Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленой

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Беловская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области







Акция «Летопись добрых дел»


Экологическое просвещение и распространение

природоохранных идей



Проект на тему:

«Сохраним планету

голубой и зелёной»



Участники проекта:

1.обучающиеся 8-х классов

2.обучающиеся 10-11 классов














I. Введение……………………………………………………………………3-4

II. Основная часть…………………………………………………………….5-14

  1. Принципы построения проекта…………………………………………5

  2. Экологическое образование в курсе географии

(теоретическая область)……………………………………………….. 5-10

  1. Практическая область проекта

А) Формы работы познавательной части проекта…………………….11

Б) Формы работы природоохранной части проекта………………….11-12

В) Формы работы при формировании здорового образа жизни….....12

4. Исследовательские работы при реализации проекта………………... 12-14

III. Заключение…………………………………………………………… …15

IV. Список литературы………………………………………………………16

V. Приложение……………………………………………………………17-27



Введение

«Человека называют властелином природы, но мудрость, с которою мы властвуем, от природы не даётся. Этому надо учиться». (Н. И. Лобачевский). Экологическое благополучие - это разумное равновесие между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой. Это действия человека не вопреки, а согласно законам природы. Это не подчинение себе природы, а дружба с ней. Это бережное обращение с природой. И тогда наступает благополучие - жизнь в довольстве и гармонии человека и природы.

Чтобы поддерживать или созидать экологическое благополучие места проживания, надо обладать необходимыми знаниями и знать реальную оценку экологической ситуации данной местности. Природа - это живая, чувствительная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям, поэтому проблемы утилизации мусора, отходов, деградации почв, оскудение водных и «зелёных» ресурсов - это наши проблемы. Эти проблемы мы должны чётко представлять себе и доносить до других. Работа по их изучению проводится ежегодно в нашей школе с обучающимися разной возрастной категории. Создаются проекты по экологическому просвещению и обеспечению благополучия места проживания: созданию чистоты в слободе Белой, сохранению реки Псёл и урочища Галаково Беловского района Курской области.

При создании проекта мы преследуем следующие цели:

  • Формирование экологического мировоззрения на основе передачи знаний о взаимосвязях природы.

  • Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.

  • осуществление действенной заботы о себе, через заботу об окружающей среде.

Задачами нашего проекта являются:

  1. Обучающие:

    • Обучить детей основам экологии;

    • Сформировать экологический взгляд на мир и целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

    • Реализовать познавательные и другие интересы ребёнка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;

    • Создать банк данных форм и методов природоохранной работы.

    • Привлечь внимание школьников к актуальным экологическим проблемам своей школы, района, села.

  2. Развивающие:

  • Развивать имеющиеся у детей знания об экологии, о природе, полученные в начальной школе;

  • Развивать у обучающихся личный экологически ориентированный опыт по взаимодействию с окружающим миром;

  • Организовывать и претворять в жизнь посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия;

  • Оценить благосостояние окружающей среды.

  • Модифицировать традиционные и разрабатывать новые формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учёбе, делах, общении;

  • Улучшать экологическое состояние окружающей среды

  1. Воспитывающие:

  • Воспитывать экологическую культуру, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для экосистем действий.

  • Воспитывать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

  • Воспитывать уважительное отношение к миру природы.

Проект рассчитан на продолжительный период времени. Это позволит построить обучение по схеме: от простого к сложному. Младшая возрастная группа детей (5-6 классы) будет изучать теоретические вопросы по данной теме, и сопоставлять полученные знания с действительностью. Главное, что уже на первом этапе они будут проводить исследования и определять степень антропогенного влияния в своей местности.

Средняя возрастная группа выполняет более сложные задания, основанные на полученных знаниях. Обучающиеся 7-8 классов, проявляя самостоятельность, способны составлять проекты по охране живой и неживой природы, прогнозировать и предсказывать будущее родного села, района.

Старшая возрастная группа (9-11 классы) участвует в экологических конференциях, конкурсах, олимпиадах, демонстрируя полученные знания, умения, собственные исследования и наблюдения, практические дела.

Проект построен на практических занятиях, краеведческом подходе, исследовательском методе и прогнозировании. Работа в этом направлении должна быть непрерывным, переходящим от одной возрастной группы к другой. В работе проводится анализ статистических материалов, чётко прослеживается работа с литературой, наблюдение, эксперимент и т.д.

Наш проект создавался по направлениям:

1. Экологическое воспитание обучающихся на уроках естественно-географического направления и внеклассных мероприятиях.

2. Зелёные насаждения как часть ландшафтной архитектуры и эстетического облика слободы Белой - исследовательские работы.

3. Практическое применение знаний: эстетика школы и школьного двора, долины реки Псёл, лесного массива.

4. Участие в областном конкурсе «Эко - плюс», районом туре конкурса «Юный эколог и юный лесовод».

Но проект - не конечная цель. Это только начало большой и кропотливой работы по изучению и улучшению экологического благополучия нашего места проживания. И уже есть реальные результаты. Дальнейшая работа пойдёт под девизом: «Сохраним планету голубой и зелёной».

Содержание проекта

Принципами построения проекта являются:

  • Единство сознания, переживания, действия - глубокая взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления, развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

  • Прогнозирование;

  • Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;

  • Междисциплинарный подход;

  • Целенаправленность общения школьников с окружающей средой.

В ходе реализации проекта обучающиеся 5-6 классов овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашей местности и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.

Основой школьного экологического образования является принцип междисциплинарности, так как в рамках какого-нибудь одного предмета оно не может быть осуществлено в полной мере. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе изучения различных дисциплин не одинаковы. Они определяются спецификой задач и содержания предмета.

Содержание экологического образования комплексно. Оно включает научные, нравственно-эстетические, правовые и практические аспекты. Для их реализации в школьном курсе географии сложились более благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объясняется прежде всего тем, что цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В настоящее время на Земле нет ни одного участка, который в той или иной степени, прямо или косвенно не испытал бы на себе влияние человеческой деятельности. Поэтому учебный материал по предмету включает систему знаний о хозяйственной деятельности человека, её результатах и последствиях, рекомендации по охране окружающей среды. Так как все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни человека.

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о формировании экологической культуры, о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию обучающимися важности учёта особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьная география помогает обучающимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Содержание курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и правил поведения в природе, ценностных ориентаций. Раскрытие их осуществляется в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, режиме экологии, бережливости (комплексная переработка сырья, использование вторичных ресурсов, безотходная технология).

Таким образом, в формировании экологической культуры, умений прогнозировать экологические последствия, подготовке экологически грамотного населения - основная роль принадлежит самому ребёнку, его творческой инициативе на уроках географии и во внешкольной деятельности, а учитель должен исполнять роль направляющего.

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель - насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.

Формирование экологического мышления - непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз. В школе, в начальных классах, ребёнок на уроках окружающего мира расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы (6-8 кл.), когда формируется абстрактное мышление, он осознаёт необходимость решения комплексных проблем, многообразие отношений «человек-природа», последствия этих отношений. В старших классах (9-10 кл.), владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т.д., обучающийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения.

Практически на каждом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Учителя выделили циклы экологических уроков в каждом курсе географии. В приложении дана разработка внеклассного мероприятия для 5 класса (Приложение №1), план урока в 10 классе (Приложение №2). Главная цель таких уроков - становление экологически грамотной личности.

В конце года предусматриваю в тематических планах циклы экскурсий в лес, на луг, к водоёму, в поле, на предприятия.

Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры обучающихся.

Задачи: 1. Усвоение основных понятий по геоэкологии.

2. Развития потребности в природоохранной деятельности.

3. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между возникновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной деятельностью человека, решать эти проблемы на доступном для обучающихся уровне.

4. Формирование уверенности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные методы на уроках географии: наблюдение, мониторинг, анализ, синтез, обобщение, моделирование проектов, решения экологических проблем, анкетирование, опрос, беседа. Среди разнообразия приёмов выбираем следующее: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительные характеристики объектов, установление причинно-следственных связей, задания проблемного характера, разработка и защита проекта, сочинения и рефераты, работа с картами, речевые игры.

Технологии: личностно ориентированное обучение, коммуникативно-диалоговая деятельность, развивающее обучение.

Основными темами содержания школьного курса географии являются:

1) сохранение живой и неживой природы;

2) ресурсопользование;

3) охрана среды жизни и деятельности.

Поэтому экологическая образованность обучающегося состоит из:

1) системы знаний о взаимосвязях природы и человека;

2) отношения к природе как одной из главных ценностей; экологически целесообразного поведения и деятельности;

3) осознания причин возникновения экологических проблем, умения находить пути решения проблемы на локальном уровне;

4) системы умений и навыков природоохранной деятельности;

5) умения прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности человека.

Хотелось бы более подробно раскрыть вопрос об умении прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности человека.

Формирование опыта прогнозирования осуществляется во всех школьных курсах географии. Первоначальным этапом этого процесса является начальный курс географии 6 класса. В начальном курсе физической географии умение прогнозировать формируем у обучающихся путём введения понятия о прогнозе, а также при изучении взаимодействия человека на различные оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу и природные комплексы различного ранга (природные зоны, географические пояса и др.). В 6 классе дети учатся прогнозировать изменения погоды по местным признакам. Наиболее важные из них указаны в учебнике. Например, если летом ветер дует в том же направлении, в каком двигаются облака, то это предвещает ясную и сухую погоду.

Вторым этапом формирования прогностических и оценочных умений является курс географии материков и океанов. Особенно важно прогнозирование экологических последствий при изучении отдельных стран в курсе географии 7 класса. Для этой цели сначала предлагается выполнить качественный прогноз путём определения важнейших видов деятельности человека и возможные экологические последствия. Первоначально во время беседы объясняется обучающимся возможные экологические последствия антропогенного воздействия на природу (см. приложение, табл. 3). Затем путём использования комплексных карт атласа для 7 класса необходимо научиться определять основные виды деятельности человека, страны и прогнозировать возможные экологические последствия для природы. Это будет в основном качественный прогноз и качественная оценка происходящих процессов в настоящем и будущем времени.

Умение оценивать изменения в природе невозможно без прогнозирования происходящих процессов. Например, оценка антропогенных воздействий на режим реки, окружающую природу нельзя без прогноза дальнейшего воздействия человека на природу. Особенно важно в беседе с учениками установить положительные и отрицательные последствия создания водохранилищ на реках. Я акцентирую внимание учащихся на проведении мелиоративных мероприятий по ликвидации отрицательных последствий в природе или их смягчению. Например, осушительные мероприятия при подтоплении земель в береговой зоне водохранилищ.

На третьем этапе формирования прогностических и оценочных умений обучающихся в 8-9 классах изучаются природные ресурсы России и даётся их эколого-экономическая оценка. Данная рассматриваемая методика успешно применяется при изучении родного края. Методика обучения обучающихся прогнозированию экологических последствий антропогенных изменений в природе и их оценка при использовании её различными отраслями хозяйства родного края предусматривает разработку природоохранных мероприятий и содержит качественный и количественный прогноз.

Качественный прогноз состоит из 2 этапов:

А) Установление основных отраслей хозяйства родного края, использующих природные ресурсы.

В начале урока необходимо проводить вводную беседу об основных отраслях хозяйства Курской области с последующим заполнением таблицы «Основные отрасли хозяйства родного края, использующие природные ресурсы», где называются не только отрасли, но и крупные предприятия.

Б) Определение изменения в природе в связи с её использованием различными отраслями хозяйства и разработка возможных природоохранных мероприятий.

В беседе выделяются основные виды возможного воздействия различных отраслей хозяйства на природу. Затем эти данные записываются в виде таблицы. Для выполнения этих заданий целесообразно использовать метод аналогов и экстраполяции.

Методом экстраполяции выясняется продолжение установленного процесса на будущее время. Так, если на морском берегу установлен размыв берега на 0,2 - 0,3 метра в год, то можно предположить, что в ближайшие 2-3 года этот процесс будет продолжаться с такой же интенсивностью.

Методом аналогов мысленно можно перенести установленные процессы на участок со сходным строением. Например, если на низком берегу водохранилища произошло его подтопление и началось заболачивание, то можно с уверенностью прогнозировать такие же процессы на участке сходного строения на другом водохранилище. Процессы заболачивания появятся примерно на такой же площади.

Количественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов выполняется по плану, известному обучающимся из 9 класса.

В курсе экономической и социальной географии мира предлагаются обучающимся воспроизвести опорные знания и опыт в прогнозировании и оценке природных ресурсов. При изучении отдельных стран и регионов можно использовать известные методические приёмы из 6, 7, 8, 9 классов.

Традиционная классно-урочная система преподавания в школе не может обеспечить прогресс в экологическом обучении и воспитании школьников. Экологическое воспитание должно носить комплексный характер и включать внешкольное и внеклассное образование. В отличие от школьного образования, внеклассное образование не несёт каких-либо принудительных форм. Одним из главных преимуществ его является изучение «собственными руками» окружающего мира своего двора, улицы, города, а также понимание природных процессов, происходящих в непосредственном окружении, что никого не оставляет равнодушным. Для реализации эколого-образовательного проекта предполагаются различные формы:


ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ознакомительные

исследовательские

творческие

Агитационно-информационные

полевые

аналитические

Лекционно-семинарские

экскурсионные

стационарные

Экспедиционные

лабораторные

статистические

картографические

поделочные

игровые

оформительские

В ознакомительных представлены формы, в которых основное «лидерство» сохраняется за учителем, а школьник является слушателем. В ходе работы ученики получают основной объём информации и приобретают навыки работы, необходимые для последующей деятельности, обогащают свои знания по биологии, географии. Безусловно, такие формы предшествуют исследовательским и творческим работам, а в ряде случаев они чередуются.

Во внешкольном экологическом образовании лекционно-семинарские формы обучения представляют собой довольно сжатый объём информации, необходимый для ознакомления с поставленной проблемой и достижения желаемого результата при выполнении последующей исследовательской работы. Как правило, одна лекция не превышает академического часа и включает такие тематические разделы: история формирования рельефа; смена растительных комплексов под воздействием антропогенной деятельности; функционирование водных экосистем; питьевое водоснабжение; роль компонентов природной среды в устойчивости экосистем и т.д. обучающиеся и с экологическими проблемами, имеющими региональный и глобальный масштаб проявлений. Полезно показать «вклад» родного села, области в эти процессы. На лекционно-познавательных занятиях использую наглядные материалы, аэрофотоснимки, фотографии, видеофильмы, дополняя их конкретными примерами области, села, улиц, известных учащимся.

Экскурсионная форма экологического образования - одна из наиболее распространённых. При проведении экологических экскурсий организуются не только посещение природных, природно-антропогенных и техногенных объектов, но и проводятся ознакомительные занятия непосредственно «у объекта» изучения. Сведения о производственном процессе дополняются информацией о ресурсном преобразовании, о масштабах и направлениях воздействия на каждой стадии познавательного процесса на окружающую природу, знакомятся с методами изучения и анализа.

В исследовательских и творческих формах обучения школьникам отводится «лидерство», а учитель выполняет контролирующую и направляющую деятельность. Основной целью обучения является получение самостоятельных навыков проведения полевых исследований, реализация теоретических знаний в практической работе. К этой форме относится самостоятельное изучение природных компонентов и изменений показателей состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека. Большое внимание на данном этапе уделяются не только решению учебно-исследовательских задач, но и вопросам техники безопасности. Речь идёт о правилах поведения на водных, велосипедных маршрутах.

Стационарные формы обучения позволяют провести исследования временной динамики процесса и явления, в то время как маршрутные - изучить пространственные характеристики. На проведение стационарных исследований ориентирую школьный кружок. Экспедиционные формы работы проводятся во время туристических слётов, выездов, походов (Приложение № 3).

Творческие формы работы: оформление результатов исследований (отчёта); сбор гербария, коллекций. В качестве примера игровых мероприятий предлагаются задания типа «если бы я был…» (например, директором парка, главой администрации). Обучающиеся высказывают своё мнение по преобразованию (изменению или сохранению) той или иной территории парка, села, района и т.д. с построением фундаментальных цепочек, разрабатывают план территории, формулируют предложения о проведении мероприятий по её обустройству.

Для каждого направления экологического образования формулируются определённые цели и разрабатываются мероприятия для их достижения. В них определяются несколько направлений работы, позволяющих повысить у школьников уровень экологической грамотности и привить навыки работы с литературой, приборами, научить анализировать наблюдаемые процессы и явления, участвовать в выступлениях.

Объединяющей формой является агитационно-информационный этап работы. Цель его - привлечь внимание детей к экологическим проблемам. Каждый год проводить неделю экологии (см. приложение № 4). Такое мероприятие хорошо зарекомендовало себя, так как способствует развитию интереса и склонностей обучающихся к учебному предмету, формирует способность к самостоятельной работе и учит видеть результат своего труда.

В практической части проекта дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

В рамках проекта дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха.

Направления работы:

  1. Познавательное.

  2. Природоохранное.

  3. Здоровьесберегающее.

Познавательная часть проекта (формы работы):

  • Конкурсы экологических плакатов, рисунков, газет.

  • Посещение краеведческого музея в слободе Белой и в городе Курске.

  • Посещение Центрально - Чернозёмного биосферного заповедника имени В.В.Алёхина.

  • Выступление экологических агитбригад.

  • Фотовыставки в школе и участие в районных фотоконкурсах

  • Просмотр видеофильмов о работе экологических организаций, об экологических проблемах, о жестоком отношении к животным, о замене природных ландшафтов на антропогенные и т.п.

  • Изучение деятельности природоохранных организаций.

  • Классные часы, беседы, викторины.

  • Познавательные экологические игры.

Природоохранная часть проекта (формы работы):

  1. Родники.

Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который удобен для пользования. Часто, особенно в засушливые годы, родник можно определить только по сырой земле. Необходимо устанавливать ограждения и прокладывать дорожки из камня.

  1. Мусор.

Это бич наших лесов и рек. После человека остаётся огромное количество мусора. Поэтому на всех оборудованных туристических стоянках, надо копать для него ямы, если поблизости нет контейнеров для мусора. И не надо забывать, что от такой же проблемы страдают наши парки, улицы. В летнее время, когда начинается купальный сезон, эта проблема возникает на побережьях рек. Необходимо устанавливать контроль или дежурство, проводить беседы с отдыхающими и напоминать о необходимости убирать мусор за собой (приложение №6)

  1. Озеленение.

Конечно, начать надо со школьного двора. Учебно-опытный участок, клумбы, цветники требуют ухода. Весь весенне-летний период дети ухаживают за растениями. Каждый, проходя по школьному двору, любуется цветущей красотой и радуется успехам детей.

Сюда можно отнести и уход за комнатными растениями, что закладывает умения ухаживать за растениями. Большое количество зеленых красок в кабинетах и школьных коридорах оживляет и делает более приветливым пространство здания (приложение № 7)

  1. День Земли и другие экологические даты.

Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире. Все дела должны быть направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка мусора и т.д. Особое внимание в этот день отводится охраняемым природным объектам - заповедникам, природным паркам, памятникам природы. Поэтому необходимо выяснить, какие места у нас в районе особо охраняемые, рассказать через газету об их проблемах и постараться помочь их решить.

  1. Сбор макулатуры.

Это тоже охрана природы, причём серьёзная. Из макулатуры изготовят новую бумагу, что позволит сохранить гектары леса. К тому же она приносит деньги, пусть и небольшие. А деньги всегда могут понадобиться на фотоплёнку, бумагу, саженцы и многое другое.


  1. Туристические слёты.

Слёт туристов, детей одинаковых по духу, - это огромные возможности в изучении природы и природоохранной деятельности. Но это ещё и прекрасный отдых на природе, прекрасные друзья и масса положительных эмоций (приложение № 3)

  1. Экологические игры.

Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения.

  1. Кормушки и скворечники.

Это старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от неё отказываться (приложение № 8)

  1. Цветы.

Каждую весну уничтожается огромное количество первых цветов. Можно печатать тексты (листовки) под названием « Внимание, первоцветы!». Кстати, подобные тексты, но уже о сохранении елей в лесу, можно расклеивать перед Новым годом. Возможна данная работа и на протяжении всего тёплого периода года

Формирование здорового образа жизни (формы работы)

  1. Эколого-познавательные туристические походы.

  2. Экологические игры на местности.

  3. Палаточный лагерь.

Часть проекта для 9-11 классов предполагает выполнение обучающимися исследовательских работ.

Например,

Зелёные насаждения как часть ландшафтной архитектуры и эстетического облика слободы Белой

Проблема состояния окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных и современных. До начала XX века воздействие людей на природу имело локальный характер, позднее оно стало глобальным. В условиях больших городов и других населённых пунктов часто применяются для озеленения хвойные деревья. Они, как и другие виды растений, подвергаются неблагоприятным влияниям (например, загрязнению атмосферы), но реагируют на это довольно заметно. В нашей местности, недалеко от центра слободы Белой, расположено урочище Галаково. В этом лесу самым распространённым видом является сосна обыкновенная. Поэтому была выполнена работа по исследованию изменений в ряде показателей роста сосны обыкновенной в зависимости от состояния атмосферы на тему: «Природа - бесценный дар, один на всех»,

то есть это растение выступает в качестве объекта биоиндикации. Изменения в приросте деревьев, в том числе у сосны, широко применяются для индикации чистоты атмосферы. У сосны легко можно определить годичный прирост в длину по междоузлиям. Снижение длины прироста указывает на сильное загрязнение атмосферы SO2 или на значи­тельную рекреационную нагрузку.

Дефолиация (опадение листвы) у хвойных пород проявляется в преждевременном осыпании хвои, т. е. в уменьшении продолжительности её жизни. Наблюдается это явление в районах, где присутствует даже слабое воздействие вредных газов (СО2, хлоридов). Поэтому сосна - хороший индикатор зон дымовых повреждений. У сосны легко определяется возраст хвои, т. к. прирост побегов идёт ритмично.

Целью работы было изучение особенностей динамики морфометрических показателей для оценки жизненного состояния хвойных пород в урочище Галаково.

Для изучения морфометрической структуры изучали 3-4-х летние побеги из средней части кроны с южной стороны, отобранных методом случайных выборок. Диаметр ствола измеряли дендрологической вилкой на высоте 1,3 м, высоту растений - мерной рейкой.

Изучены следующие морфопараметры: высота растений, диаметр ствола, длина прироста годичного побега, количество листовых пучков на годичном побеге, длина хвои, диаметр прирост годичного побега, масса хвои, масса прироста годичного побега. Результаты были занесены в таблицу (Приложение № 5)Так как результаты проводились в течение трёх лет, то изменения были проанализированы. Полученные материалы подвергнуты статистическому анализу.

Анализируя полученные данные, пришли к выводу, что наибольшие различия затронули показатели фотосинтетической деятельности растений. Длина годового прироста побега у растений сосны обыкновенной максимальна и за последние 3 года показатель существенно не отличается. Степень охвоенности годичных побегов (кол-во листовых пучков) у растений ниже. Наи­больший показатель 17,47±1,31 шт. характерен для 2008 года. Максимальная длина хвои отмечается у растений 2010 года, а минимальная - у растений 2008 года.

Наиболее значимые параметры для оценки состояния хвойных насаждений: степень охвоенности, именно его используют как индикатор атмосферных загрязнений.

Исследуя параметры морфометрической структуры растений, необходимо отметить, что совокупность параметров сравнительно мало изменчива.

Это связано с условиями освещения, в достаточном удалении деревьев друг от друга, что обеспечивает нормальный рост, в отсутствии световой и корневой конкуренции. Но, учитывая такой параметр, как масса хвои на годичном приросте побега, мы видим, что в 2010 году он минимален, и по сравнению с 2008 годом снизился в 2,5 раза, а это говорит о том, что в атмосфере имеется загрязнители воздуха, содержащие SO2 и хлориды.

Учебно-исследовательская работа

«Агротехника и экология культурных растений»

Учебно-исследовательская работа «Агротехника и экология культурных растений» включает описание и результаты исследований, в которых использовались научно обоснованные приёмы возделывания яблонь. Работа проводилась в течение 3-х лет (2006-2008г.) в саду Беловского плодопитомника, который произрастает в селе Мало-Солдатское, учеником 10 класса.

Садоводство в нашей стране является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. Непрерывный рост материального и культурного уровня жизни людей вызывает резкое повышение спроса на такие ценные в пищевом и диетическом отношении продукты, как фрукты. И он обуславливает необходимость быстрого развития и повсеместного распространения садоводства, которое не может существовать без применения определённых агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом грунте. Актуальность исследования заключается в нахождении наиболее оптимального ухода по выводу сада из зимнего состояния покоя и подготовки его к сезону.

Целью работы явилось комплексное изучение состояния отдельных участков сада, обоснование, разработка и использование научных основ оптимальной агротехники для создания высокоурожайных участков старого сада. Правильно подготовленные весной яблони будут радовать на протяжении всего сезона своим здоровым и цветущим видом, большим урожаем.

При выполнении работы решались следующие задачи:

  1. Формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской ответственности за будущее родного края.

  2. Привлечение обучающихся образовательных учреждений всех типов к изучению экологического состояния окружающей среды обитания и охране природы.

  3. Развитие, совершенствование исследовательской деятельности обучающихся.

  4. Вовлечение детей, проявляющих интерес к исследовательской

и практической работе по сохранению искусственно созданных экосистем.

  1. Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику образовательных учреждений, для наиболее эффективного изучения природных объектов и экологического состояния среды обитания.

Объектом исследования явились участки сада, предметом - особенности его развития.

В работе использованы разнообразные методы: анализ статистических материалов, работа с литературой, наблюдение, эксперимент и т.д.

Новизна работы заключается в том, что исследования такого рода на данной территории не проводились.

Практическое значение заключается в возможности использования данных для работников сельскохозяйственных предприятий, частных предпринимателей, учителей технологии. Результаты работы могут использоваться на уроках биологии в 6 и 10 классе для усиления краеведческой направленности.

Районный и областной туры конкурса «Юный эколог» и «Юный лесовод»

Дети 9-х классов участвовали в районном и областном туре конкурса «Юный эколог» и «Юный лесовод», где необходимо было проявить свои экологические знания по таким вопросам:

А. Экосистемы, изменённые человеком, как правило, становятся ему менее полезными. Что служит причиной необходимости рационального использования экосистем?

Б. Почему сокращение площади лесов способствует повышению содержания углекислого газа в биосфере?

В. Каким образом происходит очистка воды лесными ресурсами?

Г. В чём проявляется благотворное влияние лесов на климат нашей планеты?

Д. Как вы понимаете девиз «Охраняй, используя, и используй, охраняя!»

Е. Назовите внешние факторы воздействия на водную экосистему.

Ж. Почему сокращение площади лесов способствует повышению содержания углекислого газа в биосфере?

З. Какова роль леса в циклах воды? и т.д.

Из предлагаемых вопросов одни вопросы задаются по конкретному материалу, другие - на сообразительность, а также ряд вопросов ориентированы на собственные наблюдения.

Конкурс «Эко - плюс»

Для участия в данном конкурсе дети сочинили экологическую сказку, обращение к властям по вопросу охраны природы. Три дня пребывания в лагере показали, что дети обладают необходимыми знаниями в области экологии и лесоводства, показали артистические способности, которые могут пригодиться во время агитации за сохранение природы, умение выживать в природных условиях, показали себя в качестве бережливых хозяев, заботящихся о чистоте природы. Получили заряд бодрости и много положительных эмоций, приобрели новых друзей (приложение № 9)








Заключение

Учитывая возрастные психологические особенности школьников, необходимо отметить следующее: их возраст не позволяет ставить слишком отдалённые задачи, предлагать далёкие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость проекта видится в том, что какое-то мероприятие или конкретный проект школьника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которого складывается общая картина - процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой. Проводимые конкурсы, выставки, соревнования, конференции являются формами подведения итогов реализации экологического проекта. Показатели деятельности - это призовые места в районных фотоконкурсах, первое место в областном экологическом фестивале в прошлом году, призовые места в конкурсе «Юных экологов», «Юных лесоводов». Доказательством служат грамоты и дипломы.

О показателях сформированности экологической культуры можно судить по следующим проявлениям:

- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотносит их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Обучающиеся узнали::

  1. Разнообразие экосистем своей местности.

  2. О значении факторов неживой природы в жизни организмов.

  3. Об экологической проблеме как проблеме нарушения естественных связей в природе.

  4. О неправомерности деления живых существ на «полезных» и «вредных».

  5. Об условиях и особенностях выращивания и размножения комнатных растений.

  6. Об основных экологических проблемах своей местности, района, области.

Обучающиеся научились:

  1. Оперировать разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

  2. Применять полученные знания при работе с комнатными растениями, при обращении с живыми существами;

  3. Наблюдать за объектами живой и не живой природы (по предложенным схемам), оформлять результаты наблюдений и делать выводы из наблюдений.

  4. Ценить свою малую и большую Родину.

  5. Самостоятельно (иногда под руководством учителя) разрабатывать и осуществлять презентацию и защиту творческих проектов.

  6. Изготовлять работы или картины из природного материала.

  7. Разрабатывать и проводить экологические вечера.

Обучающиеся приобрели:

  1. Необходимую физическую и моральную закалку, выносливость и мужество в экспедициях, экскурсиях, походах и палаточных лагерях.

  2. Хорошую базу для самоопределения и профориентации.

  3. Различные положительные качества: взаимопонимание, доброта, сострадание, человечность, любовь к слабым.

Таким образом, эта проект позволяет сформировать основу экологического мировоззрения и взгляд на природу как прекрасную и гармоническую систему, научить детей осознавать одинаковую ценность всех живых существ Земли и наличия разнообразных связей между ними, беречь и охранять природу.

Список литературы


  1. География в школе, журнал №6 2002г, №5 2005г,№1-9 214г.


  1. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Чернозёмный заповедник им. Проф. В.В.Алёхина. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство.


  1. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. «География Курской

области» - Курск, 1997.


  1. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый (под редакцией Р.В. Кабановой) - Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1986.


  1. Реймерс Р. Природопользование, словарь - справочник. - М., 1990.


  1. Территориальная комплексная схема охраны природы Курской области: географические подходы. - М., Институт географии АН РФ, 2000.


  1. Экологические информационные бюллетени. - Курск, 1994, 1995, 1996, 2000.


  1. Энциклопедический словарь юного натуралиста - М. «Педагогика», 2000.


  1. Интернет - ресурсы.














Приложение

Приложение № 1

Игра «Экологическое ассорти» для 5 класса.

В игре участвуют 4 команды (по 5 че­ловек). Приглашены болельщики. Вначале знакомство с правилами игры, пред­ставление команд: «Львы», «Цветик-семи­цветик », «Тучка», «Хлорофилл».

Учитель.

Сегодня мы поговорим о природе, о том, какую роль она играет в жизни чело­века. Мы живем на Земле. Кроме нас на ней обитают бабочки и птицы, рыбы и звери. Земля - наш общий дом, общий для тебя и черепахи, для березы и крокодила, для красивых цветов и для слона. Всем хватит места в нашем доме. Согласитесь или поспорьте с утверждением «Человек может обойтись без природы». Докажите свою точку зрения.

Люди получают от природы: продукты питания, воду, строительные материалы, одежду и т.д., постоянно находясь во вза­имодействии с природой и своими по­ступками. Чтобы не навредить природе, нужно хорошо ее знать. И сегодня мы подведем небольшой итог своим знаниям, а каждый из нас попробует определить свое отношение к ней.

I этап.

На столе разложены конверты разных цветов: зеленый - вопросы о царстве рас­тений, желтый - о царстве животных, коричневый - о насекомых, синий - о птицах, красный - об экологических си­туациях, белый - «из чего же, из чего?», а также таблички «Фотоконкурс» и «Творче­ский конкурс». После розыгрыша кубика с шестью цветными гранями капитан ко­манды получает один конверт.

Зеленый конверт.

1. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)

2. Что за трава, которую можно опре­делить с закрытыми глазами? (Крапива)

3. Какие ягоды можно собирать зимой из-под снега? (Калина)

4. Дерево-символ нашей Родины? (Бе­реза)

Желтый конверт.

1. Какие животные спят зимой? (Мед­ведь, барсук)

2. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

3. Почему выделяют среди животных млекопитающих? (Они выкармливают своих детенышей молоком)

4. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? (На гору, т.к. у него задние ноги длиннее передних)

Коричневый конверт.

1. Не птица, а летает, не слон, а с хобо­том, никто не приручает, а на нас садится. (Комар)

2. Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница)

3. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

4. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Умирает)

Синий конверт.

1. С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грачей)

2. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, они улетают в теплые края)

3. Пингвин это птица? (Птица)

4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Красный конверт.

1. Когда мы гуляли с родителями по оврагу ранней весной, то увидели, что горит трава. Но на ее горение никто не обращал внимание. И только папа сказал, что нельзя жечь траву и стал ее тушить. Почему этого нельзя делать? (Вместе с травой погибает большое количество насекомых)

2. Почему вдоль автомобильных дорог и железнодорожных трасс высаживают деревья? (Чтобы деревья задерживали снег, песок и ветер)

3. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.

- Давай посмотрим, что внутри мура­вейника, - сказал Алеша.

- Давай, - с интересом ответила Све­та.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем зани­маются дети, мама подбежала к ним, за­брала палку и сказала:

- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что... Что сказали бы му­равьи? («Ребята, зачем вы разрушаете наш дом? Мы строили его долгие годы, укрывались в нем от холода, дождя»)

  1. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа за­лил костер водой, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Что сделано правильно, а что нет? Как поступили бы вы? (Правильно то, что не бросили кос­тер догорать. Неправильно то, что весь мусор закопали. Необходимо сжечь все, что горит, даже жестяные банки - за­тем их закопать)

Белый конверт.

Определите, из какого растения полу­чили эти продукты. Командам предлага­ют продукты: манку (из пшеницы), герку­лес (из овса), пшено (из проса), крахмал (из картошки), макароны (из пшеницы), черный хлеб (изо ржи).

II этап «Фотоконкурс».

Всем командам демонстрируется карти­на (фотография) с изображением приро­ды. Необходимо придумать название предложенному сюжету.

III этап «Творческий конкурс».

Участникам каждой команды предлага­ется спеть песню или рассказать стихотворение о природе.

IV этап «Ты- мне, я-тtбе».

Предста­вители команд-соперниц задают друг дру­гу вопросы. (Домашнее задание.)

В конце игры жюри подводит итоги и называет победителя.

Приложение № 2

Экологический урок на тему «Энергетика и окружающая среда» в 10 классе.

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о воздействии энергети­ки на окружающую природную среду, вы­явить сформированность умения состав­лять экологический прогноз, самостоя­тельно прорабатывать источники инфор­мации, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

продолжить развитие навыков самосто­ятельного получения знаний; умений де­лать умозаключения, составлять прогно­зы, отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию граж­данской позиции.

Тип урока: урок обобщения и систе­матизации знаний и умений.

Форма проведения: урок-семинар.

Ход урока

На доске висят два плаката. Плакат № 1 открыт, и на нем можно прочитать слова Гёте, которые и будут эпиграфом к уроку (см. плакат №1).

Плакат №1

«Природа не признает шуток.

Она всегда правдива,

Всегда серьезна,

Всегда строга.

Она всегда права.

Ошибки же и заблуждения исходят от людей».

Гёте

Учитель. Наш семинар посвящен рас­смотрению одной из наиболее важных из экологических проблем - проблеме влия­ния энергетики на окружающую природ­ную среду. Энергетика составляет основу экономики стран, обеспечивая создание материальных благ. Очевидно, что без энер­гетики у человечества нет будущего. Но, с другой стороны, энергетика оказывает мощное отрицательное воздействие на ок­ружающую среду, ухудшая условия жизни людей. Основу энергетики составляют различные типы электростанций. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Первый блок вопросов рассматривает влияние на окружающую среду АЭС. По­чему многие люди содрогаются только при одном упоминании об «атомной энергии»? И даже слышать не хотят о мир­ном ее использовании?

Выслушав ответы обучающихся, учитель просит сделать вывод по проблемам строительства и эксплуатации АЭС:

1) проблема захоронения ядерных от­ходов;

2) демонтаж АЭС;

3) угроза взрыва, опустошительного по своим последствиям и др.

Обучающиеся высказываются о путях пре­одоления этих проблем:

1) сокращение количества отходов за счет совершенствования технологии об­работки сырья;

2) вторичная переработка сырья;

3) совершенствование технологии за­хоронения отходов на всех стадиях тех­нологического процесса;

4) размещение реактора внутри скаль­ных пород.

Второй блок вопросов рассматривает влияние на окружающую среду ТЭС.

Учитель рассказывает, что почти 70 лет назад при развитии отечественной инду­стрии ставку сделали на крупные ТЭС. Однако в то время мало кто задумывался о последствиях влияния ТЭС на природу, об экологических проблемах, возникаю­щих в связи с работой ТЭС, так как перво­степенной задачей было получение элек­троэнергии и тепла.

Обчающиеся в ходе рассмотрения вопро­сов данного блока выявляют негативные последствия работы ТЭС:

1) сильное химическое, тепловое, шу­мовое, электромагнитное загрязнения окружающей природной среды;

2) создание условий для возникновения кислотных дождей и, как следствие, сокращение видового разнообразия раститель­ного и животного мира.

Рекомендации по уменьшению вредно­го воздействия:

1) совершенствование процессов обра­ботки сырья;

2) реконструкция оборудования;

3)уменьшение количества предприя­тий в городе, их расположение с учетом топографии местности и розы ветров;

4) установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий;

5) рациональная планировка город­ской застройки, обеспечивающая опти­мальные экологические условия для жиз­ни человека.

Третий блок вопросов рассматривает влияние на природу ГЭС - одного из ос­новных типов электростанций в нашей стране. ГЭС считаются наиболее эколо­гичными источниками получения энер­гии, которые для работы используют во­зобновимый ресурс - воду.

Обучающиеся, отвечая на вопросы семина­ра, должны выделить основные экологические проблемы, связанные со строи­тельством ГЭС:

1) затопление земель (заливных высо­копродуктивных лугов, лесных массивов, населенных пунктов);

2) уменьшение содержания кислорода в воде, протекающей через плотину;

3) снижение скорости течения рек, приводящее к замедлению процессов во­дообмена и самоочищения; цветение воды;

4) повышение сейсмической активнос­ти территории в местах водохранилищ вследствие изменения величины давления на литосферу;

5) изменение микроклимата прилегаю­щей территории;

6) заболачивание, размыв берегов, воз­никновение оползней;

7) уменьшение количества промысло­вых рыб;

8) изменение местообитаний многих видов животных, растений и др.

Рекомендации по уменьшению вредно­го влияния на природу:

1) создание на равнинных территори­ях мини-ГЭС - МГЭС, способных решить проблемы отдельных хозяйств;

2) водохранилища при этих электро­станциях, не требуя затопления больших территорий, снижают пики половодья, улучшают водообмен и аэрацию, способ­ствуют развитию поливного земледелия, рыборазводных хозяйств, районного водо­снабжения, созданию рекреационных зон;

3) МГЭС максимально приближена к потребителю, т.е. потери энергии при ее передаче минимальны.

Учитель. Рассмотрим последний блок вопросов по использованию альтернатив­ных источников получения энергии. Мож­но ли считать использование альтернатив­ных источников получения энергии ре­шением проблем по охране окружающей среды от загрязнений?

В процессе беседы ученики приходят к выводу, что широкое использование не­традиционных источников получения энергии сопряжено с определенными трудностями: дороговизна установок, не­постоянная выработка энергии, специфи­ка местности, низкий процент выработки энергии и т.п.

Рассмотрим изменения, которые могут вызвать в природе нетрадиционные ис­точники энергии.

Приливные электростанции (ПЭС):

1) необходимость строительства длин­ных линий электропередач приведет к электромагнитному загрязнению терри­тории;

2) строительство плотин в заливах мо­жет привести:

а) к вторжению морской воды в прес­ные прибрежные колодцы;

б) к затоплению прибрежных террито­рий;

в) к усилению береговой эрозии;

г) к размыванию песчаных отмелей и заполнению песком судоходных русел из-за увеличения амплитуды приливов;

д) к изменению видового разнообразия прибрежных сообществ;

е) к изменению температуры водных масс, к усилению их перемешивания;

ж) к возникновению более мощных ту­манов и морских ветров,

Ветровые электростанции (ВЭС):

1) шумовое загрязнение территории;

2) гибель большого числа птиц;

з) вывод из оборота земельных угодий и др.

Солнечные электростанции (СЭС):

1) необходимы большие площади под установку зеркал и батарей;

2) возможны изменения в тепловом и радиационном балансах.

Геотермальные электростанции (ГеоТЭС):

1) тепловое загрязнение окружающей среды;

2) проблема утилизации использован­ных вод;

3) концентрация сероводорода в атмо­сфере, неблагоприятно сказывающаяся на здоровье людей.

После обсуждения всех вопросов учи­тель предлагает сделать общий вывод по теме семинара. Откорректированный и дополненный учителем, он выглядит при­мерно так:

1. АЭС - электростанции экологически чистые, но небезопасные.

