- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трефилова Т.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
-
Учебная программа МОКУ СОШ п. Зенгино на учебный год.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 - 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
-
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
-
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
-
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» учебный план школы отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV - «Хозяйство России», V - « География крупных регионов России».
После изучения раздела III- «Население России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Кировской области»
Четыре раздела изучаются в 8 классе и 2 раздела (продолжение IV - «Хозяйство России» и полностью V - « География крупных регионов России») в 9 классе.
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений - постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не 30% учебного времени соответствующей программы. Оценочные работы составляют около 50% работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации:
-
субъекты Российской Федерации;
-
пограничные государств;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-
границы часовых поясов:
-
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
распределение рек страны по бассейнам океанов;
-
основные области современного оледенения и крупные ледники:
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
примеры рационального и нерационального размещения производства;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
-
страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
-
Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.)
в 8 классе 2014- 2015 учебный год 68 уроков (2ч/н)
Программа Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России,-М.:Издательство ЭКЗАМЕН, 2008
Основная литература Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.
География России. 8 класс. Контурные карты. - М.: Дрофа
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
урока
Тема урока
Вид занятия
Кол-во часов
Практическая
работа
Планируемые результаты освоения материала
Д/З
§
Дата
План
Факт
Введение - 1 урок
1-1
Россия на карте мира.
ИНМ
1
с.7
Раздел № 1 Россия на карте мира.13 часов
2-1
Географическое положение как зеркало России.
ИНМ
1
уметь:
показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение России;
показывать на карте крайние точки страны;
оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.
1
к/к 9 класс стр. 1
3-2
Особенности физико-географического положения России.
КУ
1
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
к/к - крайние точки, океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, проливы
2, к/к стр. 1
4-3
Экономико - и транспортно- географическое положение России.
ИНМ
1
3
5-4
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
ИНМ
1
4
6-5
Зачет по теме «Географическое положение России»
УПЗ
1
7-6
Государственная территория России.
ИНМ
1
5
8-7
Российское пространство: вопросы и проблемы.
КУ
1
Анализ карт учебника для определения северности территории России, экономической эффективности территории России и ряда крупных государств.
6
9-8
Государственные границы России.
Типы и виды российских границ.
УПР
1
Обозначение на К/К пограничных стран.
уметь:
показывать границы России и пограничные страны;
приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
давать оценку и приводить примеры изменения знания границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.
7, к/к
10-9
Сухопутные и морские границы России.
УПР
1
8
11-10
Россия на карте часовых поясов.
КУ
ПЗ
1
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ.
уметь:
определять разницу во времени пo карте часовых поясов;
приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.
9, к/к
12-11
Этапы и методы географического изучения территории.
ИНМ
1
уметь:
приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;
обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.
10, доклады
13-12
Особенности административно-территориального устройства России.
ИНМ
1
11,
к/к 9 класс стр. 2-3
14-13
Контрольная работа№ 1 «Россия на карте мира»
УПЗ
1
уметь:
объяснять сущность основных понятий и представлений раздела;
определять основные особенности географического положения России;
перечислять факторы физико-географического положения, оценивать особенности географического положения России и размеров ее территории;
показывать границы России и пограничные страны, 1вать оценку их возможных взаимосвязей;
сравнивать географическое положение России и других стран;
определять поясное время;
читать и анализировать тематические карты, делать выводы.
Раздел 2. Природа России - 28 уроков
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. - 5 уроков
15-1
Геологическая история и геологическое строение территории России.
ИНМ
1
Анализ геохр. таблицы
(в учебнике)
уметь:
читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.
12,к/к
16-2
Рельеф России.
КУ
1
№3 описание формы рельефа
уметь:
показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.
13
к/к стр. 2-3
17-3
Как и почему изменяется рельеф России.
КУ
1
уметь:
приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;
показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
называть меры безопасности при стихийных явлениях;
давать характеристику рельефа своей местности;
объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.
14
18-4
Стихийные природные явления в литосфере.
КУ
1
15 к/к стр. 16
19-5
Человек и литосфера.
КУ
ПЗ
1
№4: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
уметь:
показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве и влияния разработки месторождений на окружающую среду;
давать оценку значимости полезных ископаемых для развития хозяйства;
оценивать условия добычи разных видов полезных ископаемых.
16
к/к
Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 7 уроков
20-1
Факторы, определяющие особенности климата России.
КУ
1
№5: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
уметь:
приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
давать оценку климатических особенностей России. уметь: приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).
17, стр80-84
21-2
Факторы, определяющие особенности климата России.
КУ
1
17
22-3
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
КУ
1
№6: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
уметь: определять по картам температуры воздуха и количество осадков;
показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами;
объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.
18
23-4
Сезонность климата.
ИНМ
1
19
24-5
Типы климатов России.
КУ
1
уметь:
называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;
давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;
приводить примеры климата во времени
20,
к/к стр. 4-5
25-6
Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
ИНМ
1
21
26-7
Климат и человек.
