Урок географии по теме Природа Антарктиды в 7 классе

   Урок разработан согласно программе по географии под ред. И.В.Душиной.    Цель урока - создание условий для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме "Природа Антарктиды".    Урок совершенствования ЗУН, с применением фронтальной, индивидуальной формой организации. На уроке  применяется технология проблемного обучения, основной прием обучения - побуждающий диалог.    Урок сопровождается компьютерной презентацией.    
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок подготовила Лопкина Светлана Ивановна

учитель химии и географии

МОУ «Лажъяльская средняя школа» Республики Марий Эл



Природа Антарктиды


Цель урока: создание условий для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»

Задачи урока:

Образовательный аспект:

  • в результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление о своеобразии, уникальности природы материка, подвести учащихся к осмыслению причин своеобразия;

  • показать красоту, величие, неповторимость природы материка.

Развивающий аспект:

  • способствовать формированию общеучебных умений:

учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

учебно-информационных (работать с картами, текстом учебника, тестами);

учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки);

учебно-коммуникативных (умение вести диалог, высказывать свою точку зрения);

  • способствовать развитию кругозора учащихся.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию интереса к познанию природы Земли;

  • воспитывать бережное отношение к природе, понимание ее неповторимости.

Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы для 7 класса, контурные карты, картины, тесты для организации самостоятельной деятельности учащихся, демонстрационная компьютерная техника.

Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Использование педагогических технологий:

  • технология проблемного обучения;

  • технология критического мышления;

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Методы и приемы обучения:

  • проблемный диалог;

  • побуждающий диалог;

  • подводящий диалог;

  • сравнительный метод;

  • кластер.


Ход урока.

Повторение изученного.

Фронтальный опрос.

1. Расскажите о географическом положении Антарктиды.

2. Что такое Антарктика? Что означает это слово?

3. Посмотрите на слайд. Определите, кто эти люди. Какое отношение они имеют к Антарктиде? (Слайд 2)

4. Что означают эти даты? (1820; 14.12.1911; 18.01.1912; 1957-1958). (Слайд 3)

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-целевой этап.

Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о плане изучения, географическом положении, истории открытия материка.

Антарктида - не первый изучаемый нами материк. Как вы знаете, изучение любого материка мы начинаем с географического положения и истории открытия.

- А что же будем изучать дальше?

Правильно, сегодня мы познакомимся с природой Антарктиды.

- Знаете ли вы, что применительно к Антарктиде употребляют много эпитетов:

«Страна под облаками», «Страна морозов и жестокого солнца», «Страна пурги», «Ледяной материк». (Слайд 4)

К концу урока мы должны выяснить, почему употребляются эти выражения применительно к Антарктиде.

Вы знаете, что Антарктида открыта значительно позднее других материков.

- Почему, как думаете?

Действительно, вспомните слова одного из известных мореплавателей того времени: «Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда нетающего снега…»(Слайд 5)

- Кому принадлежат эти строки? Почему он так сказал?



Высказывают предположения: рельеф, климат, органический мир.



Высказывают предположения:

- удаленность от других материков;

- мешают айсберги, нагромождения льда.


Отвечают.

II. Процессуальный этап.

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при изучении природы материка.

Значит, первая особенность природы - ледниковый покров. (Рассказ о толщине льда). (Слайд 6)

- Одна из опасностей, подстерегающих полярников - глубокие трещины во льду. Как они могут появиться?

Дело в том, что лед постоянно движется от центра материка к краям. (Слайд 7)

- Что происходит, когда ледник доходит до окраины материка? Эти образования помешали Д.Куку приблизиться к материку. (Слайд 7)

- Значит, в центре материк освобождается ото льда?

- Зная, что материк покрыт льдом, предположите, какова высота Антарктиды относительно других материков.

Самый высокий материк - следующая особенность.

На каждом материке имеются горы и равнины. Не исключение - Антарктида. Рассмотрим карту подледного рельефа. (Слайд 8)

- Каков рельеф материка?

- Найдите самую длинную горную цепь, самую высокую вершину, глубочайшую впадину, самые большие равнины. Отметьте их в контурной карте.

- На какой тектонической структуре находится материк? (Слайд 9)

- Происходят ли столкновения литосферных плит вблизи материка?

На материке не должно быть сейсмически активных явлений - землетрясений, должен отсутствовать вулканизм. Так ли это? Посмотрите на карту.

Одно из загадочных явлений природы - действующий вулкан Эребус, расположенный на острове в море Росса. (Слайд 10)

Находится он в зоне разломов земной коры - части Тихоокеанского огненного кольца. В кратере этого вулкана постоянно находится озеро расплавленной магмы с уникальным составом.

- Определите высоту и географические координаты вулкана Эребус, отметьте их в контурных картах.

- Что вы можете сказать, отличается ли рельеф Антарктиды от рельефа изученных нами материков?

Итак, рельеф Антарктиды не отличается от других материков.

Что находится подо льдом, мы выяснили.

- А почему же, как вы думаете, материк покрыт льдом?

Действительно, климат Антарктиды очень суров. (Слайд 11)

- Определите среднесуточные температуры зимы и лета; минимальную температуру, зафиксированную на материке.

