- Преподавателю
- География
- Урок географии по теме Природа Антарктиды в 7 классе
Урок географии по теме Природа Антарктиды в 7 классе
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лопкина С.И. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок подготовила Лопкина Светлана Ивановна
учитель химии и географии
МОУ «Лажъяльская средняя школа» Республики Марий Эл
Природа Антарктиды
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»
Задачи урока:
Образовательный аспект:
-
в результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление о своеобразии, уникальности природы материка, подвести учащихся к осмыслению причин своеобразия;
-
показать красоту, величие, неповторимость природы материка.
Развивающий аспект:
-
способствовать формированию общеучебных умений:
учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
учебно-информационных (работать с картами, текстом учебника, тестами);
учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки);
учебно-коммуникативных (умение вести диалог, высказывать свою точку зрения);
-
способствовать развитию кругозора учащихся.
Воспитательный аспект:
-
способствовать воспитанию интереса к познанию природы Земли;
-
воспитывать бережное отношение к природе, понимание ее неповторимости.
Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы для 7 класса, контурные карты, картины, тесты для организации самостоятельной деятельности учащихся, демонстрационная компьютерная техника.
Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Использование педагогических технологий:
-
технология проблемного обучения;
-
технология критического мышления;
-
технология объяснительно-иллюстративного обучения.
Методы и приемы обучения:
-
проблемный диалог;
-
побуждающий диалог;
-
подводящий диалог;
-
сравнительный метод;
-
кластер.
Ход урока.
Повторение изученного.
Фронтальный опрос.
1. Расскажите о географическом положении Антарктиды.
2. Что такое Антарктика? Что означает это слово?
3. Посмотрите на слайд. Определите, кто эти люди. Какое отношение они имеют к Антарктиде? (Слайд 2)
4. Что означают эти даты? (1820; 14.12.1911; 18.01.1912; 1957-1958). (Слайд 3)
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивационно-целевой этап.
Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о плане изучения, географическом положении, истории открытия материка.
Антарктида - не первый изучаемый нами материк. Как вы знаете, изучение любого материка мы начинаем с географического положения и истории открытия.
- А что же будем изучать дальше?
Правильно, сегодня мы познакомимся с природой Антарктиды.
- Знаете ли вы, что применительно к Антарктиде употребляют много эпитетов:
«Страна под облаками», «Страна морозов и жестокого солнца», «Страна пурги», «Ледяной материк». (Слайд 4)
К концу урока мы должны выяснить, почему употребляются эти выражения применительно к Антарктиде.
Вы знаете, что Антарктида открыта значительно позднее других материков.
- Почему, как думаете?
Действительно, вспомните слова одного из известных мореплавателей того времени: «Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда нетающего снега…»(Слайд 5)
- Кому принадлежат эти строки? Почему он так сказал?
Высказывают предположения: рельеф, климат, органический мир.
Высказывают предположения:
- удаленность от других материков;
- мешают айсберги, нагромождения льда.
Отвечают.
II. Процессуальный этап.
Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при изучении природы материка.
Значит, первая особенность природы - ледниковый покров. (Рассказ о толщине льда). (Слайд 6)
- Одна из опасностей, подстерегающих полярников - глубокие трещины во льду. Как они могут появиться?
Дело в том, что лед постоянно движется от центра материка к краям. (Слайд 7)
- Что происходит, когда ледник доходит до окраины материка? Эти образования помешали Д.Куку приблизиться к материку. (Слайд 7)
- Значит, в центре материк освобождается ото льда?
- Зная, что материк покрыт льдом, предположите, какова высота Антарктиды относительно других материков.
Самый высокий материк - следующая особенность.
На каждом материке имеются горы и равнины. Не исключение - Антарктида. Рассмотрим карту подледного рельефа. (Слайд 8)
- Каков рельеф материка?
- Найдите самую длинную горную цепь, самую высокую вершину, глубочайшую впадину, самые большие равнины. Отметьте их в контурной карте.
