• Преподавателю
  • География
  • Краеведение является одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании молодого поколения. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенствованию краеведческого образования, формировани

Краеведение является одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании молодого поколения. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенствованию краеведческого образования, формировани

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

24

Краеведение является одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании молодого поколения. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенствованию краеведческого образования, формированиКраеведение является одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании молодого поколения. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенствованию краеведческого образования, формированиМинистерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

МУ «Управление народного образования города Бендеры»

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №7»







Творческая работа


«Использование краеведческого материала

на уроках и в воспитании учащихся»



Автор: учитель географии

Н.Ю. Багинский

г. Бендеры


Содержание







Введение 2

1. Становление краеведения 2

2. Школьное краеведение. 5

3. Педагогические принципы организации краеведения. 7

4. Краеведческий подход в преподавании. 9

5. Методы и формы осуществления краеведческого

подхода в преподавании. 11

6. Источники краеведческой информации. 15

7. Использование краеведческих материалов

приподготовке рефератов и докладов. 17

Заключение. 18

Список использованных источников. 19

Приложение 1 20

Рисунки № № 1, 2, 3, 4. 21-23

«Краеведение есть комплекс

научных дисциплин, различных

по содержанию и частными методами исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края …»

А.С. Барков

Введение

Одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании молодого поколения является Краеведение. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенствованию краеведческого образования, формированию краеведческого мышления, выработке у обучающихся активной жизненной позиции. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

В процессе краеведческой работы, среда родного края является объектом познания и источником гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поискового и исследовательского характера, общественно-полезной и массовой работы.

Одним из путей повышения эффективности краеведческого образования является включение в содержание урока краеведческих материалов.

1. Становление краеведения

Истоки Краеведения уходят вглубь веков, берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками своих мест. Сведения о прошлом окружающей среды, селении издавна хранились в народной памяти. Предки свои знания географического, исторического, хозяйственного характера передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками окружающей среды, местной природы, истории «краезнатцы» вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю.

Краеведческие сведения отчасти отразились в летописях, использовались представителями власти при установлении государственных границ, описании дворов и земельных угодий, при поисках руд и освоении территорий, строительстве новых населенных пунктов, определяя их предназначение.

Становление Краеведения на Руси связано с эпохой преобразований - эпохой Великого Петра. Указом Императора Петра I от 13 февраля 1718 году предписывалось о всех любопытных находках краеведов докладывать царю и награждать поиски древностей в своем крае, тем самым было издано государственное предписание о значении природы и местных памятников прошлого.

Боярский сын С.У. Ремезов в XVIIIв. положил начало изучению отдельных краев (регионов) Российского государства и составил труд «История Сибирская».

К концу XVIII в. в краеведении определимся два направления: официальное и общественно-демократическое.

Для первого открылись значительные перспективы в связи с губернской реформой, когда Указом Сената от I ноября 1777г. предписывалось подготовить топографические описания всех губерний. В 1784 - 1786 годах они составлялись по единой программе, где кроме характеристики природных условий и экономики предусматривались и вопросы местной истории. Особый интерес представляли обстоятельнейшие описания губерний, составленные краеведами Шафонским А., Левшиным В., Потаповым И.И., и др. Большая часть сведений были обработаны и обобщены Афанасием Щекатовым в семитомном «Географическом словаре государства Российского» вышедшего в 1801 - 1809гг.

Наряду с научным краеведением во второй половине XVIIIв. в России возникло и школьное краеведение. Начало ему положил М.В. Ломоносов.

Приступая к работе «Ландкарта Российская» (географический атлас), М.В. Ломоносов составил «Академическую анкету», содержащую вопросы по истории отдельных городов и губерний (второй после В. Татищева). Распространение таких анкет способствовало развитию и расширению краеведения. Проводя свои анкеты в 1760 году, он стремился привлечь "малых" особливо крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. В программах народных училищ в 1782 г. - учителям рекомендовалось собирать сведения о географии, древней истории губерний, о народах, древних останках, курганах и что о них повествуется

В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в преподавании географии получил определенное развитие в первой половине XIX в.

В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с "того места, где живут люди". Эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии «Педагогические заметки для учителей». (Д. Д. Семенов 1864).

Начавшаяся в 70-90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах России к идеям религии, самодержавия и схоластики.

