Конспект урока

Цели  деятельности  учителя:   Сформировать  понятия «озеро», «озерная котловина»  -  представления о типах озерных котловин, месторасположения озер России. Сформировать понятие «ледник», «айсберг».        Сформировать представления о  основных видах искусственных водоемах, их значении в хозяйственной деятельности человека, воспитывать  интерес  к  окружающему  миру,  природным  явлениям.Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные результаты: •    Продолжить формирование  предст...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаКонспект урокаТема: Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Интеграция ОБЖ.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные результаты:

  • Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных черт внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.

  • Знать местонахождение озер и показывать их на карте.

  • Выявить условия безопасного передвижения по льду на водоемах, во время ледового покрытия.

Метапредметные результаты:

  • Извлекать информацию из источников, делать и обсуждать доклады, находить в атласе реки, озера и места распространения своей страны.

  • Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоема (на картине, в природе).

  • Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе

  • Раскрывать значение пресной воды для хозяйственной деятельности человека.

  • Развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы.

Личностные результаты:

  • Понимать значение озер и ледников как уникальных при родных явлений мира.

  • Проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне ледников, озер и искусственных водоемов, к их экологическим проблемам, к знакомству с ними на основе книг, альбомов, теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

.

Оборудование: учебник, атласы, физическая карта мира, презентация, учебные картины, мультимедийная доска, тетради.

Структура урока:

  1. Организационный момент - 1-2 минуты.

  2. Проверка домашнего задания - 8 минут

  3. Изучение нового материала - 20-23 минуты

  4. Закрепление изученного материала - 6-8 минут

  5. Подведение итогов. Выставление отметок -1 минута

  6. Информация о домашнем задании - 1 минута.









Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте отметим отсутствующих, кого сегодня нет. Тема нашего сегодняшнего урока: «Озера. Ледники. Искусственные водоемы», ее название вы видите на доске, но для начала мы с вами проверим ваше домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по теме: «Реки»).

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с особенностями рек. Давайте для начала вспомним определение, что такое река? Река - это водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле реки. (Отвечает 1 ребенок по желанию).

Учитель: Вспомните, мы с вами рисовали схему «Речной долины». Если из вас желающие, кто хочет показать нам ее на доске.

Ученик: по желанию выходит 1 ребенок и рисует схему строения.

Учитель: (В это же время) Пока Коля работает у доски вы мне ответьте на вопрос, какой тип питания рек вы знаете? Питание бывает: дождевое, снеговое, смешанное, подземное. Отвечает любой ученик по желанию.

Учитель: молодцы. Теперь давайте все вместе проверим, правильно ли ваш одноклассник изобразил «Речную долину». И в этот же момент я спрашиваю определение всех частей реки.

  1. Что такое устье? Устье - место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище.

  2. Что такое исток? Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

  3. Что такое приток? Приток - это водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому. Спасибо садись. За такой хороший ответ , я ставлю тебе «5».

Учитель: На прошлом уроке, мы с вами изучили тему «Реки» и ваш одноклассник решил подготовить небольшую презентацию, о том, как нужно вести себя на водоемах в зимнее время. Он расскажет нам не только о реках, но так же мы услышим о мерах безопасности на других водных объектах, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.

Соболев Николай - показывает презентацию «Безопасное поведение на водоемах в зимний период времени». -3-4 минуты.

Учитель: Спасибо, Николай, можете садиться. За презентацию вы заработали еще одну «5».

  1. Изучение нового материала.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами, познакомимся с другими видами внутренних вод. Послушайте загадку и подумайте о чем она.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды -

В нем все отражается

Как это зеркало называется? (Озеро).

Совершенно верно. Что же такое озеро? Дайте определение своими словами.

Ученики: Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой. Давайте запишем это определение к себе в тетрадь.

Учитель: - В нашей стране озёр немногим меньше 3 млн., причём преобладают малые озёра площадью до 1 кв.км.

- С помощью карт атласа давайте выделим территории с наиболее высокой степенью озёрности. Я выдвигаю карту.

- Это Северо-запад Русской Равнины или "Озёрный край", Западная Сибирь, Северо- Сибирская, Индигирская, Колымская и Ленско-Вилюйская низменности. Совершенно верно.

Учитель: - Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Они делятся на группы по типам озерных котловин, по режиму и хозяйственному использованию. Давайте подумаем, что же такое озерная котловина.