- На какой тектонической структуре находится материк? (Слайд 9)
- Происходят ли столкновения литосферных плит вблизи материка?
На материке не должно быть сейсмически активных явлений - землетрясений, должен отсутствовать вулканизм. Так ли это? Посмотрите на карту.
Одно из загадочных явлений природы - действующий вулкан Эребус, расположенный на острове в море Росса. (Слайд 10)
Находится он в зоне разломов земной коры - части Тихоокеанского огненного кольца. В кратере этого вулкана постоянно находится озеро расплавленной магмы с уникальным составом.
- Определите высоту и географические координаты вулкана Эребус, отметьте их в контурных картах.
- Что вы можете сказать, отличается ли рельеф Антарктиды от рельефа изученных нами материков?
Итак, рельеф Антарктиды не отличается от других материков.
Что находится подо льдом, мы выяснили.
- А почему же, как вы думаете, материк покрыт льдом?
Действительно, климат Антарктиды очень суров. (Слайд 11)
- Определите среднесуточные температуры зимы и лета; минимальную температуру, зафиксированную на материке.
(Слайд 12)
- Такая же ли температура на побережье?
- Почему на побережье теплее, чем в глубине материка?
- В чем причины суровости климата Антарктиды?
Правильно, к тому же материк находится в поясе постоянно высокого атмосферного давления, где, как вы знаете, воздух опускается вниз, а значит, небо ясное, безоблачное, что способствует выхолаживанию поверхности.
Значит, Антарктида - самый холодный материк.
Но вместе с тем Антарктида имеет что-то общее с самым жарким материком.
- Какой это материк?
Это общее - оазисы.
- Что представляет собой оазис в Африке?
Оазис в Антарктиде представляет собой другое явление. (Слайд 13)
Это пространство, лишенное ледникового покрова и снега. Непременный атрибут оазиса - небольшие озера. Как считают ученые, причина образования оазисов в некоторых местах - благоприятный рельеф, способствующий растеканию ледника.
- Какие общие черты имеют оазисы Африки и Антарктиды?
Другая особенность климата - постоянные ураганные ветра.
- Давайте вспомним, что такое ветер и почему он образуется.
Из-за большой разницы температур на побережье и во внутренних частях материка возникает разница в атмосферном давлении и как следствие возникают ветра большой силы - стоковые. С этой особенностью климата связано строительство особых жилых построек. (Слайд 14)
- В чем их особенности?
Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики.
Предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.
Смотрите, там, за горизонтом,
Пингвины машут нам рукой.
Не видно? Встаньте, вдаль вглядитесь,
Морозным утром насладитесь.
- Привет, пингвины! - помашите,
Руки в стороны разведите.
Эребус действует, глядите,
Себя руками обхватите.
Но как же холодно, ой-ой!
Покачайте головой.
А теперь - прошу за парты
Ждут нас ручки, книги, карты.
Хоть Антарктида и самый холодный материк, но он не лишен растительности и животного мира. Обратите внимание на картины и фотографии слайдов.
(Слайды 15-20)
Растений мало, типичные - мхи, лишайники, водоросли. Животные - пингвины, ластоногие, киты, кашалоты, птицы.
(Краткий рассказ о пингвинах, ластоногих)
- Почему здесь не обитают растительноядные организмы?
А теперь давайте совершим небольшое путешествие в это необычный мир.
(Видеоролик об Антарктиде youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs)
- Но если Антарктида такой холодный, неприступный материк, что на нем так интересует людей? С какой целью на материке организованы научные станции?
- Знаете ли вы, каких успехов достигли русские ученые в исследовании природы материка? (рассказ о бурении скважины и открытии подледного озера Восток).
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Организация работы учащихся по закреплению знаний.
А сейчас ответьте на вопросы теста и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.
