Рабочие программы по географии 6 классы

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»





«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148


Рабочая программа

по географии

для 6 класса

на 2015-2016 учебный год




Учитель: Перевезенцева Римма Александровна



с. Шарапово


2015 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов (В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина)

Учебник «География. Природа и люди. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. А.И. Алексеева - М.: Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Срок реализации программы: 1 год. На изучение курса географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

УМК.

  1. Программы общеобразовательных учреждений

Географии 6-9 классы

10-11 классы линии «Полярная звезда»

(Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина,

2009 г, Москва, «Просвещение»

2. Учебник География 6 класс «Природа и люди»

Под редакцией А.И. Алексеева

Москва Просвещение 2010г. «Полярная звезда»

Содержание рабочей программы

Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Федеральный базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часа для обязательного изучения географии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

1. Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников уровне тенденции развития природных объектов и явлений: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности; изменение природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.

2. Объяснять:

значение географии в жизни общества ;

географические следствия движения Земли;

последовательность приемов построения планов местности;

построение градусной сетки на картах;

черты сходства и различия плана местности и географической карты.

Состав и строение земных оболочек:

Происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования;

влияние рельефа на направление и характер течения рек;

образование ледников;

нагревание атмосферы;

зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;

образование атмосферных осадков, ветра;

изменение погоды, народные приметы ее изменения;

причины смены дня и ночи, времен года;

зависимость климата от географической широты;

значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.

3 Описывать: внешний вид форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности

4. Определять (измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координаты; по картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной и равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим группам; по картам основные природные особенности объектов гидросферы; определять при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.

5. Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных причин; основные следствия суточного и годового движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха; границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.


Тема

Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено программой

Литосфера

Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Великая Китайская, Великие Североамериканские; плоскогорья - Среднесибирское, Аравийское, Декан,Бразильское; горы - Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы - Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи;

места распространения гейзеров - острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Гидросфера

Моря - Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Карское, Охотское, Карибское;

заливы - Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский;

проливы - Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский,

острова - Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея;

полуострова - Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали;

течения - Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское;

реки - Нил, Конго, Хуанхэ, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы;

озера - Каспийское море-озеро, Арал, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее;

области оледенения - Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев, Кордильеры.


Основное содержание.

(35 часов) Тема1. На какой Земле мы живем - 3 часа География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Земля - планета Солнечной системы. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Движение Земли вокруг Солнца. Глобус. Способы изображения земной поверхности на глобусе. Практические работы: №1. Анализ источников географической информации. №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Тема2. Земля как планета - 2часа.

Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце - источник тепла и жизни Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля - обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле. Практические работ №3 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. №4. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема3.План и карта - 5 часов.

План местности. Условные знаки. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота.

Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью

масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.

Практические работы: №5 Ориентирование на местности при помощи компаса. №6. Топографический диктант. №7. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков. №8. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

Тема 4. Человек на Земле - 2 часа.

Расселение людей на Земле. Расы и народы. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.

Практические работы: №9.Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. №10 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера -5 часов.

Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Практические работы: №11. Изучение свойств горных пород и минералов. №12. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.№13. Описание по карте равнин и гор по плану. №14 Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин мира, районов землетрясения и вулканов.

Тема: Гидросфера - 5 часов.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы .Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Значение для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Практические работы:№15 На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. №16. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газетах, журналах, Интернете), и написание аннотации по одному из источников информации. №17. Описание реки и озера по плану. №18. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

Тема7. Атмосфера - 6 часов.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Практические работы: №19 Наблюдение за погодой. Составление календаря погоды.

№20. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показателей термометра. №21. Построение и анализ розы ветров. №22. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. №23. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Тема8. Биосфера - 2 часа.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Практические работы: № 24 Составление схемы взаимодействие оболочек Земли. №25 Описание одного растения или животного своей местности.

Тема 9. Географическая оболочка Земли -5часа.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли - зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт - природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.

Практические работы: №26 Подготовка сообщения

на тему «Приспособление людей к жизни в различных природных зонах». №15.Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. №27. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Название разделов и тем

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Количество практических работ по темам

Количество

контрольных работ

1

Тема 1. На какой Земле мы живем.

3

3

2

2

Тема 2. Земля как планета.

2

2

2

3

Тема 3. План и карта.

5

5

4

Тема 4. Человек на Земле.

2

2

2

Тема 5. Литосфера

5

5

4

Тема 6. Гидросфера.

5

5

4

Тема 7. Атмосфера.

5

6(1 час из резервного времени)

5

1 (к/р)

Тема 8. Биосфера.

2

2

2

Тема 9. Географическая оболочка Земли.

3

5(2 часа из резервного времени)

2

1( итоговое

тестирование)

Резервное время

3


Итого

35

35

27

2

Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов в рабочей программе на изучение тем : Атмосфера на 1 час (всего 6 часов) увеличение на 1 час за счет резервного времени на выполнение контрольной рабаты, Географическая оболочка Земли на 2 часа (всего 5 часов) за

счет резервного времени на выполнение практических работ и итогового тестирования.



