- Преподавателю
- География
- Отчет о самообследовании при аттестации
Отчет о самообследовании при аттестации
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Амаев А.Н. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отчёт о самообследовании
педагогической деятельности учителя географии
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Амаева Арсена Наримановича
Закончил Дагестанский государственный педагогический институт, гео-английский факультет. В 1984 году получил диплом: по специальности «учитель географии и английского языка». school2-megion.ru/index/0-102 Работаю учителем 27 лет, из них пятнадцатый год в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» города Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Мое педагогическое кредо могу выразить словами Д.И. Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…», так как считаю, важно не только дать багаж знаний, но и научить добывать их и использовать. Согласно Стратегии развития образования в ХМАО-Югре до 2020 года, одно из направлений в области задач стоит развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Выбранная мною тема самообразования: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время». Для качественного выполнения своей педагогической деятельности, мною поставлены задачи:
1. Создание необходимых условий для развития способностей учащихся.
2. Формирование проектного мировоззрения и мышления.
3. Формирование познавательных мотивов учения.
4. Обеспечение целостности педагогического процесса, осуществления в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Подготовить выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит от деятельности учащихся, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы, а также от совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
В своей работе я стараюсь использовать активные формы и методы обучения, которые способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.
Эффективно вести работу в этом направлении мне помогают курсы повышения квалификации: «Организация исследовательской деятельности школьников в условиях Федеральных государственных стандартов в контексте основного общего образования», 2012г., 72 часа, «Преподавание географии в общеобразовательной школе с учетом региональной составляющей. Подготовка детей к участию в конкурсном олимпиадном движении», 72 часа. school2-megion.ru/index/0-102
Мной разработаны рабочие программы к учебникам: 6класс - География. Начальный курс под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География», 7 класс: География материков и океанов под редакцией Коринская В.А., 8 класс: География. природа России под редакцией Н.И.Бариновой в соответствии с авторской программой основного общего образования по географии 5-9 классы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина. school2-megion.ru/index/0-102
Сегодня перед школой стоят задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Современный ученик предъявляет к учителю новые требования. Для достижения успеха необходимо глубокое знание предмета, широта кругозора, серьёзное, уважительное, партнерское отношение к ученику. В своей работе применяю парные и групповые формы работы, индивидуальные задания. На уроках географии использую такие методы, как: дискуссия, ролевая игра, телемост, творческие задания, самопроверка и взаимопроверка, составление кроссвордов, тестирование. Использование современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения, игровых технологий, кейс метода помогает осуществлять качественное усвоение знаний по предмету. Конечно, современный образовательный процесс трудно представить без информационно- коммуникационных технологий: разработаны интерактивные тесты и кроссворды в программе Hot Poteitos по теме: Страны Европы, Китай, Индия, США и другие, презентации по теме: Глобальные проблемы человечества, Япония, Течения в океане,
Использование психолого-педагогическую диагностику интеллектуальных, организационных и коммуникативных умений М. Ступницкой (Приложение 1), помогает осуществлять дифференцированный подход при отборе форм и методов в работе с учащимися.
