План-конспект на тему: Япония

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект на тему: ЯпонияОткрытый урок по географии по теме "Япония" (11-й класс)

Мельнишина Светлана Васильевна, учитель географии

Разделы: География

Цели: сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны, представить картину страны, культуру, обычаи, традиции.

Оборудование: карты атласов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

План урока.

1. Япония - "страна-наоборот".
2. Символика Японии.
3.Географическое положение страны.

4. Население.

5. Воспитание и образование.
6. Место Японии в современном мире.

7. Японская модель развития экономики.

8. Землетрясение в 2011году.

9. Транспорт.

10. Обычаи и традиции.

11. Закрепление

а) причины и следствия

б) синквейн

12. Домашнее задание.

Тема сегодняшнего урока "Япония". Наша задача: определить территорию, границы, познакомиться с особенностями населения и хозяйства страны.

Япония - одно из древнейших государств мира. Какие ассоциации возникают у вас при слове "Япония"? (Икебана, бонсай, каллиграфия, театр теней, чайная церемония, кимоно, дзюдо, сумо, палочки для еды и т.д.).

Вот что о Японии написано в стихотворении.

На островах в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалась она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.
Страной восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь Солнце,
За горы садится оно.

Японию называют "страной наоборот".

План-конспект на тему: Япония

И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

Как вы думаете, почему Японию называют страной восходящего Солнца?

Сами Японцы с древних времён называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает "солнце", а второй - "основа". Недаром на японском флаге на белом фоне красный круг, на государственном гербе страны круглая хризантема - национальный цветок японцев, символизирует восходящее Солнце.

План-конспект на тему: Япония

План-конспект на тему: Япония



Япония - высокоразвитое государство, страна "большой семёрки". Развитие любой страны определяется рядом факторов. Одним из главных является географическое положение.

ОСОБЕННОСТИ ГП

Какие черты географического положения в наибольшей степени повлияли на развитие страны?

План-конспект на тему: Япония

План-конспект на тему: Япония

ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Ученик 1: а) Японцы считают, что главным богатством их страны являются люди с их умением и желанием трудиться.

б) Особенности населения. Демографическая политика.

  • Население Японии - 127 млн.человек - это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

  • Территория - 372 тыс.км².

  • Средняя плотность населения - 336 человек на квадратный километр. Но фактически плотность населения выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях ив долинах рек.

  • Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

В настоящее время император страны - Акихито - символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

По государственному устройству Япония - унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хокайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах - 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города - миллионеры.

Для Японии, в отличии от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения - естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием Японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируя более поздние браки по договоренности родителей.

в). Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины - 76 лет, женщины - 82 года). В России мужчины - 62 года, женщины - 72 года.

План-конспект на тему: Япония

Учитель: «почему японская нация - самая здоровая в мире?

  • Все продукты в магазине свежие. В пищу употребляется много морепродуктов

  • Само отношение к жизни. Японцы, как ни какой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь, берегут природу, леса, реки, животных и птиц (по вере вся природа живая).

  • В отношениях к друг другу царит доброжелательность.

  • Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

  • Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Почему мы не умеем так жить, ведь 4 принципа из 5 зависят только от нас самих.

Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. И все эти принципы легко выполнимы, только приложить немного усилий и старания.

Япония- страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства.

Ученик 2: - О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более 1 ребенка каждой семье. Ребенок в семье- царь и бог. Но длится такое воспитание до 5 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания и молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными В школу в шесть лет ребёнок приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей.

- ОБРАЗОВАНИЕ:

В Японии поступают в школу с 6 лет, учатся в начальной школе -6 лет, затем - 3 года в среднем звене и 3 года в старшем. В Японии самый длинный учебный год - 240 дней, домашнее задание рассчитано ещё на 5-6 часов. Увильнуть невозможно. Бдительные родительницы не позволяют чадам подняться из-за стола, пока вся домашняя работа будет выполнена.. Пытаться ввести в заблуждение японских матерей- напрасный труд. Они не хуже самих школьников знают, что, сколько задано., не хуже учителей могут определить, полностью и правильно решена задача по физике, выучен параграф по биологии. Нынешних японских родительниц прозвали «кёлку-мама»- «мама, одержимая образованием». Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу вместо заболевшего ребёнка, сесть за его парту и дословно записать объяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит ребенка выучить все назубок.

Школа - часть общества. Для японских детей жизненно важно усвоить дух общины и семейственности. Учителя признают существование различий в способностях детей, но тем не менее считают недопустимым выделять кого-либо и ставят всему классу одинаковые оценки. В японских школах не оставляют на второй год, не выгоняют из класса за шалости. Ничто не должно нарушать общинного единства. 93 % японцев имеют среднее образование.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

План-конспект на тему: Япония

Сельское хозяйство Японии на 50% обеспечивает своё население продуктами питания. По продуктивности оно опережает страны Европы и США".

Учитель: В чём заключается японская модель развития экономики?

  1. В стране были проведены демократические реформы.

  2. Распущены японские семейные концерны, которые монополизировали экономику.

  3. Было ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам. Страна экономила большие средства на развитие собственных НИОКР за счёт лицензий и патентов.

  4. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с развитыми странами.

  5. Страна после войны тратила не более 1% от ВВП на оборону.

  6. Начала выпускать ту продукцию, которая пользовалась большим спросом на мировом рынке (суда, бытовые приборы).

  7. Важно то, что на начальном этапе цены на сырьё и топливо были низкие".

Какие факторы способствовали формированию "экономического чуда"?

Одним из основных факторов развития является природно-ресурсный потенциал.

Как вы думаете, существует ли зависимость экономики страны от богатства природно-ресурсного потенциала? (Япония вынуждена сырьё покупать).

Т.о., базовые отрасли экономики Японии: энергетика, металлургия, машиностроение, химическая работают на привозном сырье. Сырьё сейчас дорогое.

Что предпринимает Япония, чтобы снизить затраты на закупку сырья и топлива? Найдите ответ в тексте учебника (стр.258 вверху).

План-конспект на тему: Япония

ТРАНСПОРТ

Выступление ученика: "По характеру транспортной системы Япония напоминает Зарубежную Европу, но по размерам грузоперевозок превосходит её. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, кроме внутреннего водного и трубопроводного. Во внутренних перевозках выделяется автомобильный и железнодорожный. Внешние перевозки осуществляются морским транспортом. По протяжённости железных дорог Япония уступает многим странам, а по перевозкам грузов только России и Китаю, по пассажирообороту этим видом транспорта превосходит все страны мира. Железные дороги Японии имеют самый высокий технический потенциал. Они все электрифицированы, есть даже поезда на магнитной подушке. Экспериментальный вагон на электромагнито-динамической подвеске еще в 1979 г. преодолел «барьер мечты» - скорость 500 км/ч. А в 1999 г. уже пятивагонный поезд с пассажирами, тоже на магнитной подвеске, развил скорость 552 км/ч, а в 2008 г. - 581 км/ч.

Успехи Японии в области создания высокоскоростных железных дорог нагляднее всего можно продемонстрировать на примере магистрали «Синкансен» («линия новой колеи»), которая была открыта в 1964 г., накануне Токийской олимпиады. Эта линия соединила между собой «большую тройку» городских агломераций Японии, т. е. Токио, Нагою и Осаку, образующие вместе мегалополис Токайдо. Его протяженность составляет около 700 км, здесь проживает более 70 млн. человек, или 56% населения Японии.

Длина магистрали «Синкансен» составляла поначалу 515 км. К 2025 г. их общую длину намечено довести до 14 тыс. км.

Для «Синкансен» характерна также исключительная густота движения, достигающая 285 поездов в сутки. Подсчитано, что за 35 лет существования этой линии по ней было перевезено 3,5 млрд пассажиров, причем за все это время ни один из них не пострадал по причине каких-либо происшествий на железной дороге. А среднее опоздание за год составляет всего 0,4 мин, включая и задержки из-за таких причин, как тайфуны, землетрясения, снегопады, лавины и другие стихийные бедствия.

