Урок по географии на тему Мировой океан

Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как единой водной системе на нашей планете.Задачи урока: - познакомить с внутренними и окраинными морями; - выявить, какие бывают течения в Мировом океане, каково их значение; - продолжить формировать умение работать с картами, схемами. Оборудование:карта полушарий или физическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийный проектор, большая контурная карта, синие фломастеры, карточки с географическими терминами.
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской конкурс методических разработок уроков биологии, географии, химии «Новые идеи»









Название работы:


Урока по географии для 6 класса «Мировой океан»










Автор работы:

Александрова Светлана Николаевна,

Учитель географии МБОУ СОШ №35

Педагогический стаж - 7 лет










Архангельск

2014


Урок по географии для 6 класса. Тема «Мировой океан»

Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как единой водной системе на нашей планете.

Задачи урока: - познакомить с внутренними и окраинными морями;

- выявить, какие бывают течения в Мировом океане, каково их значение;

- продолжить формировать умение работать с картами, схемами.

Оборудование: карта полушарий или физическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийный проектор, большая контурная карта, синие фломастеры, карточки с географическими терминами.

На доске написана тема урока и эпиграф к ней:

Ни разу не был я на океане.
Мне даже не представить никогда,
Что на каком - то там меридиане,
От полюса до полюса вода.
П.Богданов

Содержание урока

Организационный момент: занимает примерно 2-3 минуты, далее учитель переходит к актуализации знаний учащихся с целью вспомнить материал, изученный на предыдущем уроке. Задаю классу вопросы:

  1. Что такое гидросфера?

  2. Перечислите основные части гидросферы.

  3. Какую часть гидросферы составляют воды Мирового океана?

  4. Каковы свойства гидросферы?

  5. Какое влияние оказывает водная оболочка Земли на жизнь планеты?

Несколько учащихся получили карточки для самостоятельной работы. (Приложение 1).

В качестве способа мотивации учащихся к учебной деятельности и развития познавательного интереса учитель обращает внимание учащихся на физическую карту и визуально предлагает оценить, какого цвета на ней больше всего? Звучит ответ - «голубого, так как именно этим цветом показаны на карте океаны и моря нашей планеты».

Учитель предлагает назвать все океаны земного шара и обозначить их на большой контурной карте на доске (один ученик называет и обозначает один океан). Как правило, в таких случаях дети проявляют большую активность, всегда много желающих выйти к доске и выполнить это задание. По очереди выходят четыре человека, которые называют и наносят на карту в итоге четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.

Учитель подводит итог: Мировой океан - огромная единая масса воды, площадью 316 миллионов квадратных километров, которая условно делится на моря и океаны. Чаще всего выделяют четыре отдельных океана - Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан. Но, по мнению ученых, существует еще один океан - Южный или Южный Ледовитый, который окружает Антарктиду. Однако это очень спорный вопрос, специалисты еще не решили окончательно, стоит ли его выделять, а пока мы познакомимся с особенностями четырех океанов Земли, которые точно существуют.

Используя мультимедийный проектор и доску, учащимся демонстрируется фильм «Мировой океан», где в доступной, наглядной и познавательной форме рассказывается о морях и океанах земного шара. Фильм создан компанией Infourok, видеоматериал к работе прилагается. Продолжительность показа - 8 минут.

После просмотренного видеоролика учитель продолжает свой рассказ: «В пределах каждого океана существуют моря и заливы. Море - это часть океана, заметно вдающаяся в сушу и отличающаяся от океана свойствами воды (например, температурой и соленостью), а также особенностями животного и растительного мира. Существуют два вида морей: внутренние моря глубоко вдаются в сушу и окружены ею почти со всех сторон. Они связаны с океаном только узкими проливами. В отличие от внутренних, окраинные моря прилегают к краям материков и отделяются от океана только островами. А иногда нет даже и островов. В ходе рассказа учителя на доске появляются карточки с терминами «море», «залив», «пролив», «внутреннее», «окраинное».

Работа с атласом и контурными картами: на физической карте мира дети находят разные моря и заливы. Приводят примеры внутренних и окраинных морей.