УПР
ПЗ
1
№7: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)
уметь:
приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;
приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края);
называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;
давать оценку разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.
22
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 4 урока
27-1
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
КУ
1
№8: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
уметь:
показывать реки России на карте;
объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
давать описание реки своего края;
давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования
23, к/к
28-2
Озера и болота.
Подземные воды.
КУ
1
уметь:
показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
давать характеристику наиболее крупных озер страны.
24, к/к
29-3
Ледники.
Многолетняя мерзлота.
КУ
1
24
30-4
Водные ресурсы и человек.
КУ
1
№9: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата
уметь:
показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края
25
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы - 3 урока
31-1
Почва - особое природное тело.
Образование почв и их разнообразие.
ИНМ
1
уметь:
объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
называть факторы почвообразования;
объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
26
32-2
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.
КУ
1
№10: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.
уметь:
называть главные свойства основных типов почв;
определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;
давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования.
27
33-3
Почвенные ресурсы России.
ИНМ
ПЗ
1
уметь:
приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.
уметь:
объяснять необходимость охраны почв;
приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
объяснять значение мелиоративных работ;
приводить примеры комплексной мелиорации земель
28
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. - 3 урока
34-1
Растительный мир и животный мир России.
КУ
1
уметь:
приводить примеры приспособленности животных к разным условиям обитания;
называть наиболее характерных для каждой природной зоны животных;
объяснять значение животного мира в природе и жизни человека;
объяснять различия растительного и животного мира разных частей страны.
29
35-2
Растительный мир и животный мир России.
КУ
1
№11: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК.
29
36-3
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
КУ
ПЗ
1
30
Тема 6. Природное районирование - 8 уроков
37-1
Разнообразие природных комплексов.
ИНМ
1
уметь:
приводить примеры свойств ПТК;
читать карту устойчивости ПТК;
прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
анализировать карту устойчивости ПК.
31
38-2
Природно-хозяйственные зоны России.
КУ
1
№12: Описание таежной зоны России
уметь:
называть и показывать по карте природные зоны России;
объяснять особенности размещения природных зон;
называть основные причины зональности природы;
приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;
делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.
32
39-3
Арктические пустыни, тундра, лесотундра
КУ
1
уметь:
показывать северные природные зоны на карте;
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов
33
40-4
Разнообразие лесов России.
КУ
1
уметь:
приводить примеры значения растительного мира в жизни людей;
объяснять смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток
уметь:
объяснять значение лесов в природе и жизни человека на конкретных примерах;
перечислять разнообразные ресурсы леса;
называть области применения древесины;
определять и показывать на карте лесодефицитные и лесоизбыточные районы
34
41-5
Лесостепи, степи и полупустыни.
КУ
1
№13: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.
уметь:
показывать зону степей и лесостепей на карте;
давать характеристику основных природных условий;
объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;
перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;
показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;
приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения;
объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов.
уметь:
объяснять особенности природы рассматриваемых зон;
называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.
35
42-6
Высотная поясность.
КУ
1
уметь:
приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;
выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;
оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.
36, текст с ошиб
43-7
Особо охраняемые природные территории.
ИНМ
1
уметь:
объяснять необходимость охраны природы;
называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;
объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;
прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;
оценивать экологическое состояние своего края;
выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.
37 к/к стр. 6
44-8
Контрольная работа № 2 «Природа России»
УПЗ
1
уметь:
объяснять основные понятия изученных тем;
показывать по картам и называть наиболее крупные природные объекты России (горы, равнины, месторождения полезных ископаемых, реки и озера);
приводить примеры влияния основных природных компонентов на жизнь и деятельность населения;
читать и анализировать тематические карты, схемы;
объяснять изменения состояния природных компонентов под влиянием хозяйственной деятельности людей;
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы на примере своего края.
Раздел 3. Население России - 7 уроков
45-1
Численность и воспроизводство населения.
ИНМ
1
уметь:
называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
объяснять содержание понятия "естественное движение населения";
читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
38 к/к 9 класс стр. 4-5
46-2
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.
ИНМ
1
№14: Расчет естественного прироста населения
уметь:
объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
читать диаграммы, графики и статистические материалы, строить на их основе объяснения особенностей половозрастного состава населения России.
39
47-3
Этнический и языковой состав населения. Религиозный состав населения.
ИНМ
КУ
1
№15: Изучение этнич. Состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ
уметь:
объяснять значение новых терминов;
называть крупные по численности народы России;
приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности. уметь:
показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;
приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.
приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
объяснять географическое своеобразие сельских расселений своей местности.
40 к/к 9 класс стр.6
48-4
Городское и сельское население.
КУ
1
№16: Определение различий в расселении населения по территории РФ..
уметь:
раскрывать содержание новых терминов урока;
приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
41
к/к
49-5
Размещение населения России. Миграции населения в России.
УПР
КУ
1
№17: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.
№18: Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
уметь:
раскрывать содержание новых терминов урока;
объяснять причины и основные направления миграции населения России;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны).
