- Преподавателю
- География
- Авторская программа элективного курса по географии
Авторская программа элективного курса по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вальвас О.Г. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Авторская программа
Пояснительная записка
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Методический инструментарий
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методический аппарат
Критерии оценивания: Форма элективного курса создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т.е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.
Для развития навыков самооценки желательно использовать различные виды рефлексии. Работая над факультативным курсом «Мой край», я пришла к выводу:
· Оценки за работу учащихся не выставляются, поэтому необходимо разработать способы поощрения учащихся.
· Желательно предлагать список тем творческих работ для выбора;
· Практиковать творческие работы небольшие по объёму. Темы работ должны быть просты, понятны и интересны учащимся;
· Для формирования умения работать над проектом, необходима разработка специального инструктажа.
· Для экономии времени учащихся и учителя творческие работы оформлять на компьютере.
· Наиболее эффектной формой представления работы проектного характера является электронная презентация, созданная в программе Power Point.
· Работы учащихся целесообразно оформлять в двух экземплярах: один учащийся оставляет себе, другой остаётся в школе.
· Для оказания помощи учащимся в работе над проектами учителю необходимо предусмотреть время для консультаций.
· Для поддержания интереса к курсу разнообразить формы занятий с использованием ИКТ, видеофильмов, экскурсии, командные игры-соревнования и т. п.
Презентацию творческих работ проводить в торжественной обстановке в присутствии гостей: учителей, родителей, учащихся других классов с вручением директором школы
Критерии оценивания проекта
Содержание Критерии оценивания итоговой работы:
Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
Соответствие выбранных средств и содержанию работы.
Творческий и аналитический подход к работе.
Критерий 1
Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения максимум - 8 баллов.
Цель не сформулирована, стандартный уровень не достигнут - 0.
Цель определена, но не обозначены пути ее достижения 1-2.
Цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения 3-4.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план достижения 5-6.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом 7-8.
Критерий 2
Полнота использованной информации, разнообразие ее источников максимум - 6 баллов.
Недостигнут стандартный уровень - 0.
Большая часть представленной информации не относится к сути работы 1-2.
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного количества соответствующих источников 3-4.
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников 5-6.
Критерий 3
Соответствие выбранных средств цели и содержанию работы максимум - 6 баллов.
Недостигнут стандартный уровень - 0.
Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства 1-2.
В основном заявленные цели проекта достигнуты, выбранные средства в целом подходящие, но не достаточные 3-4.
Работа целостная, выбранные средства достаточны и использованы уместно и эффективно 5-6.
Критерий 4
Творческий и аналитический подход к работе максимум - 8 баллов.
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта 0.
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода 1-2.
В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа 3-4.
Работа отличается творческим подходом, содержит глубокие размышления с элементами аналитических выводов, но предпринятый анализ недостаточно глубок 5-6.
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 7-8.
Список Интернет-ресурсов
-
http://kos-obl.kmtn.ru/ Информация о Костромском крае на сайте Администрации Костромской области. -
scmen.kmtn.ru/На сайте Гимназии №1: информация о Костромском крае, карта области и районов. Летопись Костромы: история и современность, о памятниках архитектуры, история гимназий, песни о Костроме и пр. kostroma-info.ru/ История Костромского края до ХХ века на сайте Костромского информационно-консалтингового центра [email protected] -
old.kostroma.net/ информация о старой Костроме рассказы, об улицах, домах и людях. -
admgor.kostroma.net/ История Костромы на сайте администрации города. -
kos.orthodoxy.ru/ Сайт Костромской епархии Русской Православной Церкви. Информация о Костромском крае и его святынях, обретении и чудесах чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери. sharya.kosnet.ru/download/file.php?id=1143&enci.ru/ Шарьинский район Костромской области
