Технологическая карта урока по теме Выветривание 6 класс ФГОС

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет- география

Класс-6 «Б»

Тема урока -Выветривание горных пород.

Тип урока - Урок «Открытие новых знаний».

Планируемые результаты обучения:

личностные - Формирование представленийовидах выветривания.

предметные - усвоение учащимися новых знаний, умений, навыков.

метапредметные - освоение учащимися способов деятельности применимые как в изучении темы так и в жизненных ситуациях.

Техники и технологии - технология развивающего обучения; личностно-ориентированные технологии.

Ресурсы - электронный учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений,1-е электронное издание. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Введение в географию». Москва: «Русское слово», 2013 год.

компьютер, проектор, слайды, рабочая тетрадь.



Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Организацион-ный момент.

Постановка проблемной ситуации. Формирование проблемы

Приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

-психологическая подготовка к усвоению нового материала.

Солнце жарко печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается -

Трещин прибавляется.

И заплакала гора:

-Ох, я стара я, ох, стара!Какие факты здесь представлены?

Какой вопрос у вас возникает?

Ребята, рассмотрите иллюстрации с видом гор. Почему на одних горы высокие, на других- низкие? Магматические породы - твёрдые. Не даром с древних времён гранит олицетворял прочность и стойкость. Однако гранит рассыпается в щебень, крошку, мелкий песок. В чём дело? Кто виноват?

Что происходит с горами в результате действия внешних сил? А теперь найдите в учебнике на стр.134 как одним словом можно назвать медленное разрушение горных пород под действием солнечных лучей, воды, живых организмов, ветра - ВЫВЕТРИВАНИЕ.


Организуют свое рабочее место



-Слушают вопросы учителя и включаются в беседу.

-Дети выдвигают проблемные вопросы

-Учащихся анализируют ответы одноклассников

-Ученики отвечают на вопросы.

(изменение гор; изменение высоты гор, действие внешних сил на горы.

-Работа с учебником

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.



Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.





Высказывают собственные

мнения, слушают друг друга, строят понятийные и речевые высказывания.

Овладение системой географических знаний и умений по теме.

Наблюдение за учебной работой учащихся.






Устный опрос-фронтальный

Поиск решений. Изучение нового материала.

-Знакомство с видами выветривания.

-класс делится на 4 группы и получают задание- используя полученную информацию учителя и текст учебника составить систематизирующую таблицу «Виды выветривания» с последующим обсуждением результата работы групп. (Приложение №1)

Физическое выветривание.

Рис.стр.135-136

С первыми лучами солнца в горах начинает таять снег и лёд. Капли воды сливаясь в тонкие струйки, текут по склонам ,сначала образуют ручьи , а потом и реки. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов , вода в трещинах превращается в лёд . При этом она увеличивается в объёме на 9 % и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так происходит год за годом. Пока какая - нибудь разросшаяся трещина не отделит от основного массива кусок и тот не скатится вниз по склону. Чем больше в породе пор, способных заполняться водой, тем быстрее она разрушается. Другой пример также связан с перепадами температуры. Для чего на стыке рельсов делается зазор в несколько сантиметров? Чтобы при нагревании в жаркую летнюю пору, когда рельсы расширяются и удлиняются, ж/д путь не искривился. Горные породы также подвергаются то нагреванию то охлаждению, но в отличии от рельсов, они не однородны. У входящих в их состав минералов разная теплопроводность. Расширяясь, сжимаясь, минералы раскачивают прочные связи между собой. Когда же эти связи утрачиваются, породы превращаются в щебень и крупный песок. Этот процесс особенно быстро проходит в условиях жаркого сухого климата, где значительны суточные колебания температур. Великие пирамиды в Египте , сложенные из глыб песчаника ежегодно теряют 0,2 мм своего наружного слоя, что приводит к накоплению осыпей. Блоки известняка, из которых 250 лет назад построена крепость Кремнец на Украине, успели разрушиться на 25 см. скорость такого выветривания различна для разных пород : для известняка - 2-3 см в год. Для гранита - 5-10мм за 100 лет.

