- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по предмету География 7 класс
Рабочая программа по предмету География 7 класс
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толстолугова В.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
24
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № ______
от «____» __________ 20__ г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом от _________ № _____
Директор МБОУ "Щекинская СОШ»
Рыльского района Курской области _____________ Кузичкина Е.П.
Рыльского района Курской области
Рабочая программа
по предмету «География»
7 класс
Учитель: Толстолугова Вера Алексеевна
2 квалификационной категории
с.Щекино
2013 - 2014 уч.год
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
8. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе
-
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
-
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.// Сборник нормативных документов География. М.: «Дрофа», 2008 г.
-
Домогацких Е.М. Программа по географии. 6-10 классы. - М.: Русское слово, 2010.
Данная программа рассчитана на второй год обучения географии (предназначена для учащихся 7 класса), в ней приводится расчасовка тем в календарно-тематическом планировании, пересмотрено содержание примерной программы и отобран материал конкретно для 7 класса.
Цели и задачи курса:
-
создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
-
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
-
воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Задачи программы обучения:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
-
овладение умениями использовать один из языков международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
-
воспитание взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
-
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
-
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В двух частях. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2014
-
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны». 7 класс. В двух частях. - М.: Русское слово, 2014.
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на практические работы - по 5 часов соответственно.
По окончании курса учащиеся получают годовую оценку в соответствии с уровнем усвоения материала.
Учебно-тематический план
№ темы, раздела
Название темы
Количество часов
Тема 1
Планета, на которой мы живём
23
Поверхность Земли
7
Атмосфера - воздушный океан
4
Мировой океан - синяя бездна
5
Геосфера - живой механизм
2
Человек разумный
5
Тема 2
Почва и географическая оболочка
47
Африка - материк коротких теней
11
Австралия - маленький великан
5
Антарктида - холодное сердце
3
Южная Америка - материк чудес
8
Северная Америка - знакомый незнакомец
8
Евразия - музей природы планеты Земля
10
Взаимодействие природы и человека
2
ИТОГО
70
Календарно-тематическое планирование
№
п.п.
Темы уроков
Практические работы
Учащиеся должны
Дата проведения
знать
уметь
План.
Факт
ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ
Мировая суша (1 ч)
1.
Суша в океане.
Обозначение на контурной карте материков, океанов и крупных островов.
Поверхность Земли (6 ч)
2.
Геологическое время.
Знать отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической;
объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.
3.
Строение земной коры.
Составление картосхемы «Литосферные плиты».
4.
Литосферные плиты и современный рельеф.
1. Нахождение на карте устойчивых и подвижных участков земной коры.
2. Определение положения своей местности на литосферной плите.
5.
Платформы и равнины.
1. Нахождение на карте крупных форм рельефа и обозначение их на контурной карте.
2. Выявление взаимосвязей между строением земной коры и рельефом.
6.
Складчатые пояса и горы.
7.
Урок-обобщение по теме: «Литосфера - подвижная твердь».
Атмосфера - воздушный океан (4 ч)
8.
Пояса планеты.
1. Чтение изотерм, определение количества осадков по климатической карте мира.
2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы;
объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.
9.
Воздушные массы и климатические пояса.
Анализ климатограмм для основных типов климата.
10.
Климатообразующие факторы.
Определение действия климатообразующих факторов для Владимирской области.
11
Обобщающий урок
Мировой океан - синяя бездна (5 ч)
12
Мировой океан и его части.
Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана,
приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.
13
Движение вод Мирового океана.
Обозначение в контурных картах холодных и тёплых течений.
14
Органический мир океана.
15
Особенности отдельных океанов.
1. Составление характеристики ГП океана.
2. Составление сравнительной характеристики океанов.
16
Урок-обобщение по теме: «Мировой океан».
Геосфера - живой механизм (2 ч)
17
Географическая оболочка.
Анализ схем круговорота вещества и энергии.
называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; человеческой деятельности.
объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и
18
Зональность географической оболочки.
Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
Человек разумный (5 ч)
19
Освоение Земли человеком.
называть крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы
показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле,
20
Охрана природы.
21
Население Земли.
Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
22
Страны мира.
Характеристика географического положения государства по плану.
23
Урок - обобщение по темам: «Геосфера», «Человек разумный».
МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
Африка - материк коротких теней (10 ч)
24
Географическое положение Африки.
1. Определение координат крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и км.
2. Обучение определению ГП материка.
Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки;
объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географиического положения на особенности природы материка,
карте; описывать «образ» одной из рек континента (по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек.
25
История исследования материка
26
Геологическое строение и рельеф Африки.
1. Обучение описанию рельефа территории и формы рельефа.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
27
Климат Африки.
Составление описаний основных типов климата Африки по климатограммам и климатическим картам.
28
Гидрография Африки.
Составление характеристики реки по плану.
29
Разнообразие природы Африки.
Обучение приёму наложения карт климатической, почвенной, природных зон и др. для составления комплексной характеристики ПЗ.
называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а также особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение;
определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности разме-щения и состав населения; опи-сывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять влияние природы на жизнь людей описывать природный объект, страну (по плану);
30
Население Африки.