- Проверьте свои ответы. Если вы ответили на все вопросы правильно, то усвоили материал на «отлично», пять правильных ответов - показали хорошие знания, если меньше пяти - значит, над материалом предстоит поработать. (Слайд 21)
- Ну и настало время ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока: почему применительно к Антарктиде употребляют следующие выражения:
- «Страна под облаками»,
- «Страна морозов и жестокого солнца»,
- «Страна пурги»,
- «Ледяной материк». (Слайд 22)
Организация работы учащихся по рефлексии.
Молодцы! Поработали мы с вами сегодня очень плодотворно и активно. Пожалуйста, подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании об Антарктиде и заполните кластер.
Домашнее задание: §37 , творческое задание по желанию:1) составить кроссворд по теме «Антарктида»; или 2) написать рассказ-сочинение «Один день в Антарктиде»; или 3) написать стихотворение про Антарктиду; или 4) найти стихотворения, высказывания известных людей про Антарктиду.
До следующей встречи! Успехов вам! (Слайд 22)
Запись в тетрадь: средняя толщина льда 2000 м, максимальная - 4500 м.
Предлагают варианты.
Отвечают: образуются айсберги, которые выносятся в океан.
Предполагают:
-Лед постоянно образуется из напластвований снега.
- Самый высокий материк.
Записывают в тетради.
Анализируют карту подледного рельефа, находят объекты, отмечают в контурных картах. (Трансантарктические горы - продолжение гор Анды, г. Винсон 5140 м, самая глубокая впадина прогиб Бентли −2555 м, равнина Бэрда, равнина Шмидта).
Анализируют тектоническую карту. (Полностью на Антарктической литосферной плите).
Анализируют карту, отвечают: имеются вулканы Эребус, Террор.
Определяют высоту, географические координаты вулкана Эребус, заполняют контурные карты.
Отвечают.
Отвечают.
Работа по климатической карте Антарктиды (средняя t° лета -30°С, зимы -70°С, самая низкая температура зафиксирована на станции «Восток»
-89,2°С).
На побережье летом около 0°С, зимой
-30°С.
Отвечают.
Предлагают варианты.
(- географическое положение, малый угол падения солнечных лучей;
- отражение тепла снегом и льдом).
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают на вопрос.
Рассматривают картины, фото на слайде.
Отвечают: на сваях, прикреплены к грунту металлическими тросами.
Повторяют действия за учителем.
Рассматривают картины, слайды.
Отвечают.
Просмотр видео.
Работают с текстом учебника, отвечают:
- обнаружены полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, руды цветных металлов, следы нефти и газа, предположительно - золото, алмазы, уран;
- воды богаты рыбой, морскими животными;
- Антарктида оказывает влияние на природу всей поверхности Земли: на изменение уровня Мирового океана, на воздушные массы;
- содержит огромные запасы воды (проекты транспортировки айсбергов);
- содержит богатую информацию об историческом развитии природных комплексов Земли.
Тестовая работа, самопроверка. (Приложение)
Отвечают.
Заполняют кластер «Антарктида», зачитывают.
Приложение
Вариант 1
1. Верно ли утверждение, что в Антарктиде зарождаются самые сильные ветра планеты -
стоковые?
а) да; б) нет.
2. Птицы Антарктики:
а) пингвины; б) поморники; в) клесты; г) страусы; д) буревестники.
3. На одном из островов в море Росса находится действующий вулкан (3794 м.) -
а) Этна; б) Килиманджаро; г) Кракатау; д) Эребус.
4. Благодаря ледниковому покрову, средняя высота Антарктиды составляет -
а) 360 м; б) 750 м; в) 830 м; г) 2040 м.
5. Антарктиду считают « страной морозов », так как:
а) вокруг материка формируется мощное холодное Антарктическое течение; б) в центре
материка формируется область высокого давления; в) зафиксированы очень низкие температуры.
6. Животный мир Антарктиды представлен в основном морскими обитателями, так как:
а) прибрежные моря небогаты планктоном; б) в центре материка очень холодно;
в) годовые температуры на побережье выше, а в морях много рыбы и криля.