Новиков Н.И. и Янкович Ф.И. первыми высказали мысли об использовании краеведческого материала для связи обучения с жизнью. Обращаясь к учителям, Новиков писал: «Вводите их в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте им там как обрабатываются многообразные богатства Земли, как приготовляются они. К употреблению для пользы и удовольствия людей, научите их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые и почитать надлежащим образом людей, тем занимающихся».

Для дальнейшего становления краеведения много сделали провинциальные университеты - Казана, Харькова, Одессы, Киева. Некоторые учителя публиковали работы по краеведению. Так Бунаков Н.Ф. издал около 20 книг историко-географического содержания. Ему принадлежит первая учебная программа по краеведению, разработанная им для Костромских школ. Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе в связи с изучением учебных предметов принадлежит Ушинскому К.Д. В 1863 г. Ушинский писан «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса». Сторонником использования местного материала в учебном процессе был Л.Н. Толстой. Он поддерживал идею создания школьных учебников на основе краеведения. Материалы краеведческого характера нередко помещалась в различных журналах: «Сын Отечества», «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Москвитянин» и другие.

Впервые термин «краеведение» был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время

В развитие краеведения большой вклад внесли: декабристы А.А. Бестужев, Н.А. Бестужев, М. Лунин, М. Бестужев.

Некоторое оживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось в конце XIX-начале XX в. Однако при царизме в школах России родиноведение не получило массового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьное краеведение называлось родиноведением.

В период становления Советской власти, больше внимание уделялось краеведческой проблеме образования. Так с 1920 - 1321 учебного года крае ведение было включено в школьные программы. Этот вопрос систематически поднимался на конференциях, научно-методических советах, учёных советах, Создавались краеведческие комиссии. С 1923 года издавался журнал «Краеведение».

Большой вклад в развитие и становление краеведческой работы и её внесла Н.К. Крупская, которая разработала теоретические и методические основы школьного краеведения. Раскрыв вопросы методики краеведческой работы в школе, она указывала прежде всего на такие активные методы обучения, как непосредственное наблюдение, исследование, экскурсии и обследование.

Традиции декабристов в области краеведения продолжили революционеры - Шлихтер А.Г., Я.М. Свердлов.

В условиях советской школы широко раскрылись двери просвещению. Уже первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения.

Развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе". В нем говорилось: «Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)».

Новый подъем школьного краеведения имел место после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Анализируя приказы, постановления, предписания и другие нормативно-правовые акты, которые издавались на протяжении существования Советской власти, можно отметить, что Краеведение, краеведческая работа велась не систематически и не на всем пространстве страны.

Нет необходимости специально останавливаться на вопросе о том, почему в ходе развития советской школы краеведение развивалось скачкообразно и в тоже время занимало, а в настоящее время и занимает значительное место в учебно-воспитательной работе с учащимися. Достаточно лишь напомнить, что оно всегда было и есть могучее средство связи школы с жизнью, связи обучения и воспитания подрастающего поколения.

Достаточно весомый вклад в развитие краеведения на нашей территорий внёс знаменитый молдавский ученый, государственный деятель ДМИТРИЙ КАНТЕМИР. Особую ценность представляет его работа «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», написанная на латинском языке и изданная на другие европейские языки .Это сводная географическая работа с подробными данными о природных особенностях, населении, городах, хозяйстве и государственному устройству края. Вторая и третья её главы посвящены географическому положению, рельефу, климату и водам Молдавии. Многие природные объекты описанные Кантемиром, изображают в краеведении и поражают своей географической точностью.

Краеведческим описанием территории Молдавии занимались многие учёные, выдающиеся деятели, которые прославили богатство, щедрость и красоту Днестровско-Прутского междуречья.

2. Школьное краеведение

Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения - природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.

В процессе развития и становления Краеведения сформировались следующие критерии: государственное, школьное и общественное. (Рис. 1).

В школьном краеведении главная роль в изучении края принадлежит учащимся под руководством учителя. Система школьного краеведения включает различные направления и затрагивает практически все дисциплины, преподаваемые в организации образования - природоведение, география, биология, экология, литература, история, фольклор и другие краеведение (Рис. 2).

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственного наблюдения под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя.

Роль учителя очень большая. Исходя из программы, состава учащихся класса, сформированных групп и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует изучение края учащимися и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя - верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, и приобретаются навыки, необходимые в жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную и воспитательную ценность. В связи с этим выделяют учебное (программное) краеведение; его содержание и характер определяются учебной программой и воспитательное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с местными особенностями, содержанием воспитательной работы организации образования. Организация, подход, отношение к учебному и воспитательному видам школьного краеведения различны. В тоже время, они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных и воспитательных целях в процессе экскурсий и во время туристический походов происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению за местными явлениями и объектами и т.д. Общим является также обязательное руководство педагога всей работой.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает возможность связать друг с другом многие вопросы разных дисциплин, использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.

Школьное природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогают правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Таким образом, школьное краеведение - важнейший фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

3. Педагогические принципы организации краеведения

Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения.

Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся; развитию творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности и др.

В современных условиях общеобразовательной школы, решение проблемы обучения и профессиональной ориентации учащихся наряду с другими проблемами приобретает исключительно важное значение.

Анализ методической литературы позволяет выделить основные принципы краеведения, имеющие значение в его организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения краеведения, являются:

- подчинение краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы;

- соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся;

- комплексный подход в организации краеведческой работы по выбранным направлениям;

- систематичность и непрерывность;

- поисково-исследовательский характер краеведения;

- общественно-полезная значимость;

- природоохранная направленность.

Краеведческая работа, основанная на этих принципах, является действительным педагогическим средством активизации учебно-воспитательной работы в школе.

Положение о подчинении краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы в школе и соответствие его уровня развития и подготовки учащихся определяет педагогическую целенаправленность краеведческой работы. Наиболее ярко это может отражаться в учебной краеведческой работе, организуемой в соответствии с дидактическими требованиями учебной программы по экологии.

Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того, внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных программ по воспитательной работе.

Принцип комплексного подхода в организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного края - его истории, природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства и др.

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы, обогащает учебный процесс, уроки становятся интереснее и содержательнее.

Поисково-исследовательский характер краеведения является основой формирования и развития познавательного интереса учащихся. Поисково-исследовательский принцип в организации краеведческой работы предполагает вооружение учащихся элементарными приемами научного исследования, привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной активности и развития творческих способностей.

Поисково-исследовательская работа учащихся предполагает самостоятельное решение учебно-познавательных задач путем постановки проблемы, планирования поиска, нахождения приемов и способов решения различных задач в процессе наблюдений, обобщение краеведческих материалов и соответствующее их оформление.

Важной стороной краеведческой работы является его общественно полезная значимость. Практическое осуществление этого принципа предполагает активное участие краеведов в решении общественно-практических задач родного края и проявляется в проведении природоведческих наблюдений, участие в мероприятиях по охране природы.

Природоохранная направленность экологического краеведения охватывает весь комплекс природных, социально-экономических, культурных и других аспектов проблемы охраны природы.

Роль краеведческой работы в воспитании характеризуется следующими особенностями:

а) в процессе природоохранного воспитания создается благоприятная обстановка для восприятия учащимися явлений и объектов природы в целом и во взаимосвязях между ними;

б) экономические и историко-литературные аспекты краеведения дают конкретный и убедительный материал о формах и видах взаимосвязей в системе «природа-человек-общество»; у школьников формируется убеждение в огромной и разнообразной роли природы в жизни общества;

в) краеведческие экскурсии и походы связаны с общественно полезной деятельностью учащихся;

г) краеведение способствует воспитанию культуры поведения человека в природе.

Таким образом, школьное краеведение строится на основе ряда педагогических принципов. Эти принципы необходимы для сравнимости полученных результатов и дальнейшего развития краеведения.

4. Краеведческий подход в преподавании.

Понятие «краеведческий подход» представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении. Если краеведческий принцип означает всестороннее использование местных сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.

Методической литературе и в практике учебно-воспитательной работы выражение «краеведческий подход» и «краеведческий принцип» употребляются как синонимы.

Под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом в целях повышения качества усвоения знаний.

При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории. В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, т.е. истолкование проявления общего напримере (краеведческий подход) процессов и явлений, происходящих в данной местности.

Факторами установления ассоциативных связей в осуществлении краеведческого подхода в одних случаях выступают непосредственно-краеведческие сведения, а в других - краеведческие знания учащихся, их жизненный и познавательный опыт. Основное назначение краеведческого подхода - повышение познавательной активности учащихся, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

Методологической основой дидактики, а, следовательно, и краеведческого подхода как одного из дидактических принципов является теория познания. Эта теория учит, что через явления и видимость вещей данных нам непосредственно в ощущениях, наша жизнь познает сущность вещей, их существенные отношения. На основе живого созерцания объектов и явлений осуществляется восприятия, раскрываются закономерности, проводятся обобщения, делаются выводы и в итоге формируются знания, необходимые для использования их в практической деятельности на основе живого созерцания и восприятия у детей создаются первичные представления и понятия. Чем конкретнее и образнее представляют учащиеся предмет изучения, тем активнее притекает процесс осмысление и обобщения знаний, полученных на уроке.

В целях создания у учащихся более отчетливых представлений об изучаемых экологических объектах и явлениях применяются различные средства наглядного обучения. Это - карты, схемы, диаграммы, картины, коллекции, гербарии и т.п., при помощи которых конкретизируются и иллюстрируются изучаемые факты и явления. Кроме перечисленных средств, к средствам наглядности относятся также непосредственно наблюдаемые учащимися явления и процессы окружающей действительности. Наблюдение процессов и явлений окружающей действительности - один из методов краеведческой работы - является высшей формой проявления наглядности в обучении экологии.

Краеведческие наблюдения позволяют не только познакомить учеников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, но и показать взаимную связь человеческой деятельности и природных явлений, подвести к пониманию природы как единого, непрерывно развивающегося целого, где все связано и взаимообусловлено.

Краеведческий принцип позволяет целостно раскрыть региональные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, сформировать качества личности, составляющие основу экологической культуры.

Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения.

Таким образом, осуществление краеведческого подхода в преподавании экологии может иметь место при проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся, при изучении нового учебного материала, при выполнении учащимися практических и самостоятельных работ, при повторении пройденного и закреплении нового учебного материала.

5. Методы и формы осуществления краеведческого подхода.

Изучение и анализ передового опыта в организации учебной краеведческой работы и экспериментальные исследования позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность краеведческого подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления. Классификация методов и форм обучения, используемых при краеведческом подходе, проводится на (Рис. 3).

Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:

Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).

Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.

Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы. Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы:

- при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям;

- в процессе непосредственной учебной работы на уроке;

- при выполнении ими домашних заданий;

- при подготовке индивидуальных, групповых заданий

по описанию характерных для родного края природных явлений, объектов и т.д.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:

а) в организации метеорологических, фенологических и гидрологических наблюдений и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем и т.д.);

б) в описании природных процессов и явлений своей местности;

в) при составлении характеристики воздействия на природу местных предприятий;

г) при работе над краеведческой литературой, справочниками и прочими источниками краеведческого содержания;

д) в организации и проведения природоведческих экскурсий.

Таким образом, в процессе преподавания экологии в общеобразовательной школе используется ряд методов и приемов краеведческого подхода.

Все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками.

Среди многообразия форм и методов обучения важную роль в формировании экологической культуры школьников играют проблемно-коммуникативные и практические, позволяющие раскрыть и наметить пути решения экологической проблемы. Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. Различают фронтальную, индивидуальную, коллективную формы и их сочетания.

Для фронтальной формы организации учебной деятельности характерно то, что учитель ведет работу со всем классом, применяя разнообразные формы изложения - беседу, объяснение, лекцию, показ кинофильма по экологической проблематике. Фронтальная работа применяется при первичном ознакомлении школьников с экологическими вопросами. Основная трудность при использовании фронтальной работы - обеспечить устойчивое внимание, заинтересованность учащихся. Для этого необходимо раскрыть значимость изучаемой проблемы, использовать опорные схемы, инструкции.

При индивидуальной форме организации учебной деятельности каждый ученик работает самостоятельно по заданию учителя, не осуществляя контакта с другими школьниками. Такая форма работы имеет большое значение для отработки умений, развития самостоятельности, воспитания чувства индивидуальной ответственности при принятии решений. При индивидуальной работе заданий могут быть одинаковы для всех или распределены по вариантам. Как правило, индивидуальная и фронтальная работы сочетаются одна с другой. К индивидуальной работе относится работа над рефератом, докладом, научной темой, проблемным заданием.

В последние годы все чаще используется коллективная форма организации учебной деятельности. Значение этой формы работы определяется совместным, кооперативным характером будущего труда школьников на предприятиях и учреждениях. Основными видами коллективной работы являются групповая работа, работа в парах, ролевые игры, дискуссии. При групповой работе группе школьников из 5-7 человек поручается общее задание, которое выполняется коллективно, а результат работы оформляется в виде единого ответа. Обычно задания для групповой работы могут быть либо одинаковыми, либо разными для групп класса.

Наиболее целесообразно строить занятия следующим образом. Теоретические разделы освещаются учителем в виде беседы или лекции, далее организуется обсуждение учащимися рассмотренных вопросов - семинар, конференция. Лекции вводят учащихся в существо экологических проблем, а расширение фактической базы знаний об этих проблемах и путях их решения, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы на основе фактов происходит на уроке самостоятельной работы.

На семинарах обсуждают подготовленные учащимися сообщения и доклады. Важнейшая функция семинара состоит в развитии умения самостоятельно формулировать и конкретизировать проблему, обосновывать необходимость и условия ее решения. Затем учащимся предлагается принять участие в дискуссиях по проблемным вопросам темы, либо найти ответы на вопросы в игровой форме.

Важное место в формировании краеведческой культуры занимают ролевые игры, развивающие эмоциональность, творчество, самостоятельность учащихся. Суть человеческой игры в способности приобретения социального опыта принятия краеведческих грамотных решений, усвоения правил поведения в окружающей среде, обстановке. Ролевая игра обязательно предполагает наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Она может быть создана посредством речи, обстановкой, различными аксессуарами. Играющие берут на себя роли воображаемых героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых ролей.

Установлено, что учащиеся лучше отражают то, что хорошо знают, о чем имеют конкретные представления. Воображаемая ситуация дает возможность «совершать» поступки. Необходимым элементом ролевой игры является создание проблемной ситуации, что сопровождается потребностью разобраться в поставленной проблеме, побуждает искать новый способ действия. «Принятие» проблемной ситуации учащимися в игре требует от них не только самостоятельного поиска решения проблемы, но и осознания ответственности. Содержанием ролевой игры становятся, как правило, реальные краеведческие проблемы.

В любой ролевой игре выделяются следующие важные компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностный, оценочный (Рис. 4). Игровые компоненты тесно связаны между собой. Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию игры, включает потребности, интересы, мотивы учащихся в игре.

Мотивационный компонент обеспечивает активность учащихся в игре, связь с другими видами деятельности: учебной, практической. Мотивация закладывается в самом процессе игры и создается с помощью слайдов, кинофрагментов, слов учителя, например: «Давайте представим, что мы находимся в …»

Ориентационный компонент игры включает принятие учащимися игровой задачи. Отсутствие в краеведческой игре игровой задачи превращает ее в обычное задание.

Содержательно-операционный компонент игры опирается на имеющиеся у школьников краеведческие знания, способы деятельности. Любой игре предшествует работа по ознакомлению учащихся с предстоящей деятельностью. В зависимости от характера действий учащимся предлагаются правила, планы, алгоритмы, предписания, с помощью которых осуществляется игровая деятельность. В процессе содержательно-операционной работы осуществляется аналитико-синтетическая деятельность и корректировка деятельности на основе слияния полученного результата и цели.

Ценностный компонент игры обеспечивает высокую степень целенаправленной познавательной активности, включает игровое состояние. На игровое состояние воздействуют элементы соревновательности, занимательности, свободного творчества, положительного эмоционального фона. Именно игровое состояние позволяет знаниям превращаться в личностные.

Оценочный компонент обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры.

Выделенные компоненты игры позволяют конструировать разнообразные игры, оценивать их эффективность. Особенностью ролевых игр является их межпредметная направленность. Учащиеся привлекают и перегруппировывают знания из многих предметов. При организации ролевых игр учитель должен обращать внимание на направленность ролевых игр, так как местные краеведческие проблемы особенно лично значимы для учащихся.

В становлении краеведческой культуры особое место занимают дискуссии. Дискуссии посвящены обсуждению каких-либо спорных (проблемных) вопросов на основе общения с целью выработки правильного решения. Отличительными чертами дискуссии выступают равенство позиций участников общения, наличие общей эмоционально-духовной атмосферы. Соединение проблемности с групповым обсуждением создает ситуацию «конфликта» идей, придавая экологическим знаниям ценностный лично значимый смысл. Многоаспектный характер экологических проблем позволяет организовать по ним межпредметные уроки-дискуссии, когда группам учащихся следует взглянуть на них с позиций эколога, экономиста, биолога, географа.