Согласно перечню географических объектов, при изучении темы «Гидросфера» в курсе «География. 6 класс» изучаются моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Учащиеся их успешно находят на карте атласа, называют и каждый обозначает в своей контурной карте. Учитель наносит их на большой контурной карте на доске.

В курсе «География. 6 класс» большое внимание уделяется изучению регионального компонента, поэтому практически на каждом уроке я стараюсь использовать информационный материал, связанный с географическими объектами и особенностями природы нашей местности. И изучение темы «Мировой океан» тоже не стало исключением.

Когда ученики почти закончили работу в контурной карте, учитель задает им вопрос: «Скажите пожалуйста, воды какого моря омывают северные берега нашей области?» Звучит ответ: «Белого». Учитель: «К бассейну какого океана оно относится? Дети отвечают и далее определяют, каким оно является - внутренним или окраинным и тоже обозначают его на контурной карте.

Нужно отметить, что дети 10-11 лет очень впечатлительны и восприимчивы ко всему новому. С большим желанием делятся своими воспоминаниями, проведенными наблюдениями, открытием в своей жизни чего-то нового и необычного. Учитывая эту особенность, можно успешно создавать благоприятную психологическую обстановку на уроке, предлагая учащимся задания творческого характера.

Для этого учитель предлагает ученикам рассказать, какое море они видели в своей жизни, возможно, они посетили его с родителями, где оно находится и что им больше всего запомнилось. Всегда находятся несколько человек, которые с большим удовольствием делятся информацией с одноклассниками. Такой педагогический прием позволяет более полно раскрывать творческий потенциал учащихся, и способствуют общению детей в коллективе, так как они лучше узнают друг друга.

Течения в океане. Еще во времена парусного флота люди заметили, что вода в океане движется в определенном направлении. Они даже придумали "бутылочную" почту. Когда морякам нужно было послать сообщение, они бросали в воду закупоренную бутылку с запиской, и вода несла послание в нужном направлении. Так люди узнали о существовании течений в океане. Позже они выяснили, что причиной течений являются постоянные ветры.

Теплые тропические ветры толкают воду с востока на запад. Холодные ветры полярных областей толкают воду с запада на восток. На течения оказывают влияние материки и вращение Земли. Севернее экватора течения загибаются вправо, южнее экватора - влево. Течения бывают теплые и холодные. На карте их обозначают стрелками: теплые - красными, а холодные - синими. Самое большое теплое течение на Земле - Гольфстрим, проходящее близ берегов Северной Америки. Найдите его на своей карте. Его длина 3 тыс. км, ширина около 100 километров, глубина до 700 метров и скорость - до 10 км/час. Это течение согревает берега Северной Америки, а его продолжение Северо-Атлантическое течение согревает север Европы. Поэтому Баренцево море в Северном Ледовитом океане не замерзает весь год. Крупнейшим холодным течением является течение Западных ветров. Это течение наоборот охлаждает побережье материков, вдоль которых протекает.

Работа с учебником: учащиеся анализируют рис.144 на стр. 165 в учебнике «Морские течения», приводят примеры теплых и холодных течений, называют у побережья каких материков они проходят.

Наносят виды течений красным и синим цветом в контурную карту.

Закрепление изученного материала: учитель задает классу вопросы с целью актуализации знаний, полученных на уроке. За каждый правильный ответ ученику выдается жетон. Количество набранных жетонов учитывается при выставлении оценок за урок.

  1. Основная часть гидросферы, которая покрывает почти 75% земной поверхности называется….

  2. Моря, расположенные по окраинам материков называются….

  3. Залив Атлантического океана у берегов Европы, омывающий с севера самый крупный из южноевропейских полуостровов, называется….

  4. Волны, вызываемые землетрясениями и извержениями подводных вулканов, - это…

  5. Пролив, соединяющий Северный Ледовитый океан с Тихим, и разделяющий Европу и Северную Америку, называется…

  6. Самое мощное из всех океанских течений ….

  7. Части океана или моря, глубоко вдающиеся в сушу, но свободно соединенные с океаном, - это…..

  8. Перемещение воды океанов и морей в горизонтальном направлении на большие расстояния - это…

  9. Моря, далеко вдающиеся в материк, называются….

  10. Внутреннее море Атлантического океана, сообщающееся с ним через систему проливов и морей и омывающее берега Европы и Азии, называется…..

  11. Самый широкий пролив на Земле - это….

  12. Внутреннее море Индийского океана называется…..

  13. Пролив, соединяющий Атлантический океан со средиземным морем и разделяющий Европу и Африку, - это…

(1.Мировой океан, 2.Окраинные. 3.Бискайский. 4.Цунами. 5. Берингов. 6.Течение Западных ветров. 7.Заливы. 8.Течения. 9.Внутренние. 10.Черное. 11.Дрейка. 12.Красное. 13.Гибралтарский)

Подведение итогов урока:

- посмотрите на доску и скажите, достигли ли мы сегодня на уроке поставленной цели?

- Где вам могут пригодиться знания, полученные на предыдущих уроках?

- Научились ли мы тому, чему хотели?

Домашнее задание:

  1. Читать параграф 26, ответить на вопросы в конце параграфа.

  2. Учить определения.

  3. Опережающее задание: Подготовить сообщение о значении Мирового океана.

Самоанализ урока:

Тема «Мировой океан» занимает ключевое место при изучении раздела «Гидросфера» в курсе географии 6 класса. На мой взгляд, структура урока себя оправдала, поставленная цель была достигнута.

С самого начала была создана положительная мотивация, способствующая формированию познавательного интереса у учащихся. Урок обладает достаточной информативностью и проходит в активном темпе, в результате чего был выполнен намеченный план урока.

Использовались формы организации учебной деятельности: фронтальная (опрос в начале урока) и индивидуальная (работа с атласом).

В ходе проведения урока приходилось гибко реагировать на изменение ситуации. Например, два человека в классе сказали, что у них отсутствует комплект контурных карт (забыли), и мне пришлось выдать копии на листе А4 с которыми они смогли участвовать в выполнении практической части урока. Активно была организована самостоятельная работа учеников - это и выполнение заданий в контурной карте, поиск географических объектов в атласе, актуализация знаний по итогам урока.

В качестве средств наглядности использовался видеофрагмент, в котором в интересной и доступной форме были раскрыты все основные понятия по выбранной теме урока.

В ходе урока было уделено внимание развитию речевой культуры учащихся - использовались опорные карточки с географическими терминами, которые способствуют запоминанию правильного написания слова; несколько учеников рассказывали о своих впечатлениях об объектах Мирового океана.

На уроке преобладал частично-поисковый характер познавательной деятельности учащихся. Использовался прием систематизации изучаемого материала (В начале урока на доске обозначались океаны земного шара - этот материал изучался в курсе «природоведения» в 5 классе).

Объективные трудности возникли с оцениванием результатов работы учащихся на уроке, так как в данном случае учителю необходимо проверить правильность выполнения работы в контурной карте, количество набранных жетонов и проверить самостоятельную работу, выполненную на карточках. Поэтому оценки будут озвучены на следующем уроке.

Считаю, что мне удалось успешно управлять классным коллективом в процессе урока, учащиеся успешно усвоили понятийный аппарат, учителю удалось сформировать понимание важности получаемых знаний и умений.

В целом, урок проведен на хорошем уровне, достиг поставленной цели, познавательную работу учащихся считаю успешной.









Приложение 1

Задание на карточках

Ответьте на вопросы теста, подчеркнув правильный ответ

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

а) жидком состоянии;

б) твердом состоянии;

в) газообразном состоянии;

г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс не является частью круговорота воды:

а) испарение;

б) выпадение осадков;

в) таяние снега и льда;

г) шторм на море.

3.В состав гидросферы не входят:

а) реки и озера;

б) моря и океаны;

в) подземные воды и ледники;

г) нет правильного ответа.

4. Изобразите схему круговорота воды в природе.







© 2010-2022