Вариант 2
1. Верно ли утверждение, что Антарктида - самый богатый пресными водами материк?
а) да; б) нет.
2. Типичные животные антарктического побережья и вод:
а) киты; б) тюлени; в) белые медведи; г) пингвины; д)северные олени.
3. Самая длинная горная цепь Антарктиды -
а) горы Гамбурцева; б) горы Вернадского; в) Трансантарктические горы.
4. Средняя температура зимы в центре материка составляет:
а) - 30°С; б) - 70°С; в) -10°С; г) 0°С.
5. Антарктида считается самым высоким материком, так как:
а) на материке находится множество горных хребтов; б) здесь находится вулкан Эребус
высотой 3794 м; в) средняя высота материка составляет 2040 м.
6. Растительный мир очень беден и представлен в основном низшими растениями, так как:
а) выпадает мало осадков; б) сильные стоковые ветры мешают растениям прочно держаться за почву; в) среднегодовые температуры очень низки.
Литература:
Видус М.В. Природные условия Антарктиды. do2.gendocs.ru/docs/index-409786.html
И.В.Душина, В.А.Коринская,В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля. М.: «Дрофа»,2008г.
Мещерякова О.Н. Антарктида. zavuch.info/methodlib/142/67248/
Сидорова Т.А. Антарктида - загадочный
край. nsportal.ru/shkola/geografiya/library/urok-antarktida-zagadochnyi-krai
Изображение «Природа Антаркиды» im6-tub-ru.yandex.net/i?id=392328809-17-72&n=21
Изображение «Природа Антаркиды» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=63879093-39-72&n=21
Изображение «Эребус» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=88709119-02-72&n=21
Изображение «Эребус» im8-tub-ru.yandex.net/i?id=43736540-68-72&n=21
Изображение «Эребу»с im3-tub-ru.yandex.net/i?id=177519233-50-72&n=21
Изображение «Эребус» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=109964585-56-72&n=21
Изображение «Природа Антаркиды» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=485127811-11-72&n=21
Изображение «Природа Антаркиды» im6-tub-ru.yandex.net/i?id=262635912-70-72&n=21
Изображение «Природа Антаркиды» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=44913642-27-72&n=21
Изображение «Природа Антаркиды» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=54756201-57-72&n=21
Изображение «Оазис» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=499041653-05-72&n=21
Изображение «Оазис» im0-tub-ru.yandex.net/i?id=189884419-33-72&n=21
Изображение «Оазис» im8-tub-ru.yandex.net/i?id=71207694-54-72&n=21
Изображение «Растения» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=479203085-24-72&n=21
Изображение «Растения» im6-tub-ru.yandex.net/i?id=715441468-61-72&n=21
Изображение «Дом в Антарктиде» im5-tub-ru.yandex.net/i?id=235409247-49-72&n=21
Изображение «Птицы» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=73762663-31-72&n=21
Изображение «Птицы» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=332848407-25-72&n=21
Изображение «Птицы» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=80632131-46-72&n=21
Изображение «Пингвины» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=238969344-45-72&n=21
Изображение «Пингвины» im8-tub-ru.yandex.net/i?id=313094787-42-72&n=21
Изображение «Пингвины» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=263775240-62-72&n=21
Изображение «Пингвины» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=3644691-40-72&n=21
Изображение «Тюлени» im7-tub-ru.yandex.net/i?id=150112757-29-72&n=21
Изображение «Морской леопард» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=274794741-45-72&n=21
Изображение «Морской леопард» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=366549442-24-72&n=21
Изображение «Морской слон» im2-tub-ru.yandex.net/i?id=558100183-23-72&n=21
Изображение «Киты» im3-tub-ru.yandex.net/i?id=196454215-54-72&n=21
Изображение «Киты» im4-tub-ru.yandex.net/i?id=465483623-13-72&n=21
Видеоролик об Антарктиде youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs