- Преподавателю
- География
- Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленой
Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленой
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курбатова О.А. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Акция «Летопись добрых дел»
Экологическое просвещение и распространение
природоохранных идей
Проект на тему:
«Сохраним планету
голубой и зелёной»
Участники проекта:
1.обучающиеся 8-х классов
2.обучающиеся 10-11 классов
I. Введение……………………………………………………………………3-4
II. Основная часть…………………………………………………………….5-14
-
Принципы построения проекта…………………………………………5
-
Экологическое образование в курсе географии
(теоретическая область)……………………………………………….. 5-10
-
Практическая область проекта
А) Формы работы познавательной части проекта…………………….11
Б) Формы работы природоохранной части проекта………………….11-12
В) Формы работы при формировании здорового образа жизни….....12
4. Исследовательские работы при реализации проекта………………... 12-14
III. Заключение…………………………………………………………… …15
IV. Список литературы………………………………………………………16
V. Приложение……………………………………………………………17-27
Введение
«Человека называют властелином природы, но мудрость, с которою мы властвуем, от природы не даётся. Этому надо учиться». (Н. И. Лобачевский). Экологическое благополучие - это разумное равновесие между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой. Это действия человека не вопреки, а согласно законам природы. Это не подчинение себе природы, а дружба с ней. Это бережное обращение с природой. И тогда наступает благополучие - жизнь в довольстве и гармонии человека и природы.
Чтобы поддерживать или созидать экологическое благополучие места проживания, надо обладать необходимыми знаниями и знать реальную оценку экологической ситуации данной местности. Природа - это живая, чувствительная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям, поэтому проблемы утилизации мусора, отходов, деградации почв, оскудение водных и «зелёных» ресурсов - это наши проблемы. Эти проблемы мы должны чётко представлять себе и доносить до других. Работа по их изучению проводится ежегодно в нашей школе с обучающимися разной возрастной категории. Создаются проекты по экологическому просвещению и обеспечению благополучия места проживания: созданию чистоты в слободе Белой, сохранению реки Псёл и урочища Галаково Беловского района Курской области.
При создании проекта мы преследуем следующие цели:
-
Формирование экологического мировоззрения на основе передачи знаний о взаимосвязях природы.
-
Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.
-
осуществление действенной заботы о себе, через заботу об окружающей среде.
Задачами нашего проекта являются:
-
Обучающие:
-
Обучить детей основам экологии;
-
Сформировать экологический взгляд на мир и целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;
-
Реализовать познавательные и другие интересы ребёнка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
-
Создать банк данных форм и методов природоохранной работы.
-
Привлечь внимание школьников к актуальным экологическим проблемам своей школы, района, села.
-
-
Развивающие:
-
Развивать имеющиеся у детей знания об экологии, о природе, полученные в начальной школе;
-
Развивать у обучающихся личный экологически ориентированный опыт по взаимодействию с окружающим миром;
-
Организовывать и претворять в жизнь посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия;
-
Оценить благосостояние окружающей среды.
-
Модифицировать традиционные и разрабатывать новые формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учёбе, делах, общении;
-
Улучшать экологическое состояние окружающей среды
-
Воспитывающие:
-
Воспитывать экологическую культуру, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для экосистем действий.
-
Воспитывать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
-
Воспитывать уважительное отношение к миру природы.
Проект рассчитан на продолжительный период времени. Это позволит построить обучение по схеме: от простого к сложному. Младшая возрастная группа детей (5-6 классы) будет изучать теоретические вопросы по данной теме, и сопоставлять полученные знания с действительностью. Главное, что уже на первом этапе они будут проводить исследования и определять степень антропогенного влияния в своей местности.
Средняя возрастная группа выполняет более сложные задания, основанные на полученных знаниях. Обучающиеся 7-8 классов, проявляя самостоятельность, способны составлять проекты по охране живой и неживой природы, прогнозировать и предсказывать будущее родного села, района.
Старшая возрастная группа (9-11 классы) участвует в экологических конференциях, конкурсах, олимпиадах, демонстрируя полученные знания, умения, собственные исследования и наблюдения, практические дела.
Проект построен на практических занятиях, краеведческом подходе, исследовательском методе и прогнозировании. Работа в этом направлении должна быть непрерывным, переходящим от одной возрастной группы к другой. В работе проводится анализ статистических материалов, чётко прослеживается работа с литературой, наблюдение, эксперимент и т.д.
Наш проект создавался по направлениям:
1. Экологическое воспитание обучающихся на уроках естественно-географического направления и внеклассных мероприятиях.
2. Зелёные насаждения как часть ландшафтной архитектуры и эстетического облика слободы Белой - исследовательские работы.
3. Практическое применение знаний: эстетика школы и школьного двора, долины реки Псёл, лесного массива.
4. Участие в областном конкурсе «Эко - плюс», районом туре конкурса «Юный эколог и юный лесовод».
Но проект - не конечная цель. Это только начало большой и кропотливой работы по изучению и улучшению экологического благополучия нашего места проживания. И уже есть реальные результаты. Дальнейшая работа пойдёт под девизом: «Сохраним планету голубой и зелёной».
Содержание проекта
Принципами построения проекта являются:
-
Единство сознания, переживания, действия - глубокая взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления, развития ответственного отношения личности к окружающей среде;
-
Прогнозирование;
-
Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;
-
Междисциплинарный подход;
-
Целенаправленность общения школьников с окружающей средой.
В ходе реализации проекта обучающиеся 5-6 классов овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашей местности и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.
Основой школьного экологического образования является принцип междисциплинарности, так как в рамках какого-нибудь одного предмета оно не может быть осуществлено в полной мере. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе изучения различных дисциплин не одинаковы. Они определяются спецификой задач и содержания предмета.
Содержание экологического образования комплексно. Оно включает научные, нравственно-эстетические, правовые и практические аспекты. Для их реализации в школьном курсе географии сложились более благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объясняется прежде всего тем, что цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В настоящее время на Земле нет ни одного участка, который в той или иной степени, прямо или косвенно не испытал бы на себе влияние человеческой деятельности. Поэтому учебный материал по предмету включает систему знаний о хозяйственной деятельности человека, её результатах и последствиях, рекомендации по охране окружающей среды. Так как все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни человека.
Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о формировании экологической культуры, о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию обучающимися важности учёта особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьная география помогает обучающимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.
Содержание курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и правил поведения в природе, ценностных ориентаций. Раскрытие их осуществляется в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, режиме экологии, бережливости (комплексная переработка сырья, использование вторичных ресурсов, безотходная технология).
Таким образом, в формировании экологической культуры, умений прогнозировать экологические последствия, подготовке экологически грамотного населения - основная роль принадлежит самому ребёнку, его творческой инициативе на уроках географии и во внешкольной деятельности, а учитель должен исполнять роль направляющего.
Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель - насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.
Формирование экологического мышления - непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз. В школе, в начальных классах, ребёнок на уроках окружающего мира расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы (6-8 кл.), когда формируется абстрактное мышление, он осознаёт необходимость решения комплексных проблем, многообразие отношений «человек-природа», последствия этих отношений. В старших классах (9-10 кл.), владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т.д., обучающийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения.
Практически на каждом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Учителя выделили циклы экологических уроков в каждом курсе географии. В приложении дана разработка внеклассного мероприятия для 5 класса (Приложение №1), план урока в 10 классе (Приложение №2). Главная цель таких уроков - становление экологически грамотной личности.
В конце года предусматриваю в тематических планах циклы экскурсий в лес, на луг, к водоёму, в поле, на предприятия.
Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры обучающихся.
Задачи: 1. Усвоение основных понятий по геоэкологии.
2. Развития потребности в природоохранной деятельности.
3. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между возникновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной деятельностью человека, решать эти проблемы на доступном для обучающихся уровне.
4. Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные методы на уроках географии: наблюдение, мониторинг, анализ, синтез, обобщение, моделирование проектов, решения экологических проблем, анкетирование, опрос, беседа. Среди разнообразия приёмов выбираем следующее: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительные характеристики объектов, установление причинно-следственных связей, задания проблемного характера, разработка и защита проекта, сочинения и рефераты, работа с картами, речевые игры.
Технологии: личностно ориентированное обучение, коммуникативно-диалоговая деятельность, развивающее обучение.
Основными темами содержания школьного курса географии являются:
1) сохранение живой и неживой природы;
2) ресурсопользование;
3) охрана среды жизни и деятельности.
Поэтому экологическая образованность обучающегося состоит из:
1) системы знаний о взаимосвязях природы и человека;
2) отношения к природе как одной из главных ценностей; экологически целесообразного поведения и деятельности;
3) осознания причин возникновения экологических проблем, умения находить пути решения проблемы на локальном уровне;
4) системы умений и навыков природоохранной деятельности;
5) умения прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности человека.
Хотелось бы более подробно раскрыть вопрос об умении прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности человека.
Формирование опыта прогнозирования осуществляется во всех школьных курсах географии. Первоначальным этапом этого процесса является начальный курс географии 6 класса. В начальном курсе физической географии умение прогнозировать формируем у обучающихся путём введения понятия о прогнозе, а также при изучении взаимодействия человека на различные оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу и природные комплексы различного ранга (природные зоны, географические пояса и др.). В 6 классе дети учатся прогнозировать изменения погоды по местным признакам. Наиболее важные из них указаны в учебнике. Например, если летом ветер дует в том же направлении, в каком двигаются облака, то это предвещает ясную и сухую погоду.
Вторым этапом формирования прогностических и оценочных умений является курс географии материков и океанов. Особенно важно прогнозирование экологических последствий при изучении отдельных стран в курсе географии 7 класса. Для этой цели сначала предлагается выполнить качественный прогноз путём определения важнейших видов деятельности человека и возможные экологические последствия. Первоначально во время беседы объясняется обучающимся возможные экологические последствия антропогенного воздействия на природу (см. приложение, табл. 3). Затем путём использования комплексных карт атласа для 7 класса необходимо научиться определять основные виды деятельности человека, страны и прогнозировать возможные экологические последствия для природы. Это будет в основном качественный прогноз и качественная оценка происходящих процессов в настоящем и будущем времени.
Умение оценивать изменения в природе невозможно без прогнозирования происходящих процессов. Например, оценка антропогенных воздействий на режим реки, окружающую природу нельзя без прогноза дальнейшего воздействия человека на природу. Особенно важно в беседе с учениками установить положительные и отрицательные последствия создания водохранилищ на реках. Я акцентирую внимание учащихся на проведении мелиоративных мероприятий по ликвидации отрицательных последствий в природе или их смягчению. Например, осушительные мероприятия при подтоплении земель в береговой зоне водохранилищ.
На третьем этапе формирования прогностических и оценочных умений обучающихся в 8-9 классах изучаются природные ресурсы России и даётся их эколого-экономическая оценка. Данная рассматриваемая методика успешно применяется при изучении родного края. Методика обучения обучающихся прогнозированию экологических последствий антропогенных изменений в природе и их оценка при использовании её различными отраслями хозяйства родного края предусматривает разработку природоохранных мероприятий и содержит качественный и количественный прогноз.
Качественный прогноз состоит из 2 этапов:
А) Установление основных отраслей хозяйства родного края, использующих природные ресурсы.
В начале урока необходимо проводить вводную беседу об основных отраслях хозяйства Курской области с последующим заполнением таблицы «Основные отрасли хозяйства родного края, использующие природные ресурсы», где называются не только отрасли, но и крупные предприятия.
Б) Определение изменения в природе в связи с её использованием различными отраслями хозяйства и разработка возможных природоохранных мероприятий.
В беседе выделяются основные виды возможного воздействия различных отраслей хозяйства на природу. Затем эти данные записываются в виде таблицы. Для выполнения этих заданий целесообразно использовать метод аналогов и экстраполяции.
Методом экстраполяции выясняется продолжение установленного процесса на будущее время. Так, если на морском берегу установлен размыв берега на 0,2 - 0,3 метра в год, то можно предположить, что в ближайшие 2-3 года этот процесс будет продолжаться с такой же интенсивностью.
Методом аналогов мысленно можно перенести установленные процессы на участок со сходным строением. Например, если на низком берегу водохранилища произошло его подтопление и началось заболачивание, то можно с уверенностью прогнозировать такие же процессы на участке сходного строения на другом водохранилище. Процессы заболачивания появятся примерно на такой же площади.
Количественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов выполняется по плану, известному обучающимся из 9 класса.
В курсе экономической и социальной географии мира предлагаются обучающимся воспроизвести опорные знания и опыт в прогнозировании и оценке природных ресурсов. При изучении отдельных стран и регионов можно использовать известные методические приёмы из 6, 7, 8, 9 классов.
Традиционная классно-урочная система преподавания в школе не может обеспечить прогресс в экологическом обучении и воспитании школьников. Экологическое воспитание должно носить комплексный характер и включать внешкольное и внеклассное образование. В отличие от школьного образования, внеклассное образование не несёт каких-либо принудительных форм. Одним из главных преимуществ его является изучение «собственными руками» окружающего мира своего двора, улицы, города, а также понимание природных процессов, происходящих в непосредственном окружении, что никого не оставляет равнодушным. Для реализации эколого-образовательного проекта предполагаются различные формы:
ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ознакомительные
исследовательские
творческие
Агитационно-информационные
полевые
аналитические
Лекционно-семинарские
экскурсионные
стационарные
Экспедиционные
лабораторные
статистические
картографические
поделочные
игровые
оформительские
В ознакомительных представлены формы, в которых основное «лидерство» сохраняется за учителем, а школьник является слушателем. В ходе работы ученики получают основной объём информации и приобретают навыки работы, необходимые для последующей деятельности, обогащают свои знания по биологии, географии. Безусловно, такие формы предшествуют исследовательским и творческим работам, а в ряде случаев они чередуются.
Во внешкольном экологическом образовании лекционно-семинарские формы обучения представляют собой довольно сжатый объём информации, необходимый для ознакомления с поставленной проблемой и достижения желаемого результата при выполнении последующей исследовательской работы. Как правило, одна лекция не превышает академического часа и включает такие тематические разделы: история формирования рельефа; смена растительных комплексов под воздействием антропогенной деятельности; функционирование водных экосистем; питьевое водоснабжение; роль компонентов природной среды в устойчивости экосистем и т.д. обучающиеся и с экологическими проблемами, имеющими региональный и глобальный масштаб проявлений. Полезно показать «вклад» родного села, области в эти процессы. На лекционно-познавательных занятиях использую наглядные материалы, аэрофотоснимки, фотографии, видеофильмы, дополняя их конкретными примерами области, села, улиц, известных учащимся.
Экскурсионная форма экологического образования - одна из наиболее распространённых. При проведении экологических экскурсий организуются не только посещение природных, природно-антропогенных и техногенных объектов, но и проводятся ознакомительные занятия непосредственно «у объекта» изучения. Сведения о производственном процессе дополняются информацией о ресурсном преобразовании, о масштабах и направлениях воздействия на каждой стадии познавательного процесса на окружающую природу, знакомятся с методами изучения и анализа.
В исследовательских и творческих формах обучения школьникам отводится «лидерство», а учитель выполняет контролирующую и направляющую деятельность. Основной целью обучения является получение самостоятельных навыков проведения полевых исследований, реализация теоретических знаний в практической работе. К этой форме относится самостоятельное изучение природных компонентов и изменений показателей состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека. Большое внимание на данном этапе уделяются не только решению учебно-исследовательских задач, но и вопросам техники безопасности. Речь идёт о правилах поведения на водных, велосипедных маршрутах.
Стационарные формы обучения позволяют провести исследования временной динамики процесса и явления, в то время как маршрутные - изучить пространственные характеристики. На проведение стационарных исследований ориентирую школьный кружок. Экспедиционные формы работы проводятся во время туристических слётов, выездов, походов (Приложение № 3).
Творческие формы работы: оформление результатов исследований (отчёта); сбор гербария, коллекций. В качестве примера игровых мероприятий предлагаются задания типа «если бы я был…» (например, директором парка, главой администрации). Обучающиеся высказывают своё мнение по преобразованию (изменению или сохранению) той или иной территории парка, села, района и т.д. с построением фундаментальных цепочек, разрабатывают план территории, формулируют предложения о проведении мероприятий по её обустройству.
Для каждого направления экологического образования формулируются определённые цели и разрабатываются мероприятия для их достижения. В них определяются несколько направлений работы, позволяющих повысить у школьников уровень экологической грамотности и привить навыки работы с литературой, приборами, научить анализировать наблюдаемые процессы и явления, участвовать в выступлениях.
Объединяющей формой является агитационно-информационный этап работы. Цель его - привлечь внимание детей к экологическим проблемам. Каждый год проводить неделю экологии (см. приложение № 4). Такое мероприятие хорошо зарекомендовало себя, так как способствует развитию интереса и склонностей обучающихся к учебному предмету, формирует способность к самостоятельной работе и учит видеть результат своего труда.
В практической части проекта дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
В рамках проекта дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха.
Направления работы:
-
Познавательное.
-
Природоохранное.
-
Здоровьесберегающее.
Познавательная часть проекта (формы работы):
-
Конкурсы экологических плакатов, рисунков, газет.
-
Посещение краеведческого музея в слободе Белой и в городе Курске.
-
Посещение Центрально - Чернозёмного биосферного заповедника имени В.В.Алёхина.
-
Выступление экологических агитбригад.
-
Фотовыставки в школе и участие в районных фотоконкурсах
-
Просмотр видеофильмов о работе экологических организаций, об экологических проблемах, о жестоком отношении к животным, о замене природных ландшафтов на антропогенные и т.п.
-
Изучение деятельности природоохранных организаций.
-
Классные часы, беседы, викторины.
-
Познавательные экологические игры.
Природоохранная часть проекта (формы работы):
-
Родники.
Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который удобен для пользования. Часто, особенно в засушливые годы, родник можно определить только по сырой земле. Необходимо устанавливать ограждения и прокладывать дорожки из камня.
-
Мусор.
Это бич наших лесов и рек. После человека остаётся огромное количество мусора. Поэтому на всех оборудованных туристических стоянках, надо копать для него ямы, если поблизости нет контейнеров для мусора. И не надо забывать, что от такой же проблемы страдают наши парки, улицы. В летнее время, когда начинается купальный сезон, эта проблема возникает на побережьях рек. Необходимо устанавливать контроль или дежурство, проводить беседы с отдыхающими и напоминать о необходимости убирать мусор за собой (приложение №6)
-
Озеленение.
Конечно, начать надо со школьного двора. Учебно-опытный участок, клумбы, цветники требуют ухода. Весь весенне-летний период дети ухаживают за растениями. Каждый, проходя по школьному двору, любуется цветущей красотой и радуется успехам детей.
Сюда можно отнести и уход за комнатными растениями, что закладывает умения ухаживать за растениями. Большое количество зеленых красок в кабинетах и школьных коридорах оживляет и делает более приветливым пространство здания (приложение № 7)
-
День Земли и другие экологические даты.
Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире. Все дела должны быть направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка мусора и т.д. Особое внимание в этот день отводится охраняемым природным объектам - заповедникам, природным паркам, памятникам природы. Поэтому необходимо выяснить, какие места у нас в районе особо охраняемые, рассказать через газету об их проблемах и постараться помочь их решить.
-
Сбор макулатуры.
Это тоже охрана природы, причём серьёзная. Из макулатуры изготовят новую бумагу, что позволит сохранить гектары леса. К тому же она приносит деньги, пусть и небольшие. А деньги всегда могут понадобиться на фотоплёнку, бумагу, саженцы и многое другое.
-
Туристические слёты.
Слёт туристов, детей одинаковых по духу, - это огромные возможности в изучении природы и природоохранной деятельности. Но это ещё и прекрасный отдых на природе, прекрасные друзья и масса положительных эмоций (приложение № 3)
-
Экологические игры.
Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения.
-
Кормушки и скворечники.
Это старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от неё отказываться (приложение № 8)
-
Цветы.
Каждую весну уничтожается огромное количество первых цветов. Можно печатать тексты (листовки) под названием « Внимание, первоцветы!». Кстати, подобные тексты, но уже о сохранении елей в лесу, можно расклеивать перед Новым годом. Возможна данная работа и на протяжении всего тёплого периода года
Формирование здорового образа жизни (формы работы)
-
Эколого-познавательные туристические походы.
-
Экологические игры на местности.
-
Палаточный лагерь.
Часть проекта для 9-11 классов предполагает выполнение обучающимися исследовательских работ.
Например,
Зелёные насаждения как часть ландшафтной архитектуры и эстетического облика слободы Белой
Проблема состояния окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных и современных. До начала XX века воздействие людей на природу имело локальный характер, позднее оно стало глобальным. В условиях больших городов и других населённых пунктов часто применяются для озеленения хвойные деревья. Они, как и другие виды растений, подвергаются неблагоприятным влияниям (например, загрязнению атмосферы), но реагируют на это довольно заметно. В нашей местности, недалеко от центра слободы Белой, расположено урочище Галаково. В этом лесу самым распространённым видом является сосна обыкновенная. Поэтому была выполнена работа по исследованию изменений в ряде показателей роста сосны обыкновенной в зависимости от состояния атмосферы на тему: «Природа - бесценный дар, один на всех»,
то есть это растение выступает в качестве объекта биоиндикации. Изменения в приросте деревьев, в том числе у сосны, широко применяются для индикации чистоты атмосферы. У сосны легко можно определить годичный прирост в длину по междоузлиям. Снижение длины прироста указывает на сильное загрязнение атмосферы SO2 или на значительную рекреационную нагрузку.
Дефолиация (опадение листвы) у хвойных пород проявляется в преждевременном осыпании хвои, т. е. в уменьшении продолжительности её жизни. Наблюдается это явление в районах, где присутствует даже слабое воздействие вредных газов (СО2, хлоридов). Поэтому сосна - хороший индикатор зон дымовых повреждений. У сосны легко определяется возраст хвои, т. к. прирост побегов идёт ритмично.
Целью работы было изучение особенностей динамики морфометрических показателей для оценки жизненного состояния хвойных пород в урочище Галаково.
Для изучения морфометрической структуры изучали 3-4-х летние побеги из средней части кроны с южной стороны, отобранных методом случайных выборок. Диаметр ствола измеряли дендрологической вилкой на высоте 1,3 м, высоту растений - мерной рейкой.
Изучены следующие морфопараметры: высота растений, диаметр ствола, длина прироста годичного побега, количество листовых пучков на годичном побеге, длина хвои, диаметр прирост годичного побега, масса хвои, масса прироста годичного побега. Результаты были занесены в таблицу (Приложение № 5)Так как результаты проводились в течение трёх лет, то изменения были проанализированы. Полученные материалы подвергнуты статистическому анализу.
Анализируя полученные данные, пришли к выводу, что наибольшие различия затронули показатели фотосинтетической деятельности растений. Длина годового прироста побега у растений сосны обыкновенной максимальна и за последние 3 года показатель существенно не отличается. Степень охвоенности годичных побегов (кол-во листовых пучков) у растений ниже. Наибольший показатель 17,47±1,31 шт. характерен для 2008 года. Максимальная длина хвои отмечается у растений 2010 года, а минимальная - у растений 2008 года.
Наиболее значимые параметры для оценки состояния хвойных насаждений: степень охвоенности, именно его используют как индикатор атмосферных загрязнений.
Исследуя параметры морфометрической структуры растений, необходимо отметить, что совокупность параметров сравнительно мало изменчива.
Это связано с условиями освещения, в достаточном удалении деревьев друг от друга, что обеспечивает нормальный рост, в отсутствии световой и корневой конкуренции. Но, учитывая такой параметр, как масса хвои на годичном приросте побега, мы видим, что в 2010 году он минимален, и по сравнению с 2008 годом снизился в 2,5 раза, а это говорит о том, что в атмосфере имеется загрязнители воздуха, содержащие SO2 и хлориды.
Учебно-исследовательская работа
«Агротехника и экология культурных растений»
Учебно-исследовательская работа «Агротехника и экология культурных растений» включает описание и результаты исследований, в которых использовались научно обоснованные приёмы возделывания яблонь. Работа проводилась в течение 3-х лет (2006-2008г.) в саду Беловского плодопитомника, который произрастает в селе Мало-Солдатское, учеником 10 класса.
Садоводство в нашей стране является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. Непрерывный рост материального и культурного уровня жизни людей вызывает резкое повышение спроса на такие ценные в пищевом и диетическом отношении продукты, как фрукты. И он обуславливает необходимость быстрого развития и повсеместного распространения садоводства, которое не может существовать без применения определённых агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом грунте. Актуальность исследования заключается в нахождении наиболее оптимального ухода по выводу сада из зимнего состояния покоя и подготовки его к сезону.
Целью работы явилось комплексное изучение состояния отдельных участков сада, обоснование, разработка и использование научных основ оптимальной агротехники для создания высокоурожайных участков старого сада. Правильно подготовленные весной яблони будут радовать на протяжении всего сезона своим здоровым и цветущим видом, большим урожаем.
При выполнении работы решались следующие задачи:
-
Формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской ответственности за будущее родного края.
-
Привлечение обучающихся образовательных учреждений всех типов к изучению экологического состояния окружающей среды обитания и охране природы.
-
Развитие, совершенствование исследовательской деятельности обучающихся.
-
Вовлечение детей, проявляющих интерес к исследовательской
и практической работе по сохранению искусственно созданных экосистем.
-
Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику образовательных учреждений, для наиболее эффективного изучения природных объектов и экологического состояния среды обитания.
Объектом исследования явились участки сада, предметом - особенности его развития.
В работе использованы разнообразные методы: анализ статистических материалов, работа с литературой, наблюдение, эксперимент и т.д.
Новизна работы заключается в том, что исследования такого рода на данной территории не проводились.
Практическое значение заключается в возможности использования данных для работников сельскохозяйственных предприятий, частных предпринимателей, учителей технологии. Результаты работы могут использоваться на уроках биологии в 6 и 10 классе для усиления краеведческой направленности.
Районный и областной туры конкурса «Юный эколог» и «Юный лесовод»
Дети 9-х классов участвовали в районном и областном туре конкурса «Юный эколог» и «Юный лесовод», где необходимо было проявить свои экологические знания по таким вопросам:
А. Экосистемы, изменённые человеком, как правило, становятся ему менее полезными. Что служит причиной необходимости рационального использования экосистем?
Б. Почему сокращение площади лесов способствует повышению содержания углекислого газа в биосфере?
В. Каким образом происходит очистка воды лесными ресурсами?
Г. В чём проявляется благотворное влияние лесов на климат нашей планеты?
Д. Как вы понимаете девиз «Охраняй, используя, и используй, охраняя!»
Е. Назовите внешние факторы воздействия на водную экосистему.
Ж. Почему сокращение площади лесов способствует повышению содержания углекислого газа в биосфере?
З. Какова роль леса в циклах воды? и т.д.
Из предлагаемых вопросов одни вопросы задаются по конкретному материалу, другие - на сообразительность, а также ряд вопросов ориентированы на собственные наблюдения.
Конкурс «Эко - плюс»
Для участия в данном конкурсе дети сочинили экологическую сказку, обращение к властям по вопросу охраны природы. Три дня пребывания в лагере показали, что дети обладают необходимыми знаниями в области экологии и лесоводства, показали артистические способности, которые могут пригодиться во время агитации за сохранение природы, умение выживать в природных условиях, показали себя в качестве бережливых хозяев, заботящихся о чистоте природы. Получили заряд бодрости и много положительных эмоций, приобрели новых друзей (приложение № 9)
Заключение
Учитывая возрастные психологические особенности школьников, необходимо отметить следующее: их возраст не позволяет ставить слишком отдалённые задачи, предлагать далёкие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость проекта видится в том, что какое-то мероприятие или конкретный проект школьника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которого складывается общая картина - процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой. Проводимые конкурсы, выставки, соревнования, конференции являются формами подведения итогов реализации экологического проекта. Показатели деятельности - это призовые места в районных фотоконкурсах, первое место в областном экологическом фестивале в прошлом году, призовые места в конкурсе «Юных экологов», «Юных лесоводов». Доказательством служат грамоты и дипломы.
О показателях сформированности экологической культуры можно судить по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотносит их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.
Обучающиеся узнали::
-
Разнообразие экосистем своей местности.
-
О значении факторов неживой природы в жизни организмов.
-
Об экологической проблеме как проблеме нарушения естественных связей в природе.
-
О неправомерности деления живых существ на «полезных» и «вредных».
-
Об условиях и особенностях выращивания и размножения комнатных растений.
-
Об основных экологических проблемах своей местности, района, области.
Обучающиеся научились:
-
Оперировать разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.
-
Применять полученные знания при работе с комнатными растениями, при обращении с живыми существами;
-
Наблюдать за объектами живой и не живой природы (по предложенным схемам), оформлять результаты наблюдений и делать выводы из наблюдений.
-
Ценить свою малую и большую Родину.
-
Самостоятельно (иногда под руководством учителя) разрабатывать и осуществлять презентацию и защиту творческих проектов.
-
Изготовлять работы или картины из природного материала.
-
Разрабатывать и проводить экологические вечера.
Обучающиеся приобрели:
-
Необходимую физическую и моральную закалку, выносливость и мужество в экспедициях, экскурсиях, походах и палаточных лагерях.
-
Хорошую базу для самоопределения и профориентации.
-
Различные положительные качества: взаимопонимание, доброта, сострадание, человечность, любовь к слабым.
Таким образом, эта проект позволяет сформировать основу экологического мировоззрения и взгляд на природу как прекрасную и гармоническую систему, научить детей осознавать одинаковую ценность всех живых существ Земли и наличия разнообразных связей между ними, беречь и охранять природу.
Список литературы
-
География в школе, журнал №6 2002г, №5 2005г,№1-9 214г.
-
Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Чернозёмный заповедник им. Проф. В.В.Алёхина. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство.
-
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. «География Курской
области» - Курск, 1997.
-
Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый (под редакцией Р.В. Кабановой) - Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1986.
-
Реймерс Р. Природопользование, словарь - справочник. - М., 1990.
-
Территориальная комплексная схема охраны природы Курской области: географические подходы. - М., Институт географии АН РФ, 2000.
-
Экологические информационные бюллетени. - Курск, 1994, 1995, 1996, 2000.
-
Энциклопедический словарь юного натуралиста - М. «Педагогика», 2000.
-
Интернет - ресурсы.
Приложение
Приложение № 1
Игра «Экологическое ассорти» для 5 класса.
В игре участвуют 4 команды (по 5 человек). Приглашены болельщики. Вначале знакомство с правилами игры, представление команд: «Львы», «Цветик-семицветик », «Тучка», «Хлорофилл».
Учитель.
Сегодня мы поговорим о природе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Мы живем на Земле. Кроме нас на ней обитают бабочки и птицы, рыбы и звери. Земля - наш общий дом, общий для тебя и черепахи, для березы и крокодила, для красивых цветов и для слона. Всем хватит места в нашем доме. Согласитесь или поспорьте с утверждением «Человек может обойтись без природы». Докажите свою точку зрения.
Люди получают от природы: продукты питания, воду, строительные материалы, одежду и т.д., постоянно находясь во взаимодействии с природой и своими поступками. Чтобы не навредить природе, нужно хорошо ее знать. И сегодня мы подведем небольшой итог своим знаниям, а каждый из нас попробует определить свое отношение к ней.
I этап.
На столе разложены конверты разных цветов: зеленый - вопросы о царстве растений, желтый - о царстве животных, коричневый - о насекомых, синий - о птицах, красный - об экологических ситуациях, белый - «из чего же, из чего?», а также таблички «Фотоконкурс» и «Творческий конкурс». После розыгрыша кубика с шестью цветными гранями капитан команды получает один конверт.
Зеленый конверт.
1. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
2. Что за трава, которую можно определить с закрытыми глазами? (Крапива)
3. Какие ягоды можно собирать зимой из-под снега? (Калина)
4. Дерево-символ нашей Родины? (Береза)
Желтый конверт.
1. Какие животные спят зимой? (Медведь, барсук)
2. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
3. Почему выделяют среди животных млекопитающих? (Они выкармливают своих детенышей молоком)
4. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? (На гору, т.к. у него задние ноги длиннее передних)
Коричневый конверт.
1. Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нас садится. (Комар)
2. Волосата, зелена,
В листья прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
3. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
4. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Умирает)
Синий конверт.
1. С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грачей)
2. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, они улетают в теплые края)
3. Пингвин это птица? (Птица)
4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
Красный конверт.
1. Когда мы гуляли с родителями по оврагу ранней весной, то увидели, что горит трава. Но на ее горение никто не обращал внимание. И только папа сказал, что нельзя жечь траву и стал ее тушить. Почему этого нельзя делать? (Вместе с травой погибает большое количество насекомых)
2. Почему вдоль автомобильных дорог и железнодорожных трасс высаживают деревья? (Чтобы деревья задерживали снег, песок и ветер)
3. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
- Давай посмотрим, что внутри муравейника, - сказал Алеша.
- Давай, - с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что... Что сказали бы муравьи? («Ребята, зачем вы разрушаете наш дом? Мы строили его долгие годы, укрывались в нем от холода, дождя»)
-
Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер водой, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Что сделано правильно, а что нет? Как поступили бы вы? (Правильно то, что не бросили костер догорать. Неправильно то, что весь мусор закопали. Необходимо сжечь все, что горит, даже жестяные банки - затем их закопать)
Белый конверт.
Определите, из какого растения получили эти продукты. Командам предлагают продукты: манку (из пшеницы), геркулес (из овса), пшено (из проса), крахмал (из картошки), макароны (из пшеницы), черный хлеб (изо ржи).
II этап «Фотоконкурс».
Всем командам демонстрируется картина (фотография) с изображением природы. Необходимо придумать название предложенному сюжету.
III этап «Творческий конкурс».
Участникам каждой команды предлагается спеть песню или рассказать стихотворение о природе.
IV этап «Ты- мне, я-тtбе».
Представители команд-соперниц задают друг другу вопросы. (Домашнее задание.)
В конце игры жюри подводит итоги и называет победителя.
Приложение № 2
Экологический урок на тему «Энергетика и окружающая среда» в 10 классе.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о воздействии энергетики на окружающую природную среду, выявить сформированность умения составлять экологический прогноз, самостоятельно прорабатывать источники информации, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
продолжить развитие навыков самостоятельного получения знаний; умений делать умозаключения, составлять прогнозы, отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию гражданской позиции.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма проведения: урок-семинар.
Ход урока
На доске висят два плаката. Плакат № 1 открыт, и на нем можно прочитать слова Гёте, которые и будут эпиграфом к уроку (см. плакат №1).
Плакат №1
«Природа не признает шуток.
Она всегда правдива,
Всегда серьезна,
Всегда строга.
Она всегда права.
Ошибки же и заблуждения исходят от людей».
Гёте
Учитель. Наш семинар посвящен рассмотрению одной из наиболее важных из экологических проблем - проблеме влияния энергетики на окружающую природную среду. Энергетика составляет основу экономики стран, обеспечивая создание материальных благ. Очевидно, что без энергетики у человечества нет будущего. Но, с другой стороны, энергетика оказывает мощное отрицательное воздействие на окружающую среду, ухудшая условия жизни людей. Основу энергетики составляют различные типы электростанций. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Первый блок вопросов рассматривает влияние на окружающую среду АЭС. Почему многие люди содрогаются только при одном упоминании об «атомной энергии»? И даже слышать не хотят о мирном ее использовании?
Выслушав ответы обучающихся, учитель просит сделать вывод по проблемам строительства и эксплуатации АЭС:
1) проблема захоронения ядерных отходов;
2) демонтаж АЭС;
3) угроза взрыва, опустошительного по своим последствиям и др.
Обучающиеся высказываются о путях преодоления этих проблем:
1) сокращение количества отходов за счет совершенствования технологии обработки сырья;
2) вторичная переработка сырья;
3) совершенствование технологии захоронения отходов на всех стадиях технологического процесса;
4) размещение реактора внутри скальных пород.
Второй блок вопросов рассматривает влияние на окружающую среду ТЭС.
Учитель рассказывает, что почти 70 лет назад при развитии отечественной индустрии ставку сделали на крупные ТЭС. Однако в то время мало кто задумывался о последствиях влияния ТЭС на природу, об экологических проблемах, возникающих в связи с работой ТЭС, так как первостепенной задачей было получение электроэнергии и тепла.
Обчающиеся в ходе рассмотрения вопросов данного блока выявляют негативные последствия работы ТЭС:
1) сильное химическое, тепловое, шумовое, электромагнитное загрязнения окружающей природной среды;
2) создание условий для возникновения кислотных дождей и, как следствие, сокращение видового разнообразия растительного и животного мира.
Рекомендации по уменьшению вредного воздействия:
1) совершенствование процессов обработки сырья;
2) реконструкция оборудования;
3)уменьшение количества предприятий в городе, их расположение с учетом топографии местности и розы ветров;
4) установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий;
5) рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для жизни человека.
Третий блок вопросов рассматривает влияние на природу ГЭС - одного из основных типов электростанций в нашей стране. ГЭС считаются наиболее экологичными источниками получения энергии, которые для работы используют возобновимый ресурс - воду.
Обучающиеся, отвечая на вопросы семинара, должны выделить основные экологические проблемы, связанные со строительством ГЭС:
1) затопление земель (заливных высокопродуктивных лугов, лесных массивов, населенных пунктов);
2) уменьшение содержания кислорода в воде, протекающей через плотину;
3) снижение скорости течения рек, приводящее к замедлению процессов водообмена и самоочищения; цветение воды;
4) повышение сейсмической активности территории в местах водохранилищ вследствие изменения величины давления на литосферу;
5) изменение микроклимата прилегающей территории;
6) заболачивание, размыв берегов, возникновение оползней;
7) уменьшение количества промысловых рыб;
8) изменение местообитаний многих видов животных, растений и др.
Рекомендации по уменьшению вредного влияния на природу:
1) создание на равнинных территориях мини-ГЭС - МГЭС, способных решить проблемы отдельных хозяйств;
2) водохранилища при этих электростанциях, не требуя затопления больших территорий, снижают пики половодья, улучшают водообмен и аэрацию, способствуют развитию поливного земледелия, рыборазводных хозяйств, районного водоснабжения, созданию рекреационных зон;
3) МГЭС максимально приближена к потребителю, т.е. потери энергии при ее передаче минимальны.
Учитель. Рассмотрим последний блок вопросов по использованию альтернативных источников получения энергии. Можно ли считать использование альтернативных источников получения энергии решением проблем по охране окружающей среды от загрязнений?
В процессе беседы ученики приходят к выводу, что широкое использование нетрадиционных источников получения энергии сопряжено с определенными трудностями: дороговизна установок, непостоянная выработка энергии, специфика местности, низкий процент выработки энергии и т.п.
Рассмотрим изменения, которые могут вызвать в природе нетрадиционные источники энергии.
Приливные электростанции (ПЭС):
1) необходимость строительства длинных линий электропередач приведет к электромагнитному загрязнению территории;
2) строительство плотин в заливах может привести:
а) к вторжению морской воды в пресные прибрежные колодцы;
б) к затоплению прибрежных территорий;
в) к усилению береговой эрозии;
г) к размыванию песчаных отмелей и заполнению песком судоходных русел из-за увеличения амплитуды приливов;
д) к изменению видового разнообразия прибрежных сообществ;
е) к изменению температуры водных масс, к усилению их перемешивания;
ж) к возникновению более мощных туманов и морских ветров,
Ветровые электростанции (ВЭС):
1) шумовое загрязнение территории;
2) гибель большого числа птиц;
з) вывод из оборота земельных угодий и др.
Солнечные электростанции (СЭС):
1) необходимы большие площади под установку зеркал и батарей;
2) возможны изменения в тепловом и радиационном балансах.
Геотермальные электростанции (ГеоТЭС):
1) тепловое загрязнение окружающей среды;
2) проблема утилизации использованных вод;
3) концентрация сероводорода в атмосфере, неблагоприятно сказывающаяся на здоровье людей.
