Конспект урока на тему: География почв России. Почвы и урожай

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География почв России. Почвы и урожай (8 класс).

Цели урока: содействовать выявлению закономерностей распространения почв;

- особенность получения знаний об основных типах почв, о почвенной карте;

- создать условия для закрепления основных понятий по теме;

Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

- создать условия для работы с различными источниками географической информации;

- обеспечить развитие речи учащихся;

Помочь осознать значимость изучаемой темы;

- содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.

Ход урока

1.Орг.класса

2.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Актуализация знаний.

1. Что такое почва?

2. По каким признакам различаются плодородные и неплодородные почвы?

3. Что такое перегной или гумус?

4. От чего зависит плодородие почв?

5. Какие мероприятия проводят для увеличения плодородия почв?

6. Механический состав почвы - …

(соотношение различ. По размеру минер. Частиц (песка и глины))

7. В.В. Докучаев - …

(русский ученый почвовед, основатель науки почвоведения, утверждал, что почва отражает взаимосвязь всех компонентов природы)

8. Основные факторы формирования почвы -…

- Проверка факторов почвообразования по схеме.

- Подсчитайте полученное количество баллов.

3.Рассказ У. о закономерности размещения почв России.

Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв на поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшая причина этого - широтное изменение климата.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и преобладанием равнинного рельефа.

В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине (высотная поясность)

- Почвы России разнообразны. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг, подчиняясь закону зональности. Выявим взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

4. Работа с почвенной картой.

- Откройте атласы стр. 18-19. Перед вами карта почвы России.

- В условных обозначениях мы увидим, что цветом показаны типы почв различных природных зон.

- Проследим смену почв на европейской части страны с севера на юг.

1. Острова Северного Ледовитого океана занимают арктические почвы (1а)

2. Побережье Северного Ледовитого океана - тундровые почвы (1б)

3. Южнее мы увидим подзолистые почвы (цифра 4)

4. Двигаемся на юг в зоне смешанного леса в более теплых условиях с достаточным количеством осадков формируются дерново-подзолистые почвы (5)

5. В зоне широколиственных лесов формируются серые лесные почвы (7)

6. Южнее Серых лесных почв можно наблюдать черноземы лесостепей и черноземы степей (это по цифрой 8,9)

7. На юге европейской части страны в условиях крайне сухого и теплого климата формируются почвы каштановые сухих степей и бурые полупустынные (12,13)

- Мы увидели, что при движении с севера на юг изменяются почвы - это зональные типы почв.

- Под влиянием местных природных условий могут формироваться азональные типы почв, например, в долинах рек, днищах балок, в горах.

Это: Луговые почвы, пойменные, болотные, горные, вулканические.

5.Работа в группах «Основные типы почв».

- А теперь наша задача дать краткую характеристику основных типов почв, рассмотреть хозяйственное использование. Работаем с текстом учебника стр. 120-124 и картой в учебнике стр. 122-123

- Эту работу вы проводите в своих группах. Результаты записываем в таблицу.

1 группа - Арктические

2 группа - Тундровые глеевые почвы

3 группа - Подзолистые почвы

4 группа - Серые лесные почвы.

5 группа - Черноземы

6 группа - Бурые полупустынные

Каждая группа выступает перед классом характеризуя тип почв, учащиеся заполняют таблицу,

3. Закрепление изученного материала.

Цифровой диктант:

1. Содержит до 1 % перегноя, малоплодородная, распространена на юге нашей страны.

2. Образуется под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой.

3. Формируется под широколиственными и смешанными лесами.

4. Содержание гумуса достигает 9 %.

5. Характерна карликовость почвенного профиля.

6. Образуется в крайне сухом климате.

7. Содержание гумуса достигает 15 %.

8. Почвенный профиль состоит только из двух горизонтов: перегнойного и глеевого.

9. Почвы полупустынь и пустынь.

10. Характерна заболоченность.

11. Протянулись вдоль арктического побережья России.

12.Почвы лесостепей и степей.

13. При орошении дают высокие урожаи винограда, садовых культур.

14. Формируются под широколиственными лесами Европейской части России.

2) Проверка. За каждый правильный ответ 1 бал.

Ответы:

Бурые полупустынные: 1, 6, 9, 13 Серые лесные: 3, 4, 14

Тундровые глеевые: 5, 8, 10, 11 Черноземы: 2, 7, 12

4. Д/З.



© 2010-2022