- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логвиненко Н.Г. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии разработана на основе:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
-
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
-
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
-
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Учебный план
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для 5 класса, который состоит из:
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова, Т.А. Карташева).
3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
Данный УМК относится к классической линии учебников 5-9 класса. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Раздел 1. ««Планируемые результаты в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета и система их оценки»
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Раздел 2. «Содержание учебного предмета»
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;
Практическая работа № 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу..
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты;
Природа Земли (14 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №5 Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Раздел 3. «Календарно-тематическое планирование»
№
Дата
Тема и форма урока
Кол-во часов
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Оборудов ание , ЭОР.
1
Мир, в котором мы живем.
Вводный
1
Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.
Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»
Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.
Формирование ответственного отношения к учёбе.
Организация собственной деятельности
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.
2
Науки о природе
комбинированный
Пр.р1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
1
Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.
Формирование и развитие по средствам географических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном
и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Значение знаний о природе.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
3
География - наука о Земле.
комбинированный
1
Объяснять значение понятий: география, разделы географии.
Приводить примеры географических наук.
Формирование умения ставить учебную цель.
Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.
Знать характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
4
Методы географических исследований.
Изучение нового материала
1
Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях
Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
5
Урок обобщения и практическая отработка ЗУН по разделу «Что изучает география»
1
Ответы на вопросы. Тест.
6
Географические открытия древности и Средневековья
Изучение нового материала
1
Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.
Формирование и развитие по средствам географических
знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
результатов
Осознание ценности географических знаний, как
важнейшего компонента научной картины мира
Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
7
Важнейшие географические открытия.
Изучение нового материала.
1
Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических
карт
Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира
Отрабатывать умения работы с картами.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
8
Открытия русских путешественников.
Пр.р.2. Как люди открывали Землю. Работа с к/к, учебником, диском
Изучение нового материала
1
Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических
карт
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака
С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова
Карта с маршрутами путешественников. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику
9
Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»
Обобщение и систематизация знаний.
1
Ответы на вопросы. Тест.
10
Изучение Вселенной
комбинированный
1
Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»
Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Умения управлять своей познавательной деятельностью
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной.
Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
11
Соседи Солнца. Планеты-гиганты
комбинированный
1
Знать особенности всех планет Солнечной системы
Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов
Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности.
Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности
Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
12
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
комбинированный
1
Объяснять значение понятий:
небесные тела, метеоры и метеориты
Уметь называть малые небесные
тела и их характерные черты.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля)
Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты.
Видеофильм Вселенная.
13
Мир звезд
комбинированный
1
Объяснять значение понятия звезда, созвездия.
Знать на какие группы звёзды делятся
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
14
Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса
Изучение нового материала.
1
Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет
Объяснять значение
понятий: астрономия, её задачи.
Формирование способностей к самостоятельном
у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.
Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.
Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
15
Урок обобщения по теме «Вселенная»
1
Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.
Оценивание работы одноклассников.
Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,
Ю.А.Гагарин
Ответы на вопросы. Тест
16
Стороны горизонта
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий:
горизонт,
линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.
Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.
Знание сторон горизонта и умение ориентироваться - это необходимо каждому человеку.
Компас, плакаты по ориентированию
17
Ориентирование
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий: ориентирование,
компас.
Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.
Формирование и развитие по средствам географических
знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности
Из различных источников.
Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам.
Практическое занятие на местности.
18
План местности
Изучение нового материала.
1
Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:
план,
масштаб,
условные знаки
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью
плана местности
Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.
Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать
План, карты: топографическая, физическая.
19
Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»
Урок-практикум
1
Глазомерная съёмка.
Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.
Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Формирование ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в географической среде.
20
Географическая карта
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий:
географическая карта,
градусная сеть,
меридианы,
параллели,
экватор.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических
карт
Выделять, описывать существенные признаки геог-
фических карт, их различия.
Знать разнообразие карт: физическую, политическую, экономическую. Уметь находить на них экватор, параллели и меридианы и нанести их на к/к.
21
Урок обобщения по теме «Виды изображения поверхности Земли»
1
Овладение основами картографической грамотности.
Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.
Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудни-
чество с одно-
классниками
Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Соревнование команд.
Тест.
22
Как возникла Земля
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий:
гипотеза.
Знать разные гипотезы возникновения
Земли и их особенности.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов
ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник
23
Внутренне строение Земли
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий:
ядро,
мантия,
земная кора, горные породы, минералы, рельеф,
литосфера
полезные
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.
Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов.
Плакат Внутреннее строение Земли.
24
Землетрясения и вулканы Пр.р.№4 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
1
Объяснять значение понятий:
землетрясение, очаг землетрясения,
эпицентр, вулкан, кратер, жерло
Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Выявлять причины возникновения природных явлений.
Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности.
Физические карты полушарий и России, электронное приложение к учебнику
2526
Путешествия по материкам
комбинированный
2
Объяснять значение
понятий: материк,
остров, архипелаг,
часть света.
Уметь показывать на карте полушарий все материки.
Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.
Формирование осознания единства географического пространства.
Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты.
Физическая карта полушария.
2728
Вода на Земле
комбинированный
2
Объяснять значение понятий:
гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.
Уметь показывать на карте полушарий все океаны
Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.
Формирование основ экологической культуры;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.
Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды.
Заложить основы бережного отношения к воде: Вода - это жизнь.
Использование электронного приложения к учебнику
29
Воздушная одежда Земли
Практическая работа №5 Составление карты стихийных природных явлений.
1
Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон. Называть свойства воздуха.
Объяснять причины возникновения ветра.
Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.
Формирование
экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.
Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков.
Презентации и видеофильм
30
Погода
комбинированный
1
Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.
Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Составлять описание результатов наблюдений
Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Использовать приобретённые знания и умения для характеристики погоды своей местности
Использование электронного приложения к учебнику
31
Климат
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий.
Отбирать источники географической информации для объяснения причин
Разнообразия климата на Земле.
Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата.
Устанавливать причинно - следственные связи для указанных типов климата. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Использование электронного приложения к учебнику
32
Живая оболочка
Земли
1
Объяснять значение понятия
биосфера
Формирование и развитие по средствам географических
знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Использование электронного приложения к учебнику
33
Почва - особое природное тело
Изучение нового материала.
1
Объяснять значение понятий:
почва, гумус, плодородие
Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.
Формирование и развитие по средствам географических
знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Устанавливать причинно -следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы.
Использование электронного приложения к учебнику
Презентация
Почвенная среда.
34
Человек и природа
Комбинированный.
1
Объяснять значение понятий:
заповедники, заказники, национальные парки
Формирование и развитие по средствам географических
знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Формирование и развитие по средствам географических
знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира.
Влияние человека на природу.
Использование электронного приложения к учебнику
35
Урок обобщения по теме «Природа земли»
1
Подготовить каждому 10 вопросов по теме и ответы на них.
.
Рассмотрено. Согласовано.
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей гум. цикла МС ОУ
От «__» ______2015г. № _____ От «__» ______2015г. № _____
______________Рук. ____________ Председатель