Проектно-исследовательский метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа развивает их воображение, логическое мышление, умение видеть причинно-следственные связи, делать выводы. Тему проектов для внеурочной работы, с моей помощью выбирают учащиеся. После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации. В 10-11 классах по курсу «Экономическая и социальная география мира» учащиеся выполняют проекты по изучению стран, народов населяющих эти страны, культуре, быту и традициям этих народов. Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин: знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны; созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии; ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Используя метод проектов на уроках географии, я пришел к выводу, что метод эффективен и результативен; проектно-исследовательская технология всегда должна работать на результат и умело сочетается и с другими технологиями. Свои работы ребята представляли на школьном уровне, в 2010г. семиклассник занял 2 место в VII научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» с работой «Русский Крест», 2015г. ученица 7 класса получила номинацию «Юный исследователь» за работу «Загадки Атлантиды». За качественную подготовку участников научно-практических конференций отмечен грамотой: school2-megion.ru/index/0-102. Научно-исследовательские работы учеников опубликованы на методическом сайте NUMI numi.ru/listedit.php/
Активно использую такую форму работы, как создание тематической презентации. Такие презентации дети создают по моему заданию. Особенно активно это делают учащиеся 7 классов при изучении животного и растительного мира материков, населения и стран. В работе использую, как традиционные, так и современные оценочные средства. Это - разноуровневые тесты, кейс-метод, метод проектов и другие. В процессе обучения применяю цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные электронные учебники (Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия), интерактивные карты, электронный журнал с приложением «География» издательского дома «Первое сентября». В межаттестационный период наметилась положительная динамика результатов обучения:
Результаты профессиональной деятельности:
Год
Качество
Успеваемость
2010-2011
70,2
100
2011-2012
71,1
100
2012-2013
72
100
2013-2014
74.2
100
2014-2015
76,5
100
Высоких результатов добились учащиеся и в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии:
Год
Результат участия в олимпиаде
Уровень
2010-2011
Ткачук Н. 7 кл.-1 место; Гордеев Е. 8 кл. - 2 место
Муниципальный
2011-2012
Ткачук Н, 8кл.-1 место, Гордеев Е. 9кл.-3 место
Муниципальный
2012-2013
Видманов Е. 10 кл.- 1место
Муниципальный
2013-2014
Гордеев Е.11 кл.-1 место; Абречко А.11кл.-2 место
Муниципальный
school2-megion.ru/index/0-102
Учащиеся активно принимают участие в интернет - олимпиадах и конкурсах, таких, как: Всероссийские дистанционные викторины «Великие сооружения: прошлое и настоящее», «Чудеса Природы», "Обитатели морских глубин", экологический калейдоскоп - композиция «Голубые очи планеты», I Всероссийская дистанционная предметная олимпиада «Ростконкурс», Олимпиада УРФО (Приложение2) В проводимой Нижневартовским государственным гуманитарным университетом районной олимпиаде по туризму, мои ученики занимали призовые места. (приложение 3).
Свой опыт работы стараюсь передать своим коллегам по школе, городу. В 2011, 2013 и 2014 годах принял активное участие в проведении городских семинаров «Мировозрение и культура учителя» в рубрике «Исцели себя сам». С 2014 года вхожу в состав рабочей группы по разработке Основной образовательной программы основного общего образования. С 2012 года - руководитель школьного методического объединения. Совместно с коллегами составляем план работы методического объединения, корректируем рабочие программы, проводим анализ работы, планируем предметные недели, обмениваемся опытом работы. С 2009 года член предметной комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа олимпиады школьников.
Как заведующий кабинетом подобрал большой дидактический материал по всем классам: разработки уроков по темам: «Атмосфера», «Реки», «Масштаб», «Климат и внутренние воды Австралии», «Природные зоны Южной Америки», «Страны Южной и Юго-Восточной Азии», «Географическое положение России», «Растительный и «Животный мир России и ХМАО» и др. Подборка тематических тестов, контрольных работ, материал по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, материал по внеклассной работе. Ежегодно выполняю функции классного руководителя. Начинаю работу с классом с изучения уровня социализированности коллектива учащихся по методике Рожкова М.И. На начало учебного года, из 20 учащихся класса высокая степень социализированности у 12, средняя степень развития социальных качеств у 7 учащихся и низкая у одного. В 2013г. прошел курсовую подготовку «Профилактика распространения наркомании и связанных с ним правонарушений», «Особенности наркомании среди несовершеннолетних», которая помогла мне в работе с классным коллективом по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни. school2-megion.ru/files/amaev/amaev_kursy13_2.jp. В результате созданы необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Разработана программа воспитательной работы на 5-9 класс. Сплоченность работы коллектива обусловлена тесным сотрудничеством с родителями, которые участвуют в подготовке воспитательных мероприятий. Организована внеурочная и внеклассная воспитательной работа учащихся. Все учащиеся класса посещают спортивные секции или кружки разного рода. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. Организована работа с социальными партнерами: «СОК Жемчужина» дает возможность учащимся класса посещать бассейн, тренажерный зал, что способствует сплочению коллектива и формированию здоровых привычек, активного образа жизни. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий, и я как классный руководитель тесно сотрудничаю с учителями. Часто общаюсь с родителями, информирую их об учебной работе и поведении детей, намечаю пути совместной деятельности по их воспитанию. Родительские собрания посещают все родители.