Химическое выветривание связано с процессами химического изменения состава горных пород. Особенно благоприятные условия - в жарком влажном климате. Переработка огромного количества биомассы, её гниение и разрушение приводит к избытку агрессивных органических кислот, которые преобразуют одни минералы в другие. Также агрессивную роль по отношению к горным породам играет кислород. Рис.стр.137

Высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами




Работают в группах, преобразовывая информацию из одного вида в другой (заполняют таблицу).






Формируются представления об основных понятиях темы




Осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Стремятся к самостоятельному выполнению групповой работы и оказанию помощи одноклассникам.

Анализировать приводящие примеры.



Овладение приемами выделения из предложенного материала необходимой информации.

Устный опрос- индивидуальный, фронтальный



















Проверка заполнения таблицы.

Физкультминутка





Продолжение изучения нового материала.

- Если высказывание, которое я буду говорить, правильно то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.1.Щебень, песок, глина - это обломки горных пород.( Да )

2.Выветривание-это быстрое разрушение горных пород. ( Нет)

3.Базальт и гранит - это обломочные горные породы. ( Нет)

4.Растения и лишайники способствуют разрушению горных пород. (Да)

5.Разрушение горных пород ветром - это биологическое выветривание. (Нет)

Биогенное выветривание вызвано активным воздействием на горные породы растений и животных. Часто можно увидеть, как в трещинах камней , на стенах старых домов в углублениях асфальта растут трава, кустарники и даже деревья. Их корни по мере углубления в трещины расталкивают в стороны куски пород или кирпичи. Рис. стр. 138 Асфальт над такими корнями сначала вздувается, а потом разрушается.

Выделяющиеся при разложении органических остатков углекислый газ и гуминовые кислоты попадают в воду, которая при этом увеличивает растворяющую способность.

Особенно сильно биогенное выветривание выражено в жарком и влажном климате.

Техногенное выветривание

Кто догадался, что является причиной этого вида выветривания?

Кто управляет техникой?

Найдите в учебнике- как еще можно назвать этот вид выветривания? Рис. стр. 139

Выполнение упражнений














(Техника)

(человек) -

антропогенный

Умение применять правили охраны своего здоровья.






Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.




Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходи-мости её сохранения и рационального использования






Овладение приемами самоконтроля и взаимоконтроля, сличение способов действий и его результата с заданным эталоном.

Обсуждение, дополнение, исправление ошибок, допущенных при заполнении таблицы.

Контролируют правильность выполнения практической части урока.

Контролируют правильность ответов одноклассников

Умение слушать и вести

диалог и достигать в нем взаимопонимания.

Умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Воспроизводят ранее полученную информацию, расширяют представление о понятиях. Решают общие проблемы.

Дополнение, уточнение,исправление ошибок при ответах уч-ся.

5.Домашнее задание

П.13; задание в рабочей тетради на стр.47

Записывают домашнее задание в дневник.


6.Итог урока

Что узнали сегодня на уроке?

-Решена ли поставленная проблема?

-На все вопросы получены ответы?

Оценки за урок

Ответы учеников.Анализируют уровень полученных знаний по теме.

Способность к самооценке и рефлексии

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Высказывают собственные

мнения, слушают друг друга, строят понятийные и речевые высказывания.

Оценивание работы на уроке всего класса



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Виды выветривания


Причины

Действие

Результат

  1. Физическое



2. Химическое


Колебания температуры, ветер и вода

Вода и растворимые вещества и горные породы - известняк, гипс, соли

Процесс механического раздробления горных пород без изменения химического состава

Разрушение водой растворимых горных пород

Образуются обломочные горные породы.

Образование новых соединений и изменение существующих

3. Биогенное



4. Техногенное (Антропогенное)

Влияние живых организмов на горные породы

Деятельность человека

Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растений и животных

Разрушение под действием хозяйственной деятельности человека

Измельчение горных пород



Сильно меняют горные породы и рельеф Земли.



© 2010-2022