Календарно-тематическое планирование в 6 классе.

№п/п

№п/п

Дата заполнения

Дата фактич

Тема урока

Тема 1 НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЕМ (3 часа).

1

1/1

1.Что такое гидросфера.

2

2/2

2. Практическая работа №1. Анализ источников географической информации. Как люди открывали мир.

3

3/3

3.Практическая работа №2. Составить схему «Источники географической информации». География сегодня.

Тема 2. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (2 часа).

4

4/1

1. Практическая работа №3 Обозначение материков и океанов Земли. Мы во Вселенной.

5

5/2

2. Практическая работа №4. Составление схемы «Тепловые пояса».Солнечный свет.

Тема 3. ПЛАН И КАРТА (5 часов).

6

6/1

1. Практическая работа №5.

Ориентирование на местности.

7

7/2

2.Практическая работа №6. Топографический диктант.

Земная поверхность на плане и карте.

8

8/3

3. практическая работа №7. Чтение карт. Географическая карта.

9

9/4

4. Градусная сетка.

10

10/4

5. Практическая работа №8. Определение географических координат. Географические координаты.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. (2 часа).

11

11/1

1. .Практическая работа №9. Нахождение на карте мира государств и их столиц Как люди заселяли Землю.

12

12/2

2.Практическая работа №10 Определение ареалов распространения основных рас. Расы и народы.

Тема 5. ЛИТОСФЕРА (5 часов)

13

13/1

1. Земная кора - основная часть литосферы.

14

14/2

.2.Практическая работа №11. Изучение свойств горных пород. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

15

15/3

3. Практическая работа №12. Разработка правил безопасного поведения. Движение земной коры.

16

16/4

4. Практическая работа №13. Описание по карте равнин и гор. Рельеф Земли. Равнины.

17

17/5

5. Практическая работа №14. Обозначение на карте крупнейших гор и равнин. Рельеф Земли. Горы суши.

Тема 6. ГИДРОСФЕРА (5 часов)

18

18/1

1. Состав и строение гидросферы.

19

19/2

2.Практическая работа №15. Установление связи гидросферы с другими оболочками. Мировой океан.

20

20/3

3. Практическая работа №16. Анализ интересных фактов гидросферы. Воды Океана.

21

21/4

4. Практическая работа №17. Описание реки и озера. Реки - артерии Земли.

22

22/5

5. Практическая работа №18. Обозначение на карте рек и озер. Озера, подземные воды и ледники.

Тема 7. АТМОСФЕРА (6 часов).

23

23/1

1.Практическая работа №19 . Наблюдение за погодой. Состав и строение атмосферы.

24

24/2

2.Практическая работа №20. Определение температуры воздуха по показаниям термометра. Тепло в атмосфере.

25

25/3

3. практическая работа №21. Построение и анализ розы ветров. Давление и ветер.

26

26/4

4. практическая работа №22. Анализ погоды на ближайшие дни. Влага в атмосфере.

27

27/5

5.Практическая работа №23. Характеристика климата своей местности. Погода и климат.

28

28/6

6. Контрольная работа по теме «Оболочки Земли».

Тема 8. БИОСФЕРА (2 часа).

29

29/1

1.Практическая работа № 24 Составление схемы взаимодействие оболочек Земли. Биосфера - земная оболочка.

30

30/2

2.Практическая работа №25. Описание одного растения или животного своей местности. Биосфера - сфера жизни.

Тема 9. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (5часов).

31

31/1

1.Географическая оболочка Земли.

32

32/2

2. Практическая работа№26 Подготовка сообщения

«Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах»

Природные зоны Земли.

33

33/3

3 Культурные ландшафты Тестирование по теме Географические оболочки Земли.

34

34/4

4. Практическая работа №27. Моделирование преобразований культурного ландшафта своей местности.

Преобразование культурного ландшафта своей местности.

35

35/5

5. Культурные ландшафты





Литература для учителя и учащихся.


  1. Программа общеобразовательных учреждений География 6-9 классы 10-11 классы

Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина

Москва «Просвещение» 2009 г.


  1. Учебник География 6 класс «Природа и люди»

Под редакцией А.И. Алексеева

Москва Просвещение 2009г. «Полярная звезда».

3. Методические рекомендации

География 6 класс В.В. Николина

Москва «Просвещение» 2009 г.

4. Урок в современной школе География 6-10 классы

Автор Стадник А.Г.

Волгоград «Учитель» 2010г.

5. Занимательная география 6-8 классы

Составитель С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова

Москва «Глобус» 2009 г.


  1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы

Автор-составитель М.Е.Сергеева

Волгоград «Учитель» 2009г.

7.Интернет ресурсы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия уроки географии в 6 классе.

8. География справочник школьника

Москва 2005г.




© 2010-2022