- Преподавателю
- География
- Рабочие программы по географии 6 классы
Рабочие программы по географии 6 классы
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Перевезенцева Р.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шараповская средняя школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
________А.И.Каравашкина
17 «августа» 2015
«Утверждаю»:
Директор школы:________Н.Б. Белянинова
Приказ от 17.08.2015 №148
Рабочая программа
по географии
для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Перевезенцева Римма Александровна
с. Шарапово
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов (В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина)
Учебник «География. Природа и люди. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. А.И. Алексеева - М.: Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Срок реализации программы: 1 год. На изучение курса географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
УМК.
-
Программы общеобразовательных учреждений
Географии 6-9 классы
10-11 классы линии «Полярная звезда»
(Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина,
2009 г, Москва, «Просвещение»
2. Учебник География 6 класс «Природа и люди»
Под редакцией А.И. Алексеева
Москва Просвещение 2010г. «Полярная звезда»
Содержание рабочей программы
Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Федеральный базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часа для обязательного изучения географии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
1. Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников уровне тенденции развития природных объектов и явлений: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности; изменение природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.
2. Объяснять:
значение географии в жизни общества ;
географические следствия движения Земли;
последовательность приемов построения планов местности;
построение градусной сетки на картах;
черты сходства и различия плана местности и географической карты.
Состав и строение земных оболочек:
Происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования;
влияние рельефа на направление и характер течения рек;
образование ледников;
нагревание атмосферы;
зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;
образование атмосферных осадков, ветра;
изменение погоды, народные приметы ее изменения;
причины смены дня и ночи, времен года;
зависимость климата от географической широты;
значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;
географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.
3 Описывать: внешний вид форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности
4. Определять (измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координаты; по картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной и равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим группам; по картам основные природные особенности объектов гидросферы; определять при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.
5. Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных причин; основные следствия суточного и годового движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха; границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.
Тема
Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено программой
Литосфера
Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Великая Китайская, Великие Североамериканские; плоскогорья - Среднесибирское, Аравийское, Декан,Бразильское; горы - Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы - Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи;
места распространения гейзеров - острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.
Гидросфера
Моря - Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Карское, Охотское, Карибское;
заливы - Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский;
проливы - Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский,
острова - Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея;
полуострова - Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали;
течения - Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское;
реки - Нил, Конго, Хуанхэ, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы;
озера - Каспийское море-озеро, Арал, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее;
области оледенения - Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев, Кордильеры.
Основное содержание.
(35 часов) Тема1. На какой Земле мы живем - 3 часа География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Земля - планета Солнечной системы. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Движение Земли вокруг Солнца. Глобус. Способы изображения земной поверхности на глобусе. Практические работы: №1. Анализ источников географической информации. №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема2. Земля как планета - 2часа.
Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце - источник тепла и жизни Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля - обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле. Практические работ №3 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. №4. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема3.План и карта - 5 часов.
План местности. Условные знаки. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота.
Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью
масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.
Практические работы: №5 Ориентирование на местности при помощи компаса. №6. Топографический диктант. №7. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков. №8. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.
Тема 4. Человек на Земле - 2 часа.
Расселение людей на Земле. Расы и народы. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.
Практические работы: №9.Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. №10 Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера -5 часов.
Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Практические работы: №11. Изучение свойств горных пород и минералов. №12. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.№13. Описание по карте равнин и гор по плану. №14 Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин мира, районов землетрясения и вулканов.
Тема: Гидросфера - 5 часов.
Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы .Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Значение для человека, рациональное использование водных ресурсов.
Практические работы:№15 На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. №16. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газетах, журналах, Интернете), и написание аннотации по одному из источников информации. №17. Описание реки и озера по плану. №18. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
Тема7. Атмосфера - 6 часов.
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Практические работы: №19 Наблюдение за погодой. Составление календаря погоды.
№20. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показателей термометра. №21. Построение и анализ розы ветров. №22. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. №23. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Тема8. Биосфера - 2 часа.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.
Практические работы: № 24 Составление схемы взаимодействие оболочек Земли. №25 Описание одного растения или животного своей местности.
Тема 9. Географическая оболочка Земли -5часа.
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли - зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт - природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Практические работы: №26 Подготовка сообщения
на тему «Приспособление людей к жизни в различных природных зонах». №15.Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. №27. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
Название разделов и тем
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей программе
Количество практических работ по темам
Количество
контрольных работ
1
Тема 1. На какой Земле мы живем.
3
3
2
2
Тема 2. Земля как планета.
2
2
2
3
Тема 3. План и карта.
5
5
4
Тема 4. Человек на Земле.
2
2
2
Тема 5. Литосфера
5
5
4
Тема 6. Гидросфера.
5
5
4
Тема 7. Атмосфера.
5
6(1 час из резервного времени)
5
1 (к/р)
Тема 8. Биосфера.
2
2
2
Тема 9. Географическая оболочка Земли.