А теперь мы перейдем к кратким сообщениям учащихся о традициях в Японии:

  1. Поклоны.

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45˚, коллеги кланяются друг под углом 15˚, встречают клиентов и покупателей под углом 30˚- значит каждому свой угол. Ещё когда мать по японскому обычаю, носит малыша у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым уроки почитания старших.


  1. Икебана.

Икебана- искусство составления цветов.. Мастер, помещая цветы в композицию, пропускает их через свою душу и воскрешает их в своём произведении. Существуют правила составления икебаны: соотношения сосуда и растений, сосуда и подставки; цветов и фона, цветов между собой; формы цветов и формы сосуда; расположение растений друг к другу. Это целая наука .Её преподают с 6 лет. Посещают специальную школу 3 раза в неделю. Изучение данного искусства требует от человека определенного дара.



  1. Бонсай- миниатюрное дерево или миниатюрный сад. Это маленькие садики, не превышающие по размерам комнату. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, ели, сосны, лиственницы до 30см. Выращивают их до900лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, предаваясь раздумьям и отдыху после трудового дня.



  1. Чаепитие. Чаепитие в Японии представляет целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы- старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые.. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок- растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает в пену. Обряд происходит при полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.



  1. Кимоно. У японцев свой национальный костюм- кимоно. Его носят и сегодня от мала до велика. Оно передается по наследству- одно на всех. Все радостные и скорбные события заставляют надеть кимоно- парадное или траурное. Кимоно никогда не выбрасывается Покрой кимоно, сложившись 14 веков назад, не менялся. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур. 10 лет учатся японки шить нарядное кимоно. Самые простые кимоно можно начинать конструировать через 2 года обучения. И хотя за 10 летний курс берут в школе немалые деньги, японки ежевечернее заполняют классы до отказа.. И всего года обучения хватает, чтобы научиться правильно надевать и носить кимоно. Кимоно не скоро еще поселится в музее, оно по - прежнему остается неотъемлемой частью повседневной одежды японцев.



  1. Сакура - это японское название декоративной вишни и её цветов.
    Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, японскую посуду и другие предметы быта. В честь сакуры уже сложено великое множество песен и стихов, а в будущем будет сложено ещё столько же, если не больше. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры - красиво и очень быстро.

В поэзии сакура ассоциируется с ушедшей юностью и любовью, а эти темы, согласитесь, вечны, поэтому и японские поэты про сакуру никогда не забудут. Тема вишневых лепестков обыгрывается и в современных музыке и аниме (куда же в Японии без него?), плюс помимо всего прочего Сакура - это ещё и одно из популярных женских имён в Японии.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1. На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Японское «экономическое чудо» произошло после 2 мировой войны, в которой страна потерпела поражение, выступив союзницей фашисткой Германии, перенесла ядерную бомбардировку и сумела перестроить свою экономику в рекордные сроки и стать страной «большой восьмерки», мировым лидером.

- В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?

Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют последствия. Я называю причину, а вы называете следствие.

Причины и следствия:

  • Нехватка природных ресурсов - новые технологии;

  • Менталитет - высокая квалификация;

  • Суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами - трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;

  • Запрет на вооружение - перестройка экономики, реорганизация;

Новые технологии - высокий уровень образования.

План-конспект на тему: Япония

4. Итог урока. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Читать параграф. На контурной карте отразить основные направления грузопотоков сырья и топлива в Японию.

Литература:

  1. В. П. Максаковский. "Экономическая и социальная география мира". Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. ; Просвещение, 2008г.

  2. География в школе. 2000 №7 .

  3. Г.З. Казиев, А.А. Уминский "Почему Курильские острова являются спорными" География в школе 2000г. №4.

  4. Страны мира. Справочник М.; 2002 г.

  5. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. II часть. Региональная характеристика мира (поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского) Волгоград: Учитель, 2004 г.

  6. География. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Гладкого Ю.Н. (II часть). Сост. Толмачева Е. В. Издательство " Учитель-АСТ".



© 2010-2022