2. ТЭС - электростанции, вызывающие наибольшее загрязнение окружающей среды.

3. ГЭС - электростанции экологически чистые и безопасные, однако их строи­тельство на равнине сопряжено с измене­ниями ландшафта.

4. Нетрадиционные источники получе­ния энергии часто оказывают негативное действие на окружающую среду.

5. Наиболее рациональный путь - ком­бинированное использование источников энергии.

6. При выборе типа электростанций необходима оценка как природных усло­вий, так и предвидение последствий их воздействия на окружающую среду и здо­ровье человека.

Завершается семинар цитатой Джор­джа Драйфуса (см. плакат №2).

Плакат №2

«Если человек хочет жить на этой Земле...то ему придется проявить мудрость при выбо­ре между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которы­ми он управлять не в состоянии».

Джордж Драйфус

Вопросы к семинару:

1. Какие бывают типы электростанций?

2. Что служит топливом на ТЭС?

3. Какое влияние ТЭС оказывают на окружающую среду?

4. Какие существуют пути решения про­блемы загрязнения окружающей среды, связанные с работой ТЭС?

5. На каких реках построены крупней­шие ГЭС в России? Назовите их. Сравните ГЭС и ТЭС по уровню загрязнения окру­жающей среды.

6. Какие последствия имеет строитель­ство ГЭС на равнинных реках? Приведите конкретные примеры.

7. Какими путями можно решить эко­логические проблемы, связанные со стро­ительством и работой ТЭС и ГЭС?

8. С какими проблемами можно столк­нуться при работе АЭС? Оцените фактор риска.

9. Какие доводы приводят в пользу АЭС сторонники развития атомной энер­гетики?

10. Что сказано в законе «Об охране окружающей среды», принятом в России в 1992 г. об экологических требованиях к источникам электроэнергии?

11. Какие виды электростанций отно­сятся к альтернативным?

12. Как обеспечены разные районы мира ветроэнергетическими ресурсами? Где наиболее целесообразно строить вет­ровые электростанции?

13- Можно ли полностью заменить традиционные источники получения энергии альтернативными? Ответ обос­нуйте.

14. В 70-е гг. среди энергетиков мира господствовала идея получения четверти мировой электроэнергии на ПЭС. Почему этого не произошло?

15- Каковы будут последствия строи­тельства ГЭС на реке Нижняя Тунгуска (вы­сота предполагаемой плотины - 200 м)?

16. Какие пути решения проблемы уве­личения выработки электроэнергии вы можете предложить? И др.

Подведение итогов, выставление отметок.

Приложение № 3

Туристический слёт

.Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой

Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленой


Приложение № 4

Неделя экологии в школе.

Первый день начинается линейкой, на которой школьников знакомят с целями, задачами и програм­мой недели. В этот день ребята VП-IХ классов проводят беседы в начальной школе на тему «Как вести себя в природе», «Как ходить к природе в гости», «Правила поведения в природе» и др.

На протяжении всей недели проводит­ся фотоконкурс «Наши младшие друзья» (I-ХI классы), конкурс рефератов о живот­ных и растениях (VI-ХI классы), конкурс экологических листовок (IV-VII классы).

Второй день посвящается экскурсиям в природу и на хозяйственные объекты. Учащиеся IX классов посещают кондитерский цех; VIII классов - ферму; VII, VI классов краеведческий музей; V классов - лес. Одна из целей проводимой рабо­ты - воспитание у ребят бережного отно­шения к природной среде.

На третий день проводятся следую­щие мероприятия: среди учащихся V клас­сов - игра «Экологическое ассорти», VI классов - биолого-географическая игра «Слабое звено», VII классов - КВН «Пер­натые», VIII классов - игра-викторина «Экологический эрудит», IX классов - эколого-экономическая игра «Фермер».

Четвертый день ученики посвящают благоустройству территории школы и города: приводят в порядок памятники природы, заповедные леса и свой микро­район.

Пятый день посвящен экологии души и тела. Шестиклассники и семиклассники под руководством учителей проводят ин­сценированную игру «Курение. Никотин». Перед старшеклассниками (Х-Х1 классы) выступают медицинские работники (врач-нарколог, врач-гинеколог, врач-ди­етолог) и рассказывают о вреде курения, наркомании и алкоголизме. Среди уча­щихся VIII-IX классов психолог школы проводит тренинг «Я - личность», «Умей сказать наркотикам - НЕТ!».

В заключительный день общешкольной экологической недели выступают агитбригады (обучающиеся 1Х-Х1 классов) под девизом «Наша Земля в опасности!»....

Подводятся итоги, вручаются призы и грамоты наиболее активным ребятам.

Приложение № 5

Таблица «Изменение морфометрических показателей растений по годам»


Морфометрические показатели растен растений

2012 год

2013год

2014 год

1. Высота дерева, м

4,43±0,21

4,52±0,51

3,96±0,25

2. Диаметр ствола, см

6,74±0,60

5,83±0,31

5,28±0,65

3. Длина годичного при­роста побега, см

12,88±0,93

11,73±1,24

11,78±1,20

4. Количество листовых пучков на годичном побеге, шт.

17,47±1,31

15,79±1,60

15,76±1,21

5. Длина хвои на годичном приросте побега, см

1,87±0,07

2,03±0,19

2,47±0,68

6. Диаметр годичного при­роста побега, см

0,20±0,009

0,23±0,016

0,20±0,009

7. Масса хвои на годичном приросте, г

0,45±0,10

0,47±0,10

0,19±0,02

8. Масса годичного при­роста побега, г

0,30±0,05

0,36±0,07

0,30±0,07


Приложение №6

Экологическая акция «Мусор на реке!»

Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой



Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой



Приложение № 7

«Озеленение и благоустройство школы и школьного двора»


Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой


Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой



Приложение № 8

Изготовление и размещение кормушек и скворечников»


Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой








Приложение № 9

Конкурс и фестиваль «Эко - плюс»


Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленойПроектная работа Сохраним планету голубой и зеленой


Проектная работа Сохраним планету голубой и зеленой








© 2010-2022