- Преподавателю
- География
- Разработка урока СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРИРОДЫ ТЕРРИТОРИИ
Разработка урока СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРИРОДЫ ТЕРРИТОРИИ
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бесстрашнова Н.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3 им.П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Урок географии
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.
ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРИРОДЫ ТЕРРИТОРИИ
9 класс
Учитель Бесстрашнова Н.А.
17.12.2015г.
«Северо-Западный экономический район»
Цель урока: через учебное исследование овладение системой учебных действий, позволяющих характеризовать Северо-Западный район как составную часть природного и геоэкономического пространства страны.
Задачи:
1. Продолжить формирования системы знаний, развитие умений самостоятельно организовывать процесс познания об экономико-географическом положении (ЭГП), природных условиях и ресурсах, населении и трудовых ресурсах, истории СЗЭР, работать с различными источниками геоинформиции;
2.Развивать умения обобщать, систематизировать учебный материал, создавать образ территории, презентовать результаты своего исследования;
3.Продолжить формирование экономического мировоззрения учащихся на примере данного экономического района, воспитывать умение работать в коллективе;
Оборудование: политико-административная карта России, карта «Северо-Западный экономический район, мультимедийный проектор, компьютер; для учащихся - инструктивные карты.
Тип урока: изучение нового материала.
Урок проведен с использованием технологии учебного исследования.
Алгоритм учебного исследования:
1. Формирование творческих групп учащихся.
2. Обсуждение и выбор темы исследования: характеристика ЭГП района,
природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы СЗЭР.
3.Знакомство с географической литературой и ее анализ: постановка проблемы, сбор данных по изучаемой теме, подготовка презентации (сообщения) по выбранной теме.
4. Защита презентации, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, построение выводов, заключений о проблемах и перспективах развития района
5. Оценка результатов и процесса в целом (рефлексия).
В результате выступлений творческих групп учащимися во время урока оформляется проспект Северо-Западного экономического района, где фиксируются все основные черты ГП, населения и ресурсов. На основе карты учащиеся формулируют перспективы развития района. Так же большее внимание уделяется С-П - как городу федерального значения.
Ход урока
-
Целевая установка
-
Вводная работа:
-
Покажите на карте и назовите составные части северо-Западного экономического района.
-
На основании карты атласа стр.31 докажите, что это - одно из старейших мест России.
-
«Серебряное кольцо» России - наиболее старинные города вокруг С-П - из ДЗ
-
Исследование
Перед началом исследования класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаются инструктивные карты и текст стихотворения для анализа:
-
1 группа анализирует отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»:
-
Выделить из текста строчки, описывающие часть территории России. Определить ее и назвать характерные черты согласно тексту. Какие географические образы указывают на эти пункты?
-
Показать эти природные объекты на карте.
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Дополнительный материал к уроку (домашняя подготовка одного из учащихся) - «Изменение названия города» - 1мин.
«Население С-З России» - 1 мин.
-
2 группа анализирует отрывок из поэм А.С.Пушкина «Медный всадник» и «Евгений Онегин»:
-
Выделить из текста строчки, дающие описание природных явлений в районе Санкт-Петербурга.
-
Расскажите, почему эти природные явления характерны именно для этого места.
« Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой….»
«Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
…
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало; всё вокруг
Вдруг опустело - воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
…
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
…
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне…»
Дополнительный материал к уроку (домашняя подготовка одного из учащихся) - «Катастрофические наводнения в городе» и «Белые ночи С-П» - 2 мин.
- Перед вами карта - мы видим, что у Росси есть выход в Белое море и город - порт Архангельск, почему Пётр 1 решил отвоевать часть земель на балтийском побережье?
Именно здесь на отвоёванных территориях Петр 1 приказал начать строительство нового города, который в последствии стал новой столицей. Вы знаете что город строился тяжело - местность была болотистой, приходилось осушать почву, выкорчёвывать леса. Людей не щадили, а лишь подгоняли быстрее - быстрее. Много человеческих жизней унесло строительство. В то время существовала пословица «Москва создана веками, Петербург - миллионами». Как вы понимаете её значение?
- Вспомните функции городов. Какие из них наиболее характерны для Санкт-Петербурга?
-
3 группа анализирует отрывок из песни А.Розенбаума «Ладожское озеро»
-
Какие события описывает в своих стихах певец? Почему именно Ладожское озеро стало центром воспетых событий? Какие еще озера на северо-западе России известны по подобным событиям?
В пальцы свои дышу -
Не обморозить бы.
Снова к тебе спешу
Ладожским озером.
Долго до утра
В тьму зенитки бьют,
И в прожекторах
"Юнкерсы" ревут.
Пропастью до дна
Раскололся лёд,
Чёрная вода,
И мотор ревёт:
"Вп-р-р-раво!"
...Ну, не подведи,
Ты теперь один
Правый.
Фары сквозь снег горят,
Светят в открытый рот.
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждёт.
Вспомни-ка простор
Шумных площадей,
Там теперь не то -
Съели сизарей.
Там теперь не смех,
Не столичный сброд -
По стене на снег
Падает народ -
Голод.
И то там, то тут
В саночках везут
Голых.
Не повернуть руля,
Что-то мне муторно...
Близко совсем земля,
Ну что ж ты, полуторка?..
Ты глаза закрой,
Не смотри, браток.
Из кабины кровь,
Да на колесо - ала...
Их ещё несёт,
А вот сердце - всё. Стало.
После обсуждения все учащиеся должны сделать вывод о значении С-П в жизни России.
В конце - видеоряд о достопримечательностях города.
-
Рефлексия
Почему С-З России - один из значимых в историческом аспекте мест России.
-
ДЗ - найти стихи или прозу, в которых описывается Санкт-Петербург или другие старинные города северо-западной России (прочтите их с выражением!)