(Слайд 12)

- Такая же ли температура на побережье?

- Почему на побережье теплее, чем в глубине материка?

- В чем причины суровости климата Антарктиды?

Правильно, к тому же материк находится в поясе постоянно высокого атмосферного давления, где, как вы знаете, воздух опускается вниз, а значит, небо ясное, безоблачное, что способствует выхолаживанию поверхности.

Значит, Антарктида - самый холодный материк.

Но вместе с тем Антарктида имеет что-то общее с самым жарким материком.

- Какой это материк?

Это общее - оазисы.

- Что представляет собой оазис в Африке?

Оазис в Антарктиде представляет собой другое явление. (Слайд 13)

Это пространство, лишенное ледникового покрова и снега. Непременный атрибут оазиса - небольшие озера. Как считают ученые, причина образования оазисов в некоторых местах - благоприятный рельеф, способствующий растеканию ледника.

- Какие общие черты имеют оазисы Африки и Антарктиды?

Другая особенность климата - постоянные ураганные ветра.

- Давайте вспомним, что такое ветер и почему он образуется.

Из-за большой разницы температур на побережье и во внутренних частях материка возникает разница в атмосферном давлении и как следствие возникают ветра большой силы - стоковые. С этой особенностью климата связано строительство особых жилых построек. (Слайд 14)

- В чем их особенности?

Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики.

Предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Смотрите, там, за горизонтом,

Пингвины машут нам рукой.

Не видно? Встаньте, вдаль вглядитесь,

Морозным утром насладитесь.

- Привет, пингвины! - помашите,

Руки в стороны разведите.

Эребус действует, глядите,

Себя руками обхватите.

Но как же холодно, ой-ой!

Покачайте головой.

А теперь - прошу за парты

Ждут нас ручки, книги, карты.

Хоть Антарктида и самый холодный материк, но он не лишен растительности и животного мира. Обратите внимание на картины и фотографии слайдов.

(Слайды 15-20)

Растений мало, типичные - мхи, лишайники, водоросли. Животные - пингвины, ластоногие, киты, кашалоты, птицы.

(Краткий рассказ о пингвинах, ластоногих)

- Почему здесь не обитают растительноядные организмы?

А теперь давайте совершим небольшое путешествие в это необычный мир.

(Видеоролик об Антарктиде youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs)

- Но если Антарктида такой холодный, неприступный материк, что на нем так интересует людей? С какой целью на материке организованы научные станции?




- Знаете ли вы, каких успехов достигли русские ученые в исследовании природы материка? (рассказ о бурении скважины и открытии подледного озера Восток).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Организация работы учащихся по закреплению знаний.

А сейчас ответьте на вопросы теста и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.

- Проверьте свои ответы. Если вы ответили на все вопросы правильно, то усвоили материал на «отлично», пять правильных ответов - показали хорошие знания, если меньше пяти - значит, над материалом предстоит поработать. (Слайд 21)

- Ну и настало время ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока: почему применительно к Антарктиде употребляют следующие выражения:

- «Страна под облаками»,

- «Страна морозов и жестокого солнца»,

- «Страна пурги»,

- «Ледяной материк». (Слайд 22)

Организация работы учащихся по рефлексии.

Молодцы! Поработали мы с вами сегодня очень плодотворно и активно. Пожалуйста, подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании об Антарктиде и заполните кластер.

Домашнее задание: §37 , творческое задание по желанию:1) составить кроссворд по теме «Антарктида»; или 2) написать рассказ-сочинение «Один день в Антарктиде»; или 3) написать стихотворение про Антарктиду; или 4) найти стихотворения, высказывания известных людей про Антарктиду.

До следующей встречи! Успехов вам! (Слайд 22)


Запись в тетрадь: средняя толщина льда 2000 м, максимальная - 4500 м.

Предлагают варианты.

Отвечают: образуются айсберги, которые выносятся в океан.

Предполагают:

-Лед постоянно образуется из напластвований снега.

- Самый высокий материк.

Записывают в тетради.


Анализируют карту подледного рельефа, находят объекты, отмечают в контурных картах. (Трансантарктические горы - продолжение гор Анды, г. Винсон 5140 м, самая глубокая впадина прогиб Бентли −2555 м, равнина Бэрда, равнина Шмидта).

Анализируют тектоническую карту. (Полностью на Антарктической литосферной плите).

Анализируют карту, отвечают: имеются вулканы Эребус, Террор.


Определяют высоту, географические координаты вулкана Эребус, заполняют контурные карты.

Отвечают.


Отвечают.

Работа по климатической карте Антарктиды (средняя t° лета -30°С, зимы -70°С, самая низкая температура зафиксирована на станции «Восток»

-89,2°С).

На побережье летом около 0°С, зимой

-30°С.

Отвечают.

Предлагают варианты.

(- географическое положение, малый угол падения солнечных лучей;

- отражение тепла снегом и льдом).



Отвечают.

Отвечают.



Отвечают.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают картины, фото на слайде.

Отвечают: на сваях, прикреплены к грунту металлическими тросами.


Повторяют действия за учителем.