Список литературы
-
Алилуев А.А. С именем Костромы. С-Петербург, 1995 -
Бекенева, Л.А. Белова, Лебедев В.П., В.В. Рябинин А.Н. География Костромской области. Учебное -
пособие для средней школы. Кострома, 1995
-
Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000 -
Белоцерковский Б.В., Лежнин А.А. Наш родной край. Пособие для учащихся начальных классов. Ярославль, 1965 -
Бочков В. Старая Кострома рассказы об улицах, домах и людях. Кострома, 1997 -
Второе свидание. Глазами краеведов. Ярославль,1974 -
Гущин В.Я. Шарья: историко-экономический очерк. Ярославль. Верхне-Волжское кн. Издательство, 1990г. -
Григоров А.А. Из истории костромского дворянства. Кострома, 1993 -
«Губернский дом». Историко-краеведческий, культурно-просветительский, научно-популярный журнал. 200 лет костромской губернии. № 1/1997 (21) Кострома,1997 -
Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. Москва, 1996 -
Донцов Э.К., Караськов Г.И., Щербинин П.П. Костромская резьба. Гречухин В.А. Деревянные художества. Ярославль, 1991 -
Краева Т.А. Учебное пособие по географии Шарьинского района. Издательство Шарья 2001г. -
Королев Г.Р., Кудряшова К.Ф., Лежнин А.А. География Костромской области. Пособие для учащихся средних школ. Ярославль, 1971 -
Кострома. Историческая энциклопедия под ред. Шустова А.К. Кострома,2002 -
Костромские святыни. Составители Новикова А., Простов Х. Кострома, 2002 -
Костромской край. Составитель Голубев А. А. Москва, 1988 -
Кучин Н. Костромской край: города и веси (географические названия Костромской области). Кострома, 2000 -
Лукомский В.К., Лукомский Г.К. Кострома исторический очерк и описания памятников художественной старины. М, 2002 -
Памятники архитектуры Костромской области, г. Кострома. Вып.1 ч.2 Кострома 1997 -
Памятники архитектуры Костромской области, город Кострома. Вып.1 ч.3 Кострома 1998 -
Памятники архитектуры Костромской области, Костромской район, Красносельский район. Вып.2 Кострома 2000 -
Памятники архитектуры Костромской области, город Галич и Галичский район. Вып.3 Кострома 2001 -
Памятники Архитектуры Костромской области, город Солигалич и Солигаличский район. Вып.4 Кострома 2002 -
Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. №1 1991 -
Природа Костромской области и ее охрана. Ярославль,1987 -
Разумовская И.М. Кострома. Л, 1989 -
Редкие и охраняемые животные Костромской области (материалы к Красной книге области в 2 томах). Кострома, 1998 -
Улицы Костромы. Справочник под редакцией Бочкова В.Н. и Захарова И.Н. Ярославль,1989 -
Смирнова Т.Н. О крестьянских промыслах. Ветужский край, февраль 1992г. -
Статьи из газеты «Ветлужский край». -
Статистические даны. ЦСУ Шарьинского района.
Заключение
Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А.Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний. При написании программы я учитывала специфику регионального курса, которая подразумевает более широкое использование активных форм обучения: в рамках классно - урочной формы - лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы - экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности. Всё вышесказанное позволяет выделить аспекты краеведения, которому присущи следующие черты: - интегративный характер, обеспечивающий формирование у учащихся целостного восприятия региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов; - особое значение воспитательной функции; - выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях предоставлять общественный интерес; - несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала, в сравнении с другими школьными предметами. Представленная исследовательская работа предлагает программу обучения детей не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности не только по направлению «краеведение», но и таким как «география», «экология», «биология», «история». Много можно рассказывать о красотах земли Костромской. Это только малая часть всего многообразия чудесной природы моего края. А рассказ свой я хочу закончить стихами: А. Беляева
Здравствуй, поле льняное
В окоеме берез!
Все здесь сердцу родное,
Все знакомо до слез!
И тропинка лесная,
Что травой заросла,
И изба деревянная с краю
Небольшого села.
Здесь за окнами свито
Столько ласточьих гнезд
Здесь впервые открыты
Мною тысячи звезд…
Приложение №1
Викторина «Путешествие на планету профессий»
Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий.
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование. Карта путешествия, рисунок космического корабля, бумага, фломастеры, ручка с красной пастой. Электрическая лампочка, расческа, поварешка, две катушки ниток с иголкой. Пробирка, термометр, медали, жетоны.
Учитель: « Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся на космическом корабле в путешествие на планету «Профессий», на которой живут различные профессии. Нам как путешественникам, необходимо запастись знаниями об этой планете. Что же обозначает слово «профессия», от которого произошло название планеты?»
( Ответы детей)
«Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
А какие профессии вы знаете?
Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность - служебное положение, место в каком - либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч - это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии также учителями. К путешествию мы готовы. Садимся поудобнее в космический корабль и начинаем отсчет: три, два, один, пуск».
Конкурс №1. «Профессия или должность?»
Мы летим. Внезапно на наш корабль обрушился метеоритный дождь. Что бы его преодолеть нам необходимо, как можно быстрее разложить по двум столбикам листочки с надписями «профессия» и «должность». ( Врач, педагог, директор, строитель, бригадир, повар, заведующая инженер, мастер). Приглашаются для участия в конкуре два учащихся. (Победитель получает жетон). Мы успешно преодолели метеоритный дождь и успешно приземлились на планету «Профессий», где ждет нас много открытий.
Конкурс №2. « Криминалисты».
Мы нашли какие-то вещи. Их необходимо вернуть. Для участия в этом конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовет профессию. На стол можно положить электрическую лампочку - электрик, ручку с красной пастой - учитель, поварешку - повар, расческу - парикмахер, катушку ниток с иголкой - швея, портной, пробирка -лаборант, химик, термометр -врач.
Конкурс № 3 «Профессия на букву».
Приглашаются пять учащихся для участия в этом конкурсе. Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Ребята называют профессии по очереди. Если называется незнакомая большинству участников профессия, необходимо пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (буквы: м н о), (Победитель получает жетон).
Конкурс №4. «Храбрый портной».
Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. (Победитель получает жетон).
Конкурс №5. «Юные поэты».
Приглашаются двое ребят. Им дается слово, к которому нужно подобрать рифму по очереди. Побеждает и получает жетон тот, кто последним подберет рифму. (Например - слово багаж).
Конкурс №6 «Художники».
Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листе бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то «художник» получает жетон.
Игра со зрителями «Самая-самая».
Пока участники конкурса рисуют, зрителям предлагается поиграть.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в большей степени подходят данной характеристике. Учитель называет первую характеристику, а ребята по очереди предлагают свои варианты профессий.
Самая сладкая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия.
Побеждает тот игрок, кто произнесет профессию последним. Ему выдается жетон.
Конкурс №7. «Авиаконструкторы».
Приглашаются две девочки, им предлагается как можно быстрее сделать самолетик из бумаги. Провести испытание самолетов и дать жетон той девочке, чей самолет полетит дальше.
Конкурс №8. «Медики».
Приглашаются два участника. Необходимо как можно скорее и правильно сделать перевязку условной раны. Победитель получает жетон.
Конкурс №9. «Актерское мастерство».
Приглашаются несколько человек, и каждый показывает пантомиму, какой либо профессии, но необходимо заранее сказать педагогу, что это за профессия, и так чтобы, зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то «актер» получает жетон.
Конкурс №10. «Исследователи».
Для участия в этом конкурсе приглашаются трое ребят. Каждый выбирает любимую профессию и записывает на доске, чтобы зрители видели название. Игрокам предлагается по очереди называть по одному предмету, принадлежащему представителю именно его профессии. Выбывает из игры тот, кто затрудняется назвать предмет. Победитель получает жетон.
Игра со зрителями.
Загадки (За правильный ответ-жетон.)
1. Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем,
Все выше, выше новый дом. (Каменщик)
2. Топором, рубанком
Выстругал он планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (Плотник)
3. Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук -
Тоже дело его рук. (Сапожник)
4. На работе день за днем
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
5. Кто по рельсам - по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист)
6. Любит он цветы сажать,
Их растить и поливать. (Цветовод)
7. В небе высоко летает,
Облака он разгоняет. (Летчик)
8. Лечит он собак и кошек,
Попугаев, обезьян. (Ветеринар)
Учитель. Вот и завершилось наше путешествие по планете «Профессий». Многие ребята показали хорошие знания различных профессий. Пора возвращаться на Землю и подвести итоги нашего путешествия. И так, мы дома, светит солнце, настроение прекрасное. Подсчитаем свои жетоны и определим победителей. Они получают медали «Знаток профессий» 1, 2, 3 степени, а участники - поощрительные призы.
Приложение№2
Практические исследования рек в районе и техника безопасности во время экскурсии.
Проведение измерений на объектах
Определение глубины русла.
1.Выбрать удобный берег, с возможностью перехода через реку.
2.Установить на противоположных берегах шесты и натянуть через русло шнур.
3.Войти в воду и сделать промеры глубины через 30,40,50 см.
4.Записать в таблицу.
Определение ширины русла.
1.Выбрать удобный берег, с возможностью перехода через реку.
2.Установить на противоположных берегах шесты и натянуть через русло шнур.
3.С помощью рулетки измерить ширину русла.
4.Записать в таблицу.
Определение скорости течения.
1.Выбрать прямолинейный участок русла реки длиной 8-10 м.
2.Определить верхний (пусковой) створ и нижний.
3.Распределить членов группы на створы и выше пускового створа.
4.По команду запустить поплавок. Стоящие на створе записывают время прохождения поплавка.
5.Повторить 3-4 раза.
6.Данные записать в таблицу.
7.Определить скорость течения по формуле V=S/V.
Проведение экспресс-анализа
Экспресс - определение запаха воды.
Оборудование: пробирка, пробка.
1.Выбрать удобный участок берега для спуска к воде.
2.Пробирку наполнить на 3/4 объема.
3.Закрыть пробирку пробкой и несколько раз встряхнуть.
4.Убрать пробку и сразу понюхать.
5.Определить запах по интенсивности, используя следующую шкалу:
а) характер выражается описательно: без запаха; сероводородный; гнилостный; аммиака
б) интенсивность запаха определяется по шкале: нет; очень слабый; заметный; отчетливый; очень сильный.
6.Данные записать в дневник.
Экспресс - определение мутности воды.
Оборудование: пробирка, черная бумага.
1.Выбрать удобный участок берега для спуска к воде.
2.Наполнить пробирку водой доверху.
3.Поднести пробирку на черную бумагу и, глядя сверху, определить степень мутности, пользуясь следующей шкалой: прозрачная, мутная, очень мутная.
4.Занести данные в дневник.
Экспресс-определение цвета воды.
Оборудование: пробирка, белый лист бумаги или картона, фильтры.
1.Выбрать удобный участок берега для спуска к воде.
2.Если вода не прозрачная, то ее нужно отфильтровать.
3.Пробирку ставят на белый фон и рассматривают сверху.
4.Делают оценку цветности, используя шкалу: нет окрашивания, слабо желтоватое, очень слабо желтоватое, желтоватое , светло-желтое , желтое , интенсивно желтое.
5.Данные записать в дневник. Правила поведения на водоемах
Правила техники безопасности при проведении работ на реках.
1.Отбор воды, водного грунта производится с берега, перекладин мостов, со льда или плавающих средств.
2.Лица, производящие отбор проб, должны уметь плавать, знать меры первой помощи при несчастных случаях.
3.Работа на водных объектах в одиночку ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4.При работе с лодки необходимо груз в ней сосредотачивать на середине лодки. Нельзя становится на борт лодки, делать резкие движения.
Нельзя выходить на лодке при сильном дожде, сильном ветре, тумане, в темное время суток.
5.Нельзя подходить к краю размытого берега, заходить в пойму с заболоченными участками.
6.При переходе с одного берега на другой, нужно обязательно создать переправу и страховку.
7.Если река неглубокая, течение спокойное, дно твердое, можно войти в воду для проведения морфометрических измерений (глубина русла, ширина русла), для изучения водной растительности, для взятия проб воды
8.Осенью весной работа на льду КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА.
Приложение№3
Составление и оформление экономико-географической характеристики предприятия, на основе материалов, полученных на экскурсии.
План
1.Географическое положение.
2.Специализация предприятия.
3.Структура
4.Производственно-территориальные связи.
5.Транспортные условия.
