- Преподавателю
- География
- Урок на тему: Кислоты
Урок на тему: Кислоты
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Боротюк Т.С. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 8 Б
Тема: Кислоты
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах,
обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.
Оборудование:
мультимедийный проектор, учебники.
На столах учащихся:
инструкционные карты,
1 ряд штатив с 3 пробирками, раствор соляной кислоты, 2 ряд штатив с 3 пробирками, раствор серной кислоты, 3 ряд штатив с 3 пробирками, раствор фосфорной кислоты.
индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, щелочь, вода.
Тип урока: изучение нового материала
Межпредметные связи: биология, география, ОБЖ
Методы обучения:
-
Словесные (объяснение, рассказ, беседа)
-
Наглядные ( демонстрация видеоролика, презентация)
-
Практические (выполнение лабораторного опыта)
-
Проблемно-поисковые (постановка цели урока, выполнение заданий)
План урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Изучение нового материала и формирование первоначальных навыков
-
Закрепление изученного
-
Обобщение
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
-
Подведение итогов урока
Ход урока:
-
Организационный момент
Цель: Создание положительной психологической атмосферы, настрой на продуктивный стиль деятельности.
- Здравствуйте. Садитесь.
Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира. Я предлагаю вспомнить их.
-
Актуализация знаний
-
Какую тему мы изучаем?
-
Какие классы веществ мы изучили?
-
Какие вещества (соединения) называются оксидами?
-
На какие группы делятся оксиды?
-
Какие вещества (соединения) называются основаниями?
Я предлагаю выполнить следующее задание : из предложенных веществ выберите
1 вариант - оксиды, 2 вариант- основания.
На листе самоконтроля отметьте количество баллов: нет ошибок - 5 баллов; 1 ошибка -4 балла; 2 ошибки - 3 балла: 3 ошибки - 2 балла.
3. Изучение нового материала и формирование первоначальных навыков
Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств.
А что же между ними общего? Как вы думаете?
- Лимон, яблоко - кислые на вкус…
- Кислоты
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку - яблочная кислота, скисшему молоку - молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
Итак, предмет нашего изучения сегодня это … - Кислоты
Что же нам необходимо знать о кислотах? - Состав, строение, свойства, названия, их представителей…
Откройте тетради, запишите тему урока: «Кислоты»
Таким образом, мы обозначили и цели урока.
Выполняя задание на соотнесение веществ у нас остались формулы, которые нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям. Давайте посмотрим на состав этих веществ, что общего между ними? Какой вывод об их составе мы можем сделать? (Делают вывод о составе кислот)
Часть кислоты без атома водорода называется кислотным остатком. Значит кислоты - это … сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
Вы обратили внимание на большое их разнообразие. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях, существуют определенные правила названия кислот.
Названия кислот состоят из прилагательного и существительного "кислота".
Прилагательные бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы, составляющие эти кислоты.
Прилагательные кислородсодержащих кислот состоят из корня-названия химического элемента-неметалла, образующего данное соединение плюс суффикс -н, если данный элемент находится в высшей степени окисления;
Или суффикс -ист, если этот элемент имеет промежуточную степень окисления.
Какое различие вы видите в формулах этих групп? Делают выводы о делении кислот на группы по наличию в них кислорода.
Действительно, все кислоты можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие. Какая из записанных ранее кислот бескислородная? Кислородсодержащие?
Какое отличие в следующих группах вы можете увидеть? …разное число атомов водорода
Число атомов водорода определяет основность кислоты. Таким образом, по числу атомов водорода (основности) различают одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты.
Физкультминутка
-Почему данный класс веществ называют кислотами? (имеют кислый вкус)
- А все ли кислоты сильные? Именно это нам предстоит выяснить.
- Как можно распознать кислоты, не пробуя их?
-Что такое индикаторы? Какие индикаторы вы знаете?
Правила техники безопасности. Какие из них необходимо нам сейчас вспомнить? Проговаривают правила
Лабораторный опыт «Действие индикаторов на растворы кислот»
-Какой можно сделать вывод? (независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет, а это означает, что все кислоты имеют кислотную среду)
Лабораторный опыт «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов»
Без проведения эксперимента мы знаем, что лимон кислее яблока. Тем не менее эту аксиому можно подтвердить количественно, используя универсальный индикатор.
В природе встречается очень много кислот, которые играют важную роль. С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота.
Какое значение имеют кислотные дожди в жизни человека? (сообщение учащегося)
-Какой вред наносит выпадение кислотных дождей?
- Могут ли кислоты быть полезными?
Закрепление изученного
-
Опытным путем определите в какой пробирке находится щелочь и кислота. Запишите свои наблюдения.
-
Выберите бескислородные кислоты
-
Выберите двухосновные кислоты
-
Выберите трехосновные кислоты
-
Выберите одноосновные кислородсодержащие кислоты
-
Выберите формулу кислоты, в которой степень окисления атома серы равна +6.
Обобщение
- С каким классом веществ мы мознакомились
- Дайте понятие кислотам
- Как можно классифицировать кислоты?
-Можно ли экспериментально обнаружить кислоты? При помощи чего?
Рефлексия
Тест «Самооценка»
1. Я узнал (а) на уроке….
2. Мне пригодится в жизни …….
3. На уроке было над, чем подумать……
4. На уроке я поработал (а) добросовестно….
5. Мне было интересно………..
Домашнее задание
-
Параграф 21, упр.3, приготовить карточки с формулами кислот.
-
Почему молодые цветки медуницы - розовые, а старые - синие?
Спасибо за урок. Все свободны.