Практическая деятельность учащихся. Наиболее гармоничного сочетания теоретической и практической деятельности можно достичь при разработке учебной экологической тропы, местных экскурсионных маршрутов, на которых проводятся учебные экскурсии и наблюдения, осуществляется деятельность детей. Работа способствует развитию мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшении.

Эффективность краеведческого образования можно повысить, используя подход. В учебном процессе используют несколько форм обучения: факультатив, спецкурс, практикум, кружок, олимпиада, ролевые игры и т.п. Названные формы позволяют углубить имеющиеся знания и сформулировать у школьников краеведческое мировоззрение, краеведческие умения и навыки.


6. Источники краеведческой информации.


Краеведческая библиография.

Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы.

Основным объектом краеведческой библиографии служат произведения печати - книги, периодические издания, карты, изобразительная продукция.

Краеведческая библиография весьма разнообразна по виду издания, по назначению и полноте отбора литературы, по периодичности выпуска и охватывающему периоду, по тематике.

Источником библиографической информации о Приднестровской Молдавской Республике, Молдавии являются библиографические отделы библиотек: республиканских, городских, сельских, организаций образования; краеведческие и другие музеи населенных пунктов, высшие учебные заведения, печатные источники.

Основным источником сведений о крае в краеведческой деятельности учителей служат книги, периодические издания (статьи в журналах и газетах) и продолжающиеся издания (сборники трудов и ученые записки научных обществ, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и др.).

Как правило, это книги, в которых рассказывается о различных сторонах развития края - его истории, экономике, культуре, природных богатствах, достопримечательностях, экологической обстановке.

Они могут содержать первичную информацию, но в большинстве случаев обобщают опосредованную информацию, воспринятую и переработанную авторами из источников. Сведения о крае могут содержаться как в специальной литературе, так и в различных центральных и местных изданиях. Литературные источники многообразны: монографии и сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика и издания справочного характера.

Статистические источники краеведения.

Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной статистики. Эти данные могут быть о состоянии населения, хозяйстве, природных объектах, экологической обстановке и др.

К главным статистическим источникам можно отнести ежегодные доклады о состоянии окружающей природной среды в нашей республике.

Картографические источники.

В краеведческих исследованиях карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами. Карты классифицируются по территориальному охвату, по содержанию, по масштабу и по степени схематизации изображения.

Значение карт в краеведческом исследовании не ограничивается лишь их анализом для выявления фактов, характеризующих край, и различного рода взаимосвязей. Карты служат для краеведа важным средством фиксации собранных фактов. Нанеся на карту различные данные о природе, населении, хозяйстве, экологической обстановке, краевед может с помощью карты показать выявленные им взаимосвязи на изученной территории. Важнейшим источником картографической информации является атлас.

Архивные и фондовые материалы.

Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым.

Главная задача в работе с архивными и фондовыми документами - накопление фактических знаний. Работа со всеми видами письменных источников является одним из важнейших направлений самостоятельных исследований школьников во время краеведческой деятельности.

Устные источники.

Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения жизни в самые различные эпохи. Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество - сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.

В качестве устного источника могут выступать и рассказы ныне живущих людей, в памяти которых сохранились сведения о различных событиях истории.

Пользуясь языком, мы постоянно встречаемся с собственными именами, которыми обозначается широкий круг понятий, явлений, предметов. Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике. Для краеведов представляет особый интерес такие разделы, как топонимика и антропонимика. Если предметом топонимики является происхождение, содержание и закономерности развития географических названий, то антропонимика изучает собственные имена людей. Названия - это вечные памятники своей эпохе и как таковые имеют право на самое пристальное внимание и исследование со стороны краеведов.

Памятники истории и культуры как источник краеведения

Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности.

Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер содержащейся в ней информации тоже не одинаков и зависит от вида памятника.

Необходимость получения совокупности фактов обязывает к широкому и тщательному изучению круга источников, поиску причинно-следственной связи между событиями, определению места данного факта в цепи других.

Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний

Важнейший источник краеведческих знаний - непосредственное изучение природы и отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий, краеведческих экспедиций. Главными целями таких поездок и экскурсий являются:

- определение местоположений достопримечательностей природы (уникальных и других видов растений, мест гнездования птиц, геологических обнажений и др.) и проведение наблюдений за ними;

- наблюдение явлений и процессов природы;

- изучение состояния охраняемых объектов природы с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории республики;

- изучение источников загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и экологических последствий деятельности человека (образование оврагов, оползневые процессы, заболачивание и др.).

Таким образом, в каждом уголке республике существует достаточно обширная и разнообразная информация краеведческого характера. Эту информацию следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях.


7. Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов

Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем.

Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов:

- изучение литературы способствует увеличению интеллектуального багажа ученика и, прежде всего специальных знаний;

- изучение литературы улучшает навыки работы с источниками, создавая базис для последующего написания работ более высокого уровня;

- реферат является индикатором аналитических и синтетических (способность к обобщению) возможностей учащегося, показывая педагогу направления работы по совершенствованию личности ученика как возможного будущего молодого ученого.

К написанному реферату предъявляются следующие основные требования:

а) объем реферата должен быть не менее 10-15 машинописных страниц и оформлен в машинописном виде;

б) в структуре реферата должны быть содержание, введение, заключение, список литературы, основная часть, включающая не менее трех разделов;

в) список использованных источников должен включать не менее 5 источников;

г) в реферате желательно поместить рисунки, графики, таблицы, фото и другие иллюстрации;

д) каждый раздел реферата должен заканчиваться собственным кратким выводом учащихся.

Доклад - конспективное переложение содержания документа, связанного с изучением и обработкой документов и других литературных источников, с целью извлечения из них наиболее существенных сведений и (или) их обобщения.

Доклад, как и реферат, является значительным элементом образовательного процесса с присущими ему своеобразными аспектами, позитивного влияния.

Но доклад еще в отличие от реферата, еще нельзя назвать научно-исследовательской работой, т.к. существует ряд отличий по предъявляемым к докладам требований:

а) по объему доклад меньше реферата;

б) по содержательному изложению материала;

в) по предъявляемым требованиям к оформлению.

Примерная тематика рефератов и докладов краеведческого характера для учащихся старших классов приводится в Приложении 1.

Таким образом, рефераты и доклады являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они позволяют более глубоко изучить вопросы и проблемы родного края.

Заключение

Актуальность комплексных проблем краеведения, объективная потребность их разрешения в целях обеспечения благоприятных условий существования настоящих и будущих поколений ставит перед школой новые задачи краеведческого образования и воспитания учащихся. На современном этапе взаимодействия общества и природы нельзя ограничиться только развитием чувства любви к природе у каждого человека. Главным является воспитание ответственности за состояние окружающей среды.

Укрепление бережного отношения школьников к окружающей природе тесно связано с формированием не только системы знаний, но и определенных навыков, привычек, умений. Ответственное отношение школьника к окружающей среде проявляется в трех сферах: в культуре индивидуального поведения; в активном участии по выполнению общественно полезного труда по защите, уходу и улучшению природного окружения; в активной пропаганде современных идей охраны природы.

Изучая на уроках проблемы окружающей среды на глобальном, региональном и национальном уровне необходимо их увязывать с краеведческим материалом. С учетом этого важно сочетать отражение этих уровней, как в учебном содержании, так и в организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимо разрабатывать сочетание таких методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствовали бы накоплению опыта принятия решений по отношению к окружающей природной среде и выработке необходимых умений в условиях игровой, пропагандисткой и трудовой деятельности.

В старших классах средней школы изучение местных краеведческих проблем возможно и реально, необходимо только использовать в первую очередь краеведческий материал.

Для того чтобы обучение было интересным, учителю совместно с учащимися необходимо провести серьезную предварительную работу: определить состав участников, принимающих участие в краеведческой работе, дать ученикам определенные задания.

Ученики должны при помощи учителя самостоятельно сконструировать свои выступления сообщения. Сообщение не следует превращать в простой пересказ прочитанного или выученного. Целесообразно в процессе подготовки использовать периодическую печать. В газетных статьях, как правило, приводятся новейшие данные, сведения о выносимых на обсуждение проблемах. Важнейшими источниками являются официальные документы, материалы природоохранных ведомств.

В процессе занятия обсуждаются основные проблемы. Поиск решений осуществляется путем обсуждения, дискуссии.

В заключительный период проводится анализ результатов делового эффекта (подведение педагогических и воспитательных итогов).