Приложение 1
2010г 5в
% детей имеющих:
Интеллектуальные УН (%)
Организационные УН (%)
Коммуникативные УН (%)
Высокий уровень
33,33
0
0
Средний уровень
61,9
95,23
95,23
Слабый уровень
9,09
9,09
9,09
2011г 6в
% детей имеющих:
Интеллектуальные УН (%)
Организационные УН (%)
Коммуникативные УН (%)
Высокий уровень
14,28
0
4,76
Средний уровень
76,19
95,23
85,71
Слабый уровень
9,52
4,761
9,52
2012г 7в
% детей имеющих:
Интеллектуальные УН (%)
Организационные УН (%)
Коммуникативные УН (%)
Высокий уровень
16,66
4,16
16,66
Средний уровень
70,83
83,33
66,66
Слабый уровень
12,5
12,5
16,66
2013г 8в
% детей имеющих:
Интеллектуальные УН (%)
Организационные УН (%)
Коммуникативные УН (%)
Высокий уровень
25
0
25
Средний уровень
62,5
87,5
50
Слабый уровень
12,5
12,5
25
2014г 9в
% детей имеющих:
Интеллектуальные УН (%)
Организационные УН (%)
Коммуникативные УН (%)
Высокий уровень
54,16
10
58,33
Средний уровень
39,16
83,33
35
Слабый уровень
6,66
6,66
6,66
Приложение 2.
Участие в дистанционных олимпиадах
№
п.п
Олимпиада
Сроки
Уровень/адрес
Кол-во
участников
Классы
Результат
1
Всероссийская дистанционная викторина «Великие сооружения: прошлое и настоящее»
Февраль, 2011 г.
Всероссийская
farosta.ru
География - 10
7, 8
Гордеев Е., 8б, (I место в школе, I место в регионе, VI место по России)
Ткачук Н., 7б, (I место в школе, I место в регионе, IX место по России)
Ботев А., 8б, (II место в школе, II место в регионе, VII место по России)
Бобожонов Ш., 7б, (II место в школе, II место в регионе)
Энгиноев К., 7б, (II место в школе, II место в регионе)
Пишунова Я., 8б, (III место в школе, III место в регионе)
Рыбка М., 8б, (III место в школе, III место в регионе)
2
Всероссийская дистанционная викторина «Чудеса Природы»
Февраль 2011
Всероссийский
mir-konkursov.ru/arhiv/view/?kid=42
2
7
Сертификаты участников
3
Всероссийская дистанционная викторина "Обитатели морских глубин" (5-9 кл.)
Апрель 2011
Всероссийский
farosta.ru/kon/obitateli-morskikh-glubin-5-9-kl-11.html
12
6, 7, 8
Сертификаты участников
4
Всероссийский турнир для обучающихся 5-6 классов
Апрель 2013
Всероссийский
perspektiva-omsk.ru
11
5-6
Сертификаты участников
5
Экологический калейдоскоп - композиция «Голубые очи планеты»,
Май 2014
Всероссийский
6
7а
Сертификаты участников
6
I Всероссийская дистанционная предметная олимпиада «Ростконкурс»
Февраль 2015
rostkonkurs.ru
31
7
I место по РФ - Маноле Р.
7
Олимпиада УРФО
Декабрь 2014
11
6б
сертификат
Приложение 3.
Результаты участия в олимпиаде по туризму в рамках «Недели студенческой науки в НВГУ» г. Нижневартовск.
год
Количество участников
Призеры
Уровень
2013
3
Ткачук Николай 1 место
Окружной
2014
4
Ткачук Николай 1 место
Гордеев Евгений 2 место
Окружной
2015
3
Андреев Илья 1место
Ткачук Николай 2 место
Энгиноев Казбек 3 место
Окружной
8