Урок по географии горы

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по географии

«Особенности животного мира пустынь и полупустынь»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с фауной пустынь и полупустынь, рассказать о том, как они приспособились к местным условиям.

Коррекционно-развивающая: развитие и коррекция связной речи учащихся, мыслительных операций (анализ, сравнение), обогащение словаря.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к окружающему миру, в частности, к животным.

Оборудование: презентация, экран, учебники.

Ход урока.

I. НПП.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

II. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, все ли необходимое лежит у вас на парте? (да)

III. Актуализация опорных знаний.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Давайте вспомним определение "пустыня" и "полупустыня"?

(природная зона, хар-ся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной).

(типландшафта,промежуточный между степью и пустыней в умеренных

географических поясах и между саванной и пустыней втропических, с соответствующими смешениями растительности, животных и почв)

Ребята, какие виды пустынь вы запомнили?

(песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни)

IV. Изучение нового материала.

Слова учителя:

Тема сегодняшнего урока тесно связана с фауной пустынь.

Открываем тетради, записываем сегодняшнею дату и тему урока "Особенности животного мира пустынь".

Давайте с вами запишем определение "фауна".

(это исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её системы)

Ребята, кто мне расскажет, какой климатические условия в пустыне и в полупустыне?

(произвольные ответы учеников)

Животный мир, которым населена пустыня и полупустыня обладает некоторыми особенностями. Они связаны со спецификой среды обитания.

  1. Крупные травоядные животные быстро бегают. Пустыня отличается скудным растительным миром, чтобы иметь достаточно пищи нужно много бегать. К тому же здесь негде спрятаться, а значит, спасение от хищников только в быстром беге. Это же касается и птиц. Они способны за день летать на большие расстояния.

  2. Более мелкие животные, чтобы спастись от хищников, научились прыгать. Тушканчики и зайцы, спасаясь от лис, делают прыжки и путают свои следы.

  3. Так как многие мелкие млекопитающие и ящерицы живут в норах, они приобрели различные приспособления для рытья (гребешки и щеточки на лапках).

  4. Из-за отсутствия крупной растительности многие птицы делают свои гнезда в брошенных норах.

Все эти особенности и создают особый животный мир пустынь и полупустынь. Но, кроме специфичных обитателей, здесь проживают и представители смежных климатических зон. Например, в полупустынях можно часто встретить степного волка или лису.

Здесь проживают представители:

  • млекопитающих: заяц-песчаник, ушастый еж, суслик, тушканчик, корсак;

  • пернатых: воробей, снегирь, дрофа, куропатка, славка, жаворонок, сойка;

  • пресмыкающихся: вараны, различные ящерицы, многочисленные змеи, степные черепахи;

  • насекомых: пауки, жуки, саранча (настоящее бедствие для сельского хозяйства).

Большинство животных, особенно в летний период, ведут ночной образ жизни. Это связано с высокими температурами. Весь день они проводят в норах и только в сумерках выходят на добычу пропитания.

Но есть и такие, которые бодрствуют днем. Так, например, настоящим стражем полупустыни можно назвать сусликов. Это типичные для России обитатели таких регионов. Они живут большими группами, несколько представителей которых постоянно находятся на страже.

Но все же, из-за нехватки пищи, большинство представителей фауны таких регионов обладают небольшими размерами. Всевозможные представители грызунов и ящериц, небольшие птицы и мелкие хищники - вот основные жители таких засушливых районов.

V. Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

VI. Закрепление изученного материала.

Запишите в тетради некоторых представителей фауны пустынь и полупустынь.

(млекопитающие: заяц-песчаник, суслик, тушканчик; птицы: воробей, куропатка, жаворонок, сойка; пресмыкающиеся: вараны, различные ящерицы, многочисленные змеи, степные черепахи;насекомых: пауки, жуки, саранча (настоящее бедствие для сельского хозяйства)).

VII. Рефлексия.

Беседа с учениками:

Ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Что такое фауна?

Каких представителей фауны пустынь и полупустынь вы запомнили?

Д/з подготовить рассказ про одного представителя фауны пустынь и полупустынь.

Сегодня все молодцы, активно отвечали на вопросы. Оценка каждого ученика.


© 2010-2022