоками рр. Зилим, Зиган и Усолка - правые притоки Белой.
6) Почвенный покров. Преобладают серые лесные, пойменные почвы и оподзоленные чернозёмы.

7) Растительность. широколиственные и берёзово-осиновые леса.

8) Полезные ископаемые.

Территория достаточна богата природными ресурсами, особенно лесными и водными.

Разведаны месторождения:

нефти,

стекольного доломита,

кварцевого песка,

песчано-гравийной смеси,

известняка,

гипса,

кирпичного сырья

9) Природные памятники. В окрестностях Белого озера (Аккуль) организован Белоозерский государственный заказник по охране бобра, куницы, норки, барсука и других. Объявлены памятниками природы Белое озеро, Красноусольские минеральные источники, Кутлугузинское обнажение верхнемеловых пород с морской фауной, заросли лещины у села Саитбаба, ельники по среднему течению реки Зилим.

Метод организации деятельности обучающихся - работа с картой.

Способы повышения внутренней мотивации обучающихся: оценивание и похвала за правильно выполненные задания. Использование на уроке ситуации успеха, соревнования.

Ознакомление с критериями оценивания, комментарии при оценке и самооценке знаний.

3. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель для учащихся: провести анализ уровня усвоения знаний, т.е. выявить все основные виды движения воды в океане. Воспроизвести изученный материал в опорном конспекте.

Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?

Цель для учителя: выявить уровень сформированности знаний об основных видах движения воды в океане, причинах и закономерностях их образования и умения работать с картой. Закрепление учебного материала выбирается из двух вариантов.

1. Практическая работа. Обучающиеся выполняют работу по контурной карте Республике Башкортостан.

Задание 1. Обведите красным цветом границы Республики Башкортостан.

Задание 2. Подпишите названия пограничных субъектов Российской Федерации, с которыми граничит наша республика: на западе Республика Татарстан, на севере Пермский край и Свердловская область, на востоке Челябинская область, на юге и юго-востоке Оренбургская область, реки Урал, Кама, Белая, Дема.

2. Ответить на вопросы теста.

Вопросы:

1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

2.Покажите по карте, какие объекты были упомянуты на уроке? (Учащиеся показывают географические объекты).

Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-обособленная, т.к. содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изу­чения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Педагогическая ценность этой формы организации познавательной дея­тельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности учащихся

Метод организации деятельности учащихся: самостоятельная работа, практическая работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу. Учебную задачу каждый выполняет самостоятельно, в соответствии с уровнем усвоения знаний.

4. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

Цель для учащихся: Читать конспект.

Найти в литературе интересные факты о Республике Башкортостан, придумать познавательные вопросы по изученной теме.

Цель для учителя: вооружить учащихся навыками самостоятельной работы, повысить уровень их знаний, воспитывать чувство ответственности.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: самые интересные сообщения и задачи будут представлены на уроке.




© 2010-2022