Использование электронных презентаций на уроке географии

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и химического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.    Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивну...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Широковская ОШ

Учитель географии,

специалист II категории

Тисняк М.Н.

«Использование электронных презентаций на уроке географии»

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и химического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация - вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

За многие годы работы учителя накопили богатый материал использования технических и дидактических средств в обучении школьников. Например: кодоскоп, доска, видеомагнитофон, таблицы, схемы, модели, портреты ученых, слайды. Насколько они устарели сегодня, и есть ли смысл их заменить на более современные. Попробуем подойти к целесообразности применения электронной презентации на уроке, анализируя сначала применение классических средств обучения.

Есть положительные и отрицательные стороны в применении презентаций в сравнении с имеющимися средствами обучения. Попробуем проанализировать некоторые из них. Кодоскоп явно проигрывает слайдам по красочности, трудоемкости нанесения информации.

Видеофильм равнозначно может быть использован и как самостоятельное средство обучения и как часть презентации. Вместе с тем, в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5 минут). Видеофильм продолжительностью в 20-30 минут лучше включить отдельно, как основную часть сценария видеоурока.

Таблицы и схемы в виде плакатов, если используются в единичном или в небольшом количестве, могут быть и предпочтительнее, т.к. внимание учащихся сконцентрировано на данном объекте. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и предпочтение можно отдать презентации.

Учителя на уроках часто раздают задания на карточках, т.е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи - весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером.

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал - да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, делая записи на доске, тоже может выступать только констататором фактов, но внешняя его позиция является активной, он вынужден вести живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую «профессиональную лень» - учитель не импровизирует на уроке, не хочет что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос «можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?».

Таким образом, применение на школьном комбинированном уроке презентации целесообразно с целым рядом оговорок, и не на каждом уроке.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации, на наш взгляд, является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят :

  • стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

  • дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

  • нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

  • сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

  • составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;

  • при выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

  • наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем;

  • белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля;

  • любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

  • фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

  • большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;

  • любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания;

  • включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.


МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ: ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ


Презентация к уроку имеет два равноправных предназначения.

Первое - облегчение процесса усвоения материала учеником, создание у него целостного образа изучаемого на уроке предмета или явления. Это достигается с помощью подачи информации в различном виде (текст, рисунки, фотографии, схемы, карты, графики, диаграммы, чертежи, анимация, видео-, аудиоматериалы). Второе - облегчение процесса подачи материала для учителя. Вместо долгого объяснения явления можно показать его фотографию, вместо рисования чертежа или решения примера на доске можно показать процесс рисования и решения на слайдах. Для облегчения и ускорения процесса создания презентации предлагаем типовые правила подготовки презентации к разным этапам урока комбинированного типа.

1. Организационный момент

При проведении организационного момента презентация используется, в основном, для оглашения темы урока. Тема урока должна быть размещена на отдельном слайде, написана крупным шрифтом. Рекомендуется разместить под темой иллюстрацию, характеризующую тему урока.

2. Проверка домашнего задания

В процессе проверки домашнего задания можно использовать один-два слайда презентации с вопросами, на которые требуется ответить ученику. Для проверки знания географической номенклатуры следует использовать соответствующую контурную карту, размещенную на отдельном слайде.

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

В процессе актуализации знаний необходимо повторить усвоенные знания ученика, которые являются необходимыми для изучения данной темы. Например, для изучения природных зон Африки необходимо знать основные типы почв на всѐм материке, а также растительный и животный мир. Можно поместить соответствующую таблицу или схему на слайде презентации и предложить заполнить еѐ устно.

4. Мотивация учебной деятельности

Мотивировать любую деятельность ученика можно при помощи разнообразных иллюстраций или фактов, которые помогут заинтересовать ученика и подтолкнуть его к учебной и познавательной деятельности. Обычно используют материал, который привлекает большое внимание ученика и иллюстрирует значение данной темы для дальнейшей его деятельности.

5. Усвоение нового материала

На этапе изучения нового материала вы можете разместить на слайдах презентации самую разнообразную информацию, которая поможет вам в проведении урока, а детям - в запоминании новой информации. Следует выносить основные термины, тезисы, факты, схемы, картинки, фотографии, карты. Всѐ это позволяет ученикам легче усваивать новый материал.

Слайды, которые вы готовите для пояснения нового материала, являются самыми важными, поэтому необходимо очень внимательно подойти к вопросу их создания и оформления.

Текст на слайдах на этапе изучения материала урока носит подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует представленный текст, или усиливает слайдом устную информацию.

6. Закрепление нового материала

Для закрепления изученного материала можно использовать слайды с вопросами, пустыми схемами, заданиями и терминами, задачи и упражнения.

7. Итоги урока

Для подведения итогов урока обычно достаточно одного слайда, на котором основные выводы представлены списком или же в виде схемы или таблицы.

8. Домашнее задание Для оглашения домашнего задания необходимо использовать один слайд, на котором можно поместить всѐ задание по пунктам, чтобы ученики имели возможность его записать.

