Путешествие в Японию 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема

Путешествие в Японию

класс

7 класс

Педагогические цели

Углубить и развить знания учащихся о Японии.

тип

Изучение нового материала

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания о традициях и культуре японского народа.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, уважение к культуре и традициям других народов.

Планируемые образовательные результаты

Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Основные понятия и термины

Хокку, икебана, кимоно.

Образовательные ресурсы

В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев.

учебник география 7 класс.

оборудование

Компьютер, интерактивная доска. Альбомные листы со стихами.

Икебана. Музыкальное оформление. Японская кукла.



Организационная структура урока

Целевая установка:

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Вступительное слово учителя:

Эпиграф:

Всматривайтесь в привычное -

И вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое -

И вы увидите красивое

Всматривайтесь в простое -

И вы увидите сложное.

Организационный момент.

Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.

- Охае годзаима тадаима.

- По - японски это означает «здравствуйте».

- Она поздоровалась по - японски потому, что сегодня мы с вами начинаем знакомство с культурой и поэзией Японии, с искусством составления букетов.

Слово учителя.

Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя страны Восходящего Солнца - человека, привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею : росинкой на цветке, алыми листьями клена, причудливым орнаментом или полетом бабочки.

Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова из японской мудрости (см. Эпиграф).

Изучение нового материала:

Мы , европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке . А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к ее восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.

  1. Н.М. Ромадин «Лето»

  2. Н.М. Ромадин «Золотой клен»

  3. И.И Левитан «Весна - большая вода»

  4. И.И. Шишкин « На севере диком»

Работа по картинам:

- Какой теме посвящены эти картины? (времена года).

- Что особенного увидели художники в каждом времени года? ( В каждом времени года увидели красоту, мы ощущаем теплое дыхание ветерка, видим набухшие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).

- Какое чувство вызывают картины? ( Восхищение родной природой и ее красотой).

Слово учителя:

А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника 19 века Андо Херосигэ. Он тоже изображал времена года, но немного иначе.

- Какой теме посвящены картины Андо Херосигэ? ( Времена года).

- В чем разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике ? ( Русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок , кружевом линий. Незнакомыми пейзажами).

- А что общего в живописи русских и японских художников ? ( В умении передавать красоту природы, но каждый художник делает это по-своему).

Слово учителя:

Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты сочиняли стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свои свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трехстиший и пятистиший, писали свои картины.

В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существует как единое целое. Сегодня на уроке мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным жанром.

Хоку (или хайку) - совсем коротенькие стихи.

Запись на доске:

О, проснись, проснись!

Стань товарищем моим,

Спящий мотылек.

Басе.

- Сколько строчек в хокку? (три).

- Сколько слогов в первой строчке? (5).

- Во - второй? (7)

- В третьей ? (5)- сколько слогов в стихотварении?

- Вывод - хокку - коротенькие стихи, состоящие из трех строчек. В них 17 слогов. (5-7-5).

Каждое стихотворение - волшебная картина. С чем ее сравнить? Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж, тщательно прорисовать все-все, до мельчайших деталей.

А можно картину наступающей осени передать по-другому : несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем.

Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину и напишет прямо на ней стихотворение. Сочинялись они, как правило, в чайных, иногда устраивались целые состязания, турниры. Кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку - это нерифмованные строки, состоящие из 17слогов 5-7-5.

- Работаем по рядам : надо правильно выбрать третью строчку.

- Работаем в парах.

Бедный мой воробей!

Измучался, исстрадался.

(На пенечке, в руках у мальчишек, в перистых облаках)

Исса.

Осторожно - камень!

Голову не ушиби,

( А то больно будет, крошка светлячок, шишка соскочит)

Исса.

Бабочка, не спи!

Ну, проснись же поскорее-

(Солнце взойдет, давай с тобой дружить, порхай по цветам)

Бассе.

- Ребята зачитывают свои хокку.

- Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? (Бережное отношение ко всему живому . Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте).

- Они говорят, что в природе все прекрасно: и бабочка, и свечок.

- Поэты учат нас жалеть, беречь все живое.

- а в каких словах передано отношение поэтов к живому миру? 9 ребта перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить).

- Правильно ребята.

Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не оставаться равнодушным - вот к чему призывает поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.

Всматривайтесь в привычное -

И вы увидите неожиданное ,

Всматривайтесь в некрасивое -

И вы увидите красивое

Всматривайтесь в простое -

И вы увидите сложное.

Японская живопись и поэзия выражают отношение к природе. А знаете ли вы, что каждому времени года соответствуют определенные цветы. А как же называли в Японии искусство составления цветов? Вы это слышали. Вспоминайте . (Икебана) .Слово икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите ( фотографии, по возможности показать композицию).

Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (осенние цветы). В день девочек (3 марта) главное растение в букете - ветка цветущего персика, а вдень мальчиков - (5 мая) - цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны ( символ долголетия и выносливости), бамбук ( жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы ( надежды, вечного обновления).

В далекие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечетное число - это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы - сколько цветов в букете? (нечетное количество). Этот обычай пришел к нам с востока.

Ребята, говоря об Японии, нельзя не затронуть архитектурного строительства ( фото на доске). Японские средневековые замки были окружены каменными стенами (как вы думаете зачем?). Правильно, были рассчитаны на длительную осаду и оборону. Замки располагались на возвышении. И сами были очень высоки, иногда кажется, что они касаются облаков. Замки строились исключительно из дерева, но этого совершенно не видно ни внутри, ни снаружи.

Наряду с архитектурой, следует отметить искусство создания национальной одежды - кимоно. Кимоно - традиционная мужская и женская одежда японцев. Это прямой халат с запахом на лево, с поясом и широкими рукавами. У женского кимоно очень широкий пояс , уложенный в бант на спине и длинные рукава, внутренний край которых остается, как и пройма незашитым.

Подведение итогов:

И так, ребята, наше путешествие завершается. Закончить его хочется стихотворением Рыленкова « Все в тающей дымке». (читается стихотворение).

- Что нужно сделать, чтобы увидеть и услышать русскую природу?

(Нужно всмотреться и вслушаться).

- Что нужно сделать, чтобы увидеть и услышать японскую природу?

(Нужно всмотреться и вслушаться).

Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.

- Что нового мы узнали на уроке?

( Познакомились с японскими стихотворениями - хокку, с японской живописью, искусством создавать икебаны , архитектурой, национальной одеждой).

В руках учителя кукла.

- Фонаера ( до свидания)

- Го - сэйте аригото, годзаимасита - спасибо за внимание.

Домашнее задание:

Параграф 76. Написать 1 хокку. Попробовать составить икебану.

8

© 2010-2022