После обсуждения всех вопросов учитель предлагает сделать общий вывод по теме семинара. Откорректированный и дополненный учителем, он выглядит примерно так:
1. АЭС - электростанции экологически чистые, но небезопасные.
2. ТЭС - электростанции, вызывающие наибольшее загрязнение окружающей среды.
3. ГЭС - электростанции экологически чистые и безопасные, однако их строительство на равнине сопряжено с изменениями ландшафта.
4. Нетрадиционные источники получения энергии часто оказывают негативное действие на окружающую среду.
5. Наиболее рациональный путь - комбинированное использование источников энергии.
6. При выборе типа электростанций необходима оценка как природных условий, так и предвидение последствий их воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Завершается семинар цитатой Джорджа Драйфуса (см. плакат №2).
Плакат №2
«Если человек хочет жить на этой Земле...то ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии».
Джордж Драйфус
Вопросы к семинару:
1. Какие бывают типы электростанций?
2. Что служит топливом на ТЭС?
3. Какое влияние ТЭС оказывают на окружающую среду?
4. Какие существуют пути решения проблемы загрязнения окружающей среды, связанные с работой ТЭС?
5. На каких реках построены крупнейшие ГЭС в России? Назовите их. Сравните ГЭС и ТЭС по уровню загрязнения окружающей среды.
6. Какие последствия имеет строительство ГЭС на равнинных реках? Приведите конкретные примеры.
7. Какими путями можно решить экологические проблемы, связанные со строительством и работой ТЭС и ГЭС?
8. С какими проблемами можно столкнуться при работе АЭС? Оцените фактор риска.
9. Какие доводы приводят в пользу АЭС сторонники развития атомной энергетики?
10. Что сказано в законе «Об охране окружающей среды», принятом в России в 1992 г. об экологических требованиях к источникам электроэнергии?
11. Какие виды электростанций относятся к альтернативным?
12. Как обеспечены разные районы мира ветроэнергетическими ресурсами? Где наиболее целесообразно строить ветровые электростанции?
13- Можно ли полностью заменить традиционные источники получения энергии альтернативными? Ответ обоснуйте.
14. В 70-е гг. среди энергетиков мира господствовала идея получения четверти мировой электроэнергии на ПЭС. Почему этого не произошло?
15- Каковы будут последствия строительства ГЭС на реке Нижняя Тунгуска (высота предполагаемой плотины - 200 м)?
16. Какие пути решения проблемы увеличения выработки электроэнергии вы можете предложить? И др.
Подведение итогов, выставление отметок.
Приложение № 3
Туристический слёт
.
Приложение № 4
Неделя экологии в школе.
Первый день начинается линейкой, на которой школьников знакомят с целями, задачами и программой недели. В этот день ребята VП-IХ классов проводят беседы в начальной школе на тему «Как вести себя в природе», «Как ходить к природе в гости», «Правила поведения в природе» и др.
На протяжении всей недели проводится фотоконкурс «Наши младшие друзья» (I-ХI классы), конкурс рефератов о животных и растениях (VI-ХI классы), конкурс экологических листовок (IV-VII классы).
Второй день посвящается экскурсиям в природу и на хозяйственные объекты. Учащиеся IX классов посещают кондитерский цех; VIII классов - ферму; VII, VI классов краеведческий музей; V классов - лес. Одна из целей проводимой работы - воспитание у ребят бережного отношения к природной среде.
На третий день проводятся следующие мероприятия: среди учащихся V классов - игра «Экологическое ассорти», VI классов - биолого-географическая игра «Слабое звено», VII классов - КВН «Пернатые», VIII классов - игра-викторина «Экологический эрудит», IX классов - эколого-экономическая игра «Фермер».
Четвертый день ученики посвящают благоустройству территории школы и города: приводят в порядок памятники природы, заповедные леса и свой микрорайон.
Пятый день посвящен экологии души и тела. Шестиклассники и семиклассники под руководством учителей проводят инсценированную игру «Курение. Никотин». Перед старшеклассниками (Х-Х1 классы) выступают медицинские работники (врач-нарколог, врач-гинеколог, врач-диетолог) и рассказывают о вреде курения, наркомании и алкоголизме. Среди учащихся VIII-IX классов психолог школы проводит тренинг «Я - личность», «Умей сказать наркотикам - НЕТ!».
В заключительный день общешкольной экологической недели выступают агитбригады (обучающиеся 1Х-Х1 классов) под девизом «Наша Земля в опасности!»....
Подводятся итоги, вручаются призы и грамоты наиболее активным ребятам.
Приложение № 5
Таблица «Изменение морфометрических показателей растений по годам»
Морфометрические показатели растен растений
2012 год
2013год
2014 год
1. Высота дерева, м
4,43±0,21
4,52±0,51
3,96±0,25
2. Диаметр ствола, см
6,74±0,60
5,83±0,31
5,28±0,65
3. Длина годичного прироста побега, см
12,88±0,93
11,73±1,24
11,78±1,20
4. Количество листовых пучков на годичном побеге, шт.
17,47±1,31
15,79±1,60
15,76±1,21
5. Длина хвои на годичном приросте побега, см
1,87±0,07
2,03±0,19
2,47±0,68
6. Диаметр годичного прироста побега, см
0,20±0,009
0,23±0,016
0,20±0,009
7. Масса хвои на годичном приросте, г
0,45±0,10
0,47±0,10
0,19±0,02
8. Масса годичного прироста побега, г
0,30±0,05
0,36±0,07
0,30±0,07
Приложение №6
Экологическая акция «Мусор на реке!»
Приложение № 7
«Озеленение и благоустройство школы и школьного двора»
Приложение № 8
Изготовление и размещение кормушек и скворечников»
Приложение № 9
Конкурс и фестиваль «Эко - плюс»