Описание урока географии 6 класс Озера

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебник «География землеведение» 6 класс под редакцией

О.А. Климановой

Разработала

учитель географии

первой категории

Настенко Галина Викторовна

Открытый урок по географии в 6-м классе

«Озера».

Урок - презентация.

Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Ход урока:


  1. Оргмомент.

  2. Повторение.

Ребята скажите, какую оболочку мы с вами изучаем? (гидросферу)

Какую часть гидросферы мы с вами изучаем? (воды суши)

Какую часть суши мы изучали на прошлом уроке? (реки)

В начале урока мы повторим то, что вы узнали о реках на предыдущих уроках.

  1. На схеме показать элементы реки (слайд - использование интерактивной доски)

  2. Рисунок на доске при помощи магнита обозначить элементы речной долины реки и дать определение «Речная долина» Слайд 5- Рисунок - работа на доске.

Речная долина - относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Речная долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло - главная часть реки, которая располагается на дне речной долины - более широкого понижения в рельефе. Глубокие места русла называют плесами, а мелкие - перекатами.

Пойма - нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье. На крупных реках ширина поймы достигает 15-20км.

Терраса - естественная горизонтальная или слабонаклоненная площадка, Террасы бывают наклоненные или в виде ступеней.

  1. Тест()

Ребята у вас есть листочки. Ваша задача правильно соотнести определение и термины. На доске даются определения, указанные цифрами и ответы-термины в виде букв

Обменяйтесь работами и проверте.

Ответы на слайде по щелчку.

Листочки передаем.

  1. Задания на знание номенклатуры: на контурной карте у доски начертить ( от истока до устья) реки Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Ганг, Обь, Конго, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр.

Вы хорошо усвоили тему Реки

  1. Изучение новой темы.

Мы сегодня будем изучать следующий вид суши. Послушайте о нем загадку:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды -

В нем все отражается…

Как это зеркало называется?

- Итак, темой сегодня на уроке будет? … Озеро.

В тетрадях ребята запишите число и тему нашего урока: Озера.

Целью нашего урока является узнать, что такое озеро и чем озера отличаются от морей, как образуются озера, откуда берется вода в озере и какой она бывает?

-Ребята, как по вашему, что такое озеро? Слайд (Что такое озеро)

- Итак, озеро это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. Слайд

- Чем озеро отличается от моря? (Не имеет связи с океаном. С морями океанами озера соединяют только вытекающие из них реки.)

- Чем озеро отличается от реки? (Река это водный поток, в озере вода не течет).

Приготовте карточку для ученика она у вас на столе

(Приложение №1)

Происхождение котловин связано как с внутренними, так и с внешними силами Земли. Разнообразие озерных котловин. Таблица (учащиеся заполняют карточку для учащихся).

Происхождение озерных котловин

Способы образования

Названия озер

Тектонические в прогибах

При медленном опускании обширных участков земной коры

Каспийское, Аральское

Тектонические в разломах

В результате опускания земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика

Ледниковые

При движении древнего ледника

Ладожское, Онежское, Селигер

запрудные

Русло реки перегораживается естественными плотинами, созданными обвалами, оползнями или лавинами

Рица( Кавказ), Сарезское( Памир)

вулканические

Образовалось в кратере потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Старичные (старицы)

Участки прежнего русла реки, изменивший свое направления

карстовые

Подземные воды вымывают легкорастворимые породы пустоты.

Озеро Жирот во Франции

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(Видио)

Как сделать, чтоб ученье в пользу шло

Гармония нужна - здесь нет сомнений!

От умственной нагрузки под крыло

Физически активных упражнений!

Какой бывает озерная вода?

Ребята, мы с вами выяснили происхождение озерных углублений - котловин. Что еще необходимо для образования озера? (вода)

Как вода попадает в озеро? Слайд

Воду в озера поставляют впадающие в них ручьи и реки, атмосферные осадки и подземные воды. Некоторыми озерами вода расходуется только на испарение. Но из большинства озер она также выносится реками. Поэтому все озера можно разделить на два вида: сточные и бессточные.

Какие озера сточные и бессточные, давайте прочитаем в учебнике на странице 188, последнее предложение.

Сточные озера- озера, в которые реки впадают и вытекают.

Бессточные озера - это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.

Нарисовать схему сточных и бессточных озер.

Слайд

Все озера, ребята различаются по степени солености:

Пресные соленые

До 1 ‰ более 35‰

Найдите закономерность, где встречаются соленые озера? Какие они по типу стока: сточные или бессточные? ( Бессточных озер больше в районах с жарким климатом. Бессточные озера чаще всего соленые, а сточные пресные.)

Ребята, самые соленые и бессточные озера в нашей стране расположены в южных районах. Например, Баскунчак на Прикаспийской низменности,

Озеро Баскунчак (Слайд ) называют «Солонкой России», здесь ведется добыча соли, которую мы используем в быту.

А это удивительное самое соленое озеро на Земле мы сейчас найдем на карте полушарий, используя географические координаты - 33°с.ш.35°в.д.

Итак, это Мертвое море(Слайды ) на Аравийском полуострове, на карте отметка - 405 метров. При всем желании здесь невозможно утонуть…

Сейчас, ребята, мы закрепим полученные знания в практической работе

(Приложение №2)

Разделить на группы по цвету

«Описание озера» по типовому плану.

План описания озера:

  1. Название.

  2. На каком материке находится и в какой его части.

  3. Между какими параллелями и меридианами располагается.

  4. Происхождение котловины.

  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  6. Соленое или пресное.

Ответы групп

1 Каспийское

2 Байкал

3 Виктория

4 Верхнеее

Домашнее задание: Слайд

§42, на контурной карте подписать названия озер, которые записаны у вас в тетрадях и в параграфе учебника.

Творческое задание

1) Подготовить сообщение об одном из озёр(1-1,5мин.) «Студент»

2) Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов) «Доцент»

3) Составить презентацию об озёрах или кроссворд «Профессор»

Если на уроке осталось время

Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке….

Оценки за урок … Урок окончен. До свидания.





Приложение №1 Карточка для учащихся.

Тема урока «Озёра.

Заполним таблицу;

Типы озерных котловин

Способы образования

примеры

1

Тектоническое: в прогибах земной коры

2

Тектоническое: в разломах земной коры

3

Вулканическое

4

Ледниковое

5

Старичные (старицы)

6

Запрудные

7

Карстовые



2. нарисовать схему

Сточные озера Бессточные



3. Вода в озере, какая?

сточные

бессточные











Приложение №2 Задание для группп

Озеро Байкал

«Описание озера» по типовому плану.

План описания озера:

  1. Название.

  2. На каком материке находится и в какой его части.

  3. Между какими параллелями и меридианами располагается.

  4. Происхождение котловины.

  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  6. Соленое или пресное.









Озеро Каспийское море- озеро

«Описание озера» по типовому плану.

План описания озера:

1.Название.

2.На каком материке находится и в какой его части.

3.Между какими параллелями и меридианами располагается.

4.Происхождение котловины.

5.Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6.Соленое или пресное.









Озеро Виктория

«Описание озера» по типовому плану.

План описания озера:

  1. Название.

  2. На каком материке находится и в какой его части.

3.Между какими параллелями и меридианами располагается.

4.Происхождение котловины.

5.Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

6.Соленое или пресное.









Озеро Верхнее

«Описание озера» по типовому плану.

План описания озера:

  1. Название.

  2. На каком материке находится и в какой его части.

  3. Между какими параллелями и меридианами располагается.

  4. Происхождение котловины.

  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  6. Соленое или пресное.







© 2010-2022