Рассмотрев правила того, как следует делать презентацию к уроку, полезно также показать типичные ошибки при создании презентаций.

Ошибка 1. В презентацию не нужно включать информацию о целях, задачах и типе урока. Она не нужна ни детям, ни коллегам на открытом уроке.

Ошибка 2. Не стоит перегружать слайды текстом. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть поменьше. Большое количество текста вызывает раздражение у слушателя

Ошибка 3. На слайды не нужно выносить слова учителя. "Вычисли, проверь, определи, докажи, соедини, отгадай" - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для работы в классе. Исключение - тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 4. Слишком пестрый фон со множеством объектов очень сложен для восприятия детьми. Они будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким. Например, можно наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок "На задний план". Нужно стараться ограничивать себя в использовании ярких, пестрых фонов, особенно если для материала, с которым нужно работать на уроке, вообще не нужен такой фон. Лишние рисунки только отвлекают от изучаемого материала и напрягают зрение детей.

Ошибка 5. Для текста нужно стараться всегда использовать контрастные цвета. Если вы на светло-зеленом фоне напишите зелѐный текст, то дети затратят огромное количество усилий для его прочтения, и в результате в конце презентации у них появится усталость, а впечатление о самой презентации будет негативным. Нужно помнить, что при демонстрации на большом экране контрастность презентации снижается. Чаще всего это вызвано недостаточным затемнением кабинета или же просто невозможностью его затемнения из-за необходимости ведения записей в тетради учениками (вы не можете сделать кабинет очень тѐмным, если на уроке предусмотрена работа с учебником или тетрадью).

Ошибка 6. Не стоит устанавливать ко всем объектам интересные анимационные эффекты - выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Использование анимации затягивает урок и отнимает время (например, на использование анимации падающих букв для названия темы урока уходит в три раза больше времени, чем на простой еѐ показ и чтение). Также анимация очень отвлекает детей и мешает концентрироваться на главном. Поэтому, если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например письмо от героя с эффектом "пишущей машинки" или появление картинки, ответа, то использовать их не нужно. Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе при смене слайда появляется сначала чистый слайд, а потом выползает название, или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть. Это забирает время и воспринимается крайне плохо. Это также относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.

Ошибка 7. Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст никак не должны соприкасаться с элементами оформления шаблона. Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и осторожным. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда его можно сделать градиентным из двух оттенков цвета.

Ошибка 8. Очень плохо на слайде воспринимается разный иллюстративный ряд. Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки. Однако это допускается и рекомендуется делать, если вы хотите отобразить разные аспекты одного и того же объекта, например демонстрировать схему предмета или явления и тут же показать его фотографию, как объект выглядит в природе.

Ошибка 9. При создании презентации нужно помнить, что показывать еѐ вы будете в классе, и не все дети будут сидеть близко к экрану. Минимальный размер шрифта для презентации - 28-й. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации.

Каждая электронная презентация, подготовленная к уроку, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой - отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале - предмета).

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  • обложка;

  • титульный слайд;

  • оглавление;

  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

  • словарь терминов;

  • справочная система по работе с управляющими элементами;

  • система контроля знаний;

  • информационные ресурсы по теме.

При этом содержательное наполнение указанных слайдов может быть прокомментировано следующим образом.

Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).

Титульный слайд должен включать:

  • название темы;

  • информацию об образовательном учреждении;

  • сведения об авторе;

  • дату разработки;

  • информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.

Оглавление является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).

Оглавление может представлять сокращенное графически-текстовое изображение содержания, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания презентации с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию.

Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала.

Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальных гиперсвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Тем не менее, не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т.д. Такое «удобство» нарушает последовательность изложения учебного материала и приемлемо только для энциклопедий или справочников. В свою очередь, содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функции базовых конспектов, должны провести обучающегося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний.

Каждый слайд, презентующий учебный материал, как правило, содержит:

  • область отображения местоположения страницы в контенте презентации;

  • одно или несколько текстовых полей. Текст может включать небольшие графические вставки (формулы, графики, таблицы и т.п.);

  • область для размещения элементов управления на странице.

Следует выделить наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации [8]:

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

  • объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

  • каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста;

  • основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке абзаца). Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца;

  • предпочтительнее использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

  • при проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах);

  • вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок;

  • графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. При этом большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков (графиков, схем, фотографий), оформляемом в виде самостоятельного модуля презентации. На элементы этого альбома возможна ссылка с других слайдов через гиперссылки или с помощью специальных кнопок.

Детские презентации

Составление электронных презентаций учащимися - один из видов домашнего задания

Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего, учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема - это или конспекты 1-2 книг, или взятые из интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимся. Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5-10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимся, иногда, он остается вовсе не прочитан, а только «просмотрен» учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность.

Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила - презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.

Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайде, основной текст, но также небольшого объема разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, особенно, если учитель предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т.д. Поэтому первым, и самым существенным, этапом в переходе на новый вид работы мы считаем создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по предмету. Сбор такого банка - процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь - первые помощники.


© 2010-2022