6.Основные профессии и профессиональный состав работников.
7.Вывод о принципе размещения предприятия.
8.Мероприятия по охране природы.
9.Перспективы развития производства.
10.Выступления учащихся: защита творческих работ.
Приложение№4
Интеллектуальная игра «Природа нашего края».
Цель игры:
-
Привести в систему знания ребят о природе своего края -
Привитие навыков групповой и индивидуальной работы.
Задачи:
-
Развитие любознательности и познавательного интереса у учащихся;
Показать хрупкость и беззащитность природы, прививая чувство сопереживание всему живому;
-
Развитие творческого и репродуктивного воображения.
Ход игры
Учитель: Ребята! Сегодня в нашей игре попробуют силы две команды.
Поговорим мы сегодня обо всем, что касается природы края.
Представление членов жюри, представление команд.
Начнем мы игру с разминки.
-
След, какого хищного зверя похож на след человека? -
Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца?
-
Какое дерево используют для изготовления лыж?
-
Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
-
Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? -
Какое травянистое растение зацветает первым?
Экологические загадки
Каждая команда получает по 2 вопроса.
-
Наблюдая за птицами в природе, можно отметить, что самцы окрашены гораздо ярче самок. Как вы думаете почему? -
Как известно, кукушка не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей? -
Известно, что птица клест не боится морозов и даже птенцов выводит в холода. Почему она так поступает? -
Почему крота нельзя погладить «по шерсти»? -
Какую птицу со времен древних греков считают символом мудрости и познания?
6.За что клеста называют «северным попугайчиком»
1.Задание.
Впишите в таблицу 5 птиц, у которых вторая и четвертая буквы «О».
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
Ответы: ворон, сорока, воробей, поморник, поползень.
2.Задание. « Таинственное существо».
Я - существо, оставляющее за собой мокрый, липучий, скользкий след.
Он помогает мне передвигаться по земле. Кто я? Можешь ли ты найти, где я живу?
А я - существо, которое любит жить во влажных или мокрых местах. У меня много ног и я дышу жабрами. Определи и меня!
3.Задание. Объедините в пары слова из двух столбиков, обдумав возможные связи между организмами:
^ Подведение итогов.
Приложение№5
Экскурсионная работа по изучению оврага
Тема: «Изучение оврага»
Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.
Оборудование:
1.компас, школьный эклиметр, школьный нивелир
2.колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.
Ход экскурсии.
При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.
Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.
Остановка № 1. Определение частей оврага.
Примерное распределение заданий
1-я группа
Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.
Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье).
Определите количество отвершков и где их больше (с какой стороны оврага).
Сделайте рисунок оврага.
2-я группа
Измерьте длину оврага шагами.
Измерьте длину одного из отвершков.
Определите крутизну склонов: а) у вершины; б)в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:
Вершина - ...
Средняя часть - ...
Устье - ...
Определить характер склонов (поросших травой, кустарником, деревьями; обнаженные).
3-я группа
Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого:
а) возьмите травинку на вытянутые руки;
б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага;
в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам;
д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами;
е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.
Определите стадию развития оврага; если овраг растущий - меры по приостановлению его роста.
4 группа
Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного крупного отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке:
а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении;
б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой;
в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону;
д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу:
е) для определения глубины сложите все превышения точек.
Примечание
Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) - 10 см (лоб), т.е. h - 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа делает отсчет о проделанной работе.
Информация для учителя
При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.
Овраг - это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 - 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.
Рисунок 4. Общий вид оврага.
Причинами образования оврага являются:
а) наличие уклонов на земной поверхности;
б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;
в) отсутствие растительного покрова.
Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона.
Выделяют следующие стадии развития оврага:
Промоина - след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага - рытвину.
Рытвина - след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность.
Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы.
Зрелый овраг - прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.
Старый овраг - балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400.
Лог - старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью.
На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.
После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов.
1) муравьи
А) деревья
2) грибы
Б) актинии
3) заяц
В) лиса
4) рак-отшельник
Г) тли
5) трутовик
Д) картофель
6) колорадский жук
Е) деревья
7) горох
Ж) травянистые растения