42, 43, к/к
50-6
Люди и труд
ИНМ
1
уметь:
объяснять значение новых терминов урока;
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны на основе учебника
44
51-7
Контрольная работа №3: Население России.
УПЗ
1
Социологический опрос: Моя семья
уметь:
объяснять сущность понятий и представлений по разделу "Население России";
называть (и показывать на карте): численность населения России, основные черты его размещения; крупные народы и основные районы их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и городские агломерации страны;
объяснять: различия в естественном и механическом приросте населения России и ее отдельных территорий; особенности размещения населения России, связанные с природными, историческими и экономическими причинами; различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
читать и анализировать тематические карты и графические, статистические материалы, характеризующие население России.
Кировская область. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ.- 5 уроков
52-1
Введение. Заселение территории.
Становление
ИНМ
1
Сравнение площади территории Кировской области с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление плюсов и минусов в ФГП
53-2
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
ИНМ
1
уметь:
читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.
уметь:
показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.
54-3
Климат, внутренние воды, почвы
ИНМ
1
Уметь: давать характеристику климата своей области (края, республики);
оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;
приводить примеры климата во времени
давать описание реки своего края;
давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования
объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования.
55-4
Растительный и животный мир. ПТК.
ИНМ
1
уметь:
приводить примеры приспособленности животных к разным условиям обитания;
называть наиболее характерных для каждой природной зоны животных;
объяснять значение животного мира в природе и жизни человека;
объяснять различия растительного и животного мира разных частей страны.
56-5
Численность и состав населения
ИНМ
1
уметь:
называть численность населения своей области, населенного пункта, сравнивать свою местность с другими районами по показателям численности, половозрастного состава, объяснять выявленные различия;
приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.
составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.
приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
объяснять географическое своеобразие сельских расселений своей местности.
Раздел 4. Хозяйство России - 11 уроков
57-1
Что такое хозяйство страны?
ИНМ
1
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Особенности экономических систем
45
58-2
Как география изучает хозяйство.
КУ
1
№19: Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.
46
59-3
Состав первичного сектора экономики
ИНМ
1
Заполнение табл.:
Структура хоз-ва
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем
47
60-4
Природно-ресурсный потенциал России.
ИНМ
1
48
61-5
Обеспеченность России природными ресурсами.
ИНМ
1
49
62-6
Сельское хозяйство.
ИНМ
1
№20: Составление типовой схемы АПК
50
63-7
Земледелие.
ИНМ
1
51
64-8
Животноводство.
КУ
1
№21: Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства
52
65-9
Лесное хозяйство. Охота.
ИНМ
1
53
66-10
Рыбное хозяйство.
ИНМ
1
54
67-11
Повторение: Географический фактор в развитии общества.
УЗЗ
ПЗ
1
55
68
Итоговая контрольная работа
ПЗ
1
И Т О Г О
68
Практических работ 21
из них оценочных 10
Контрольных работ 4
Проверочных работ 5
Виды занятий: ИНМ - урок Изучения Нового Материала
УЗЗ - Урок Закрепления Знаний
КУ - Комбинированный Урок
УПР - Урок - Практическая Работа
ПЗ - Проверка Знаний (проверочные работы)
УПЗ -Урок Проверки Знаний
Материально- техническое обеспечение
Учебно - практическое оборудование:
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
-
Комплекты географических карт:
-
Печатные демонстрационные пособия (тематические таблицы по разделам курса географии 8 класса)
-
Модели земного шара (Физический глобус)
-
КОЛЛЕКЦИИ:
-
Коллекции горных пород и минералов.
-
Коллекция полезных ископаемых различных типов.
-
Гербарий растений по природным зонам России
-
ПОРТРЕТЫ:
-
Набор «Путешественники»,
-
Набор «Ученые - географы»
-
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.
Учебно-методический комплект / Литература
Программа
-
Сиротин В.И.-Програмно-методические материалы. География России. 8-9 кл./ Сост. В.И. Сиротин-М.: Экопрос, 1999
Основная литература
Базовый учебник
-
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.
-
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003.
Методическое пособие для ученика
-
Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.
-
Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.
-
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
-
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
Инструмент по отслеживанию результатов
работы
-
Жижина Е. А. Контрольно-измерительные материалы 8 класс.-М.: ВАКО, 2012
-
Пятунин В.Б.-Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы.М.: Дрофа, 1996
-
2500 тестов и проверочных работ погеографии-М.: Дрофа, 1999
Учебно-методические пособия
для учителя
-
Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.
-
Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
-
Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
-
Дюкова С.Е. - Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2006.
-
Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.
-
Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.
-
Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.
-
Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)
Дополнительная
литература
-
Арефьев И.П. - Экономика России в опорных схемах и таблицах - М.: НЦ ЭНАС, 2005.
-
Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. - Спб.: Литера, 2009.
Электронные издания
-
География: 8 класс, «1С».
-
География: 9 класс, «1С»
-
Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)
-
Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 8 класс.
Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс
Тема: «Географическое положение»России"
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.