Таким образом, используя краеведческие материалы в учебном процессе, можно решить несколько учебно-воспитательных задач:

1) более глубокое познание природы своей местности и ее проблем;

2) формирование краеведческой культуры, воспитание бережного отношения к природе;

3) развитие альтернативного краеведческого мышления;

4) выработка умения принимать ответственные решения, вести корректно дискуссию, умение аргументировано отвечать на вопросы и др.

Список использованных источников


  1. Жанры информационной литературы: обзор, реферат. - М: Книга, 1983.

  2. Иванов П.В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие. Петрозаводск. ПГУ, 1997.

  3. Кочетков В. Рассуждение о пользе и вреде рефератов // Голос - 01.02.01г.

  4. Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.

  5. Куразов Н. Ф. Методика преподавания географии. М., Учпедгиз, 1950.

  6. Матрусов И.С. Школьное краеведение // География в школе. - 1963. - №3.

  7. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеообразовательной школе: Пособдля учителей. - М.: Просвещение, 1979.

  8. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 1974.

  9. Строев К.Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 1967.

Приложение 1

Примерные темы рефератов и докладов по географическому краеведению для учащихся старших классов


  1. Полезные ископаемые Поднестровья.

  2. Природа и биоразнообразие Поднестровья.

  3. Редкие и исчезающие животные Поднестровья.

  4. Особо охраняемые природные территории Поднестровья.

  5. Редкие и исчезающие растения Поднестровья.

  6. Загрязнения воздушной среды Поднестровья.

  7. Использование и изменение водных ресурсов на территории Поднестровья.

  8. Почвы Поднестровья как абиотический фактор среды обитания живых организмов.

  9. Климат как экологический фактор, определяющий среду обитания растений и животных Поднестровья.

  10. История развития органического мира Поднестровья и биоразнообразие.

  11. Экологические проблемы использования водных ресурсов в ПМР.

  12. Экологическое состояние растительного и животного мира ПМР.

  13. Рельеф и геологическое строение как экологические факторы среды обитания растительного и животного мира Поднестровья.

  14. Экологическое состояние среды г. Бендеры.

  15. Влияние среды обитания на здоровье человека (на примере регионов ПМР, микрорайонов г. Бендеры).

  16. Лесные экосистемы Поднестровья.

  17. История взаимодействия человека с природой на территории Поднестровья.

  18. Экологическое состояние р. Днестр (или какого-либо ручья на выбор учащегося).

  19. Основные типы естественных экосистем Поднестровья.

  20. Основные типы искусственных экосистем Поднестровья.

  21. Природоохранные традиции в обычаях и фольклоре народов населяющих Приднестровье (по материалам музея национальной культуры).

  22. Качество питьевой артезианской воды и здоровье населения в г. Бендеры.

  23. Загрязнение почв Приднестровья.

(Поднестровье = Приднестровье =. Бендеры и т.д.)

Рис. 1. Организационные формы Краеведения и их структура.


Краеведение

Государственное

Школьное

Общественное

Краеведческие музеи

Исследовательские институты

Школы,

организации

дополнительного образования



Станции,

Клубы,

Общественные организации

Музейное

Региональное

Туризм

Самодеятельное

Детские экскурсионно-туристические станции

Учебное (программное). Задачи и содержание определяются учебной программой

Непрограммное (внеклассное). Задачи и содержание определяются учебно-воспитательным планом школы.

Урочное

Внеурочное

Туристические походы

Экспедиции

Краеведческий кружок




Рис. 2. Одна из примерных систем школьного краеведения

Природоведческое

ФольклорноеШкольное краеведение

Географическое

Биологические

Литературное

Историческое

Экологическое


Рис. 3. Методы и формы обучения в краеведении (Сафиуллин, 1979).

Учебный процесс

Внеклассные мероприятия

Методы

Формы

Методы

Формы

Объяснительно-иллюстратив-

ный

Урок

Кружок

Литературно-статистический

Частично-поисковый

Экскурсия

Экскурсия (поход, экспедиция)

Визуальные наблюдения

Работа с краеведческой литературой

Факультатив

Олимпиада, конференция, вечер и т.д.

Полевые исследования

Исследовательский

Картографическая работа




Рис. 4. Составные части ролевой игры.

Мотивационный компонент

Ролевая

игра

Содержательно-операционный

компонент

Ориентационный компонент

Ценностный

компонент




© 2010-2022