3
5(2 часа из резервного времени)
2
1( итоговое
тестирование)
Резервное время
3
Итого
35
35
27
2
Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов в рабочей программе на изучение тем : Атмосфера на 1 час (всего 6 часов) увеличение на 1 час за счет резервного времени на выполнение контрольной рабаты, Географическая оболочка Земли на 2 часа (всего 5 часов) за
счет резервного времени на выполнение практических работ и итогового тестирования.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе.
№п/п
№п/п
Дата заполнения
Дата фактич
Тема урока
Тема 1 НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЕМ (3 часа).
1
1/1
1.Что такое гидросфера.
2
2/2
2. Практическая работа №1. Анализ источников географической информации. Как люди открывали мир.
3
3/3
3.Практическая работа №2. Составить схему «Источники географической информации». География сегодня.
Тема 2. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (2 часа).
4
4/1
1. Практическая работа №3 Обозначение материков и океанов Земли. Мы во Вселенной.
5
5/2
2. Практическая работа №4. Составление схемы «Тепловые пояса».Солнечный свет.
Тема 3. ПЛАН И КАРТА (5 часов).
6
6/1
1. Практическая работа №5.
Ориентирование на местности.
7
7/2
2.Практическая работа №6. Топографический диктант.
Земная поверхность на плане и карте.
8
8/3
3. практическая работа №7. Чтение карт. Географическая карта.
9
9/4
4. Градусная сетка.
10
10/4
5. Практическая работа №8. Определение географических координат. Географические координаты.
Тема 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. (2 часа).
11
11/1
1. .Практическая работа №9. Нахождение на карте мира государств и их столиц Как люди заселяли Землю.
12
12/2
2.Практическая работа №10 Определение ареалов распространения основных рас. Расы и народы.
Тема 5. ЛИТОСФЕРА (5 часов)
13
13/1
1. Земная кора - основная часть литосферы.
14
14/2
.2.Практическая работа №11. Изучение свойств горных пород. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
15
15/3
3. Практическая работа №12. Разработка правил безопасного поведения. Движение земной коры.
16
16/4
4. Практическая работа №13. Описание по карте равнин и гор. Рельеф Земли. Равнины.
17
17/5
5. Практическая работа №14. Обозначение на карте крупнейших гор и равнин. Рельеф Земли. Горы суши.
Тема 6. ГИДРОСФЕРА (5 часов)
18
18/1
1. Состав и строение гидросферы.
19
19/2
2.Практическая работа №15. Установление связи гидросферы с другими оболочками. Мировой океан.
20
20/3
3. Практическая работа №16. Анализ интересных фактов гидросферы. Воды Океана.
21
21/4
4. Практическая работа №17. Описание реки и озера. Реки - артерии Земли.
22
22/5
5. Практическая работа №18. Обозначение на карте рек и озер. Озера, подземные воды и ледники.
Тема 7. АТМОСФЕРА (6 часов).
23
23/1
1.Практическая работа №19 . Наблюдение за погодой. Состав и строение атмосферы.
24
24/2
2.Практическая работа №20. Определение температуры воздуха по показаниям термометра. Тепло в атмосфере.
25
25/3
3. практическая работа №21. Построение и анализ розы ветров. Давление и ветер.
26
26/4
4. практическая работа №22. Анализ погоды на ближайшие дни. Влага в атмосфере.
27
27/5
5.Практическая работа №23. Характеристика климата своей местности. Погода и климат.
28
28/6
6. Контрольная работа по теме «Оболочки Земли».
Тема 8. БИОСФЕРА (2 часа).
29
29/1
1.Практическая работа № 24 Составление схемы взаимодействие оболочек Земли. Биосфера - земная оболочка.
30
30/2
2.Практическая работа №25. Описание одного растения или животного своей местности. Биосфера - сфера жизни.
Тема 9. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (5часов).
31
31/1
1.Географическая оболочка Земли.
32
32/2
2. Практическая работа№26 Подготовка сообщения
«Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах»
Природные зоны Земли.
33
33/3
3 Культурные ландшафты Тестирование по теме Географические оболочки Земли.
34
34/4
4. Практическая работа №27. Моделирование преобразований культурного ландшафта своей местности.
Преобразование культурного ландшафта своей местности.
35
35/5
5. Культурные ландшафты
Литература для учителя и учащихся.
-
Программа общеобразовательных учреждений География 6-9 классы 10-11 классы
Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина
Москва «Просвещение» 2009 г.
-
Учебник География 6 класс «Природа и люди»
Под редакцией А.И. Алексеева
Москва Просвещение 2009г. «Полярная звезда».
3. Методические рекомендации
География 6 класс В.В. Николина
Москва «Просвещение» 2009 г.
4. Урок в современной школе География 6-10 классы
Автор Стадник А.Г.
Волгоград «Учитель» 2010г.
5. Занимательная география 6-8 классы
Составитель С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова
Москва «Глобус» 2009 г.
-
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы
Автор-составитель М.Е.Сергеева
Волгоград «Учитель» 2009г.
7.Интернет ресурсы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия уроки географии в 6 классе.
8. География справочник школьника
Москва 2005г.