Ученики: Озерная котловина - это углубление, котором находится озеро.

Учитель: Озерные котловины очень разнообразны. Мы сегодня с вами познакомимся с несколькими типами. Давайте запишем названия этих котловин в виде схемы.

Озерные котловины

Тектоническая Ледниковая Вулканичекая

1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал.

2) Озера ледникового происхождения. Тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника. Примерами таких озер могут служить: Ладожское и Онежское озера.

3) Вулканическое озеро - озера, занимающие кратеры потухших вулканов (Кроноцкое и курильское озера на Камчатке).

Учитель: - Назовите важнейшие условия для образования озёр.

Ученики: Это наличие котловин и благоприятный климат влажный климат.

Учитель: Правильно, - это наличие котловин и благоприятный климат.

Сточные озёра - озёра, в которые реки втекают и вытекают. Показываю озера на карте и предлагаю детям самостоятельно найти такие озера и показать на карте у доски. (Байкал, Верхнее, Виктория, Ладожское, Онежское, Онтарио, Гурон). Как, правило, они пресные, так как реки, вытекающие из озера, выносят соли. Они как правило пресные.

Учитель: - В сухом климате озёр меньше и качественно они другие: менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие (озеро Чад в Африке), очень часто засоленные. Бессточные озёра - это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают. Примеры показываю на карте. (Каспийское, Балхаш, Чад, Эйр). В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой или горькой.

Учитель: Вода - это самый распространенный на поверхности земли минерал. Действительно, у снега и льда много общего с веществом твердой оболочки Земли. Однако, в отличие от всех других минералов, вода при замерзании расширяется и становится легче жидкой воды, поэтому лед плавает.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем изучить эту новую тему по методу смыслового чтения. Мы с вами это делали уже на прошлых уроках. Откройте учебник на стр. 120, § 32. Давайте разделим класс по рядам, что бы у каждого была своя позиция этого метода. 1 ряд - составляет блок-схему, 2 ряд - составляет 5 вопросов по этой теме, а 3 ряд - выписывает основные слова, которые передают основное содержание этого текста. Внутри ряда разделитесь на 4 человека и приступайте к работе. На это у вас у всех не более 5 минут. Все время пошло.

Учитель: Все время вышло. Смотрим, что получилось. И мы с вами пришли к выводу, что независимо от того, какую позицию делали на каждом ряду, все вы использовали в основном одни и те же понятия.

Учитель: Следующий вид внутренних вод, который мы с вами должны изучить - это искусственные водоемы. Искусственные водоемы - это сооружения, созданные руками человека. Они бывают 3 видов - это каналы, водохранилища и пруды.

Канал - это искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам вода перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути. Улучшается водоснабжение. Например: канал им. Москвы, Волго-Балтийский канал, Беломорский канал.

Учитель: А что же такое пруд и водохранилище, нам расскажет ваш одноклассник Слесарев Дмитрий.

Ученик: Доклад учащегося - на2-3 минуты.

  1. Закрепление изученного материала.

Раздаю листочки каждому на парту с заданиями.

Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

ЛедникиЗадание 2. Заполните схему.

.

Задание 3. Виды искусственных водоемов?

А теперь давайте обменяемся своими работами соседом по парте и сверим ваши ответы с ответами на доске. На доске висят правильные ответы критерии оценок.

  1. Выставление отметок

Учитель: Мы с вами целый урок говорили о различных видах внутренних вод. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ученики: Дети отвечают.

Учитель: Как вы думаете, знания, полученные на уроке пригодятся вам в дальнейшей жизни?

Ученики: Дети высказывают свое мнение.

  1. Информация о домашнем задании. Пишу на доске.

§ 31.32.33, записи повторить.

Приложение к уроку.

Задание 1. Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

ЛедникиЗадание 2.

Покровные

Горные.

Задание 3. Канал, водохранилище, пруд.

Критерии оценок.

Без ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки - «3»



Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

ЛедникиЗадание 2. Заполните схему.

.

Задание 3. Виды искусственных водоемов?

Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

ЛедникиЗадание 2. Заполните схему.

.

Задание 3. Виды искусственных водоемов?

Задание 1. Бессточные озера подчеркните одной линией, сточные - двумя: Байкал, Каспийское, Онежское, Балхаш.

ЛедникиЗадание 2. Заполните схему.

.

Задание 3. Виды искусственных водоемов?



© 2010-2022