Обучение приёму описания населения материка.
31
Регионы Африки: Северная и Западная Африка.
Составление комплексной характеристики государства по плану.
32
Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка.
Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
33
Урок - обобщение по теме: «Африка».
Австралия - маленький великан (5 ч)
34
Географическое положение и история исследования Австралии.
1. Определение координат крайних точек Австралии.
2. Определение протяженности материка с севера на юг и с запада на восток
называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору);
определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.
35
Компоненты природы Австралии.
Определение черт сходства и различия основных компонентов природы Африки и Австралии.
36
Особенности природы Австралии.
называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности.
определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон;
37
Австралийский Союз.
38
Океания.
Антарктида - холодное сердце (3 ч)
39
Географическое положение и история исследования Антарктиды.
называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов;
описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.
40
Особенности природы Антарктиды.
Составление характеристики климата на станции «Восток».
41
Урок-обобщение по темам: «Австралия», «Антарктида».
Южная Америка - материк чудес (8 ч)
42
Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования.
Сравнение ГП Африки и Южной Америки.
называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, природной зоны);
определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать географическое положение континента; рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, объяснять влияние географического положения на особенности природы континента;
особенности рельефа материка как ре-зультат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате особенности питания и режима.
43
Геологическое строение и рельеф Южной Америки.
Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки.
44
Климат Южной Америки.
Составление описаний основных типов климата по климатограммам и климатическим картам.
45
Гидрография Южной Америки.
Составление характеристики реки.
46
Разнообразие природы Южной Америки.
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК материка с использованием карт атласа.
47
Население Южной Америки.
Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.
48
Регионы Южной Америки.
49
Урок - обобщение по теме: «Южная Америка».
Северная Америка - знакомый незнакомец (8 ч)
50
Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследований.
Определение ГП материка.
называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; называть и пока-зывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека;
определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения.
51
Геологическое строение и рельеф Северной Америки.
Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.
52
Климат Северной Америки.
Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Оценка влияния климата на хозяйственную деятельность человека
53
Гидрография Северной Америки.
55
Разнообразие природы Северной Америки.
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК материка.
56
Население Северной Америки.
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
57
Регионы Северной Америки.
58
Урок - обобщение по теме: «Северная Америка».
Евразия - музей природы планеты Земля (10 ч)
59
Географическое положение и история исследования Евразии.
Составление ГП Евразии
называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные эле-менты береговой линии материка; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории
определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности;
60
Геологическое строение и рельеф Евразии.
61
Климат Евразии.
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
62
Гидрография Евразии.
Составление сравнительной характеристики двух рек, находящихся в разных частях материка.
63
Разнообразие природы Евразии.
Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.
64
Население Евразии.
65
Регионы Европы.
Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
66
Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия.
67
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия.
68
Урок - обобщение по теме: «Евразия».
Взаимодействие природы и человека (1 час)
69
Природа и общество.
Выявление связей между компонентами ПК.
называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности
объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы;
70
Итоговый урок за курс 7 класса
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-
Оценивать и прогнозировать:
-
по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
-
изменение климатов Земли;
-
оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
-
основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
-
особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
-
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
-
особенности расового и этнического состава населения;
-
особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
-
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке
3. Применять в процессе учебного познания основные географические понятия
4. Описывать:
-
основные источники географической информации;
-
географическое положение объектов (по карте);
-
по схемам круговороты вещества и энергий;
-
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
-
объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
-
особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
5. Определять (измерять):
-
географическую информацию по картам различного содержания;
-
вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
6. Называть и показывать:
-
важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
-
основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
-
факторы формирования климата;
-
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
-
страны мира, их столицы, крупные города.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы и достижения заявленных результатов используются следующие ресурсы:
-
Основной учебно-методический комплект:
-
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В двух частях. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2014. - 280с и 256 с.
-
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны». 7 класс. В двух частях. - М.: Русское слово, 2014.
-
Оборудование и программы:
-
1 компьютерный стол;
-
1 мультимедийный компьютер;
-
Программы MsWord, MsPowerPoint, Ms Excel;
-
Дополнительные ресурсы:
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
-
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 224 с.
-
Чичерина О.В. ГИА 2010. География: сборник заданий: 9 класс/ О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2010. 416 с.
-
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М.: Дрофа, 1997
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: ВАКО, 2005
-
Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов. Книга для учителя. - М: Издательство «Первое сентября», 2000. - 272 с.
-
Я иду на урок географии: История географических открытий. Книга для учителя. - М: Издательство «Первое сентября», 2000. - 272 с.
-
Крылова О.В. Современный урок географии: Уроки развивающего обучения. 6-7 классы. - М: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
-
Мишняева Е.Ю. Земля и люди. Тетрадь-тренажер. 7 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений/ Е.Ю. Мишняева, О.Г.Котляр, С.В.Банников. - М.: Просвещение, 2008. - 111 с. (Сферы).
-
Материалы сайтов: *«Открытый класс»
*«Педсовет»
*«Первое сентября»
*«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
24