Рассматривают картины, слайды.


Отвечают.

Просмотр видео.

Работают с текстом учебника, отвечают:

- обнаружены полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, руды цветных металлов, следы нефти и газа, предположительно - золото, алмазы, уран;

- воды богаты рыбой, морскими животными;

- Антарктида оказывает влияние на природу всей поверхности Земли: на изменение уровня Мирового океана, на воздушные массы;

- содержит огромные запасы воды (проекты транспортировки айсбергов);

- содержит богатую информацию об историческом развитии природных комплексов Земли.



Тестовая работа, самопроверка. (Приложение)

Отвечают.




Заполняют кластер «Антарктида», зачитывают.

Приложение

Вариант 1

1. Верно ли утверждение, что в Антарктиде зарождаются самые сильные ветра планеты -

стоковые?

а) да; б) нет.

2. Птицы Антарктики:

а) пингвины; б) поморники; в) клесты; г) страусы; д) буревестники.

3. На одном из островов в море Росса находится действующий вулкан (3794 м.) -

а) Этна; б) Килиманджаро; г) Кракатау; д) Эребус.

4. Благодаря ледниковому покрову, средняя высота Антарктиды составляет -

а) 360 м; б) 750 м; в) 830 м; г) 2040 м.

5. Антарктиду считают « страной морозов », так как:

а) вокруг материка формируется мощное холодное Антарктическое течение; б) в центре

материка формируется область высокого давления; в) зафиксированы очень низкие температуры.

6. Животный мир Антарктиды представлен в основном морскими обитателями, так как:

а) прибрежные моря небогаты планктоном; б) в центре материка очень холодно;

в) годовые температуры на побережье выше, а в морях много рыбы и криля.

Вариант 2

1. Верно ли утверждение, что Антарктида - самый богатый пресными водами материк?

а) да; б) нет.

2. Типичные животные антарктического побережья и вод:

а) киты; б) тюлени; в) белые медведи; г) пингвины; д)северные олени.

3. Самая длинная горная цепь Антарктиды -

а) горы Гамбурцева; б) горы Вернадского; в) Трансантарктические горы.

4. Средняя температура зимы в центре материка составляет:

а) - 30°С; б) - 70°С; в) -10°С; г) 0°С.

5. Антарктида считается самым высоким материком, так как:

а) на материке находится множество горных хребтов; б) здесь находится вулкан Эребус

высотой 3794 м; в) средняя высота материка составляет 2040 м.

6. Растительный мир очень беден и представлен в основном низшими растениями, так как:

а) выпадает мало осадков; б) сильные стоковые ветры мешают растениям прочно держаться за почву; в) среднегодовые температуры очень низки.

Литература:

Видус М.В. Природные условия Антарктиды. do2.gendocs.ru/docs/index-409786.html

И.В.Душина, В.А.Коринская,В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля. М.: «Дрофа»,2008г.

Мещерякова О.Н. Антарктида. zavuch.info/methodlib/142/67248/

Сидорова Т.А. Антарктида - загадочный

край. nsportal.ru/shkola/geografiya/library/urok-antarktida-zagadochnyi-krai

Изображение «Природа Антаркиды» im6-tub-ru.yandex.net/i?id=392328809-17-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=63879093-39-72&n=21

Изображение «Эребус» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=88709119-02-72&n=21

Изображение «Эребус» im8-tub-ru.yandex.net/i?id=43736540-68-72&n=21

Изображение «Эребу»с im3-tub-ru.yandex.net/i?id=177519233-50-72&n=21

Изображение «Эребус» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=109964585-56-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=485127811-11-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» im6-tub-ru.yandex.net/i?id=262635912-70-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=44913642-27-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=54756201-57-72&n=21

Изображение «Оазис» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=499041653-05-72&n=21

Изображение «Оазис» im0-tub-ru.yandex.net/i?id=189884419-33-72&n=21

Изображение «Оазис» im8-tub-ru.yandex.net/i?id=71207694-54-72&n=21

Изображение «Растения» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=479203085-24-72&n=21

Изображение «Растения» im6-tub-ru.yandex.net/i?id=715441468-61-72&n=21

Изображение «Дом в Антарктиде» im5-tub-ru.yandex.net/i?id=235409247-49-72&n=21

Изображение «Птицы» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=73762663-31-72&n=21

Изображение «Птицы» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=332848407-25-72&n=21

Изображение «Птицы» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=80632131-46-72&n=21

Изображение «Пингвины» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=238969344-45-72&n=21

Изображение «Пингвины» im8-tub-ru.yandex.net/i?id=313094787-42-72&n=21

Изображение «Пингвины» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=263775240-62-72&n=21

Изображение «Пингвины» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=3644691-40-72&n=21

Изображение «Тюлени» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=150112757-29-72&n=21

Изображение «Морской леопард» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=274794741-45-72&n=21

Изображение «Морской леопард» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=366549442-24-72&n=21

Изображение «Морской слон» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=558100183-23-72&n=21

Изображение «Киты» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=196454215-54-72&n=21

Изображение «Киты» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=465483623-13-72&n=21

Видеоролик об Антарктиде youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs


© 2010-2022